№ 12-5/2023
РЕШЕНИЕ
г. Вязьма Смоленской области 30 января 2023 года
Судья Вяземского районного суда Смоленской области Лакезин А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Регион 67" Георгиева А.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 54 в МО «Вяземский район» Смоленской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью "Регион 67",
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 54 в МО «Вяземский район» Смоленской области от 23.11.2022 ООО "Регион 67" (далее - общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.
На данное постановление генеральным директором общества Георгиевым А.В. принесена жалоба, просит его отменить, производство по делу прекратить. В связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, полагая, что указанный срок составляет два месяца с момента обнаружения длящегося правонарушения (правонарушение имело место 02.09.2022).
Указывает, что суд надлежащим образом не известил общество о рассмотрении дела об административном правонарушении, уведомление направлено мировым судьей на имя генерального директора общества следующего содержания: «23.11.2022 в 10 часов 50 минут рассматривается административный материал по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ с вашим участием».
Общество не было извещено о составлении протокола об административном правонарушении, копия протокола в общество не направлялась.
Представитель ООО «Регион 67» в судебном заседании поддержал доводы жалобы, указав на то, что мировым судьей пропущен срок исковой давности.
Начальник Главного управления «Государственной жилищной инспекции Смоленской области» в судебное заседание не явился, представил отзыв на жалобу общества, указав о правомерности привлечения общества к административной ответственности в течение срока давности, который составляет три месяца, об отсутствии процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении. Сообщение о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении посредством ГИС ЖКХ доставлено в личный кабинет ООО «Регион67» 04.10.2022 в 15:22 часа. Поскольку законный представитель общества к указанному в уведомлении времени не явился, протокол был составлен в его отсутствие, копия протокола доставлена в личный кабинет ООО «Регион 67» в 14:49 12.10.2022. Поскольку управляющая компания ООО «Регион 67» является поставщиком информации и зарегистрирована в ГИС ЖКХ, она надлежащим образом извещена о составлении протокола об административном правонарушении и получила его копию.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, наличие вины в совершении того или иного правонарушения, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 года N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 названного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
Примечанием 2 к названной статье определено, что перечень грубых нарушений лицензионных требований устанавливается Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 02.09.2022 года в рамках выездного мероприятия, в ходе осмотра мест общего пользования на пятом этаже двухподъездного дома, а также <адрес> при непосредственном обнаружении в деятельности ООО "Регион 67" нарушения п. 4.6.1.1, п. 4.6.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 года N 170, п. 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 года N 290, п. 2, п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491), Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416), на потолках и стенах имеются множественные следы залития в результате неудовлетворительного состояния кровельного покрытия, залитие электрического щита, расположенного в левом крыле общего коридора этажа со стороны кровли, что вызывает неоднократные замыкания, порчу электрооборудования, с высокой вероятностью возгорания.
Согласно лицензии общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом <адрес>.
Указанные нарушения в деятельности общества послужили основанием для возбуждения в отношении ООО "Регион 67" дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и привлечения мировым судьей 23.11.2022 к ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.
Факт совершения административного правонарушения и вина ООО "Регион 67" в совершении административного правонарушения полностью подтверждена совокупностью собранных и исследованных доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении N 305 от 12.10.2022; актом инспекторского визита, протоколом осмотра № 174 от 02.09.2022, решением о проведении инспекционного визита от 30.08.2022, мотивированным представлением о проведении контрольного (надзорного) мероприятия от 30.08.2022, а также иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, судьей первой инстанции, в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ, всесторонне, полно, объективно и своевременно установлены обстоятельства данного дела: событие административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, причины и условия совершения административного правонарушения.
Действия генерального ООО "Регион 67" правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
По смыслу указанной нормы малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Поскольку в данном случае административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, свидетельствует о нарушении заявителем лицензионных требований, указанный факт нарушения законодательства исключает возможность применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Довод заявителя о ненадлежащем уведомлении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и не направлении ему копии протокола об административном правонарушении, подлежит отклонению в связи со следующим.
Статья 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1).
Системный анализ положений ст. 25.4 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ. (Аналогичная позиция содержится в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 1 марта 2006 г. (вопрос N 18).
КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
В соответствии с п.п. 153 и 155 совместного приказа Минкомсвязи России и Минстроя РФ от 28 декабря 2015 года № 589/944/пр информационное сообщение считается доставленным и врученным лицу в момент доставки информационного сообщения в его личный кабинет.
При этом, согласно ч. 4 ст. 21 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, установленные настоящим Федеральным законом, путем размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также доведения их до контролируемых лиц посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) через региональный портал государственных и муниципальных услуг.
Контролируемое лицо считается проинформированным надлежащим образом в случае, если:
1) сведения предоставлены контролируемому лицу в соответствии с частью 4 настоящей статьи, в том числе направлены ему электронной почтой по адресу, сведения о котором представлены контрольному (надзорному) органу контролируемым лицом и внесены в информационные ресурсы, информационные системы при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля или оказании государственных и муниципальных услуг, за исключением случаев, установленных частью 9 настоящей статьи. Для целей информирования контролируемого лица контрольным (надзорным) органом может использоваться адрес электронной почты, сведения о котором были представлены при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) сведения были направлены в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через единый портал государственных и муниципальных услуг или через региональный портал государственных и муниципальных услуг в адрес контролируемых лиц, завершивших прохождение процедуры регистрации в единой системе идентификации и аутентификации, с подтверждением факта доставки таких сведений (ч. 5 ст. 21, Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ).
Уведомление о составлении протокола было направлено в адрес директора ООО «Регион 67» электронной почтой, размещенной на официальный адрес, имеющемся в открытом доступе, а также посредством портала ГИС ЖКХ, с подтверждением факта доставки 04.10.2022 в 15 часов 22 минуты в личный кабинет ООО «Регион 67», прошедших процедуру регистрации в единой системе идентификации и аутентификации.
В соответствии с п. 31 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 в случае, если управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация, она обязана раскрывать на официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в сети "Интернет" информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Адресат несет риск неполучения корреспонденции, ООО «Регион 67» имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе <адрес>, и прошло процедуру регистрации в единой системе идентификации и аутентификации ГИС ЖКХ, которая интегрирована с единым порталом государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru), где имеет личный кабинет и по умолчанию получает рассылки по официальной электронной почте.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что обязанность должностного лица по извещению законного представителя общества о составлении протокола об административном правонарушении, исполнена надлежащим образом.
Довод жалобы том, что суд надлежащим образом не известил общество о рассмотрении дела об административном правонарушении, поскольку уведомление было направлено мировым судьей на имя генерального директора общества из которого, не ясно кто привлекается к административной ответственности, отклоняется, поскольку уведомление о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом было направлено на имя законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, руководителя юридического лица – генерального директора Георгиева А.В. по адресу юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, указанному в ЕГРЮЛ и получено адресатом 12.11.2022 (л.д. 39,41), в соответствии с требованиями ст. 25.4 КоАП РФ, ст. 25.15 КоАП РФ.
В связи с неявкой законного представителя общества, извещенного в установленном порядке, 12.10.2022 протокол об административном правонарушении № 305 был составлен в его отсутствие (с учетом требований ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ), копия протокола направлена посредством портала ГИС ЖКХ.
Согласно п. 4.1. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5, из которого следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, его совершившего, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте составления протокола, но оно не явилось в установленный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными. Следовательно, в случае составления протокола об административном правонарушении в отсутствие физического лица, его совершившего, или представителя юридического лица в материалах дела, переданных на рассмотрение судьи, должны содержаться доказательства, документально подтверждающие факт извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о месте и времени составления протокола, а также доказательства направления ему копии протокола.
Общество в установленном законом порядке было уведомлено о составлении протокола об административном правонарушении соответствующим извещением, направленным посредством электронной почты, размещенной на официальный адрес, имеющемся в открытом доступе, а также посредством портала ГИС ЖКХ, с подтверждением факта доставки 04.10.2022 в 15 часов 22 минуты в личный кабинет ООО «Регион 67», прошедших процедуру регистрации в единой системе идентификации и аутентификации. Не направив своего представителя и (или) защитника для участия в составлении протокола об административном правонарушении, юридическое лицо распорядилось своим правом на защиту по собственному усмотрению. Копия протокола об административном правонарушении также была направлена обществу посредством ГИС ЖКХ и доставлена в личный кабинет ООО «Регион 67» в 14 часов 49 минут 12.10.2022.
Таким образом, право на защиту юридического лица при производстве по делу не нарушено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, в силу положений ст. 4.5 КоАП РФ (так как дело рассмотрено мировым судьей) составляет три месяца, так как допущенные нарушения были выявлены 02.09.2022, а постановление о привлечении к административной ответственности вынесено мировым судьей 23.11.2022.
При указанных обстоятельствах ООО "Регион 67" правомерно признано виновным в совершении данного административного правонарушения.
Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности вынесено полномочным лицом, с соблюдением срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, при этом постановление подлежит изменению в части назначенного ООО "Регион 67" административного наказания.
ООО "Регион 67" является микропредприятием, оно с 10.02.2022 года включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Таким образом, наказание за совершенное административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в виде штрафа может быть заменено ООО "Регион 67" на предупреждение.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, характер впервые совершенного юридическим лицом административного правонарушения, включение ООО "Регион 67" в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, полагаю заменить назначенное юридическому лицу наказание в виде штрафа на предупреждение, что будет соответствовать предусмотренным законом целям административного наказания.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
решил:
Постановление мирового судьи мирового судьи судебного участка № 54 в МО «Вяземский район» Смоленской области от 23.11.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью "Регион 67", - изменить: назначенное ООО " Регион 67" наказание в виде штрафа заменить на предупреждение.
В остальной части постановление мирового судьи судебного участка № 54 в МО «Вяземский район» Смоленской области от 23.11.2022 оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Регион 67" Георгиева А.В., - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции в порядке, установленном ст. ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ.
Судья А.В. Лакезин