Дело 2-348-2024 (2-49/2023, 2а-638/2022)
УИД 33RS0009-01-2022-000952-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 августа 2024 года г. Камешково
Камешковский районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Тимакова А.А., при секретаре Кононенко К.А., с участием истца Строганова А.И. и его представителя Хатковской Н.С., представителя ответчиков ОМВД России Камешковскому району и УМВД России по Владимирской области Тарасовой Ю.А., прокурора Абрамовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Строганова А.И. к ОМВД России по Камешковскому району, УМВД России по Владимирской области об обязании произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации в связи с причинением увечья при выполнении служебных обязанностей, о взыскании задолженности,
установил:
Строганов А.И. обратился в суд с иском к ОМВД России по Камешковскому району Владимирской области, с учетом уточнений просил обязать последнего произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации в связи с причинением увечья при выполнении служебных обязанностей, установленной решением Камешковского районного суда от 18.10.2022, и выплатить соответствующую задолженность за период с 01.01.2012 по 31.05.2024 в сумме 2361133 руб. (т. 1 л.д. 2-5, 202-205, 212-2015, т. 2 л.д. 159-163).
В обоснование заявленных требований указано, что решением Камешковского районного суда от 18.10.2012 с ответчика в пользу истца взыскана ежемесячная денежная компенсация в связи с причинением увечья при выполнении служебных обязанностей в размере 29443,70 руб., с последующим перерасчетом в случае увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников полиции, а так же с учетом изменения размера пенсии по инвалидности. Истец неоднократно обращался в УФК по Владимирской области, УМВД России по Владимирской области,ОМВД России по Камешковскому району с заявлениями о перерасчете присужденных ежемесячных денежных выплат в связи с увеличением окладов сотрудников полиции начиная с 01.01.2018, а также в связи с отказом от получения пенсии по инвалидности (с 01.03.2015 стал получать пенсию по выслуге лет). Строганову А.И. в перерасчете выплат на протяжении длительного времени отказывают. За период с 01.01.2012 денежные довольствия сотрудников полиции повышались 6 раз: на основании Постановления Правительства РФ № 1598 от 21.12.2017 - в 1,04 раза с 01.01.2018; на основании Постановления Правительства РФ № 820 от 27.06.2019 - в 1,043 раза с 01.10.2019; на основании Постановления Правительства РФ № 939 от 27.06.2020 - в 1,03 раза с 01.10.2020; на основании Постановления Правительства РФ № 772 от 24.05.2021 - в 1,037 раза с 01.10.2021; на основании Постановления Правительства РФ № 719 от 21.04.2022 - в 1,04 раза с 01.10.2022; на основании Постановления Правительства РФ № 1046 от 28.06.2023 - в 1,105 раза с 01.10.2022. Согласно расчету истца, подробно приведенному в исковом заявлении (т. 2 л.д. 164, 165), за период с 01.01.2012 по 31.05.2024 ОМВД России по Камешковскому району должно было выплатить ему 6748245,03 руб., а фактически выплатило 4387111,3 руб. Таким образом, по мнению истца, за период с 01.01.2012 по 31.05.2024 соответствующая задолженность по присужденной 18.10.2012 выплате составила 2361133 руб. На текущий момент ежемесячная выплата, установленная решением суда, согласно доводам иска, должна составлять 62243 руб. Отказ произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации, как полагает Строганов А.И., нарушает его права и охраняемые законом интересы. На основании изложенного истец просит удовлетворить заявленные требования.
Первоначально иск Строганова А.И. рассматривался в порядке административного судопроизводства (т. 1 л.д. 1), а с 12.07.2023 осуществлен переход к рассмотрению дела в порядке искового производства (т. 2 л.д. 2, 3).
Решением Камешковского районного суда Владимирской области от 31.07.2023 (т. 2 л.д. 21-25), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 14.11.2023 (т. 2 л.д. 74-80), в удовлетворении исковых требований Строганова А.И. к ОМВД России по Камешковскому району Владимирской области о признании незаконным бездействия, сопряженного с отказом произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации в связи с причинением увечья при выполнении служебных обязанностей; возложении обязанности произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации в связи с причинением увечья при выполнении служебных обязанностей, установленной решением Камешковского районного суда Владимирской области от 18.10.2012; возложении обязанности выплаты денежных средств в размере 1776117 руб. отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 16.04.2024 решение Камешковского районного суда Владимирской области от 31.07.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 14.11.2023 отменены, дело по иску Строганова А.И. направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции (т. 2 л.д. 130-145).
Определением суда от 28.06.2024 статус третьего лица - УМВД России по Владимирской области изменен на соответчика (т. 2 л.д. 190-102).
В тот же день отказано в приостановлении производства по делу в связи с подачей ОМВД России по Камешковскому району Владимирской области в Верховный Суд РФ кассационной жалобы на кассационное определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 16.04.2024 (т. 2 л.д. 194, 195).
Судом дважды у ответчиков истребовались расчеты начисления Строганову А.И. ежемесячной денежной компенсации (определения от 05.07.2024 (т. 2 л.д. 197, 198) и 29.07.2024 (т. 2 л.д. 249, 250)).
В судебном заседании истец Строганов А.И. и его представитель Хатковская Н.С. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, просили их удовлетворить. Отдельно отметили, что расчет задолженности произведен по формуле, установленной решением Камешковского районного суда от 18.10.2012, с учетом отказа от получения пенсии по инвалидности с 01.03.2015 и повышения окладов сотрудников полиции начиная с 01.01.2018. Кроме того, не оспаривали, что на данный момент задолженность в размере присужденной компенсации в размере 29443,70 руб. отсутствует, хотя были периоды, когда выплачивали менее указанной суммы.
Представитель ответчиков ОМВД России по Камешковскому району и УМВД России по Владимирской области Тарасова Ю.А. возражала против заявленных требований. Полагала, что правовых оснований для осуществления перерасчета ежемесячной денежной компенсации в связи с причинением увечья при выполнении служебных обязанностей в отношении истца не имеется. Исходила из того, что все причитающиеся Строганову А.И. денежные выплаты ему перечислены. Представленные суду расчеты просила не учитывать при принятии решения, поскольку ответчики с ними не согласны (представлены по запросу суда).
Прокурор Абрамова Е.А. полагала необходимым удовлетворить требования Строганова А.И., взыскав задолженность в размере, определенном судом (расчет задолженности не представляла).
Представители третьих лиц МВД России, УФК по Владимирской области, третье лицо - главный бухгалтер ОМВД Росси по Камешковскому району Ананьева М.А. по вызову суда не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав мнение сторон, заключение прокурора, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных ГПК РФ (ч. 2 ст. 61 ГПК РФ).
В случае если суд, вынося решение, не учел ранее вынесенное судебное постановление, принятое по спору между теми же лицами, это является основанием для отмены вынесенного судебного решения (Определение Верховного Суда РФ от 04.10.2016 №18-КГ16-126).
При этом, если суд, принимая решение, сослался на преюдициальную силу судебного акта, которая отсутствовала (например, в силу того, что выводы суда по какому-либо из обстоятельств, обсуждаемых сторонами при рассмотрении нового дела, в ранее вынесенном решении не содержались), это также будет являться основанием для отмены вынесенного решения (Определение Верховного Суда РФ от 20.09.2016 №5-КГ16-114).
Вступившим в законную силу решением Камешковского районного суда Владимирской области от 18.10.2012, вынесенным по гражданскому делу № 2-399/2012, с ОМВД России по Камешковскому району в пользу Строганова А.И. в числе прочего взыскана ежемесячная денежная компенсация в связи с причинением увечья при выполнении служебных обязанностей в размере 29443,70 руб., с последующим перерасчетом в случае увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников полиции, а также с учетом изменения размера пенсии по инвалидности (т. 1 л.д. 25-28).
Присужденная решением от 18.10.2012 сумма ежемесячной денежной компенсации в размере 29443,70 руб. была исчислена судом на основании ст.43 Федерального закона от 07.02.2011 №3-Ф3 «О полиции» и Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел РФ или их близким родственникам, утвержденной Приказом МВД России от 18.06.2012 №590, вступившей в силу с 26.08.2012 (в редакциях, действовавших на момент вынесения решения суда) в следующем порядке: (29000 руб.+8700 руб.) х 1,55 х 80% - 17304,30 руб., где 29000 руб. - оклад месячного денежного содержания (оклад по должности + оклад по званию), 8700 руб. - ежемесячная надбавка к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), 1,55 - коэффициент, предусмотренный п. 17 Инструкции, 80% - установленная бессрочно степень утраты профессиональной трудоспособности, 17304,30 руб. - пенсия по инвалидности.
В соответствии с действовавшим на момент принятия решения суда правовым регулированием установленная сумма ежемесячной денежной компенсации (29443,70 руб.) подлежала последующему перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников полиции, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 7 ст. 43 ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 №3-ФЗ в редакции от 25.06.2012).
Размер пенсии по инвалидности имел значение лишь при определении суммы ежемесячной денежной компенсации (29443,70 руб.).
Так, согласно ч. 6 ст. 43 ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 №3-ФЗ в редакции от 25.06.2012, в случае причинения сотруднику полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
Суд, произведя расчет в полном соответствии с положениями ч. 6 ст. 43 ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 №3-ФЗ в редакции от 25.06.2012, обоснованно указал, что присужденная Строганову А.И. ежемесячная денежная компенсация в связи с причинением увечья при выполнении служебных обязанностей в размере 29443,70 руб., подлежит последующему перерасчету в случае увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников полиции.
Учитывая действовавшую редакцию ч. 7 ст. 43 ФЗ «О полиции», последующее изменение размера пенсии по инвалидности, на присужденную ежемесячную денежную компенсацию в связи с причинением увечья при выполнении служебных обязанностей в размере 29443,70 руб., влиять не должно.
Обратное приведет к неправильному применению норм права, ущемит права Строганова А.И. как получателя соответствующей выплаты.
Судом кассационной инстанции в определении от 16.04.2024 указано на неверное применение судами норм материального права при разрешении настоящего спора по иску Строгонова А.И. о перерасчете присужденной 18.10.2012 ежемесячной денежной компенсации.
Так, судом отмечено, что разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались ч.ч. 6 и 7 ст. 43 Федерального закона от 07.02.2011 №3-Ф3 «О полиции» (в редакции, действовавшей на момент вынесения решения суда от 18.10.2012), п. 14, 15, 16, 17, 18, 23 Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел РФ или их близким родственникам, утвержденной Приказом МВД России от 18.06.2012 №590, вступившей в силу с 26.08.2012, ст. 2 Федерального закона от 12.02.2015 №15-ФЗ «О внесении изменений в ст. 43 Федерального закона «О полиции», Приказом МВД России от 22.04.2015 №459.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции первоначально исходил из того, что размер ежемесячной денежной компенсации, исчисленной в соответствии с новым порядком, установленным Федеральным законом от 12.02.2015 №15-ФЗ, меньше размера ежемесячной денежной компенсации, взысканного решением суда, в связи с чем Строганов А.И. имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в размере, который причитался ему до вступления в силу Федерального закона от 12.02.2015 №15-ФЗ; причитающаяся Строганову А.И. ежемесячная денежная компенсация выплачена ему в полном объеме; произведение перерасчета не требуется.
Вместе с тем судом кассационной инстанции акцентировано внимание на том, что вывод об отсутствии оснований для перерасчета не соответствует нормам права и решению Камешковского районного суда от 18.10.2012, порядок исполнения которого не изменялся, хотя у сторон такое право в силу положений ч. 3 ст. 209 ГПК РФ имелось.
Вышестоящим судом отмечено, что право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью при исполнении служебных обязанностей, возникло у Строганова А.И. на основании норм Закона Российской Федерации от 18.04.1991 №1026-1 «О милиции» (далее - Закон «О милиции»), действовавшего на момент увольнения его со службы и утратившего силу с 01.03.2011 в связи с введением в действие Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции».
Частью 4 ст. 29 Закона «О милиции» предусматривалось, что в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в этой статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры.
С 01.03.2011 вступил в силу Федеральный закон от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» (далее - ФЗ «О полиции»).
Порядок осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации был урегулирован в Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утвержденной приказом МВД России от 18.06.2012 №590 (далее - Инструкция №590).
Пунктами 17 и 17.1 Инструкции №590, действовавшими до издания Приказа МВД России от 22.04.2015 №459, исключившего названные пункты из Инструкции №590, предусматривалось, что размер утраченного денежного довольствия сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации для выплаты ежемесячной денежной компенсации определяется с учетом степени утраты трудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Размер утраченного денежного довольствия сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации для назначения ежемесячной денежной компенсации сотрудникам, уволенным со службы в органах внутренних дел в период с 18.04.1991 до 01.01.2012, а также при перерасчете размера ежемесячной денежной компенсации, назначенной и выплачиваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации до вступления в силу указанного Приказа, определяется с учетом степени утраты трудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации исходя из размера оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий указанной категории сотрудников, с коэффициентом 1,55.
Федеральным законом от 12.02.2015 №15-ФЗ «О внесении изменения в статью 43 Федерального закона «О полиции» (далее - Федеральный закон от 12.02.2015 №15-ФЗ) внесено изменение в часть 6 ст. 43 Федерального закона «О полиции», вступившее в силу с 24.02.2015.
Частью 6 ст. 43 Федерального закона «О полиции» в редакции Федерального закона от 12.02.2015 №15-ФЗ предусмотрено, что при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в полиции, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему в порядке, который определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов: 1) в отношении инвалида I группы - 1; 2) в отношении инвалида II группы - 0,5; 3) в отношении инвалида III группы - 0,3.
Таким образом, в новой редакции ч. 6 ст. 43 ФЗ «О полиции» изменен механизм расчета ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, выплачиваемой сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
В отличие от ранее действовавшего порядка, предусматривавшего согласно ч. 6 ст. 43 ФЗ «О полиции» назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации сотруднику органа внутренних дел исходя из размера утраченного им денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности, новой редакцией ч. 6 ст. 43 ФЗ «О полиции» размер выплаты ежемесячной денежной компенсации сотруднику устанавливается исходя из размера оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу за стаж службы с применением соответствующих коэффициентов в зависимости от установленной ему группы инвалидности.
Статьей 2 Федерального закона от 12.02.2015 №15-ФЗ предусмотрено, что в случае, если размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с ч. 6 ст. 43 ФЗ «О полиции» гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в полиции, превышает размер ежемесячной денежной компенсации, исчисленный в соответствии с ч. 6 ст. 43 ФЗ «О полиции» (в редакции этого Федерального закона), ежемесячная денежная компенсация выплачивается указанному гражданину в размере, который причитался ему до дня вступления в силу данного федерального закона. Выплата ежемесячной денежной компенсации в таком размере производится до дня возникновения у указанного гражданина права на получение ежемесячной денежной компенсации в большем размере.
Из приведенных нормативных положений следует, что если размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, выплачиваемой бывшему сотруднику органов внутренних дел, которому установлена инвалидность вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы, меньше размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, исчисленной с применением нового, механизма расчета данной ежемесячной денежной компенсации, предусмотренного ч. 6 ст. 43 ФЗ «О полиции» в редакции Федерального закона от 12.02.2015 №15-ФЗ, то размер выплачиваемой бывшему сотруднику органов внутренних дел ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью на основании поданного им соответствующего заявления подлежит перерасчету в сторону увеличения. Такой механизм перерасчета ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью согласно взаимосвязанным положениям статьи 56 ФЗ «О полиции» и статьи 2 Федерального закона от 12.02.2015 №15-ФЗ распространяется на сотрудников органов внутренних дел, уволенных до вступления в силу Федерального закона «О полиции».
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2021 №14-КГ20-16-К1.
В своем определении от 16.04.2024 Второй кассационный суд общей юрисдикции отметил, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили и истолковании положения ст. 2 Федерального закона от 12.02.2015 №15-ФЗ «О внесении изменения в статью 43 Федерального закона «О полиции», согласно которой в случае, если размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 6 статьи 43 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в полиции, превышает размер ежемесячной денежной компенсации, исчисленный в соответствии с частью 6 статьи 43 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» (в редакции настоящего Федерального закона), ежемесячная денежная компенсация выплачивается указанному гражданину в размере, который причитался ему до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Выплата ежемесячной денежной компенсации в таком размере производится до дня возникновения у указанного гражданина права на получение ежемесячной денежной компенсации в большем размере.
Приведённые положения статьи 2 Федерального закона от 12.02.2015 №15-ФЗ предусматривают возможность изменения размера выплачиваемой гражданину ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью только в сторону увеличения, исходя из принципа сохранения им прав на получение такой компенсации в размере, определенном по законодательству, действовавшему на момент её назначения, и не допускают снижения ранее установленного размера ежемесячной денежной компенсации.
Судом отмечено, что установленный законом порядок перерасчета ежемесячной денежной компенсации не изменялся, следовательно, этот порядок перерасчета должен быть применен к взысканной решением суда ежемесячной денежной компенсации.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции отменила решение Камешковского районного суда Владимирской области от 31.07.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 14.11.2023, дело направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В соответствии с ч. 4 ст. 390 ГПК РФ указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 №17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции», в случае отмены постановления суда первой или апелляционной инстанции и направления дела на новое рассмотрение указания суда кассационной инстанции о применении и толковании норм материального права и норм процессуального права являются обязательнымидля суда, вновь рассматривающего дело (статья 379.6, часть 4 статьи 390 ГПК РФ).
Принимая во внимание указания вышестоящего суда о толковании закона, суд приходит к следующему.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное статьей 26 настоящего Федерального закона (ч. 1 ст. 25 ФЗ «О полиции»).
Главой 8 ФЗ «О полиции» определены социальные гарантии сотрудником полиции, в том числе ушедших со службы в связи с полученной травмой при исполнении.
Судом установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривалось, что Строганов А.И. проходил службу в органах внутренних дел РФ. С Дата обезл. является инвалидом <данные изъяты> группы в связи с военной травмой, полученной при исполнении служебных обязанностей, в связи с чем является получателем ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью. Последним местом работы Строганова А.И. в системе органов внутренних дел являлся ОМВД России по Камешковскому району Владимирской области.
В силу положений главы 8 ФЗ «О полиции» за Строгановым А.И. сохранены социальные гарантии, в том числе как за бывшим сотрудником милиции.
Из материалов дела следует, что майор милиции Строганов А.И. в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в период с 08.08.2000 по 31.03.2001 являлся получателем пенсии по выслуге лет, в период с 01.04.2001 по 28.02.2015 по инвалидности, а с 01.03.2015 Строганову А.И. вновь выплачивается пенсия по выслуге лет (т. 2 л.д. 179).
Кроме того, как отмечено ранее, Строганову А.И. на основании решения Камешковского районного суда от 18.10.2012 ежемесячно выплачивается денежная компенсация в связи с причинением увечья при выполнении служебных обязанностей в размере 29443,70 руб.
Выплата взыскана с ОМВД России по Камешковскому району Владимирской области (последнее место прохождения службы в органах внутренних дел) с 01.10.2012 (решение суда от 18.10.2012).
Материалами дела подтверждается, сторонами не оспаривалось, что социальные выплаты (пенсию и денежная компенсация в связи с причинением увечья) выплачиваются истцу на регулярной основе. Имелись периоды, в которые компенсация в размере 29443,70 руб. выплачивалась не полностью, однако в настоящее время задолженность пред Строгановым А.И. погашена (т. 1 л.д. 67-201, т. 2 л.д. 218-235).
При этом указанная выплата в нарушение положений ч. 7 ст. 43 ФЗ «О полиции» от 07.02.2011, решения Камешковского районного суда от 18.10.2012 ни разу не индексировалась (её перерасчёт при увеличении (повышения) окладов денежного содержания сотрудников полиции не производился).
Реализация сотрудником права на перерасчет выплат в возмещение вреда здоровью согласно Приказам МВД России от 05.06.2020 №396 «Об утверждении Порядка выплаты единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и суммы возмещения вреда, причиненного имуществу, принадлежащему сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации или его близким родственникам» и ранее действовавшему от 18.06.2012 №590 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам», предполагает заявительный порядок.
В пункте 15 Обзора практики рассмотрения судами дел о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 23.12.2015, разъяснено, что реализация сотрудником органов внутренних дел права на перерасчет ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью носит заявительный характер. Перерасчет таких выплат за прошлое время до обращения сотрудника в уполномоченный орган с заявлением о перерасчете законом не предусмотрен.
Материалами дела подтверждается, представителем ответчиков не оспаривалось, что Строганов А.И. на регулярной основе начиная с 2015 года обращался в УФК по Владимирской области, УМВД России по Владимирской области,ОМВД России по Камешковскому району с заявлениями о перерасчете присужденных ежемесячных денежных выплат в связи с увеличением окладов сотрудников полиции начиная с 01.01.2018, а также в связи с отказом от получения пенсии по инвалидности (с 01.03.2015 стал получать пенсию по выслуге лет).
Строганову А.И. в перерасчете выплат на протяжении длительного времени отказывают, предупреждая о прекращении переписки по данному вопросу.
Таким образом, суд находит установленным факт ежегодного обращения Строганова А.И. за перерасчетом, начиная с 2015 года, что означает соблюдение заявительного порядка, предусмотренного Приказом МВД России от Дата обезл. № «Об утверждении Порядка выплаты единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и суммы возмещения вреда, причиненного имуществу, принадлежащему сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации или его близким родственникам» и ранее действовавшей Инструкцией от 18.06.2012 №590 «О порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам»
Как ранее отмечено судом, порядок перерасчета спорной социальной выплаты предусмотрен ч. 7 ст. 43 ФЗ «О полиции», редакция которой не менялась с момента её присуждения (октябрь 2012 года).
Так, согласно ч. 7 ст. 43 ФЗ «О полиции» размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 6 настоящей статьи, подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников полиции, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Частью 5 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что размеры окладов денежного содержания увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) окладов денежного содержания принимается Правительством Российской Федерации.
Принимая во внимание, что Федеральным законом от 03.12.2012 №237-ФЗ действие части 5 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2011 №247-ФЗ приостановлено до 01.01.2014, Федеральным законом от 02.12.2013 №350-ФЗ - до 01.01.2018, и Федеральным законом от 06.04.2015 №68-ФЗ - до 01.01.2018, соответственно, размеры окладов денежного содержания сотрудников органов внутренних дел в 2012-2017 годах не увеличивались.
Оклады денежного содержания сотрудников полиции после 01.10.2012 (дата присуждения компенсации) увеличены лишь с 01.01.2018 в 1,04 раза (постановление Правительства Российской Федерации №1598 от 21.12.2017 «О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти»).
Дальнейшее повышение окладов происходило в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации №820 от 27.06.2019, №939 от 27.06.2020, №772 от 24.05.2021, №719 от 21.04.2022, №1046 от 28.06.2023 - с 01.10.2019 в 1,043 раза, с 01.10.2020 в 1,03 раза, с 01.10.2021 в 1,037 раза, с 01.10.2022 в 1,04 раза, с 01.10.2023 в 1,105 раза.
Следовательно, размер ежемесячного возмещения заработка, утраченного Строгановым А.И. в результате повреждения здоровья, установленного решением Камешковского районного суда от 18.10.2012 в результате перерасчета на основании ч. 7 ст. 43 ФЗ «О полиции» на 01.06.2024 составляет 39203,21 руб., из расчета 29443,7 руб. х 1,04 x 1,043 x 1,03 x 1,037 x 1,04 х 1,105.
Учитывая факт ежегодного обращения Строганова А.И. за перерасчетом, начиная с 2015 года, истцу за период с 01.01.2018 (первое повышение окладов) по 31.05.2024 (дата, указанная в исковом заявлении) недоплачено 302622,98 руб. (2569787,88-2267164,9).
Расчет произведен судом самостоятельно и выглядит следующим образом:
С 01.01.2018 по 30.09.2019: 29443,7 руб. (размер ежемесячной компенсации присужденной решением от 18.10.2012) х 1,04 (повышение оклада в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №1598 от 21.12.2017) х 21 (количество месяцев) = 643050,41 руб. (размер положенных выплат за указанный период);
С 01.10.2019 по 30.09.2020: 29443,7 руб. (размер ежемесячной компенсации присужденной решением от 18.10.2012) х 1,04 (повышение оклада в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №1598 от 21.12.2017) х 1,043 (повышение оклада в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №820 от 27.06.2019) х 12 (количество месяцев) = 383258,04 руб. (размер положенных выплат за указанный период);
С 01.10.2020 по 30.09.2021: 29443,7 руб. (размер ежемесячной компенсации присужденной решением от 18.10.2012) х 1,04 (повышение оклада в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №1598 от 21.12.2017) х 1,043 (повышение оклада в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №820 от 27.06.2019) х 1,03 (повышение оклада в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №939 от 27.06.2020) х 12 (количество месяцев) = 394755,78 руб. (размер положенных выплат за указанный период);
С 01.10.2021 по 30.09.2022: 29443,7 руб. (размер ежемесячной компенсации присужденной решением от 18.10.2012) х 1,04 (повышение оклада в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №1598 от 21.12.2017) х 1,043 (повышение оклада в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №820 от 27.06.2019) х 1,03 (повышение оклада в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №939 от 27.06.2020) х 1,037 (повышение оклада в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №772 от 24.05.2021) х 12 (количество месяцев) = 409361,75 руб. (размер положенных выплат за указанный период);
С 01.10.2022 по 30.09.2023: 29443,7 руб. (размер ежемесячной компенсации присужденной решением от 18.10.2012) х 1,04 (повышение оклада в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №1598 от 21.12.2017) х 1,043 (повышение оклада в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №820 от 27.06.2019) х 1,03 (повышение оклада в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №939 от 27.06.2020) х 1,037 (повышение оклада в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №772 от 24.05.2021) х 1,04 (повышение оклада в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №719 от 21.04.2022) х 12 (количество месяцев) = 425736,22 руб. (размер положенных выплат за указанный период);
С 01.10.2023 по 31.05.2024: 29443,7 руб. (размер ежемесячной компенсации присужденной решением от 18.10.2012) х 1,04 (повышение оклада в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №1598 от 21.12.2017) х 1,043 (повышение оклада в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №820 от 27.06.2019) х 1,03 (повышение оклада в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №939 от 27.06.2020) х 1,037 (повышение оклада в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №772 от 24.05.2021) х 1,04 (повышение оклада в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №719 от 21.04.2022) х 1,105 (повышение оклада в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №1046 от 28.06.2023) х 8 (количество месяцев) = 313625,68 руб. (размер положенных выплат за указанный период).
Таким образом, за период с 01.01.2018 по 31.05.2024 размер денежной компенсации в связи с причинением увечья при выполнении служебных обязанностей должен был составить 2569787,88 руб. (643050,41+383258,04+394755,78+409361,75+425736,22+313625,68).
Фактически истцу за период с 01.01.2018 по 31.05.2024 выплачено 2267164,9 руб. (29443,7 х 77 месяцев).
Учитывая изложенное, суд взыскивает в пользу Строганова А.И. недоплаченную ОМВД России по Камешковскому району на основании решения Камешковского районного суда от 18.10.2012 денежную компенсацию в связи с причинением увечья при выполнении служебных обязанностей в размере 302622,98 руб., одновременно, в целях дальнейшего исполнения настоящего решения суда, устранения сомнений и неясностей, устанавливает к взысканию с 01.06.2024 в пользу Строганова А.И. ежемесячную денежную компенсацию в связи с причинением увечья при выполнении служебных обязанностей в размере 39203,21 руб. с последующим перерасчетом с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников полиции, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Выводы суда соотносятся с действующей судебной практикой (Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 18.12.2023 №88-25118/2023 по делу №2-1882/2006).
Требования Строганова А.И. об исключении из расчета с 01.03.2015 суммы получаемой пенсии по инвалидности, в связи с заменой её на пенсию по выслуге лет, удовлетворению не подлежат, как противоречащие ч. 7 ст. 43 ФЗ «О полиции».
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Строганова А.И. (паспорт серии № №) к ОМВД России по Камешковскому району Владимирской области (ИНН 3315005512), УМВД России по Владимирской области (ИНН 3329015454) об обязании произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации в связи с причинением увечья при выполнении служебных обязанностей, о взыскании задолженности, удовлетворить частично.
Взыскать за период с 01.10.2012 по 31.05.2024 в пользу Строганова А.И. задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации в связи с причинением увечья при выполнении служебных обязанностей, присужденной решением Камешковского районного суда Владимирской области от Дата обезл. по гражданскому делу №, в размере 302622,47 руб.
С 01.06.2024 определить к взысканию в пользу Строганова А.И. ежемесячную денежную компенсацию в связи с причинением увечья при выполнении служебных обязанностей в размере 39203,19 руб. с последующим перерасчетом с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников полиции, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Тимаков
Справка: мотивированное решение составлено 27.08.2024.