УИД66RS0051-01-2023-003398-20
РЕШЕНИЕ
город Серов
Свердловской области «02» февраля 2024 года
Судья Серовского районного суда Свердловской области Шкаленко Ю.С., рассмотрев материал № 12-5/2024 по жалобе индивидуального предпринимателя Алышова Вусала Чингиз оглы, на постановление заместителя главного государственного инспектора Серовского ГО по пожарному надзору, о назначении административного наказания,
С участием защитника – адвоката Тихоновой М. Г., должностного лица – Загайнова А. В., помощника Серовского городского прокурора Якимовой А. М.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Серовского ГО по пожарному надзору Загайнова А.В. от 18.12.2023 г. №, индивидуальный предприниматель Алышов В.Ч.о. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 60000 рублей.
Серовской городской прокуратурой на основании решения от 02.11.2023 года с привлечением специалиста отдела НД и ПР Серовского ГО УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области проведена проверка соблюдения ИП Алышовым В.Ч.о. требований законодательства о пожарной безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности в сфере лесообработки, на объекте расположенном по адресу: <адрес> строение 24.
В ходе проверки выявлены факты нарушения ИП Алышовым В.Ч.о. обязательных требований пожарной безопасности изложенных в нормативных документах по пожарной безопасности и Правилах противопожарного режима в Российской Федерации утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 года №1479, а именно:
1. Отсутствует указатель направления движения к источнику наружного противопожарного водоснабжения со светоотражающей поверхностью либо световым указателем, подключенный к сети электроснабжения и включенный в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до его месторасположения (осн. п.48 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Российской Федерации № 1479 от 16.09.2020 года);
2. Отсутствует на территории открытого склада лесоматериалов адресная электрическая пожарная сигнализация с ручными пожарными извещателями (осн. п. 6.8.30, п.6.8.31 СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничения распространения пожара на объектах защиты);
3. Не размещены (отсутствуют) на объекте защиты знаки пожарной безопасности «Курение и пользование открытым огнем запрещено» и «Место курения» (осн. п. 11 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1479 от 16.09.2020 года);
4. Отсутствует на объекте и не предоставлена инструкция о мерах пожарной безопасности (осн. п. 2 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №1479 от 16.09.2020 года);
5. Не предоставлен документ об обучении мерам пожарной безопасности руководителя организации (осн. п. 3 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1479 от 16.09.2020 года, Приказ МЧС России от 05.09.2021 №596 «Об утверждении типовых дополнительных программ в области пожарной безопасности»);
6. Отсутствует (не предоставлен) приказ о назначении ответственных лиц(а) за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты (осн. п.4 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №1479 от 16.09.2020 года);
7. Не определен порядок и сроки обучения лиц, осуществляющих трудовую деятельность в организации мерам пожарной безопасности с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации (осн. п.2 Приказа МЧС России от 18.11.2021 г. №806);
8. Допускаются к работе лица, не прошедшие противопожарный инструктаж (осн. п. 3 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №1479 от 16.09.2020 года);
9. Отсутствуют (не предоставлены) программы противопожарного инструктажа и дополнительных профессиональных программ (осн. п.3 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №1479 от 16.09.2020 года);
10. Отсутствует (не предоставлен) журнал учета противопожарных инструктажей лиц, осуществляющих трудовую деятельность в организации (осн. п.22 прил.1 к Приказу МЧС России от 18.11.2021 г. №806);
11. Отсутствует (не предоставлен) журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (осн. п.60 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №1479 от 16.09.2020 года);
12. Отсутствуют на производственных помещений категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (осн. п.12 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1479 от 16.09.2020 года).
Не согласившись с постановлением, ИП Алышов В.Ч.О. подал жалобу, в которой просит изменить назначенное наказание на административное наказание в виде предупреждения, указав, что назначенное наказание считает слишком строгим так как, при вынесении постановления не было учтено, что отсутствует ущерб, угроза чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, отсутствует вред или угроза причинения вреда жизни и здоровью людей и объектам живого и растительного мира, административное правонарушение совершенно впервые.
В судебном заседании защитник Алышова В.Ч.О. – Тихонова М. Г. доводы и требования жалобы поддержала, пояснила, что, если суд не найдет оснований для применения предупреждения – снизить размер штрафа.
Представитель отдела НД и ПР Серовского ГО УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области, Загайнов А. В. считает постановление законным и обоснованным.
Помощник прокурора Якимова А. М. также просила постановление оставить без изменения.
Заслушав участвующих лиц, исследовав представленные материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32 и 11.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ч.ч. 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона № 69-ФЗ, техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Положениями аб.1 ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 1 данного Федерального закона, требование пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
На основании ст. 37 названного Закона, руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; проводить противопожарную пропаганду, а так же обучать своих работников мерам пожарной безопасности, незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях, имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу статьи 38 названного Федерального закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно ч. 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Постановлением № 122 от 18.12.2023 г., вынесенным на основании проверки, в связи с нарушениями, указанными выше, ИП Алышов В.Ч.О. признан виновным в невыполнении обязательных требований пожарной безопасности изложенных в нормативных документах по пожарной безопасности и Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 г. № 1479.
Данный факт подтверждается постановлением об административном правонарушении № 122 от 18.12.2023 г., постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.12.2023 г. Серовского городского прокурора Купцова А.С., решением о проведении проверки от 02.11.2023 г., предписанием об устранении нарушений.
Факт совершения ИП Алышовым В.Ч.О. правонарушения зафиксирован в постановлении об административном правонарушении, отвечающем требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление об административном правонарушении содержит сведения, необходимые для разрешения дела, в том числе содержится полное описание события вменяемого правонарушения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Таким образом, всем собранным по делу доказательствам должностным лицом, дана оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено ИП Алышову В.Ч.О. в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для дел данной категории.
Наказание в виде предупреждения применено быть не может, поскольку, согласно ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, «За впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи».
Ст. 3.4 КоАП РФ говорит о том, что «Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба».
Однако, нарушение требований пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью людей и угрозу причинения имущественного ущерба, следовательно, наказание в виде предупреждения в данном случае не применимо.
Что касается доводов защитника о снижении размера штрафа, то суд приходит к следующему:
Наказание за данный вид правонарушения для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предусмотрено в размере штрафа от 40 до 60 тысяч рублей.
То есть, Алышову назначено наказание в максимальном размере, предусмотренном санкцией статьи, при отсутствии отягчающих обстоятельств.
Суд, учитывая нахождение на иждивении у Алышова троих малолетних детей, признание вины, а также, учитывая большое количество выявленных нарушений, считает необходимым размер назначенного штрафа снизить до 50 тысяч рублей.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые бы повлияли на законность привлечения ИП Алышова к административной ответственности, не допущено. Оснований к отмене постановления должностного лица по доводам жалобы не установлено.
Руководствуясь статьёй 30.6, пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя главного государственного инспектора Серовского ГО по пожарному надзору Загайнова А.В. от 18.12.2023 г. № о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Алышова Вусала Чингиз оглы, – изменить.
Снизить размер назначенного наказания в виде штрафа до 50000 (Пятидесяти тысяч) рублей, жалобу ИП Алышова В. Ч. о. – удовлетворить частично.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу ИП Алышова В. Ч. о. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения, в Свердловский областной суд.
Судья Ю.С. Шкаленко