Дело №2-1692/2023
УИД - 13RS0023-01-2023-002305-94
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск, ул. Республиканская, д.94 22 августа 2023 г.
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Скуратович С.Г.,
при секретаре Гориной А.Е.,
с участием в деле:
истца Ивановой Юлии Вениаминовны,
ответчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия, в лице представителя Сесоровой Ольги Александровны, действующей на основании доверенности от 1 января 2023 г.,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Мордовия «Республиканский лицей для одаренных детей»,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Юлии Вениаминовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия о признании незаконным решения об отказе включить в специальный стаж период работы, возложении обязанности включить в специальный стаж период работы,
установил:
Иванова Ю.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ОСФР по Республике Мордовия о признании незаконным решения об отказе включить в специальный стаж период работы, возложении обязанности включить в специальный стаж период работы.
В обоснование требований указала, что 23 марта 2023 г. обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», так как её специальный стаж работы с детьми в государственных и муниципальных учреждениях образования составляет более 25 лет. Решением ОСФР по Республике Мордовия от 31 марта 2023 г. №51322/23, ей в этом отказано из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа (требуется 25 лет, имеется 22 года 10 месяцев 15 дней). При этом в специальный стаж не включен период её работы с 1 сентября 2011 г. по 27 февраля 2014 г. в должности учителя ГНОУ «Республиканский лицей-Центр для одаренных детей» (г. Саранск), поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781. Страхователем (работодателем) за вышеуказанный период представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета для назначения без кода льготы «условия для досрочного назначения страховой пенсии».
На основании вышеизложенного и положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») просит признать незаконным и отменить решение ОСФР по Республике Мордовия №51322/23 от 31 марта 2023 г. в части отказа во включении в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периода работы с 1 сентября 2011 г. по 27 февраля 2014 г. в должности учителя в ГНОУ «Республиканский лицей - Центр для одаренных детей» (г. Саранск); обязать ОСФР по Республике Мордовия включить в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости период работы с 1 сентября 2011 г. по 27 февраля 2014 г. в должности учителя в ГНОУ «Республиканский лицей - Центр для одаренных детей» (г. Саранск); взыскать с ОСФР по Республике Мордовия госпошлину в размере 300 рублей.
В судебном заседании истец Иванова Ю.В. исковые требования поддержала в том же объёме и по тем же основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика Сесорова О.А. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в обжалуемом решении.
В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ГБОУ Республики Мордовия «Республиканский лицей для одаренных детей» не явилось по неизвестной причине, о дне и месте судебного заседания извещено надлежаще и своевременно. Директором Вдовиным Е.А. представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, извещенного о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования Ивановой Ю.В. подлежащими удовлетворению.
23 марта 2023 г. Иванова Ю.В. обратилась в ОСФР по Республике Мордовия с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью на основании пункта 19 части первой статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по Республике Мордовия от 31 марта 2022 г. №51322/23 Ивановой Ю.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа и наступления срока назначения досрочной страховой пенсии по старости.
В специальный стаж, кроме прочих, не включен период работы с 1 сентября 2011 г. по 27 февраля 2014 г. в должности учителя ГНОУ «Республиканский лицей – Центр для одаренных детей» (г. Саранск), поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781. Страхователем (работодателем) за вышеуказанный период с представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета для назначения пенсии без кода льготы «условия для досрочного назначения страховой пенсии».
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть первая). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Правовые основания и условия назначения досрочной пенсии лицам, занимавшимся педагогической деятельностью, установлены пунктом 19 части первой статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», согласно которой страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 1.1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части первой статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с приложением № 7 при возникновении права выхода на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 19 части первой статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в 2019 г., досрочная страховая пенсия подлежит назначению через 12 месяцев после возникновения на нее права, в 2020 г. - не ранее чем через 24 месяца, в 2021 г. – не ранее чем через 36 месяцев, в 2022 г. – не ранее чем через 48 месяцев, в 2023 г. - не ранее чем через 60 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части первой статьи 8, пунктах 19 - 21 части первой статьи 30, пункте 6 части первой статьи 32 Федерального «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Исходя из системного толкования перечисленных выше положений, следует, что момент назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсии и наличием у гражданина права на ее получение.
В силу части второй статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью первой настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части третьей статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть четвертая статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Реализуя указанные положения закона, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 г. №665, в соответствии с которыми при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для учета данной деятельности, имевшей место в период с 1 января 2002 г., применяется Список от 29 октября 2002 г. № 781.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Пунктом 3 указанных Правил установлено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 (далее - Правила от 29 октября 2002 г. № 781), определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. № 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно пунктам 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Пунктом 1 раздела «Наименование должностей» Списка от 29 октября 2002 г. № 781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрены должность учителя, а также должность заместителя директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, а пунктом 1.1 раздела «Наименование учреждений» этого же списка - общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований.
Пункт 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» предусматривает, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, льготных условий приобретения права на страховую пенсию по старости (согласно ранее действовавшему пенсионному законодательству - трудовую пенсию по старости и пенсию за выслугу лет) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (а с 1 января 2015 г. страховой пенсии по старости) связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
По смыслу пенсионного законодательства основным критерием для назначения льготной пенсии является непосредственное осуществление педагогической деятельности, которая помимо преподавательской предполагает осуществление и воспитательной работы с обучающимися, что является составной частью педагогической деятельности и сопровождается повышенными эмоциональными, психологическими нагрузками, т.е. теми негативными факторами, которые имеют место при осуществлении педагогической деятельности именно с детьми, и положены законодателем в основу дифференцированного подхода к пенсионному обеспечению граждан, осуществляющих педагогическую деятельность.
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца (статья 66), к документам, связанным с работой, отнесены копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы, выписки из трудовой книжки, справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое (статья 62).
В соответствии с пунктом 11 Раздела 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
Из трудовой книжки, выданной на имя Ивановой (до заключения брака Полякиной) Ю.В. АТ-VII № 6253998 следует, что 1 сентября 2011 г. она принята на должность учителя русского языка и литературы в ГНОУ «Республиканский лицей – Центр для одаренных детей», именуемое в настоящее время ГБОУ Республики Мордовия «Республиканский лицей для одаренных детей», в котором работает по настоящее время (записи №№ 10-15 л.д.18-25).
В соответствии со справкой, уточняющей характер работы или условия труда № 54 от 14 марта 2023 г. Иванова Ю.В. работает в ГБОУ Республики Мордовия «Республиканский лицей для одаренных детей» в должности учителя русского языка и литературы в течение полного рабочего дня на полную тарифную ставку с 1сентября 2011 г. (приказ № 59 от 1 сентября 2011 г.) по настоящее время. Педагогическая нагрузка Ивановой Ю.В. в спорный период составила: 2011-2012 учебный год – 23 часа в неделю (приказ по лицею № 16 от 1 сентября 2011 г.), 2012-2013 учебный год – 22 часа в неделю (приказ по лицею № 100 от 1 сентября 2012 г.), 2013-2014 учебный год – 21 час в неделю (приказ по лицею № 212 от 2 сентября 2013 г.). Курсов повышения квалификации, простоев, отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по уходу за ребенком, прочих отвлечений от работы за спорный период работы истца с 1 сентября 2011 г. по 27 февраля 2014 г. не было.
Кроме того, в указанной справке представлены сведения о переименованиях ГБОУ Республики Мордовия «Республиканский лицей для одаренных детей»: ГНОУ «Республиканский лицей – Центр для одаренных детей» основано по распоряжению Правительства Республики Мордовия от 11 мая 2010 г. № 227-р; с 15 декабря 2011 г. переименовано в Государственное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение Республики Мордовия «Республиканский лицей – Центр для одаренных детей» на основании приказа Министерства образования Республики Мордовия от 15 декабря 2011 г. № 1514; с 28 февраля 2014 г. переименовано в Государственное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение Республики Мордовия «Республиканский лицей для одаренных детей» на основании приказа Министерства образования Республики Мордовия от 28 февраля 2014 г. № 156; с 25 ноября 2015 г. переименовано в Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Мордовия «Республиканский лицей» на основании приказа Министерства образования Республики Мордовия от 25 ноября 2015 г. № 1057.; с 29 марта 2016 г. переименовано в Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Мордовия «Республиканский лицей для одаренных детей» на основании приказа Министерства образования Республики Мордовия от 29 марта 2016 г. № 330.
Указанное подтверждается также выписками из приказов, табелей учета рабочего времени за спорный период.
Согласно должностной инструкции учителя русского языка и литературы ГНОУ Республики Мордовия «Республиканский лицей – Центр для одаренных детей», утвержденной директором лицея в 2011 г., основными направлениями деятельности учителя являются: обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета и возраста обучающихся; содействие социализации обучающихся, формированию у них общей культуры, осознанному выбору ими и последующему освоению профессиональных образовательных программ; обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе.
В должностные обязанности учителя русского языка и литературы, в том числе, входит: осуществление обучения и воспитания обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета, проведение уроков и других учебных занятий в закрепленных за ним по распределению учебной нагрузки классах, обеспечение во время занятий надлежащего порядка и дисциплины; реализация применяемые в лицее образовательных программ в соответствии с учебным планом, собственным поурочным планом и расписанием занятий; использование при этом разнообразных приемов, методов и средств обучения; обеспечение уровня подготовки обучающихся, соответствующего государственному образовательному стандарту.
Согласно Уставу ГБНОУ Республики Мордовия «Республиканский лицей», утвержденному приказом Министерства образования Республики Мордовия от 7 декабря 2011 г., предметом деятельности учреждения, в том числе, является реализация программ основного общего образования, среднего (полного) общего образования; реализация дополнительных образовательных программ по развитию творческой и исследовательской деятельности обучающихся при наличии соответствующих условий и лицензий; оказание дополнительных образовательных и оздоровительных услуг (в том числе и платных).
Согласно пункту 2.2 Устава целью деятельности учреждения, кроме прочего, является обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями обучающихся.
Основными видами деятельности ГБНОУ Республики Мордовия «Республиканский лицей» является реализация общеобразовательного процесса в соответствии с уровнями основных общеобразовательных программ второй и третьей ступени общего образования: вторая ступень - основное общее образование; третья ступень - среднее (полное) общее образование.
Основные общеобразовательные программы основного, среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.
Данное учреждение создано как нетиповое, поскольку действующий на тот момент Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 не предусматривал образовательных учреждений для одаренных детей, а лишь предоставлял право органам государственной власти и органам местного самоуправления создавать нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности.
Право ведения образовательной деятельности указанного учреждения подтверждается лицензией от 23 ноября 2010 г. № 2515 сроком до 23 ноября 2016 г., лицензией от 24 января 2012 г. №3065 – бессрочно.
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 сентября 2015 г. № 661н «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях» установлена тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в общеобразовательных организациях для детей, в том числе с проживанием в интернате, независимо от их наименований, осуществляющих в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность детей по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, профессиональной деятельности, выполнявшейся в общеобразовательных учреждениях (школы всех наименований; лицеи; гимназии), предусмотренных пунктом 1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка от 29 октября 2002 г. № 781.
Таким образом, Государственное нетиповое общеобразовательное учреждение «Республиканский лицей – Центр для одаренных детей» относится к общеобразовательным организациям, предусмотренным в разделе 1.1 Списка «лицеи, школы всех наименований».
При таких обстоятельствах, суд находит несостоятельным довод ответчика о том, что учреждение, в котором истец осуществляла педагогическую деятельность в спорный период времени, не может быть отнесено к общеобразовательным учреждениям, работа в которых засчитывается в специальный стаж работы, поскольку учебное учреждение соответствует по профилю осуществляемой деятельности по пункту 1.1 «Наименование учреждений» Списка от 29 октября 2002 г. № 781.
Соответственно, спорный период работы истца подлежит зачету в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку в данный период истец Иванова Ю.В. фактически осуществляла педагогическую деятельность и выполняла трудовую функцию по должности учителя русского языка и литературы, имела учебную нагрузку, что подтверждается материалами дела и не опровергнуто ответчиком.
Ненадлежащее исполнение работодателем обязанности по предоставлению в отношении Ивановой Ю.В. индивидуальных сведений персонифицированного учета с кодом льготы застрахованного лица ввиду отсутствия вины работника в этом не может служить основанием для отказа в назначении пенсии.
Принимая во внимание изложенное, суд находит, что решение ОСФР по Республике Мордовия №51322/23 от 31 марта 2023 г. в части отказа во включении в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периода работы с 1 сентября 2011 г. по 27 февраля 2014 г. в должности учителя в ГНОУ «Республиканский лицей - Центр для одаренных детей» является незаконным и подлежит отмене, а данный период работы подлежит включению в специальный стаж работы в соответствии пунктом 19 части первой статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного Кодекса.
Согласно части первой статьи 88 и статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
При подаче иска Ивановой Ю.В. оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, согласно чеку по операции от 29 июня 2023 г., то есть в размере, предусмотренном подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, которая подлежит возмещению за счет ответчика.
На основании изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Ивановой Юлии Вениаминовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия о признании незаконным решения об отказе включить в специальный стаж период работ, возложении обязанности включить в специальный стаж период работ, удовлетворить.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия №51322/23 от 31 марта 2023 г. в части не включения Ивановой Юлии Вениаминовне в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периода работы с 1 сентября 2011 г. по 27 февраля 2014 г. в должности учителя в Государственном нетиповом общеобразовательном учреждении «Республиканский лицей – Центр для одаренных детей».
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия включить Ивановой Юлии Вениаминовне в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости период работы с 1 сентября 2011 г. по 27 февраля 2014 г. в должности учителя в Государственном нетиповом общеобразовательном учреждении«Республиканский лицей – Центр для одаренных детей».
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия (ИНН №) в пользу Ивановой Юлии Вениаминовны (паспорт №) судебные расходы в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья С.Г. Скуратович
Мотивированное решение составлено 29 августа 2023 г.