Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4211/2023 ~ М-2569/2023 от 14.07.2023

Дело №2-4211/2023

24RS0032-01-2023-003312-07

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    г. Красноярск                                                                                                     02 октября 2023г.

Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Снежинской Е.С.,

при секретаре судебного заседания Буйко Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Ленинского района г. Красноярска, в интересах неопределённого круга лиц, к ООО УК «ЖСК» о возложении обязанности по организации места накопления твердых коммунальных отходов жителей многоквартирных домов,

установил:

Прокурор Ленинского района г.Красноярска, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился с исковым заявлением к ООО УК «ЖСК» о возложении обязанности об организации места накопления твердых коммунальных отходов жителей многоквартирного дома.

Требования мотивированы тем, что по результатам проверки, проведенной прокуратурой Ленинского района г. Красноярска, установлено, что на территории Ленинского района г.Красноярска расположена контейнерная площадка, которая предназначена для складирования твердых коммунальных отходов жителями многоквартирных домов по адресам: <адрес> в количестве 6 мусорных баков и 1 бункер для складирования ТКО. Контейнерная площадка захламлена, имеются очаги скопления ТКО. Указанные многоквартирные дома на основании договоров управления находятся в управлении ООО УК «ЖСК». При этом площадка не соответствует требованиям, установленным законодательством, а именно контейнерная площадка не имеет покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод; контейнерные баки размещены вне ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Указанная контейнерная площадка не включена в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов. Выявленные нарушения, выразившиеся в длительном бездействии ООО УК «ЖСК» влекут нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Приводя правовые основания заявленного иска, истец просит возложить обязанность на ООО УК «ЖСК» обустроить (организовать) место накопления твердых коммунальных отходов жителей многоквартирных домов по адресу: <адрес> в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Красноярска Баженова П.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.

Ответчик – ООО УК «ЖСК» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, явку представителя не обеспечил. Ранее, в ходе судебного разбирательства, представитель ответчика Лапунова А.В., по существу иска пояснила, что на спорном объекте отсутствует бетонированная площадка, помимо домов, указанных в иске, к спорной контейнерной площадке относятся дома <адрес>, расстояние от которых до площадки превышает нормативные, в настоящее время с жильцами домов согласовывается место под новую площадку, около домов не возможно сделать площадку, так будут нарушены нормы СапПиН. Перенос площадки возможен только за счет средств собственников домов. Прокуратура обязывает внести площадку в реестр, для этого необходимо согласование с Роспотребнадзором и Администрацией района. Крытую площадку возможно сделать за счет средств собственников, против чего последние возражают.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Ленинского района г. Красноярска, Администрация г. Красноярска Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, заявлений и ходатайств не заявляли.

При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц на основании ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Пунктом 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018г. № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра. Пунктом 3 данных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, создаются органами местного самоуправления, за исключением случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

В соответствии с ч.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.

Частью 2.3 ст. 161 ЖК РФ предусмотрена ответственность управляющей организации перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать «требованиям» технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома.

Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013г. № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (Перечень № 290).

В силу пункта 26 (1) Перечня № 290 в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

На основании подпункта «д (2)» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006г. № 491, Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.

В соответствии с п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 170 от 27 сентября 2003г. организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Таким образом, на управляющую организацию возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Пунктом 3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов, с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

В силу п. 4 вышеуказанных правил расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи <6> должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам.

В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 10 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

В силу п. 5 вышеуказанных правил выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления.

Как следует из материалов дела и установлено судом, многоквартирные дома, расположенные по адресам: <адрес> находятся в управлении ООО УК «ЖСК» на основании договоров управления от 23 августа 2016г., от 01 марта 2016г., от 1 марта 2016г., от 02 сентября 2016г., от 19 февраля 2016г.

Основным направлением деятельности ООО УК «ЖСК» является деятельности является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

08 декабря 2022г. прокуратурой Ленинского района г. Красноярска в адрес ООО УК «ЖСК» вынесено представление об устранении нарушений законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами, согласно которому на территории Ленинского района г.Красноярска расположена контейнерная площадка, которая предназначена для складирования твердых коммунальных отходов жителями многоквартирных домов по адресам: <адрес>. В ходе проведения выездных проверочных мероприятий 28 ноября 2022г. установлено, что указанная площадка не соответствует требованиям, установленным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021г. № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно контейнерная площадка не имеет покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, контейнерные баки размещены вне ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Согласно ответу ООО УК «ЖСК» на представление, дом <адрес>, в управлении ООО УК «ЖСК» не находится. На территории площадки, предназначенной для складирования ТКО многоквартирных домов <адрес>, на момент проведения выездных проверочных мероприятий проводились работы по ее благоустройству. На момент проверки баки были размещены вне ограждений. В соответствии с актом проведения плановых/внеплановых мероприятий по осмотру жилого фонда от 20 декабря 2022г., контейнерная площадка от накопления твердых коммунальных отходов, очищена, баки расположены в пределах контейнерной площадки, уклон для отведения талых и дождевых сточных вод имеется. Управляющей компанией в адрес администрации Ленинского района г.Красноярска направлялись пакеты документов в рамках мероприятий в соответствии с Постановлением Администрации г. Красноярска от 22 апреля 2019г. №245 для узаконивания и внесения в реестр мест площадок накопления твердых коммунальных отходов, по всем вышеуказанным адресам. На данный момент идет согласование расположения данных площадок. По результатам внутренней проверки ООО УК «ЖСК» выявлено, что инженер Межрайонной Правобережной дирекции ООО УК «ЖСК» Заковряжина Е.В. недобросовестно отнеслась к своим служебным обязанностям, в связи с чем привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания. С инженерами будет проведена разъяснительная беседа.

30 июня 2023г. прокуратурой Ленинского района г.Красноярска составлен акт проверки, установлено, что спорная площадка накопления твердых коммунальных отходов не соответствует требованиям, установленным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021г. № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно не имеет покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, контейнерные баки размещены вне ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

В соответствии с разделом 3 Постановления Правительства РФ от 31 августа 2018г. № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра» сведения о всех местах накопления твердых коммунальных отходов вносятся в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Формирование и ведение указанного реестра осуществляют органы местного самоуправления.

Заявка о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр направляется заявителем в уполномоченный орган по форме установленной уполномоченным органом (п. 22 Постановления Правительства от 31.08.2018 г. № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра»).

Вместе с тем, согласно письменным пояснениям начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации Ленинского района г.Красноярска от 27 июня 2023г. по адресу: <адрес> на земельном участке, государственная форма собственности на который не разграничена размещено место сбора твердых коммунальных отходов, которым пользуются собственники помещений следующих многоквартирных домов в г. Красноярске: <адрес> управление которыми осуществляет ООО УК «ЖСК». Места сбора твердых коммунальных отходов по адресу <адрес> в реестре мест сбора твердых коммунальных отходов отсутствует, Управлением Роспотребнадзора, администрацией Ленинского района г. Красноярска не согласовано и размещено без правовых оснований. Места сбора ТКО по <адрес> ООО УК «ЖСК» надлежащим образом не содержится, контейнерное оборудование неисправно.

Таким образом, ООО УК «ЖСК» не организовало место сбора твердых коммунальных отходов, без соблюдения норм законодательства эксплуатирует площадку накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирных домов по адресам: <адрес> несмотря на обоснованное требование прокурора, предъявленное ещё в 2022 году до настоящего времени не приняло мер к организации места хранения отходов в соответствии с требованиям СанПиНа 2.1.3684-21. При этом, на протяжении длительного времени ООО УК «ЖСК» не исполняет обязанности, установленные действующим законодательством. Выявленные нарушения, выразившееся в длительном бездействии ООО УК «ЖСК», влекут нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду. ООО УК «ЖСК» не обращалось за внесением площадки в специализированный реестр, а также не инициировано вопрос о совместной эксплуатации имеющейся площадки сбора мусора и надлежащем её содержании.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчик не представил в судебное заседание доказательств опровергающие предмет и основание заявленных исковых требований, в частности обеспечения мест сбора и вывоза твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирных домов по адресам: <адрес> в соответствии с установленными требованиями и согласовании создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления - администрацией Ленинского района в г. Красноярске.

При этом у суда отсутствуют основания для удовлетворения иска в части возложения обязанности об организации места накопления твердых коммунальных отходов жителей многоквартирного дома <адрес> поскольку указанный многоквартирный дом в управлении ответчика не находится.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

    Учитывая порядок и сроки формирования средств управляющей компании, необходимость соблюдения природоохранного законодательства и защиты интересов неопределённого круга лиц, суд считает необходимым установить срок для исполнения требований в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковые требования Прокурора Ленинского района г.Красноярска – удовлетворить частично.

    Обязать ООО УК «ЖСК» (ИНН 2461201672) обустроить (организовать) место накопления твердых коммунальных отходов жителей многоквартирных домов по адресу: <адрес> в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.

    В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

    Председательствующий:                        Е.С.Снежинская

    Мотивированное решение составлено 27 октября 2023г.

2-4211/2023 ~ М-2569/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Ленинского района г. Красноярска
Ответчики
ООО УК " ЖСК" влицке МПД
Другие
Управление Роспотребнадзора
Администрация Ленинского района г. Красноярска
Суд
Ленинский районный суд г. Красноярска
Судья
Снежинская Елена Сергеевна
Дело на странице суда
lenins--krk.sudrf.ru
14.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.07.2023Передача материалов судье
20.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.07.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.08.2023Предварительное судебное заседание
02.10.2023Судебное заседание
27.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2024Дело оформлено
26.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее