Дело № 2-11/2014
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
12 февраля 2014 года
Юрлинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Дереглазовой Н.Н.,
при секретаре Катаевой Е.А.,
с участием истца Сергеева А.Л.,
представителя ответчика - отдела Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Юрлинском районе Пермского края – Митрофановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по иску Сергеева Афонасия Леонидовича к отделу Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Юрлинском районе Пермского края о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и о включении в стаж, дающий ему такое право, периодов, исключённых решением отдела Пенсионного фонда при исчислении специального стажа,
у с т а н о в и л:
Сергеев А.Л. поставил на разрешение суда требование о включении в его специальный стаж периодов с 24 октября 1983 года по 31 марта 1994 года (отработанного на погрузке леса на тракторе ДТ-75) и с 1 апреля 1994 года по 29 апреля 1997 года (отработанного трактористом трактора ТТ-4), указывая следующее.
Решением комиссии отдела Пенсионного фонда от 4 декабря 2013 года ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Истец не согласен с данным решением, поскольку в исключённые периоды занимался погрузкой леса.
В судебном заседании Сергеев А.Л. заявил о поддержании иска и необходимости назначения ему трудовой пенсии по старости досрочно, начиная с 26 ноября 2013 года, пояснил, что в спорные периоды работал в Юрлинском межколхозном (межхозяйственном) лесхозе, в числе основных видов деятельности которого была заготовка древесины, начиная от подготовки делянки до переработки леса.
Трактор ДТ-75 представлял собой челюстник, изготовленный на базе дизельного трактора за счёт приваривания клыков, на котором истец производил в делянках погрузку леса на лесовозы, аналогичную работу выполнял и на тракторе ТТ-4.
Представитель ответчика Митрофанова Е.А. заявила о непризнании иска ответчиком, прежде всего, в связи с отсутствием документальных данных о месте выполнения Сергеевым А.Л. работы.
Из возражений отдела Пенсионного фонда следует, что определить, осуществлял ли лесхоз единый технологический процесс лесозаготовок, невозможно. Истец в спорные периоды работал в качестве тракториста на погрузке леса, а Списком № 273 право на льготную пенсию предусмотрено только для трактористов, занятых на подготовке лесосек, трелёвке и вывозке леса. По Списку № 2 1956 года льготной является работа трактористов на трелёвке и вывозке леса. Из чего следует, что особую роль в указанной профессии имеет уточнение занятости.
Списком № 273 предусмотрены машинисты-крановщики, занятые на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах. Поэтому работа в качестве тракториста на погрузке леса может быть засчитана в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, при условии документального подтверждения занятости на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах, учитывая, что наименование профессии можно рассматривать как аналогичное наименованию машиниста-крановщика.
Заслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Сергеев А.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 26 ноября 2013 года обратился в отдел Пенсионного фонда с заявлением о назначении пенсии досрочно.
Согласно решению от 4 декабря 2013 года в удовлетворении заявления отказано в связи с исключением из льготного стажа периодов со 2 марта 1983 года по 13 марта 1983 года (отработанного слесарем 3 разряда), с 14 марта 1983 года по 23 октября 1983 года (отработанного трактористом на тракторе Т-74), с 24 октября 1983 года по 31 марта 1994 года (отработанного на погрузчике леса ДТ-75), с 1 апреля 1994 года по 29 апреля 1997 года (отработанного трактористом трактора ТТ-4).
Решено: отказать Сергееву А.Л. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости с 26 ноября 2013 года как лицу, не доказавшему по п.п.7 п.1 ст.27 ФЗ № 173 работу не менее 12 лет и 6 месяцев в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования.
Наличие специального стажа у Сергеева А.Л. не установлено.
Страховой стаж истца на момент обращения в отдел Пенсионного составил 26 лет 11 месяцев 10 дней.
Приведённые данные следуют из паспорта истца, протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, возражений на исковое заявление.
Истцом заявлено: о праве на досрочную пенсию в связи с осуществлением работы с тяжёлыми условиями труда; о праве на досрочную пенсию в связи с осуществлением работы с особыми условиями труда; о включении в специальный стаж периодов с 24 октября 1983 года по 31 марта 1994 года, с 1 апреля 1994 года по 29 апреля 1997 года.
Согласно ч.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего закона, следующим лицам:
п.п.2 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст.7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;
п.п.7 мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Подпунктом «б» п.1 Постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжёлыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, утверждённый Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, который раздела «Лесозаготовки» не содержит.
При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённым Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
Спорные периоды, заявленные истцом, частично протекали до 1 января 1992 года, и при условии выполнения работы, соответствующей Спискам, могли быть включены в стаж работы с тяжёлыми условиями труда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 N 273 утверждён Список профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "ж" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Данный Список предусматривает профессию "машинисты-крановщики, занятые на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах".
Список № 2, действовавший до 1 января 1992, включает наименование должности "машинисты-крановщики на погрузке лесоматериалов на лесовозных дорогах".
Тождество профессий, обозначенных в обоих Списках, установлено Постановлением Минтруда РФ от 1 апреля 2003 года № 15.
Из анализа указанных норм права следует, что право на пенсию возникает только с учётом конкретного места работы заявителя. Верхним именуется склад, расположенный на лесосеке у начала лесовозной дороги, а промежуточным - склад, расположенный вдоль лесовозной дороги и предназначенный для размещения запаса древесины. Технологический процесс лесозаготовки заканчивается вывозкой леса по лесовозным дорогам на нижние склады и погрузочные пункты, откуда производится его отправка потребителю, в частности на деревообрабатывающие предприятия. Нижними именуются склады, расположенные в пункте примыкания лесовозной дороги к пунктам общего пользования.
По данным трудовой книжки с 24 октября 1983 года Сергеев А.Л., работавший в Юрлинском межколхозном (межхозяйственном) лесхозе, «переведён с трактора Т-74 на погрузчик леса ДТ-75» и работал в названном качестве по 31 марта 1994 года. Таким образом, буквально наименование должности, обозначенной в трудовой книжке, не соответствует наименованию должности, дающей, в соответствии со Списками, право на назначение пенсии на льготных условиях.
Сергеевым А.Л. заявлено, что фактически в обозначенный период времени он работал на челюстном погрузчике (тракторе ДТ-75 с приваренными клыками) на верхнем складе Юрлинского межхозяйственного лесхоза, занимался погрузкой леса (хлыстов и сортимента) на лесовозы.
Аналогичные сведения представлены заслушанными в качестве свидетелей ФИО1 (инженером-механиком Юрлинского межхозяйственного лесхоза с 17 июля 1990 года по 11 июля 1996 года), ФИО4 (мастером леса, трактористом Юрлинского межхозяйственного лесхоза с 26 ноября 1985 года по 28 июня 1999 года), ФИО5 (лесником, вальщиком Юрлинского межхозяйственного лесхоза с 1 сентября 1986 года по 8 февраля 1993 года).
Суд находит представленную информацию отвечающей требованиям достоверности и допустимости в связи со следующим.
Согласно архивной справке от 12 сентября 2013 года № 361, представленной архивным отделом администрации Юрлинского муниципального района, Сергеев А.Л., начиная с 24 октября 1983 года, выполнял работу тракториста на погрузке леса на тракторе ДТ-75. Приказом от 11 марта 1986 года № 24 он был поощрён премией за обеспечение выполнения наряда заданий за февраль на вывозке леса на 143, 7 %. Поощрения истца за обеспечение сверхпланового выполнения заданий по вывозке леса имели место 3 июля 1986 года (приказ от 3 июля 1986 года №83) и 11 июля 1986 года (приказ № 89).
Свидетель ФИО2, начавший работу в Юрлинском межхозяйственном лесхозе с 1978 года в качестве главного лесничего и завершивший её в 1994 году в должности директора, отметил, что Сергеев А.Л. всю трудовую деятельность проработал в лесу на погрузке лесоматериалов на лесовозы, в том числе, на изготовленном на базе дизельного трактора погрузчике ДТ-75, который вначале из-за отсутствия, а в дальнейшем из-за нехватки специальной техники заменял челюстник. Отличие заключалось в том, что работа на ДТ-75 была опасней. Истец имел соответствующий допуск.
Допрошенным в качестве свидетеля ФИО3 (с 8 сентября 1960 года по 12 мая 2000 года поэтапно осуществлявшим работу мастера лесозаготовок, технорука, начальника производственного отдела, заместителя директора лесопункта) указано, что сельскохозяйственный дизельный трактор ДТ-75 модифицировался под челюстник (погрузчик) за счёт приваривания клыков и использовался как погрузчик хлыстов и сортимента. На таком тракторе могли работать только имеющие специальный доступ трактористы-машинисты. В рассматриваемые годы был жесткий контроль за охраной труда, и без соответствующего удостоверения допуск к погрузке был невозможен.
Из удостоверения тракториста-машиниста, выданного на имя Сергеева А.Л., следует, что допуск на управление тракторами с колёсным и гусеничным ходом, аппаратами, машинами, агрегатируемыми с этими тракторами, комбайнами и на вождение транспортных тракторов было получено им 15 апреля 1975 года.
С учётом документального подтверждения (архивной справкой, удостоверением, трудовой книжкой) характера работы Сергеева А.Л. (особенностей условий осуществления трудовой функции) суд находит доказанным факт осуществления истцом в период с 24 октября 1983 года по 31 марта 1994 года работы машиниста-крановщика на погрузке лесоматериалов на лесовозных дорогах.
В пользу вывода суда свидетельствует и то, что тип работ, выполнявшихся в спорный период Сергеевым А.Л., соответствует характеристике работ машиниста-крановщика, отражённой в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, утверждённом Постановлением Минтруда и соцразвития Российской Федерации 29 августа 2001 N 65, согласно которой машинист-крановщик, в числе прочего, осуществляет управление погрузочными машинами или кранами всех типов, самоходными погрузчиками различных систем, смонтированными на базе тракторов, при подтаскивании, погрузке на лесовозный транспорт.
В соответствии с Примечанием к Списку, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года № 273, приведённый в нём перечень профессий и должностей распространяется на работников, занятых в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчинённости.
Утверждение ответчика об отсутствии данных об осуществлении предприятием-работодателем единого технологического процесса заготовки леса в полной мере опровергнуто: исторической справкой, заверенной заведующей архивным отделом администрации Юрлинского муниципального района, с данными об осуществлении межхозяйственным лесхозом ведения лесного хозяйства, производства строительных материалов; краткой характеристикой предприятия, представленной ответчиком с данными о проведении, в числе прочего, лесозаготовки; показаниями свидетелей ФИО2, ФИО3, указавших на проведение Юрлинским межхозяйственным лесхозом в лесах сельскохозяйственного назначения единого технологического процесса заготовки леса включающего подготовку к валке леса, валку леса, его трелёвку (подвозку и вывозку) с лесосек к промежуточным складам, вывозку на нижние склады или погрузочные пункты для отправки потребителю.
С учётом выше приведённых положений Списка № 2, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173, зачёту в стаж работы с тяжёлыми условиями труда подлежит период работы Сергеева А.Л. с 24 октября 1983 года по 31 декабря 1991 года, за исключением прогулов с 11 июня 1991 года по 16 июня 1991 года, который составляет 8 лет 2 месяца 3 дня, что в соответствии с абзацем 2 п.2 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» даёт истцу право на уменьшение возраста, предусмотренного ст.7 названного закона, на 1 год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы, то есть, всего на 3 года.
Включению в стаж работы истца с особыми условиями труда (п.п.7 п.1 ст.27 Федерального законы «О трудовых пенсиях в РФ») подлежит период с 1 января 1992 года по 31 марта 1994 года.
Оснований для включения в стаж работы Сергеева А.Л. с особыми условиями труда промежутка с 1 апреля 1994 года по 29 апреля 1997 года суд не находит в связи со следующим.
Из трудовой книжки следует, что в обозначенный период истец выполнял работу тракториста трактора ТТ-4.
Архивная справка № 361 от 12 сентября 2013 года содержит данные о том, что приказом от 27 января 1995 года № 4-ок предписано ежемесячно производить доплаты трактористу Сергееву А.Л. «на подвозке круглого леса к пилораме и разгрузке леса».
Таким образом, документальными данными задействованность истца на льготной работе в спорный период не подтверждена.
Свидетели ФИО4, ФИО5, ФИО2 заявили о выполнении Сергеевым А.Л. в исследуемый промежуток времени работы на погрузке леса на верхнем складе.
Из части 3 ст.13 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» следует, что характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Статьёй 60 ГПК РФ установлено, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Изложенное исключает возможность принятия показаний свидетелей в качестве допустимого доказательства характера работы (её выполнения в определённом месте) при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии.
С учётом приведённого выше право на трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 7 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» у Сергеева А.Л. не возникло.
Основания для суммирования (в соответствии с п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516) периода работы с тяжёлыми условиями труда с периодом работы с особыми условиями труда, используемого при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», отсутствуют в связи с тем, что специальный стаж в сумме составляет менее 12 лет 6 месяцев.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Сергеева А.Л. удовлетворить частично.
Обязать отдел Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Юрлинском районе Пермского края назначить Сергееву Афонасию Леонидовичу, родившемуся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, проработавшему на работах с тяжёлыми условиями труда не менее половины установленного срока, трудовую пенсию по старости досрочно, с 29 января 2014 года, включив в трудовой стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях, периоды с 24 октября 1983 года по 10 июня 1991 года, с 17 июня 1991 года по 31 декабря 1991 года.
В остальной части требования иска оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Пермского края через Юрлинский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, которое состоится 14 февраля 2014 года.
Судья Юрлинского районного суда
Пермского края Н.Н.Дереглазова