Дело № 5-477/2022
УИД 33RS0014-01-2022-001030-97
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу
об административном правонарушении
30 марта 2022 года г. Муром
Судья Муромского городского суда Владимирской области Муравьева Т.А. при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Поляковой А.В. (данные изъяты),
установил:
28 марта 2022 года в адрес Муромского городского суда Владимирской области поступил протокол и материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Поляковой А.В.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (ч. 2 ст. 54).
Как указывается в п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
В силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Согласно протоколу об административном правонарушении Поляковой А.В. вменяется в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, выразившегося в том, что 10.03.2022 она в нарушение подп. «а» п. 3 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417, игнорируя требования п. 5 Указа Губернатора Владимирской области от 17.03.2020 № 38 «О введении режима повышенной готовности», находилась в магазине «Диета», расположенном по адресу: г. Муром, ул. Ленина, д. 6, без средств индивидуальной защиты (маски, респиратора).
На основании подп. «а» п. 3 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 417, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны: соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу п.п. 1, 2 Указа Губернатора Владимирской области от 17.03.2020 № 38 «О введении режима повышенной готовности» в целях недопущения распространения во Владимирской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в связи с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации на территории Владимирской области введен режим повышенной готовности (п. 1). Границей зоны территории, на которой вводится режим повышенной готовности, определена граница Владимирской области (п. 2).
Согласно п. 5.9 Указа Губернатора Владимирской области от 17.03.2020 № 38 «О введении режима повышенной готовности» (в редакции, действовавшей на момент составления протокола об административном правонарушении) запрещено до снятия режима повышенной готовности на территории Владимирской области посещение без средств индивидуальной защиты (масок, респираторов) объектов розничной торговли, предоставления услуг, деятельность которых не приостановлена; всех видов транспорта общего пользования, в том числе такси; аптек и аптечных пунктов; федеральных государственных органов, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти области, государственных органов области, органов государственной власти области, органов местного самоуправления области, а также подведомственных им организаций; зданий, строений, сооружений автовокзалов, железнодорожных вокзалов, станций и остановок всех видов транспорта общего пользования; объектов (нежилых помещений, в том числе, сдаваемых под наем), где организовано массовое очное присутствие граждан в целях проведения брифингов, собраний и иных подобных мероприятий.
В последующем в Указ Губернатора Владимирской области от 17.03.2020 № 38 «О введении режима повышенной готовности» внесены изменения и значительная часть ограничений на посещение общественных мест без средств индивидуальной защиты (масок, респираторов) отменена. Так, в соответствии с Указом Губернатора Владимирской области от 22.03.2022 № 30 «О внесении изменений в Указ Губернатора области от 17.03.2020 № 38» для граждан сохранен только запрет посещения без средств индивидуальной защиты (масок, респираторов) всех видов транспорта общего пользования, за исключением такси. Посещение без средств индивидуальной защиты (масок, респираторов) иных объектов, указанных в ранее действовавшей редакции п. 5.9 Указа Губернатора Владимирской области от 17.03.2020 № 38 «О введении режима повышенной готовности», разрешено.
Конституционным Судом Российской Федерации разъяснено, что изменение (пересмотр) правил, несоблюдение которых образует объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных бланкетными диспозициями законодательства об административных правонарушениях, не может не оказывать влияния и на оценку противоправности соответствующего деяния, а потому положения части 2 статьи 1.7 КоАП Российской Федерации должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный Кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 года № 2735-О).
Таким образом, Указом Губернатора Владимирской области от 22.03.2022 № 30 «О внесении изменений в Указ Губернатора области от 17.03.2020 № 38» обязанность по применению средств индивидуальной защиты (маски, респиратора), невыполнение которой вменялось в вину Поляковой А.В., отменена, что улучшило ее положение и является основанием для применения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ.
Согласно п. 4 ст. 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу.
В соответствии с ч. 2 ст. 29.4 КоАП РФ, если при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выявлено наличие обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, с учетом положений, закрепленных в ч. 4 ст. 29.1, ч. 2 ст. 29.4 КоАП РФ, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с признанием утратившим силу положения закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 29.1, ч. 2 ст. 29.4 КоАП РФ, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Поляковой А. В. прекратить на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с признанием утратившим силу положения закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное.
Постановление может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Муромский городской суд Владимирской области в течение десяти суток.
Судья Т.А. Муравьева