дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
01 августа 2022 года <адрес>
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Монгуш А.В., при секретаре ФИО7, с участием представителя истца – старшего помощника прокурора <адрес> В по доверенности, представителя ответчика – К по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах М к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва об обязании в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда предоставить М по договору социального найма жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не ниже 12,2 кв., отвечающее санитарным, техническим и гигиеническим требованиям, в пределах территории муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» в городе Туране,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> в интересах М обратился в суд с иском к ответчику об обязании в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда предоставить М по договору социального найма жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не ниже 12,2 кв., отвечающее санитарным, техническим и гигиеническим требованиям, в пределах территории муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» в городе Туране. В обоснование иска указано, что прокуратурой <адрес> в рамках предоставленных надзорных полномочий по обращению М проведена проверка о нарушенных жилищных прав. Проверкой установлено, что М относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы Пий-Хемского кожууна от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетним Р (М) М.А. назначен опекун А М относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен, поставлен на очередь в установленном порядке, ему полагается жилое помещение е по договору найма специализированного жилого помещения. Просит возложить на ответчика обязанность в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда предоставить М по договору социального найма жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не ниже 12,2 кв., отвечающее санитарным, техническим и гигиеническим требованиям, в пределах территории муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» в городе Туране.
В судебное заседание истец М, не явился, извещен надлежащим образом, от него имеется ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Представитель третьего лица – администрации <адрес> Республики Тыва надлежащим образом извещен, не явился.
Суд рассматривает дело в отсутствии не явившихся сторон в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель прокурора <адрес> РТ старший помощник прокурора В по доверенности, поддержала исковые требования, просила удовлетворить ее исковые требования по указанным основаниям.
Представитель ответчика К в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, указав на отсутствие свободного жилья.
Выслушав представителя истца и представителя ответчика, а также изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является, в частности, обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Согласно п.4 ст.27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» в случае, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст.40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами «ж», «к» ст.72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п.1, 3 и п.9 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Аналогичные положения установлены статьей 8 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 918 ВХ-1 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей», согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по реализации государственной политики в отношении семьи и детей (далее - уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва), на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном статьей 8.3 настоящего Закона, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N636 «О внесении изменений в Положение о Министерстве труда и социальной политики Республики Тыва» к полномочиям Министерства труда и социальной политики Республики Тыва отнесено предоставление в установленном порядке жилых помещений, предназначенных для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящих в состав специализированного жилищного фонда.
Согласно копии паспорта серии 93 18 № М родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Тыва, зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Из повторного свидетельства о рождении I-ЛЖ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что М родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Тыва, матерью указана Р, в графе отец стоит прочерк.
Согласно свидетельству о перемене имени I-ЛЖ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Р ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> Республики Тыва перемени фамилию на «М».
Постановлением Главы Пий-Хемского Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № А назначена опекуном несовершеннолетнего Р
Решением Пий-Хемского районного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ Р лишена родительских прав в отношении ребенка Р
Согласно ответу на требование прокурора отдел опеки и попечительства по Пий-Хемскому кожууну отвечает, что М (Р) М.А. состоит на очереди как нуждающийся в обеспечении жильём с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответу за запрос прокурора министерство труда и социальной политики по <адрес> отвечает, что М в утверждённом списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Пий-Хемского кожууна, состоит с ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время находится под №.
Из уведомления об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений следует, что за М, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированных прав собственности на жилое помещение не имеется.
Таким образом, установлено, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот, и имеет право на предоставление ему жилого помещения, однако на день рассмотрения дела жилое помещение ему не предоставлено.
Между тем, из содержания приведенных выше норм закона следует, что действующее законодательство не ставит предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимость от каких-либо условий, в том числе от времени постановки на учет такого лица, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также от иных условий.
Объективная нуждаемость истца в жилье, ввиду отсутствия у него жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма, подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, ответчиком не предоставлено. При этом право истца на обеспечение жилым помещением на законном основании не оспаривается.
Поскольку М относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, состоит в очереди на получение жилого помещения, суд приходит к выводу о необходимости возложить на Министерство труда и социальной политики Республики Тыва обязанность предоставить М жилое помещение соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, площадью не ниже норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» в городе Туране.
В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии с п.9 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Республики Тыва для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления жилых помещений из указанного фонда, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (далее – Порядок формирования специализированного жилищного фонда Республики Тыва), при включении жилого помещения в состав специализированного жилищного фонда устанавливается норма предоставления общей площади жилого помещения в муниципальных образованиях Республики Тыва, а также в городском округе «Город Ак-Довурак» в размере не менее 33 кв. м на одного гражданина.
В целях обеспечения реального исполнения решения суд также считает необходимым установить срок его исполнения - в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва является органом, наделённым отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в силу чего освобождено от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора <адрес> Республики Тыва в интересах М к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва об обязании в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда предоставить М по договору социального найма жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не ниже 12,2 кв., отвечающее санитарным, техническим и гигиеническим требованиям, в пределах территории муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» в городе Туране, удовлетворить.
Обязать Министерство труда и социальной политики Республики Тыва (ИНН 1701052697) в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда предоставить М (паспорт серии 9318 №) на условиях договора найма специализированного жилого помещения, жилое помещение общей площадью не ниже 12,2 кв., отвечающее санитарным, техническим и гигиеническим требованиям, в пределах территории муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» в городе Туране.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд Республики Тыва путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня вынесения решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись А.В. Монгуш
Копия верна: ____________________ А.В. Монгуш