Дело № 12-41/2024 (12-190/2023)
УИД 05RS0020-01-2023-001688-73
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
20 февраля 2024 г. Республика Дагестан,
Кизлярский район, с. Юбилейное
Судья Кизлярского районного суда Республики Дагестан Л.Н. Бычихина, с участием заявителя Р.И. Рамазанова,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заявителя Рамазанова ФИО7 на постановление № 50822 от 05 декабря 2023 года, вынесенное консультантом отдела контрольно-надзорной деятельности по Северному округу Управления Государственного экологического надзора Минприроды РД Магомедовым Р.М. в отношении Рамазанова ФИО6, признанного виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 2 000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ консультанта отдела контрольно-надзорной деятельности по <адрес> Управления Государственного экологического надзора Минприроды РД Магомедовым Р.М. Рамазанов Р.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Не согласившись с постановлением консультанта отдела контрольно-надзорной деятельности по <адрес> Управления Государственного экологического надзора Минприроды РД Магомедова Р.М., Рамазанов Р.И. обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление - ДД.ММ.ГГГГ /копия постановления получена – 13.12.2023г., срок на обжалование не пропущен/, в которой просит признать постановление консультанта отдела контрольно-надзорной деятельности по <адрес> Управления Государственного экологического надзора Минприроды РД Магомедова Р.М. № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, отменить и дело направить на новое рассмотрение.
Должностное лицо – консультант отдела контрольно-надзорной деятельности по <адрес> Управления Государственного экологического надзора Минприроды РД Магомедов Р.М. в суд не явился.
В связи с отсутствием обязанности должностного лица, уполномоченного на рассмотрение дела об административном правонарушении, присутствовать на рассмотрении жалобы, на основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП, рассмотрение жалобы проводится в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании заявитель Рамазанов Р.И. поддержал доводы, изложенные в жалобе в полном объеме, пояснил, что правонарушение он не совершал, мусор не выкидывал. При составлении протокола об административном правонарушении и постановления о назначении административного наказания ему не были разъяснены права и обязанности. А также не разъяснена ст. 51 Конституции РФ, что является нарушением его прав. Просил суд признать незаконным постановление консультанта отдела контрольно-надзорной деятельности по Северному округу Управления Государственного экологического надзора Минприроды РД Магомедова Р.М. по делу об административном правонарушении №50822 от 05 декабря 2023 года, вынесенное в отношении заявителя Рамазанова Р.И. по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ и направить дело на новое рассмотрение.
Выслушав заявителя, проверив материалы дела (в подлиннике), изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
В абз. 33 ст. 1 Федерального закона N 7-ФЗ установлено, что требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) представляют собой предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды. К таким нормативам относятся в том числе и всевозможные СанПиНы и СП, ГОСТы. Исходя из анализа норм указанных нормативных актов, административная ответственность по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ устанавливается за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, в том числе при сборе, накоплении, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с ТКО.
Объектом предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с обеспечением исполнения субъектами экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Объективную сторону указанного административного правонарушения по смыслу законодательства образуют деяния (действия или бездействие), заключающиеся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований, в том числе при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с ТКО.
Из материалов дела следует, что за нарушение требований Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об охране окружающей среды" постановлением консультанта отдела контрольно-надзорной деятельности по Северному округу Управления Государственного экологического надзора Минприроды РД Магомедова Р.М. от 05.12.2023г. Рамазанов Р.И. был признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1ст. 8.2 КоАП РФ.
Основанием для привлечения к административной ответственности послужил факт несоблюдения охраны окружающей среды при сборе, накоплении, размещении и утилизации отходов производства совершенного гражданином гр. Рамазановым ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ.р. проживающий по адресу РД. <адрес>, а именно собирая мусор у жителей села выбросил бытовой мусор (упаковки коробки пачки) на территорию МО <адрес> в 300 метрах западнее <адрес>, тем самым допустил нарушение ФЗ № «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ.
Из постановления № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что УУП ОМВД России по <адрес> капитан полиции Мамаев М.А. в ходе обхода административного участка обнаружил, что гражданином Рамазановым Р.И. нарушено законодательство в области охраны окружающей среды, о чем был составлен административный протокол <адрес> от 20.07.2023г., а именно (складировал) выбросил бытовой мусор в неположенном месте, тем самым нарушено законодательство в области охраны окружающей среды, о чем был составлен административный протокол. Изложенное выше является нарушением ст.51 ч.2 ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Обстоятельства правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрено ч.1 ст.8.2. КоАП РФ Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления. Нарушение допущено по вине: гражданина Рамазанова Р.И., так как он своими действиями (бездействием) нарушил требования ст.51 ч.2 ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Вместе с тем, суд усматривает, что в постановлении о назначении административного наказания № 50822 от 05 декабря 2023 года не содержится подписи привлеченного лица Рамазанова Р.И., с разъяснением прав, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ, сведений об отказе также не содержится.
Проанализировав все необходимые обстоятельства, подлежащие выяснению по настоящему делу, оценив их в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ применительно к заложенной в ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ диспозиции, сути выявленного нарушения и требованиям специального законодательства, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом, объяснениями привлекаемого к ответственности, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу об административных правонарушениях.
Судом установлено, что в отношении гр-на Рамазанова Р.И., составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ за номером <адрес> с которым в ходе составления протокола был ознакомлен с материалами дела, уведомлен об ответственности за данное правонарушение, но в ходе ознакомления от дачи объяснения и росписи в материалах дела отказался.
Выявленное нарушение послужило основанием для вынесения должностным лицом постановления о привлечении Рамазанова Р.И. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом исследован административный материал в отношении Рамазанова Р.И. на 23 листах, из которого усматривается, что событие правонарушения установлено 20.07.2023года, тогда как постановление № 50822 вынесено консультантом отдела контрольно-надзорной деятельности по Северному округу Управления Государственного экологического надзора Минприроды РД Магомедовым Р.М. - 05 декабря 2023 года.
Между тем, в материалах дела отсутствует определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Согласно ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.
Решение о проведении административного расследования также может быть принято, если в силу объективных обстоятельств в течение двух дней с момента выявления административного правонарушения не представляется возможным завершить проведение процессуальных действий, предусмотренных главой 26 КоАП РФ, или реализовать меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, указанных в ст. ст. 27.8, 27.10, 27.11, а также ст. 28.5 КоАП РФ.
Административное расследование не может проводиться в случаях, когда первоначальных данных недостаточно для возбуждения дела об административном правонарушении или нельзя сделать вывод о наличии или отсутствии материальных оснований для возбуждения дела об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья оценивает доказательства по делу об административном правонарушении по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех доказательств дела в их совокупности.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Обязанность доказывания вины лежит на административном органе, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Таким образом, решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
По смыслу вышеизложенных норм обязанность доказывания вины лица, в отношении которого ведется производство по делу, возложена на орган (должностное лицо), возбудивший дело об административном правонарушении.
Согласно требованиям ст. 26.1, 26.11 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе, событие административного правонарушения, а наличие такового и виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, устанавливаются доказательствами, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
По смыслу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу.
Из содержания пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
При таких обстоятельствах доводы жалобы Рамазанова Р.И. нашли свое подтверждение, а постановление консультанта отдела контрольно-надзорной деятельности по Северному округу Управления Государственного экологического надзора Минприроды РД Магомедова Р.М. от 05.12.2023г. №50822 нельзя признать законным и обоснованным.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии с п.4 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Названные допущенные процессуальные нарушения, при рассмотрении дела, неполнота установленных обстоятельств не позволили всесторонне и объективно рассмотреть дело, являются существенными и влекут отмену постановления консультанта отдела контрольно-надзорной деятельности по Северному округу Управления Государственного экологического надзора Минприроды РД Магомедова Р.М. от 05.12.2023г. №50822.
Учитывая, что на момент рассмотрения жалобы не истек срок давности привлечения Рамазанова Р.И. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, постановление консультанта отдела контрольно-надзорной деятельности по Северному округу Управления Государственного экологического надзора Минприроды РД Магомедова Р.М. от 05.12.2023г. № 50822 подлежит направлению в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело – Северный округ Управления Государственного экологического надзора Минприроды РД на новое рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу Рамазанова Р.И. удовлетворить.
Постановление № 50822 от 05 декабря 2023 года консультанта отдела контрольно-надзорной деятельности по Северному округу Управления Государственного экологического надзора Минприроды РД Магомедова Р.М. в отношении Рамазанова ФИО9, признанного виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ отменить, с направлением дела на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело – Северный округ Управления Государственного экологического надзора Минприроды РД.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ в соответствии со ст. 30.12 настоящего Кодекса.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 30.13 КоАП РФ жалобы подаются, протесты приносятся в кассационные суды общей юрисдикции.
Судья Л.Н. Бычихина
Копия верна:
Судья Л.Н. Бычихина