Дело № 2-577/2024
УИД № 29RS0010-01-2024-000964-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 августа 2024 года г.Коряжма
Коряжемский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего Кузнецовой И.В.,
при секретаре Гурьевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баранова А. В. к обществу с ограниченной ответственностью «Промышленные системы безопасности» о взыскании неначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за просрочку выплат и компенсации морального вреда за нарушение трудовых прав,
У С Т А Н О В И Л :
Баранов А.В., уточнив в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Промышленные системы безопасности» (далее – ООО «ПСБ») о взыскании неначисленной и невыплаченной заработной платы в размере 67 368 рублей, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за просрочку выплат при увольнении и компенсации морального вреда за нарушение трудовых прав – 100 000 рублей, ссылаясь на то, что в период с 1 по 19 апреля 2024 года работал у ответчика в должности машиниста экскаватора. При увольнении работодатель не выплатил ему заработную плату, установленную условиями трудового договора, предусматривающими пятидневную рабочую неделю продолжительностью 40 часов, оплату по часовому тарифу - 530 рублей в час и выплату районного коэффициента и северной надбавки – 1,7, а также соответствующую компенсацию неиспользованного отпуска.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Ганиева О.В. на уточненных исковых требованиях настаивала. Пояснила, что 5 июня 2024 года ответчик перевел Баранову А.В. денежные средства в сумме 40 752 рубля.
ООО «ПСБ» своего представителя в судебное заседание не направило, запрашиваемые судом документы не представило.
Принимая во внимание надлежащее извещение, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителя истца и изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель должен своевременно и полностью оплатить труд работника и это - его основная обязанность перед работниками в соответствии с индивидуальным трудовым договором.
В силу положений статьи 56 ТК РФ трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Статьей 129 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (статья 135 ТК РФ).
При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму (статья 140 ТК РФ).
Из материалов дела следует и судом установлено, что с 1 по 19 апреля 2024 года Баранов А.В. работал в ООО «ПСБ» в качестве машиниста экскаватора.
Трудовые отношения сторон прекращены по инициативе работника на основании пункта 3 части 1 статьи 77 ТК РФ.
В соответствии с условиями трудового договора местом работы истца является структурное подразделение – Урай (Ханты-Мансийский автономный округ); ему установлены нормальные условия труда, вахтовый метод работы, пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 часов (с понедельника по пятницу, с выходными днями – суббота, воскресенье), основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней за отработанный рабочий год.
Согласно разделу 5 трудового договора за выполнение трудовых обязанностей при отработке нормы рабочего времени и выполнении норм труда работнику производиться оплата по часовому тарифу в размере 530 рублей за час.
Заработная плата выплачивается два раза в месяц:
- за первую половину месяца (аванс) не менее 10% пропорционально отработанному времени до 25-го числа текущего месяца;
- за вторую половину месяца (окончательный расчет) до 10-го числа месяца, следующего за расчетным.
За апрель 2024 года ответчик начисли истцу заработную плату в размере 44 854 рубля 49 копеек (в том числе НДФЛ – 4 102 рубля, налог удержан из заработной платы), денежные средства в размере 40 752 рубля поступили на расчетный счет истца 5 июня 2024 года, долг за работодателем – 0 рублей 49 копеек.
Настаивая на взыскании с ООО «ПСБ» сумм, причитающихся работнику при увольнении, компенсации за просрочку выплат и компенсации морального вреда, сторона истца исходит из того, что начисление заработной платы за фактически отработанное Барановым А.В. время произведено ответчиком без соблюдения условий трудового договора, в меньшем размере; ответчик несвоевременно и не в полном объеме выплатил истцу заработную плату за апрель 2024 года, а также компенсацию на неиспользованный основной оплачиваемый отпуск.
С приведенными доводами суд согласен.
Так, как уже указано выше, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда.
В рассматриваемом случае работнику установлена почасовая оплата труда в размере 530 рублей за час, пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 часов, начисление районного коэффициента в размере 1,5.
Исходя из периода работы с 1 по 19 апреля 2024 года, истец отработал 15 рабочих дней (120 часов).
При отсутствии доказательств того, что Баранов А.В. не отработал норму рабочего времени и не выполнил норму выработки, установленную работодателем, размер заработной платы истца за апрель 2024 года составляет 108 700 рублей, из расчета:
(120 часов х 530 рублей х 1,5) +700 рублей (оплата дней нахождения в пути) + 12 600 рублей (надбавка за вахтовый метод работы) = 108 700 рублей.
Необходимость оплаты истцу дней нахождения в пути (700 рублей) и выплаты надбавки за вахтовый метод работы (12 600 рублей) ответчиком не оспаривается, что подтверждается представленным ООО «ПСБ» в материалы дела расчетным листом заработной платы Баранова А.В. за апрель 2024 года.
Принимая во внимание, что до вынесения настоящего решения ответчик выплатил истцу заработную плату в размере 44 854 рубля, из которой удержал и перечислил в бюджет НДФЛ – 4 102 рубля, задолженность ООО «ПСБ» перед Барановым А.В. по заработной плате составляет 63 846 рублей (108 700 рублей – 44 854 рубля).
Поскольку доказательств выплаты такой задолженности ответчиком не представлено, исковые требования о взыскании неначисленной и невыплаченной заработной платы в размере 63 846 рублей являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Оснований для взыскания заработной платы за спорный период в размере 3 522 рубля не имеется, в удовлетворении данного требования следует отказать.
Также материалами дела подтверждается, что на день увольнения Баранову А.В. причиталась денежная компенсация неиспользованного основного отпуска продолжительностью 2,33 календарных дня.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,3).
В случае если один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму среднемесячного числа календарных дней (29,3), умноженного на количество полных календарных месяцев, и количества календарных дней в неполных календарных месяцах.
Принимая во внимание, что ответчиком не представлены документы о количестве отработанного истцом времени, начисленной и выплаченной ему в соответствии с условиями трудового договора заработной плате, предоставлении оплачиваемого отпуска, а истец настаивает на том, что с 1 по 19 апреля 2024 года норма рабочего времени отработана им в полном объеме, суд полагает возможным произвести расчет среднедневного заработка Баранова А.В. для расчета компенсации за неиспользованный отпуск из установленной ему трудовым договором часового тарифа в размере 530 рублей за час, то есть (120 часов х 530 рублей х 1,5) : 15 (рабочих дней) = 6 360 рублей (средний дневной заработок истца).
Оплату за нахождение в пути (700 рублей) и надбавку за вахтовый метод (12 600 рублей) при расчете среднего дневного заработка истца суд не учитывает, так как данные выплаты носят компенсационный характер.
С учетом указанного в пользу истца подлежит взысканию компенсация за неиспользованный отпуск в размере 14 818 рублей 80 копейки (6 360 рублей x 2,33 дня).
Согласно статьей 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от начисленных, но не выплаченных в срок сумм и (или) не начисленных своевременно сумм в случае, если вступившим в законную силу решением суда было признано право работника на получение неначисленных сумм, за каждый день задержки начиная со дня, следующего за днем, в который эти суммы должны были быть выплачены при своевременном их начислении в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
При таких данных, с ООО «ПСБ» в пользу Баранова А.В. подлежит взысканию компенсация (проценты) за задержку выплаты заработной платы за апрель 2024 года и компенсации за неиспользованный отпуск в размере 12 668 рублей 43 копейки, расчет которой судом произведен исходя из суммы причитающейся работнику при увольнении – 123 518 рублей 80 копеек (108 700 рублей + 14 818 рублей 80 копеек), периода просрочки с 20 апреля по 19 августа 2024 года, установленной Банком России ключевой ставки 16 % годовых (до 29 июля 2024 года) и 18% годовых (после 29 июля 2024 года), произведенной 5 июня 2024 года ответчиком выплаты в размере 44 854 рубля, то есть:
- 123 518 рублей 80 копеек х 0,106666% (1/150 ключевой ставки в размере 16% годовых) х 46 дней просрочки (с 20 апреля по 4 июня 2024 года) : 100% = 6 060 рублей 62 копейки;
- 78 664 рубля 80 копеек х 0,106666% (1/150 ключевой ставки в размере 16% годовых) х 54 дня просрочки (с 5 июня по 28 июля 2024 года) : 100% = 4 531 рубль 06 копеек;
- 78 664 рубля 80 копеек х 0,12% (1/150 ключевой ставки в размере 18% годовых) х 22 дня просрочки (с 29 июля по 19 августа 2024 года) : 100% = 2 076 рублей 75 копеек.
Разрешая исковые требования о компенсации морального вреда, суд исходит из того, что в силу положений статьи 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
С учетом установленных законодательством критериев размера компенсации морального вреда и с учетом всех обстоятельств дела, разумным и справедливым размером компенсации морального вреда, по мнению суда, является сумма в размере 15 000 рублей, так как в судебном заседании установлены нарушения трудовых прав истца со стороны ответчика.
В силу пункта 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, следовательно, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 240 рублей, в том числе 2 940 рублей по требованиям имущественного характера и 300 рублей – по требованию о компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования Баранова А. В. к обществу с ограниченной ответственностью «Промышленные системы безопасности» о взыскании неначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за просрочку выплат и компенсации морального вреда за нарушение трудовых прав – удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Промышленные системы безопасности» (ОГРН 1180280077559, ИНН 0274942980) в пользу Баранова А. В., ***; неначисленную и невыплаченную заработную плату за апрель 2024 года в размере 63 846 рублей, денежную компенсацию неиспользованного отпуска – 14 818 рублей 80 копеек, компенсацию за просрочку выплат при увольнении в размере 12 668 рублей 43 копейки и компенсацию морального вреда за нарушение трудовых прав - 15 000 рублей, всего взыскать 106 333 (Сто шесть тысяч триста тридцать три) рубля 23 копейки.
В удовлетворении остальной части исковых требований о взыскании неначисленной и невыплаченной заработной платы отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Промышленные системы безопасности» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3 240 (Три тысячи двести сорок) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Коряжемский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня его составления в окончательной форме. Решение в окончательной форме составлено 26 августа 2024 года.
Председательствующий И.В.Кузнецова