УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июня 2024 г. р.п. Чунский
Чунский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Шурыгиной Е.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО6 к ФИО8 о признании права собственности на жилой дом в силу приобретательной давности,
УСТАНОВИЛ:
в обоснование исковых требований указано, что 4.10.2005 года ФИО6 купила жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, у ФИО8 за 30 000 рублей. В установленном законом порядке на тот момент сделка купли-продажи жилого дома не была зарегистрирована в Росреестре так, как согласно правоустанавливающим документам, ФИО8 не являлась собственником жилого дома. Она прибрела жилой дом у собственника ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., без оформления в установленном законом порядке, который принадлежал ФИО4 на основании договора купли-продажи от 02.07.1971 г., зарегистрированного в Чунском БТИ 27.03.1972 г. за №. ФИО6 проживает и зарегистрирована в указанном доме с 4.10.2005 года по настоящее время, что подтверждается справкой, выданной МКУ «Администрация Октябрьского муниципального образования» 29.03. 2024 г. за №. Согласно уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 01.04.2024 г. в ЕГРН отсутствуют сведения на вышеуказанный объект. Техническим паспортом на жилой дом от 23 ноября 2024 года подтверждается назначение объекта – жилое и адрес объекта: <адрес>, общей площадью 58,4 кв. м.
В данном жилом доме ФИО6 проживает более 18 лет. Несет все расходы по содержанию данного жилья. Проживание ФИО6 в указанном жилом доме подтверждается справкой, выданной начальником отделения связи п. Октябрьский 1, о том, что вся письменная корреспонденция приходящая на имя ФИО6 доставляется по адресу <адрес>. Также ее проживание в данном доме подтверждается выпиской из амбулаторной карты, выданной ОГБУЗ «Чунская РБ», где указан ее адрес <адрес> и справкой, выданной МОБУ СОШ № 3 р. п. Октябрьский о том, что дети ФИО6 – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ обучались, а ФИО3 продолжает обучаться в указанной школе и в алфавитной книге учащихся указан их домашний адрес – <адрес>. На основании постановления от 08.05.2024 администрации Октябрьского муниципального образования индивидуальному жилому дому присвоен адрес: <адрес>, ранее числившемуся по адресам: <адрес>; <адрес>. Вышеуказанными обстоятельствами подтверждается, что ФИО6 добросовестно, открыто и непрерывно владеет квартирой по адресу: <адрес> как собственной.
На основании изложенного истец просит признать право собственности за ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, в силу приобретательной давности с последующей постановкой на кадастровый учет.
Истец ФИО6 в судебном заседании не присутствовала, в адресованном суду заявлении настаивала на удовлетворении иска и просила рассмотреть данное дело в ее отсутствие.
Ответчик ФИО8 в судебное заседание не явилась, извещена о его времени и месте надлежащим образом, возражений по существу заявленных требований суду не представила.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО6 по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Согласно п. 1 ст. 218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствие с п. 2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 235 ГК РФ, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
На основании пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности. Ответчиком по иску о признании права собственности в силу приобретательной давности является прежний собственник имущества.
При разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации);
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Из указанных выше положений закона и разъяснений пленума следует, что приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь при условии добросовестности, открытости, непрерывности и установленной законом длительности такого владения.
При этом в пункте 16 вышеназванного совместного постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации также разъяснено, что по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
Для приобретения права собственности в силу приобретательной давности не является обязательным, чтобы собственник, в отличие от положений статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, совершил активные действия, свидетельствующие об отказе от собственности или объявил об этом. Достаточным является то, что титульный собственник в течение длительного времени устранился от владения вещью, не проявляет к ней интереса, не исполняет обязанностей по ее содержанию, вследствие чего вещь является фактически брошенной собственником.
Осведомленность давностного владельца о наличии титульного собственника сама по себе не означает недобросовестности давностного владения.
Таким образом, закон допускает признание права собственности в силу приобретательной давности не только на бесхозяйное имущество, но также и на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу.
Судом установлено, что в ЕГРП отсутствуют сведения о правообладателе жилого дома, общей площадью 37,82 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Вместе с тем, согласно Выписки из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости № № от 13.05.2024 года правообладателем земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Российская <адрес>, является ФИО4, документы-основания: постановление органа государственной исполнительной власти РФ о предоставлении земельного участка из состава федеральных земель.
Из свидетельства о праве собственности на землю от 30.03.1995 следует, что на основании Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и постановления администрации <адрес> № от 1.09.1993 ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. приобретает право частной собственности на землю, по адресу: <адрес>.
По сведениям БТИ согласно копии регистрационного удостоверения ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является собственником домовладения по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 2 июля 1971 года. Согласно указанному договору, общая площадь дома составляет 37,82 кв.м, в том числе жилая – 29,99 кв.м.
Согласно постановлению администрации Октябрьского муниципального образования № от 8.05.2024 г. «О присвоении адреса индивидуальному жилому дому» индивидуальному жилому дому, ранее числившемуся по адресам: <адрес>; <адрес>, присвоен адрес: <адрес>.
Из сведений Отдела по Чунскому району службы ЗАГС Иркутской области от 30.05.2024 следует, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем выдано свидетельство о смерти серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
По сведениям общедоступного реестра наследственных дел Федеральной нотариальной палаты к имуществу умершей ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., заведено наследственное дело №.
Из справки МКУ Администрация Октябрьского муниципального образования от 29.03.2004 года следует, что ФИО6 с 4.10.2005 года по настоящее время проживает по адресу: <адрес>.
Из сведений ОМВД по Чунскому району усматривается, что в спорном жилом помещении по адресу: <адрес> имеют регистрацию: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 27.05.2005 года по настоящее время, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 4.10.2005 года по настоящее время, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 11.10.2005 года по настоящее время, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 25.02.2010 года по настоящее время. Иных зарегистрированных лиц в доме не имеется.
Из выписки из похозяйственной книги № от 14.06.2024 г. следует, что ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ведет личное подсобное хозяйство по адресу: <адрес>.
Согласно справкам МКУ «Администрация Октябрьского муниципального образования» № и №, выданным 11.06.2024 г. ФИО6, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в реестре муниципального имущества администрации Октябрьского муниципального образования по состоянию на 7.06.2024 г. не числится; не включен в «Границы подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся на территории Октябрьского муниципального образования в результате поводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области», утвержденные постановлением администрации Октябрьского муниципального образования от 12.05.2020 года № 87, в связи с тем, что данная территория на подвергалась затоплению (подтоплению).
В соответствии со справкой МОБУ СОШ № 3 р.п. Октябрьский № выданной ФИО6 01.04.2024 г., дети ФИО6 обучались в муниципальном бюджетном учреждении средней общеобразовательной школе № 3 р.п. Октябрьский и в период обучения проживали вместе с матерью по адресу: <адрес>.
На титульном листе амбулаторной карты ФИО6 указан адрес ее проживания: <адрес>
Из справки начальника ОС Октябрьский 1 ФИО10 следует, что вся письменная корреспонденция, приходящая на имя ФИО6, доставляется по адресу: <адрес>.
Согласно представленному истцом техническому паспорту на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, изготовленному кадастровым инженером ФИО11 по состоянию на 23 апреля 2024 года, жилой дом 1956 года постройки, в соответствии с экспликацией к поэтажному плану состоит из прихожей, трех жилых комнат, кухни, веранды, общая площадь которых составляет 57,4 кв.м, в том числе площадь жилая – 45,1 кв.м. С учетом установленных технических характеристик спорного домовладения на момент рассмотрения дела, суд приходит к выводу, что принадлежащий ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании регистрационного удостоверения и договора купли-продажи от 2 июля 1971 года объект недвижимости, общая площадью 37,82 кв.м, в том числе жилая – 29,99 кв.м., прекратил свое существование.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что с 4.10.2005, то есть, более 18 лет, ФИО6 открыто, непрерывно и добросовестно владеет как своим собственным жилым домом, по адресу: <адрес>, общей площадью 57,4 кв. м., в том числе жилой площадью – 45, 1 кв.м., при этом наследники умершего собственника ФИО4, ответчик ФИО8, и иные лица правопритязаний на указанное домовладение не заявляли. В связи с чем, требования ФИО6 о признании права собственности на указанный жилой дом в силу приобретательной давности законны и обоснованны, а потому подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями статей 196-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО6 удовлетворить.
Признать право собственности за ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на жилой дом, находящийся по адресу: Российская <адрес>, общей площадью 57,4 кв. м., в том числе жилой площадью – 45, 1 кв.м., в силу приобретательной давности, с последующей постановкой на кадастровый учет.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Чунский районный суд Иркутской области в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Шурыгина
В окончательной форме решение суда изготовлено 27 июня 2024 года.
Председательствующий Е.В. Шурыгина