Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-4573/2021 от 30.03.2021

Судья: Болочагин В.Ю.      адм. дело №33а-4573/2021 (2а-982/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Самара 27 апреля 2021 года     

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего -Лазаревой М.А.,     

судей    -             Ромадановой И.А., Навроцкой Н.А.,        

при секретаре-          Петровой А.В.        

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Департамента градостроительства г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 24 июля 2020 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия

установила:

Яковлев Ю.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 41,00 кв.м. по адресу: <адрес>, ГСК , гараж . Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку он расположен в зоне застройки многоэтажными домами (Ж-4), находится в красных линиях, в связи с чем предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

ДД.ММ.ГГГГ он приобрёл по договору купли-продажи гараж по адресу: <адрес>, ГСК-, гараж . Ранее решением Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ образован ГСК-804 на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, рядом с заводом «<данные изъяты>».

Постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Самарскому заводу «<данные изъяты>» в <адрес> в высоковольтном коридоре на земельном участке площадью 0,4200 га было разрешено проектирование индивидуальных гаражей. Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ создан гаражно-строительный кооператив. Постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ предоставлены гражданам в собственность земельные участки, фактически занимаемые 73 капитальными гаражами за плату по нормативной цене соответствующей зоны, в том числе и его продавцу ФИО1

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Яковлев Ю.А. просил суд признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена»; обязать Департамент управления имуществом
г.о. Самара предварительно согласовать предоставление земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, по адресу: <адрес>, ГСК , гараж .

Решением Ленинского районного суда г. Самары от 24.07.2020г. административное исковое заявление удовлетворено. Признано не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Яковлева Е.Ю. распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ .

На Департамент управления имуществом г.о. Самара возложена обязанность в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, приняв решение по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в собственность возмездно, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд <адрес>.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Департамента градостроительства г.о. Самара выражает несогласие с постановленным решением, ставит вопрос о его отмене, как незаконного и необоснованного.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Яковлева Е.Ю. –Денисова Е.А. (по доверенности) возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лица, участвовавшего в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 46 (ч.ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организацию, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 11.01.2017 № 1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента градостроительства г.о. Самара наделен полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, а также по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждению схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или принятию решений об отказе в ее утверждении и направлению принятого решения заявителю, за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

На основании п.1 ст.39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учёта в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

В силу п.п. 4, 9 ст.11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.

Согласно п.13 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками.

Положениями п.1 ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.

Таким образом, при предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, предварительного утверждения схемы расположения земельного участка не требуется. Заявитель обязан осуществить подготовку такой схемы и приложить её к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка. При одобрении заявления уполномоченный орган одновременно принимает решение о предварительном согласовании земельного участка и утверждении схемы его расположения.

Из материалов дела следует, что Яковлеву Е.Ю. на праве собственности принадлежит нежилое помещение – гараж по адресу: <адрес>, ГСК-, кадастровый , приобретенный им ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи у ФИО1, который приобрёл его как член Гаражно-строительного кооператива , выплативший паевой взнос (л.д. ).

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, занимаемого гаражом, расположенного по адресу: <адрес>, ГСК-, гараж , в собственность без проведения торгов (л.д. ). Испрашиваемый земельный участок имеет площадь 41 кв.м.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал истцу в предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка на основании пп.1, 2 п.8 ст.39.15 ЗК РФ, пп..4, 6 ст.11.9, пп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ ввиду того, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена, поскольку разработана с нарушением установленных требований к образованию земельных участков, а именно испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (зона Ж-4) по карте правового зонирования действующих правил застройки и землепользования в <адрес>, земельный участок находится в границах красных линий (л.д. ).

Установлено, что схема расположения испрашиваемого истцом земельного участка, была ранее подготовлена, но не утверждена.

На основании пп.1 п.8 ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 ЗК РФ.

В соответствии с пп.3 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.

Согласно п.4, 6 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные федеральными законами.

Судом установлено, что испрашиваемый Яковлевым Ю.А. земельный участок расположен в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (зона Ж-4) в соответствии с картой правового (градостроительного) зонирования, являющейся частью Правил застройки и землепользования в <адрес>, утверждённых постановлением Самарской городской думы от 26.04.2001г. № 61.

Положениями п.п. 2, 3 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешённого использования.

Между тем, в силу п.4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.

Как усматривается из материалов дела, строительство гаражей на <адрес> на земельном участке площадью 0,4200 га разрешено Самарскому заводу «<данные изъяты>» постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , для чего был создан Гаражно-строительный кооператив , зарегистрированный постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ гараж был фактически построен, что следует из постановления Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

Поскольку Градостроительные регламенты установлены Правилами застройки и землепользования в <адрес>, утверждёнными постановлением Самарской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ , судом в решении правильно указано на то, что использование испрашиваемого земельного участка для размещения гаражей началось до установления градостроительного регламента.

Вместе с тем, в силу ст.30 Правил застройки и землепользования в
<адрес> в территориальной зоне Ж-4 размещение индивидуальных гаражей относится к условно разрешённым видам использования земельных участков.

Ответчик указывает, что испрашиваемый земельный участок согласно выписке из единой информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (л.д. ) расположен в пределах красных линий, подразумевая тем самым, что он находится в пределах территорий общего пользования, приватизация которых не допускается в силу п.12 ст.85 ЗК РФ.

Однако, согласно пп.11, 12 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории; территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

По сведениям выписки из единой информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, проект планировки на территорию, где расположен испрашиваемый земельный участок, не разрабатывался, разрешение на подготовку документации по планировке территории не выдавалось.

До введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации - 2004 г. действовала Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ, утверждённая постановлением Государственного комитета РФ по жилищной и строительной политике от ДД.ММ.ГГГГ , в силу п.3.8 и 4.1 которой, красные и другие линии градостроительного регулирования подлежали обязательному отражению и учёту в генеральных планах, совмещенных с проектами планировки территории.

На основании п.4.3 Инструкции в отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае чертёж и акт установления (изменения) красных линий сопровождаются указанием на необходимость последующей детальной разработки.

Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер, и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть сами по себе не могут служить препятствием осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий (определение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 20.02.2019 г. №46-АПГ18-48).

На основании Постановления Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. земельные участки, фактически занимаемые 73 капитальными гаражами в ГСК-, были сформированы и предоставлены в собственность гражданам, включая владельца гаража ФИО1 (л.д.).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что испрашиваемый земельный участок не относится к территориям общего пользования ввиду того, что был отведён в установленном порядке под размещение гаража, в связи с чем красные линии на испрашиваемом земельном участке проведены возможно без установленных градостроительными нормами оснований, либо определяют границы не существующих, а лишь планируемых (изменяемых, вновь образуемых) территорий общего пользования.

Однако и в данном случае, как верно указал суд первой инстанции, запрета на приватизацию земельного участка собственником расположенного на нём объекта недвижимости не имеется, поскольку решение о резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии со ст.70.1 ЗК РФ не принималось.

Учитывая, что в государственном фонде данных, полученных в результате землеустройства, сведения о формировании земельного участка, занимаемого гаражом , и о его выкупе ФИО1 отсутствуют (л.д. ), постановление Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части формирования земельного участка, занимаемого гаражом , исполнено не было, что также не препятствует формированию и приобретению испрашиваемого земельного участка.

Согласно плану установления границ земельного участка, гараж расположен на испрашиваемом к формированию земельном участке, который занят гаражом и отмосткой, прилегающая территория к предоставлению не испрашивается (л.д.).

Учитывая изложенное в совокупности с представленными по делу доказательствами, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы Яковлева Е.Ю.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Таким образом, суд обоснованно признал незаконным оспариваемое распоряжение и в целях восстановления нарушенных прав Яковлева Е.Ю. правомерно возложил на Департамент управления имуществом г.о. Самара обязанность в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, приняв решение по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в собственность возмездно, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд <адрес>.

Кроме того, необходимо учесть, что распоряжением Департамента управления имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Яковлеву Е.Ю. предварительно согласовано предоставление в собственность за плату испрашиваемого земельного участка, утверждена схема расположения земельного участка, при этом обжалуемое распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ отменено.

Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о том, что суд необоснованно возложил на Департамент управления имуществом г.о. Самара обязанность принять решение по заявлению административного истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, поскольку суд не вправе подменять собой решения органов государственной власти, местного самоуправления по вопросам, отнесенных к их компетенции, не могут быть приняты во внимание. Так, обжалуемым решением на уполномоченный орган возложена обязанность лишь принять решение по заявлению Яковлева Е.Ю., не предрешая его существа.

Судебная коллегия, обсуждая доводы апелляционной жалобы, исходит из того, что судом исследованы и оценены все представленные сторонами доказательства, на них основаны выводы суда об обстоятельствах дела, в связи с чем у судебной коллегии оснований для иной оценки доказательств не имеется. Доводы административного ответчика проверялись судом и получили правильную оценку в его решении.

Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 24 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Департамента градостроительства г.о. Самара без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции и в Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи

33а-4573/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Яковлев Е.Ю.
Ответчики
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Другие
Департамент градостроительства г.о. Самара
Денисова Е.А.
Гаражный кооператив № 804
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
30.03.2021Передача дела судье
27.04.2021Судебное заседание
13.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее