РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июля 2024 года рп. Мама
Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Давиденко С.А., при секретаре Маслаке В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 38RS0015-01-2024-000073-09 (2-54/2024) по исковому заявлению Матвеевской Александры Александровны к администрации Мамского городского поселения о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Матвеевская А.А. обратилась в Мамско-Чуйский районный суд <адрес> с иском к администрации Мамского городского поселения <адрес> о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности на имущество в порядке наследования, ссылаясь на то, что она приходится дочерью ФИО3, который ДД.ММ.ГГГГ умер. После смерти отца остался жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес>, который комитетом по управлению имуществом <адрес> был передан в долевую собственность в равных долях (по 1/5) участвующим в приватизации членам семьи ФИО4, ФИО7, Матвеевской А.А., ФИО8, Матвеевскому А.А. Единственным наследником первой очереди является истец, поскольку ФИО4 в законном браке не состояла с Матвеевским А.А.
Поскольку на дату смерти Матвеевского А.А. истец являлась несовершеннолетней, Матвеевская Александра Александровна, в лице своего законного представителя ФИО4 фактически вступила во владение и управление наследственным имуществом, приняла меры по сохранению наследственного имущества, и произвела за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.
Просит включить в состав наследственного имущества, признать право собственности в порядке наследования 1/5 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>.
В судебное заседание истец Матвеевская А.А. не явилась, по ходатайству о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Представитель ответчика администрации Мамского городского поселения в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просил суд рассмотреть дело без их участия в суде, о чем имеется заявление от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45).
Остальные заинтересованные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения заявления, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Учитывая, что ни одним из участников процесса, надлежаще извещенных о дне и месте судебного заседания, не подано возражений против рассмотрения дела в их отсутствие или заявлений об отложении дела, суд, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон по представленным суду доказательствам.
Исследовав и оценив представленные суду доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а их совокупность во взаимной связи признавая достаточной, суд, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 35 Конституции РФ государство гарантирует право наследования. В развитие положения статьи 35 Конституции Российской Федерации о гарантированном праве наследования Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ) предусматривает, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (пункт 2 статьи 218 ГК РФ). В состав наследства, согласно статьи 1112 ГК РФ, входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Судом установлено, что Матвеевскому А.А. и другим членам семьи по договору от ДД.ММ.ГГГГ о передаче жилья в собственность Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес>, в порядке приватизации, была передана в долевую собственность, по 1/5 доле каждому, жилой дом, находящаяся по адресу: 666811, <адрес>, р.<адрес>, состоящий из трех комнат, площадью <адрес>,7 кв. метров, жилой площадью 28,3 кв. метров. Договор зарегистрирован в реестре КУМИ за № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17).
Согласно техническому паспорту, составленному Бюро технической инвентаризации <адрес> (л.д. 18-19) и Выписки из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках на объект недвижимости (л.д. 16), <адрес> в <адрес> имеет кадастровый номер №, площадью 36,7 квадратных метров, жилой площадью 28,3 квадратных метра, состоит из трех жилых комнат, кухни, зарегистрирован на праве собственности за ФИО4, ФИО7, Матвеевской А.А., ФИО8, Матвеевским А.А. на основании договора с КУМИ от ДД.ММ.ГГГГ о передаче жилья в собственность по 1/5 доле каждому; сведения о наличии запрещений или ареста на указанный объект отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 131 ГК РФ право собственности на квартиру должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре, и такая регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, что вытекает из части 3 статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
Однако, как следует из ответа Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, записи о регистрации прав на дом по адресу: <адрес>, р.<адрес> отсутствуют (л.д. 28).
Согласно свидетельства о смерти I-СТ № выданного ДД.ММ.ГГГГ отделом по <адрес> управления службы ЗАГС Матвеевский А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. При призвании наследника к наследованию одновременно по нескольким основаниям (по завещанию и по закону или в порядке наследственной трансмиссии и в результате открытия наследства и тому подобное) наследник может принять наследство, причитающееся ему по одному из этих оснований, по нескольким из них или по всем основаниям (пункт 2 статьи 1152 ГК РФ).
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 1153 ГК РФ установлено, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно свидетельству о рождении, Матвеевская А.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, в графе отец указан Матвеевский А.А., в графе мать указана ФИО4 и свидетельство об установлении отцовства (л.д. 12-13).
Судом установлено, что после смерти Матвеевского А.А. нотариусом ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ было открыто наследственное дело №, из материалов которого следует, что с заявлением о принятии наследства своевременно обратилась дочь Матвеевского А.А. - Матвеевская А.А., в лице законного представителя ФИО4, и ей было выдано свидетельство о праве на наследство на вклады умершего (л.д.46-52).
Таким образом, единственным наследником умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на все его имущество является его дочь Матвеевская Александра Александровна.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Матвеевская А.А., будучи дочерью умершего Матвеевского А.А., после его смерти фактически и юридически приняла имущество, принадлежавшее Матвеевскому А.А., в том числе и то имущество, которое подлежало государственной регистрации, а именно: 1/5 долю дома, находящегося по адресу: 666811, <адрес>, р.<адрес>, но не было Матвеевской А.А. зарегистрировано. Факт принятия Матвеевской А.А. наследства умершего Матвеевского А.А. подтверждается и тем, что Матвеевская А.А. продолжала проживать в данном доме, то есть использовала жилье по назначению, оплачивала коммунальные платежи.
С учетом приведенных обстоятельств, суд приходит к выводу о возможности и необходимости удовлетворения требований Матвеевской А.А., включив в наследственную массу, оставшуюся после смерти Матвеевского А.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ, 1/5 доли жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, р.<адрес>, принадлежавшую умершему Матвеевскому А.А.
Никто иной, кроме Матвеевской А.А., имущество умершего Матвеевского А.А., не принимал, за выдачей свидетельства о праве на наследство не обращался, свидетельство о праве на наследство никому не выдано, его право наследования никем не оспаривается.
Соответственно, в силу статьи 1152 ГК РФ, за Матвеевской А.А. следует признать право собственности в порядке наследования на 1/5 жилого дома, общей площадью 36,7 квадратных метров, состоящего из трех жилых комнат, кухни, с кадастровым номером 38:24:100011:93, находящегося по адресу: <адрес>, р.<адрес>.
В силу статьи 131, пункта 1 статьи 551 ГК РФ, части 6 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на недвижимое имущество и переход права собственности на отчуждаемую недвижимость подлежат государственной регистрации.
Согласно статьям 14 и 21 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Матвеевской Александры Александровны к администрации Мамского городского поселения о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования имущества, удовлетворить.
Включить в наследственную массу, оставшуюся после смерти ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Республики Бурятия, умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, 1/5 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 36,7 квадратных метров, с кадастровым номером 38:24:100011:93, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес>.
Признать за Матвеевской Александрой Александровной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт 2518 №) право собственности в порядке наследования по закону на 1/5 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 36,7 квадратных метров, с кадастровым номером 38:24:100011:93, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес>.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Мамско-Чуйский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 03.07.2024 года.
Судья С.А.Давиденко.