РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июля 2019 года г. Донской
Донской городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Пасечниковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеенковой Е.В.,
с участием
представителя истца Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» Корнеева А.Ю., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-814/2019 по иску Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» к Брысиной Наталье Николаевне о взыскании излишне полученных сумм,
установил:
ПредставительГосударственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» филиал отдел социальной защиты населения по г. Донскому обратился в суд с исковым заявлением к Брысиной Н.Н. о взыскании излишне полученных сумм социального характера.
Просит взыскать с Брысиной Н.Н. в пользу ГУ ТО УСЗН Тульской области незаконно полученные суммы: ежемесячной денежной выплаты на ребенка в Тульской области в размере 90252,85 руб. за период с 08.12.2017 по 30.09.2018; ежемесячного пособия на детей в размере 16116,79 руб. за период с 01.07.2017 по 30.10.2018.
В обоснование заявленных требований указал, что Брысина Н.Н., зарегистрирована по <адрес> являласьв период с 08.12.2017 по 30.09.2018получателем ежемесячной денежной выплаты на ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,на основании Закона Тульской области от 16.07.2012 № 1802-ЗТО «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей, в Тульской обрасти» ив период с 01.07.2017 по 30.10.2018 получателем ежемесячного пособия на детей:ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения на основании Закона Тульской области от 28.12.2004 № 492-ЗТО «О ежемесячном пособии на ребенка в Тульской области».
Отмечает, что в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Тульской области от 16.07.2012 № 1802-ЗТО «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей, в Тульской обрасти» одним из критериев назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка имеют семьи, отвечающие среднедушевой доход семьи за три календарных месяца, предшествующих месяцу обращения, не превышающий трехкратный размер величины прожиточного минимума на душу населения в области, установленной на дату поступления обращения.
Согласно ст. 2 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 492-ЗТО «О ежемесячном пособии на ребенка в Тульской области» право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на обучающегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения.
Отмечает, что величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по Тульской области за третий квартал 2017 года на основании одноименного Постановления правительства Тульской области от 3010.2017 № 501 составила 9498 руб.
Утверждает, что с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка -ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ответчик Брысина Н.Н. обратилась 18.01.2018.
В тот же день ответчик Брысина Н.Н. обратилась и за назначением ежемесячного пособия на детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
По результату рассмотрения данных заявлений истцом ежемесячная денежная выплата ответчику была назначена с 08.12.2017 и ежемесячное пособие на детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, было назначено с ДД.ММ.ГГГГ, на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 01.12.2017.
Отмечают, что по итогам проверки ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» решения отдела г.ДонскогоГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» об обоснованности выплаты ежемесячной денежной выплаты на ребенка в Тульской области и ежемесячного пособия на детей было установлено, что данные выплаты назначены Брысиной Н.Н. неправильно, поскольку из представленных ею документов следует, что среднедушевой доход семьи превышает установленный законодательством критерий нуждаемости, что послужило основанием для принятия решения о прекращении данных выплат. Выплата ежемесячной денежной выплаты на ребенка в Тульской области на ФИО1 прекращена с 01.10.2018, выплата ежемесячного пособия на троих детей прекращена с 01.11.2018.
Утверждает, что спорные суммы ежемесячной денежной выплата на ребенка в Тульской области и ежемесячного пособия на детей получены Брысиной Н.Н.без законных на то оснований.
Так, к заявлению от 18.01.2018 Брысиной Н.Н. был предоставлен пакет документов, в том числе налоговая декларация супруга ФИО4 по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогооблажения за 2017 год, согласно сведениям которой доход семьи за период с 01.10.2017 по 31.12.2017 составил 926592 руб., а среднедушевой доход семьи соответственно составил 64225,35 руб.
Отмечают, что специалистом ФИО5, при назначении выплат, в расчет среднедушевого дохода семьи была учтена сумма налога, подлежащая доплате за налоговый период, которая составила 55596,0 руб.
Утверждают, что Брысина Н.Н. не законно получала и распоряжалась ежемесячной денежной выплатой на ребенка в Тульской области с 08.12.2017, ежемесячным пособием на детей с 01.07.2017.
Отмечает, что 06.05.2019 истцом в адрес ответчика Брысиной Н.Н. направлено уведомление с предложением добровольно погасить переплату в сумме 106369,64 руб., что ответчиком не сделано.
Представитель истца Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» Корнеев А.Ю. в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил удовлетворить в полном объеме, по доводам, изложенным в иске.
Ответчик Брысина Н.Н., будучи своевременно и надлежащим образом уведомленной о дне и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась,ходатайствовала рассмотреть дело в ее отсутствие, в предыдущем судебном заседании исковые требования не признала, ссылаясь на то, что представила достоверные документы, оценку которым должны были дать специалисты Отдела г.ДонскогоГосударственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области». Не усматривает своей вины в получении назначенных ей ежемесячных пособий.
Исходя из положений ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Суд, выслушав мнение представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковое заявление Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» к Брысиной Н. Н. о взыскании излишне полученных сумм социального характера подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что 18.01.2018 Брысина Н.Н. обратилась в отдел социальной защиты населения по г. Донской ГУ ТО УСЗН Тульской области с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки :
- ежемесячной денежной выплаты на ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,на основании Закона Тульской области от 16.07.2012 № 1802-ЗТО «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей, в Тульской обрасти»;
- ежемесячного пособия на детей:ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения на основании Закона Тульской области от 28.12.2004 № 492-ЗТО «О ежемесячном пособии на ребенка в Тульской области».
В подтверждение наличия права на получение вышеуказанных пособий Брысиной Н.Н. представила документы: копию паспорта заявителя, справку о составе семьи, копию трудовой книжки, копию свидетельства о рождении ребенка, копию свидетельства о браке, справки о доходах семьи, копии пенсионных страховых свидетельств, удостоверение многодетной семьи
Брысина Н.Н. была предупреждена об ответственности за достоверность представленных ею сведений, а также документов, в которых они содержаться, и дала согласие на их проверку органами социальной защиты населения, предупреждена о необходимости в течение 10 дней сообщить об изменениях материального положения ее семьи и прочих обстоятельствах, влекущих прекращение предоставления мер социальной поддержки, о чем свидетельствует ее подпись в заявлении.
Согласно протоколу - распоряжениюГУ ТО УСЗН Тульской области (г.Донской) от 23.01.2018 № Брысиной Н.Н. назначено в соответствии с Законом Тульской области № 1802-ЗТО от 16.07.2012 «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей, в Тульской области» пособие – ежемесячная денежная выплата на ребенка ФИО1.
Согласно протоколу - распоряжениюГУ ТО УСЗН Тульской области (г.Донской) от 23.01.2018 № Брысиной Н.Н. назначено в соответствии с Законом Тульской области № 429-ЗТО от 28.12.2004 «О ежемесячном пособии на ребенка в Тульской области» пособие – ежемесячное пособие на ребенка ФИО3, ФИО2 и ФИО1.
По результатам расчета среднедушевого дохода семьи ответчика Брысиной Н.Н., дающего право на получении Ежемесячной денежной выплаты на ребенка (Закон № 1802-ЗТО) от 23.01.2018, произведенного ГУ ТО УСЗН Тульской области (г.Донской), доход семьи Брысиной Н.Н. за период с 01.10.2017 по 31.12.2017 составил 6158, 95 руб. в месяц на человека.
Также согласно расчету среднедушевого дохода, дающего право на получение Ежемесячной денежной выплаты на ребенка (Закон № 1802-ЗТО) от 17.03.2018, произведенного ГУ ТО УСЗН Тульской области (г.Донской), доход семьи Брысиной Н.Н. за период с 01.10.2017 по 31.12.2017 составил 64225,35 руб. в месяц на человека.
Вместе с тем, в силу положений п. 2 ст. 1 Закона Тульской области от 16.07.2012 № 1802-ЗТО «О дополнительной мере социальной поддержки семей, имеющих детей, в Тульской обрасти» право на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка имеют семьи, отвечающие следующим условиям:
1) в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка и (или) последующих детей;
2) один из родителей в которой является гражданином Российской Федерации и постоянно проживает на территории области;
3) среднедушевой доход семьи за три календарных месяца, предшествующих месяцу обращения, не превышает трехкратный размер величины прожиточного минимума на душу населения в области, установленной на дату поступления обращения.
Согласно ст. 2 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 492-ЗТО «О ежемесячном пособии на ребенка в Тульской области» право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на обучающегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения.
Согласно Постановлению правительства Тульской области от 30.10.2017 № 501 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по Тульской области за третий квартал 2017 года» величина прожиточного минимума на душу населения составила 9498 руб., постановлению от 29.01.2018 № 37 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по Тульской области за четвертый квартал 2017 года» величина прожиточного минимума на душу населения составила 9065 руб.
Как пояснила в судебном заседании представитель истца по доверенности Корнеев А.Ю. в марте 2019 года при повторной проверки документов Брысиной Н.Н., выяснилось, что основания для назначения ей вышеуказанных ежемесячных выплаты и пособий отсутствовали.
Согласно налоговой декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогооблажения, за 2017 год, супруга ФИО4, доход семьи за период с 01.10.2017 по 31.12.2017 составил 926592 руб., среднедушевой доход семьи составил 64225,35 руб.
Распоряжением от 12 марта 2019 года ГУ ТО УСЗН Тульской области (г. Донской), Брысиной Н.Н. прекращена выплата ежемесячного пособия на детей в Тульской области и прекращена ежемесячная денежная выплата на ребенка в связи с отсутствием права на ее получение.
Уведомлением № от 06.05.2019 Брысина Н.Н. уведомлена о необходимости возвратить в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» переплату сумм ежемесячной денежной выплаты на ребенка в Тульской области в размере 90252,85 руб. и ежемесячного пособия на детей в размере 16116,79 руб. в добровольном порядке в течение 30 календарных дней с момента получения настоящего уведомления, в противном случае ГК ТО УСЗН Тульской области будет вынуждено обратиться в суд.
Данное требование ответчиком в добровольном порядке исполнено не было.
За период с 08.12.2017 по 30.09.2018 ГУ ТО «Управлением социальной защиты населения Тульской области» перечислило Бысиной Н.Н. ежемесячную денежную выплату на ребенка в Тульской области в сумме 90252,85 руб. и за период с 01.07.2017 по 30.10.2018 перечислило Брысиной Н.Н. ежемесячное пособие на детей в размере 161116,79 руб.
Указанное обстоятельство не оспаривалось ответчиком и подтверждено справкой о выплаченных суммах пособий.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Пунктом 3 ст. 1109 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Как разъяснено в Постановлении Пленума ВС РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» согласно п. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу п. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Под недобросовестностью понимается прежде всего противоправные действия или бездействие участников правоотношений. Недобросовестными могут быть признаны граждане, которые, совершая противоправные действия или бездействие, знали или должны были знать о характере этих действий этих последствиях.
Суд установил, что для предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка и ежемесячного денежного пособия на детей Брысина Н.Н. лично обратилась с заявлением в отдел социальной защиты населения по г. Донскому ГУ ТО УСЗН ТО, достоверно зная, что доход ее семьи за период с 01.10.2017 по 31.12.2017 составил 926592 руб.( 2214577-1287985), среднедушевой доход семьи составил 64225,35 руб. (926592 +(12262,74х3) \3\5), то есть, не имея законных оснований на выплату.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что назначение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в Тульской области и ежемесячного пособия на детей Брыскиной Н.Н. было назначено по ее личному заявлению, а назначение выплат носит заявительный характер.
Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» как орган, выступающий в защиту интересов государства, освобожден от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, в силу ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика Брыскиной Н.Н. не освобожденной от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3327 рублей 40 коп., которая в соответствии со ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ подлежит зачислению в бюджет муниципального образования город Донской.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Государственного учреждения Тульской области «Упрвление социальной защиты населения Тульской области» к Брысиной Наталье Николаевне о взыскании излишне полученных сумм- ежемесячной денежной выплаты на ребенка в Тульской области и ежемесячного пособия на детей, удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Брысиной Натальи Николаевны в пользу Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» излишне полученные суммы ежемесячной денежной выплаты на ребенка в Тульской области в размере 9025285 руб. за период с 08.12.2017 по 30.09.2018 и ежемесячного пособия на детей в размере 16116,79 руб. за период с 01.07.2017 по 30.10.2018.
Взыскать с Брысиной Н.Н. в бюджет муниципального образования город Донской государственную пошлину в размере 3327,40 руб.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Донской городской суд Тульской области в течение одного месяца.
Мотивированное решение изготовлено 3 августа 2019 г.
Судья Е.В. Пасечникова