Дело (УИД) № 37RS0002-01-2024-000377-05.
Производство № 2-253/2024.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.Город Вичуга, Ивановской области. 28.06.2024 год.
Вичугский городской суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Беззубова В.Н.
с участием представителя истца – заместителя Вичугского межрайонного прокурора Шевелева К.Н., представителей ответчиков: администрации городского округа Вичуга Ивановской области Белянкиной Л.В. и Домостроевой Е.В., МБОУ СОШ № 13 городского округа Вичуга Костериной М.В.,
при секретаре судебного заседания Петуховой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вичугского межрайонного прокурора, предъявленному в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа Вичуга Ивановской области, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 13 городского округа Вичуга об установлении обязанности произвести ремонт здания,
УСТАНОВИЛ:
Вичугский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации городского округа Вичуга Ивановской области, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 13 городского округа Вичуга (МБОУ СОШ № 13) об установлении обязанности произвести ремонт здания названной школы, расположенного по адресу: Ивановская область, г. Вичуга, ул. Володарского, д. 14.
Иск мотивирован тем, что Вичугской межрайонной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой в деятельности ответчиков выявлены нарушения законодательства об образовании и о содержании зданий. Проверкой установлено, что МБОУ СОШ № 13 осуществляет образовательную деятельность по общеобразовательным программам начального общего и среднего общего образования в здании по адресу: Ивановская обл., г. Вичуга, ул. Володарского, д. 14. В 2022 году образовательным учреждением подготовлена проектная документация на капитальный ремонт здания школы, на которую дано положительное заключение Автономным государственным учреждением Ивановской области «Управление государственной экспертизы Ивановской области». При разработке проектной документации проведен технический осмотр здания школы, которым установлено, что его конструктивные элементы: фундамент, цоколь, подвальное помещение, отмостка, стены, перекрытия, потолок, отделочные покрытия, кровля, и другие, а также системы водоснабжения, водоотведения, отопления, вентиляции, электроснабжения, пожарная сигнализация не соответствуют установленным требованиям законодательства.
Вичугский межрайонный прокурор с учетом изменения исковых требований просил обязать администрацию городского округа Вичуга и МБОУ СОШ № 13 в срок до 31.12.2027 года выполнить капитальный ремонт здания общеобразовательного учреждения, расположенного по адресу: Ивановская обл., г. Вичуга, ул. Володарского, д. 14, а именно: ремонт фундамента, цоколя и отмостки, ремонт кровли, потолков, междуэтажных перекрытий, полов, окон, дверей (входных и внутренних), входных групп, лестниц и крылец, фасадов, систем отопления, вентиляции, горячего и холодного водоснабжения, канализации, а также провести внутренние штукатурные, облицовочные и малярные работы, выполнить электромонтажные работы и заменить систему пожаротушения.
Представитель истца – заместитель Вичугского межрайонного прокурора Шевелев К.Н. иск поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика – администрации городского округа Вичуга Ивановской области Белянкина Л.В. иск признала частично и сообщила, что администрацией городского округа Вичуга не оспаривается необходимость проведения ремонта здания МБОУ СОШ № 13 городского округа Вичуга, в том числе тех конструктивных элементов и систем, которые указаны в иске Вичугского межрайонного прокурора. Однако достаточного количества собственных средств на выполнение такого объёма ремонтных работ не имеется. В настоящее время сметная стоимость ремонтных работ превышает 388 миллионов рублей. Ремонт здания школы возможен в случае включения школы в федеральную программу «Модернизация школьных систем образования», однако федеральное финансирование по этой программе возможно в размере не более 125 миллионов рублей. По имеющимся сведениям по причине значительной стоимости ремонта, отклонена заявка отдела образования на включение школы в указанную программу на 2025 год. В связи с этим будет подготовлена следующая заявка на включение школы в названную программу на 2026 год. Выполнение указанных в иске работ возможно только поэтапно, не менее чем в 3-4 года. Просила увеличить срок исполнения решения до 2028 года.
Представитель ответчика - МБОУ СОШ № 13 Костерина М.В. поддержала доводы, изложенные представителем администрации городского округа Вичуга и сообщила, что несмотря на будущие сложности с распределением учащихся в связи с закрытием школы на ремонт, учреждение признает необходимость проведения такого ремонта. Работа по подготовке к ремонту начата ещё до 2022 года, его необходимость вызвана тем, что в здании во многих местах протекает кровля, приходят в негодность системы водоснабжения, канализации и другие конструктивные элементы. На 2024 год на средства не из федеральной программы будет проведен ремонт кровли основного здания школы. Кровля над спортивными залом ранее уже была отремонтирована. Таким образом появится возможность снизить будущие затраты на ремонт за счет средств федеральной программы «Модернизация школьных систем образования».
Представитель третьего лица – Комитета по управлению имуществом городского округа Вичуга Ивановской области при надлежащем извещении в судебное заседание не прибыл, в соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители третьих лиц: Правительства Ивановской области и Департамента образования и науки Ивановской области при надлежащем извещении в судебное заседание не прибыли, в соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему. Ответчик – администрация городского округа Вичуга Ивановской области (ОГРН 1023700507896) находится по адресу: Ивановская обл., г. Вичуга, ул. 50 лет Октября, д. 15, основной вид экономической деятельности – деятельность органов местного самоуправления городских округов (л.д. 115-116).
Ответчик – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 городского округа Вичуга (ОГРН 1023700509821), находится по адресу: Ивановская обл., г. Вичуга, ул. Володарского, д. 14, основной вид экономической деятельности – образование основное общее (л.д. 46-53).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, по адресу: Ивановская обл., г. Вичуга, ул. Володарского, д. 14, находится нежилое здание школы № 13, имеющее кадастровый номер 37:23:060402:38, площадь 6719,5 кв.м., год постройки 1985. Нежилое здание находится в собственности городского округа, право собственности зарегистрировано 18.01.2005 года, и предоставлено в оперативное управление МБОУ СОШ № 13 г. Вичуга Ивановской области, о чем 14.08.2007 года составлена запись о государственной регистрации этого права.
Статьями 210, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
На основании части 1 статьи 296 ГК РФ, учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Статьей 28 Устава городского округа Вичуга, принятого решением Вичугской городской Думы Ивановской области от 31.03.2006 года № 29 установлено, что администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Ивановской области.
Администрация городского округа Вичуга является органом местного самоуправления в соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2002 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Соответственно на данный орган возложена обязанность по исполнению обязательств, предусмотренных п. 13 ч. 1 ст. 16, п. 3 ч. 1 ст. 17 этого Федерального закона, в том числе по финансированию требуемых прокурором мероприятий.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Устав МБОУ СОШ № 13 утвержден постановлением администрации городского округа Вичуга от 05.10.2017 г. № 922, и содержит в себе следующие положения (л.д. 54-62): учреждение является бюджетным, относится к типу образовательных (п. 1.2.); учредителем учреждения является администрация городского округа Вичуга (п. 1.4.); функции и полномочия собственника имущества учреждения от имени городского округа Вичуга осуществляет комитет по управлению имуществом городского округа Вичуга (п. 1.6.); учреждение являются юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1.8.); учреждение является некоммерческой организацией. Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в виде субсидии н выполнение муниципального задания, субсидий (субвенций) на иные цели из соответствующего бюджета (п. 1.12.); основной целью деятельности учреждения является образовательная деятельность по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования (л.д. 2.2.); для выполнения уставных целей учреждение имеет право в порядке, установленном законодательством РФ: заключать договоры с юридическими и физическими лицами, не противоречащие законодательству РФ, а также целям и предмету деятельности учреждения (п. 3.1.); учреждение обязано: обеспечить своим работникам безопасные условия труда и нести ответственность в порядке, установленном законодательством РФ, за ущерб, причиненных их здоровью и трудоспособности; создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников учреждения (п. 3.3.); учреждение в отношении имущества, находящегося у него на праве оперативного управления, обеспечивает его бухгалтерский учет, инвентаризацию, сохранность и несет бремя расходов на его содержание (п. 8.7.).
Обязанность образовательной организации обеспечить права обучающихся и своих работников на сохранение их жизни и здоровья, закреплена в Федеральном законе от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а именно: одним из принципов государственной политики в сфере образования является приоритет жизни и здоровья человека (статья 3 Закона); образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы (ст. 28 Закона); обучающимся предоставляется право на охрану жизни и здоровья, которая включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 41 Закона). Названные обязанности также закреплены в других положениях приведенного Федерального закона.
Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Частью 1 статьи 5 этого Федерального закона установлено, что безопасность зданий обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений их параметров и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла.
Статьей 7 названного Федерального закона определено, что строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: - разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; - разрушения всего здания, сооружения или их части; - деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; - повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
В силу части 1 статьи 38 названного Федерального закона, безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Совместным приказом Министерства Просвещения РФ № 15 и Министерства строительства и ЖКХ № 25/пр от 19.01.2022 года утверждена программа «Модернизация систем образования». Целью этой Программы является приведение в нормативное техническое состояние не менее 7300 зданий (обособленных помещений) общеобразовательных организаций, в том числе по годам: в 2022 - 2023 годах - совокупно не менее 3000 зданий; в 2024 году - не менее 1500 зданий; в 2025 году - не менее 1500 зданий; в 2026 году - не менее 1300 зданий. Достижение указанной цели Программы реализуется путем проведения капитального ремонта зданий региональных (муниципальных) общеобразовательных организаций, их оснащения средствами обучения и воспитания, соответствующими современным условиям обучения, а также реализации ряда инфраструктурных и организационных мероприятий. При этом софинансированию из федерального бюджета в рамках Программы подлежат работы, включенные в следующий укрупненный перечень работ:1. Ремонт фундамента, цоколя и отмостки. 2. Ремонт кровли. 3. Ремонт потолков, междуэтажных перекрытий и полов. 4. Ремонт окон, дверей (входных и внутренних) и ворот учебных зданий. 5. Ремонт входных групп, лестниц и крылец. 6. Внутренние штукатурные, облицовочные и малярные работы. 7. Ремонт фасадов. 8. Ремонт системы отопления. 9. Ремонт системы вентиляции. 10. Ремонт системы горячего и холодного водоснабжения. 11. Ремонт системы канализации. 12. Электромонтажные работы. 13. Ремонт слаботочных сетей. 14. Ремонт систем пожаротушения.
Материалами дела и пояснениями участников судебного разбирательства подтверждается, что нежилому зданию МБОУ СОШ № 13 требуется проведение ремонтных работ, то есть собственником здания и названной образовательным учреждением не в полной мере обеспечено надлежащее содержание имущества, а также безопасность обучающихся и работников учреждения.
Согласно Акту технического осмотра, составленному по состоянию на 2022 год ООО «Центр проектирования и инженерных изысканий», ведомости дефектов и повреждений, содержащейся в этом Акте (л.д. 12-41), здание МБОУ СОШ № 13, расположенное по адресу: Ивановская обл., г. Вичуга, ул. Володарского, д. 14 имеет следующие дефекты и повреждения;
- наружные несущие стены (износ 31%) имеют биоповреждение цоколя и участков стен в примыкании крылец, выветривание швов, местные ослабления кирпичной кладки, местами выпадение отдельных кирпичей, высолы, следы увлажнения;
- отмостка (износ 60%) вокруг здания частично разрушена;
- штукатурка и окраска цоколя (износ 60%) повсеместно отслоилась и раскрошилась;
- пандус для МГН - отсутствует;
- крыльца (износ 60%) имеют значительные повреждения: цоколи крылец местами разрушены, герметичность кровли крылец нарушена, ограждения не соответствуют нормам, местами разрушены ступени;
- оконные и дверные блоки (износ 60%), морально и физически устарели, часть створок не открываются, поражены гнилью, установлено расслоение древесины, зафиксированы щели в рамах, неплотности притвора, перекосы, направления открывания дверей не соответствует требованиям;
- пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не соответствует требованиям действующих нормативных документов;
- водоснабжение и канализация (износ 60%), имеет износ отдельных частей системы. Водопроводные и канализационные трубы повсеместно имеют повреждения окраски, многочисленные следы коррозии. Вокруг стояков зафиксированы многочисленные следы заливов, имеются следы замены отдельных участков, хомуты. Повсеместно установлено повреждение эмалированного покрытия моек, раковин, местами имеются капельные течи;
- вентиляция (износ 60%) – система вентиляции не работает должным образом, в отдельных помещениях система вентиляции отсутствует, вентиляционные каналы местами зашиты ГКЛ;
- отопление (износ 60%) – стояки системы отопления и отопительные приборы имеют следы коррозии и подтеков, на приборах отопления отсутствуют запорные краны, местами имеются капельные течи;
- электроснабжение (износ 60%) – проводка имеет поврежденные участки. ВРУ и распределительные щиты с установленным в них оборудованием не соответствуют требованиям действующих норм, светильники функционируют не все, норма освещения не соблюдается, имеются следы ремонта с частичной заменой сетей и приборов отдельными местами;
- отделочные покрытия стен и потолков (износ 60%) – имеются следы протечек, отслоение, растрескивание окрасочного слоя местами, царапины и выбоины на поверхности окрасочного слоя и шпаклевки;
- отделочные покрытия полов (износ 60%) –неплотное прилегание плиток, местами отсутствие плиток, повсеместные сколы и отбитости плиток, трещины в плитках и швах. Рисунок плиток повсеместно истерся. Имеются разрывы и деформации линолеума, наличие «волн», неплотное примыкание к основанию повсеместно. Рисунок на поверхности линолеума повсеместно частично или полностью истерся. Также имеются и другие повреждения, из чего суд делает вывод, что проведение ремонта и частично замена требуется в отношении всех конструктивных элементов и систем здания, которые указаны в иске Вичугского межрайонного прокурора.
Автономным государственным учреждением Ивановской области «Управление государственной экспертизы Ивановской области» № от 28.07.2022 года, дано положительное заключение государственной экспертизы по вопросу о проведении капитального ремонта здания МБОУ СОШ № 13 городского округа Вичуга, согласно этому заключению проектная документация на ремонт соответствует установленным требованиям (л.д. 42-45).
Сложившейся ситуацией, тем, что не проведен требуемый ремонт здания МБОУ СОШ № 13, нарушаются права неопределенного круга лиц, в том числе обучающихся в школе несовершеннолетних и работников учреждения. Возможность распределения учащихся МБОУ СОШ № 13 на случай ремонта по другим образовательным учреждениям может быть найдена, что подтверждается представленной образовательным учреждением справкой.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ, защита гражданских прав может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В целях защиты прав неопределенного круга лиц следует обязать ответчиков провести капитальный ремонт здания общеобразовательной школы городского округа Вичуга, расположенного по адресу: Ивановская обл., г. Вичуга, ул. Володарского, д. 14, в указанных в иске объёмах.
Согласно статье 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд учитывает правовые позиции сторон, принимает во внимание, что производство ремонта требует соблюдения административных и иных процедур, является длительным по времени. Ремонт здания МБОУ СОШ № 13, исходя из его значительной стоимости, возможен при включении школы в какую-либо соответствующую программу, предусматривающую финансирование на эти цели, и в настоящее время вопрос о включении школы в такую программу не решен. Учитывая, что основные конструктивные элементы здания хотя и требуют ремонта, но в целом они находятся в работоспособном состоянии, ответчикам для исполнения настоящего решения следует предоставить срок до 31.12.2027 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Вичугского межрайонного прокурора удовлетворить. Обязать администрацию городского округа Вичуга Ивановской области (ОГРН 1023700507896) и Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 городского округа Вичуга (ОГРН 1023700509821) в срок до 31.12.2027 года провести капитальный ремонт здания общеобразовательного учреждения, расположенного по адресу: Ивановская обл., г. Вичуга, ул. Володарского, д. 14, а именно:
- ремонт фундамента, цоколя и отмостки;
- ремонт кровли, ремонт потолков, междуэтажных перекрытий и полов;
- ремонт окон, дверей (входных и внутренних) здания;
- ремонт входных групп, лестниц и крылец;
- ремонт фасадов, ремонт системы отопления;
- ремонт системы вентиляции;
- ремонт систем горячего и холодного водоснабжения;
- ремонт канализации;
- повести внутренние штукатурные, облицовочные и малярные работы;
- выполнить электромонтажные работы и заменить систему пожаротушения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Вичугский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме (01.07.2024 года).
Судья В.Н. Беззубов.