Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-198/2022 от 01.11.2022

Дело № 12-198/2022

РЕШЕНИЕ

15 ноября 2022 года                                                                       г. Салехард

Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Дряхлова Ю.А., рассмотрев в судебном заседании протест Надымского городского прокурора на постановление судьи Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07 октября 2022 года, вынесенное в отношении ГБУЗ ЯНАО «Надымская центральная районная больница» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07 октября 2022 года, ГБУЗ ЯНАО «Надымская центральная районная больница» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.

Не соглашаясь с указанным постановлением судьи, прокурор, обратился в суд Ямало-Ненецкого автономного округа с протестом, в котором просит его отменить, считая постановление незаконным. Полагает, что оснований для применения наказания в виде предупреждения у судьи не имелось.

В возражениях на протест ГБУЗ ЯНАО «Надымская ЦРБ» просит решение судьи оставить без изменения.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы с учетом части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет назначение административного наказания.

Согласно части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.

Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в числе прочего, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В силу статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В статье 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон № 68-ФЗ) закреплена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и выполнять установленные в соответствии с названным Законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22 мая 2020 года принято постановление № 15, которым утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Санитарные правила).

Согласно абзацу второму пункта 4.4 Санитарных правил мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются в числе прочих соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти обстоятельства устанавливаются доказательствами, предусмотренными частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые должны содержаться в материалах дела об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении в силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.

В представленном в материалах дела постановлении об административном правонарушении от 08 августа 2022 года перечислены допущенные ГБУЗ ЯНАО «Надымская ЦРБ» нарушения санитарного законодательства, а именно п.п.4.4 гл.4 СанПиН 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» на момент проверки всеми лицами отделения медицинского учреждения не соблюдены правила личной гигиены в части ношения медицинских масок, за исключением процедурных медицинских сестер.

При этом как прокурор, так и судья квалифицировали указанное нарушение по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, как нарушение санитарных норм и правил, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).

Вместе с тем, с данным выводом судьи нельзя согласиться по следующим основаниям.

Как указывалось выше, объективная сторона правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. При этом в отличии от ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, указанные нарушения должны быть совершены в один из альтернативных периодов: 1) режима чрезвычайной ситуации 2) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, 2) в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).

При этом ни из постановления прокурора, ни из постановления судьи не следует, в какой именно период: чрезвычайной ситуации, угрозы распространения заболевания или карантина, ГБУЗ ЯНАО «Надымская ЦРБ» допустило нарушение санитарных норм.

Действительно, Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.03.2020 №29-ПГ, в связи с распространением в Ямало-Ненецком автономном округе новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 февраля 2004 года № 5-ЗАО «О защите населения и территорий Ямало-Ненецкого автономного округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 июня 2004 года № 18-ЗАО «О Губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа» с 16 марта 2020 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа введен режим повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Указанное Постановление Губернатора, и, соответственно, режим повышенной готовности, были отменены 11.07.2022 на основании Постановления Губернатора ЯНАО от 11.07.2022 №106-ПГ.

Также не вводился на территории Ямало-Ненецкого автономного округа режим карантина.

Следовательно, на момент совершения административного правонарушения 22.07.2022 режимы повышенной готовности либо карантина отсутствовали, соответственно действия (бездействие) ГБУЗ ЯНАО «Надымская ЦРБ» подлежит квалификации по части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Переквалификация совершенного юридическим лицом деяния согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которой, если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.

В данном случае переквалификация на административное правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, при том, что санкция части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеет менее строгое наказание, не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

При таких обстоятельствах постановление судьи Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07 октября 2022 года, вынесенное в отношении ГБУЗ ЯНАО «Надымская ЦРБ» подлежит изменению путем переквалификации деяния ГБУЗ ЯНАО «Надымская ЦРБ» с части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 6.3 данного Кодекса с назначением административного наказания в виде предупреждения, что предусмотрено санкцией данной статьи.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление судьи Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07 октября 2022 года, вынесенное в отношении ГБУЗ ЯНАО «Надымская центральная районная больница» изменить:

- переквалифицировать совершенное названным лицом деяние с части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив ГБУЗ ЯНАО «Надымская центральная районная больница» административное наказание в виде предупреждения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Жалоба (протест) подается непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья                                                                                                                     Ю.А. Дряхлова

12-198/2022

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Истцы
Надымский городской прокурор Толстых А.В.
Ответчики
ГБУЗ ЯНАО "Надымская ЦРБ"
Суд
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Дряхлова Юлия Александровна
Статьи

ст.6.3 ч.2 КоАП РФ

Дело на сайте суда
oblsud--ynao.sudrf.ru
01.11.2022Материалы переданы в производство судье
15.11.2022Судебное заседание
15.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее