Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1013/2023 ~ М-850/2023 от 07.09.2023

2-1013/2023

05RS0006-01-2023-001008-42

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Буйнакск 6 декабря 2023 года

Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего - судьи Азизовой Д.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Атаевой П.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Буйнакска в защиту интересов неопределенного круга лиц к ИП И.И о приостановлении деятельности по эксплуатации АЗС до фактического устранения нарушений,

установил:

прокурор <адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ИП И.И о приостановлении деятельности АЗС «Евронефть» по реализации газа-пропана и бензина, расположенной по адресу: <адрес>, местность Старый Кумух (Къала тюп), на земельном участке с кадастровым номером 05:11:000005:1543 до фактического устранения нарушений законодательства о противопожарной безопасности, законодательства о промышленной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Исковые требования мотивированы тем, что Прокуратурой <адрес> на основании поручения прокуратуры Республики Дагестан с привлечением сотрудников ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес>, ОНД и ПР по <адрес>, Буйнакскому и <адрес>м УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, КУ Ростехнадзора и муниципального земельного контроля проведена проверка исполнения требований действующего законодательства автомобильными заправочными и газозаправочными станциями, а также станциями технического обслуживания автомобилей.

В ходе проверки автозаправочной станции «Евронефть» по реализации газа-пропана и бензина, расположенного по адресу : <адрес>, местность Старый Кумух (Къала тюп), установлено, что индивидуальный предприниматель И.И эксплуатирует указанную АГЗС с нарушениями противопожарного законодательства.

Так, в ходе проверки выявлены следующие нарушения противопожарного законодательства:

1.    МАЗС не оснащена очистными сооружениями для атмосферных осадков (которые могут быть загрязнены нефтепродуктами), которые должны отвечать следующим требованиям: оборудование очистных сооружений, в свободное пространство которого могут посту-пать пары топлива, должно располагаться подземно; емкости-накопители (при нали-чии) необходимо оснащать датчиками уровня, обеспечивающими подачу сигнала опера-тору п при их номинальном заполнении; оборудование для опорожнения емкостей-накопителей от нефтепродуктов должно обеспечивать осуществление этой операции за-крытым способом; линии деаэрации емкостей должны соответствовать требованиям, предъявляемым настоящими нормами к линиям деаэрации топливных резервуаров; трубопроводы для жидкости необходимо оснащать гидрозатворами. (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ ; п.39* НПБ 111-98; п. 6.21, п. 6.22 СП 156.13130.2014);

2.    МАЗС не оснащена первичными средствами пожаротушения

Заправочный островок для заправки только легковых автомобилей, имеющий от 1 до 4 топливораздаточных колонок, оснащается не менее чем 2 огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 3А, 144В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации), а заправочный островок, имеющий от 5 до 8 топливораздаточных колонок, оснащается не менее чем 4 огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 3А, 144В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации) и одним покрывалом для изоляции очага возгорания размером не менее 2x1,5 метра. Размещение огнетушителей должно предусматриваться на заправочных островках. Площадка для автоцистерны, а также заправочный островок для заправки, в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники, дополнительно оснащается не менее чем 2 передвижными огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 6А, 233В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации).Размещение огнетушителей и покрывал для изоляции очага возгорания должно предусматриваться на заправочных островках в легкодоступных местах, защищенных от атмосферных осадков. (п. 389 ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ ППР ).

3.    На территории МАЗС отсутствуют указатели въезда и выезда для автотранспортных средств (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ ; п.17 * НПБ 111-98*;. 6.27 СП 156.13130.2014);

4.    Для маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции для каждого транспортного средства на покрытие дорог не нанесены отличительные разметки или иные визуальные указатели (п.п. «в» п. 384 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР );

5.    Не соблюдено расстояние от ТРК до помещений МАЗС

Выход из помещений МАЗС в сторону ТРК и площадок для АЦ составляет менее 15 м. (В случае, если выход из помещений зданий МАЗС в сторону площадок АЦ, ТРК и резервуаров для хранения топлива расположен на расстоянии менее 15 м от перечисленных сооружений и оборудования, то следует предусмотреть дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от указанных выше сооружений и оборудования или в противоположную от них сторону.) (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ ; п.29 * НПБ 11-98; п. 6.18 СП 156.13130.2014);

6.    Не оборудована площадка для АЦ с жидким моторным топливом и с СУГ отбортовкой высотой не менее 150 мм., пандусами для безопасного въезда и выезда АЦ, аварийным резервуаром и сливным трубопроводом обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию МАЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ. (При этом аварийный резервуар должен быть выполнен из негорючих материалов, исключающих проникновение топлива в грунт. Вместимость этого резервуара должна превышать не менее чем на 10 % вместимость используемых на МАЗС автоцистерн. Сливной трубопровод должен оканчиваться на расстоянии не более 0,1 м от дна указанного резервуара. Аварийный резервуар перед началом эксплуатации МАЗС должен быть заполнен водой в количестве, обеспечивающем ее уровень в этом резервуаре не менее 0,3 м. Аварийный резервуар должен быть оснащен трубопроводом деаэрации, отвечающим требованиям, предъявляемым настоящими нормами к трубопроводу деаэрации резервуаров для хранения топлива, патрубками для его опорожнения закрытым способом и замера уровня воды. Указанные патрубки должны быть снабжены герметично закрывающимися заглушками. Глубина заложения аварийного резервуара и прокладка сливного трубопровода должны обеспечивать предотвращение замерзания в них воды в холодный период года. Сливной трубопровод и лоток (трубопровод) отвода ливневых стоков следует оснащать запорной арматурой (заглушками, задвижками и т. п.) (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ ; п.35* НПБ 111-98*; п. 7.25, 7.36 и 8.18 СП 156.13130.2014);

7.    Система заземления для АЦ не соответствует требованиям ПУЭ, т.е. для контроля заземления АЦ не применены специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ ; п.71 НПБ 111-98*; п. 7.35 СП 156.13130.2014);

8.    На заправочном островке с СУГ не предусмотрены защитные экраны из негорючего материала (например, металл, бетон, кирпич). (Высота должна быть не менее 2 м., а ширина защитных экранов должна превышать не менее чем на 0,5 м в обе стороны длину заправляемых транспортных средств, предусматриваемых проектом МАЗС.) (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ ; п.13* НПБ 111-98*; п. 8.15 СП 156.13130.2014);

9.    Заправочный островок СУГ на МАЗС не оборудован сигнализатором довзрывоопасных концентраций, площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки должны быть оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций. Эти сигнализаторы, наряду с сигнализаторами довзрывоопасных концентраций, установленными в помещениях с оборудованием для СУГ и сжатого природного газа, должны обеспечивать при достижении концентрацией паров СУГ величины, превышающей 10 % от НКПР, сигнализацию (световым и звуковым сигналом) о месте разгерметизации, автоматическое прекращение операции наполнения резервуара и отключение топливораздаточных устройств. Датчики довзрывоопасных концентраций должны располагаться на высоте 50-100 мм: от дна технологических колодцев и шахт; уровня площадки для установки транспортного средства под заправку СУГ (у раздаточной колонки СУГ); уровня площадки для АЦ с СУГ (у разъемного соединения сливного рукава АЦ с линией наполнения резервуара). При срабатывании сигнализаторов довзрывоопасных концентраций, установленных в помещении перекачивания СУГ (насосной или компрессорной), наряду с выполняемыми автоматически операциями прекращения слива СУГ из АЦ, перекрытия запорной арматуры на трубопроводах подачи СУГ в резервуар и паров СУГ в свободное пространство АЦ, включения аварийной вентиляции и срабатывания сигнализации об утечке, должно быть обеспечено автоматическое опорожнение участков линий наполнения и возврата паров СУГ, отсеченных от резервуара до штуцеров для подсоединения АЦ, посредством сброса паров СУГ через сбросную трубу.) (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ ; п.20.9 НПБ 111-98*; 8.40 СП 156.13130.2014 );

10.    Не предусмотрено противопожарное расстояние от резервуарной установки СУГ, ТРК и подземных резервуаров для ЛВЖ до объектов зашиты, а также между зданиями и сооружениями, расположенными на территории МАЗС, а именно: от ТРК с СУГ до проезжей части дороги – менее 25 м, от ТРК с ЛВЖ до проезжей части дороги – менее 25 м, от резервуаров ЛВЖ и СУГ до подошвы насыпи железной дороги – менее 40 м, от ТРК (СУГ и ЛВЖ) до жилых домов – менее 60 м, от ТРК до здания сервисного обслуживания водителей и пассажиров – меньше 12 м, от (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ ; приложение 6 таб.П.6.1 НПБ 11-98*; табл. 2, табл. 6 СП 156.13130.20014);

11.    Не исключена возможность перетекания аварийных проливов топлива от островка к островку

Устройство заправочных островков для СУГ, бензина и дизельного топлива должно исключать возможность перетекания аварийных проливов топлива от островка к островку (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ ; п.13* НПБ 111-98*; п. 8.14 СП 156.13130.2014 );

12.    Отсутствует наружный противопожарный водоем объемом не менее 200 м3, объем имеющегося водоема не соответствует требованиям.

МАЗС независимо от места их размещения, должны быть оснащены наружным противопожарным водопроводом объемом не менее 200 м3. (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ ; п.23 НПБ 111-98*; п. 8.49 СП 156.13130.2014);

13.    Руководитель организации не обеспечил категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещений (пожарных отсеков) наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте (не представлен расчет). (п. 12 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР )

14.    Руководитель организации не обеспечил ведение и внесение информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. (п. 17 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР )

15.    Руководитель организации не обеспечил в установленные технической документацией сроки очистку технологического оборудования на автозаправочной станции, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и др.) (не представлена документация). (п. 373 60 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР )

16.    Резервуары для хранения СУГ не расположены подземно.

Резервуары для хранения СУГ должны быть расположены подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м. На МАЗС, размещаемых в черте населенных пунктов, общая вместимость резервуаров для СУГ не должна превышать 20 м3, а еди-ничная - 10 м3.Общую и единичную вместимость резервуаров для СУГ на МАЗС, раз-мещаемых вне территории населенных пунктов, допускается увеличивать не более чем в 2 раза. Общую и единичную вместимость резервуаров для СУГ на МАЗС, независимо от места размещения, допускается увеличивать не более чем в 2 раза при обеспечении подачи воды на наружное пожаротушение и орошение с требуемым настоящим сводом правил расходом в течение времени полного выгорания СУГ из наибольшего резервуара (в том числе АЦ), применяемого на этой МАЗС. (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ ; п. 8.30 156.13130.2014);

Резервуары для хранения топлива не оборудованы системами контроля их герметичности. (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ ; п. 6.35 СП 156.13130.2014);

17.    Система орошения не обеспечивает требуемую интенсивность охлаждения (не представлен гидравлический расчет) (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ ; п.25 НПБ 111-98*; п. 8.52 СП 156.13130.2014);

18.    В помещениях МАЗС отсутствует установка автоматической пожарной сигнадизации.

Все помещения МАЗС, за исключением помещений категорий В4 и Д, механизированной мойки и помещений для персонала МАЗС с круглосуточным пребыванием людей, должны быть оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ п.96* НПБ 111-98*; п. 6.39 СП 156.13130.2014).

В ходе проверки также выявлены следующие нарушения законодательства о промышленной безопасности:

1.Перед въездом на территорию заправочной станции отсутствуют таблички, предупреждающие владельцев транспортных средств, лиц, непосредственно управляющих транспортными средствами, о недопустимости использования неисправного газобаллонного оборудования п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 106 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. ;

2.Не обеспечен аварийный останов технологического оборудования автозаправочной станции. (Отсутствует электромагнитный клапан)    п.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 24 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. .

Кроме того, проверкой установлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе:

1. В нарушение п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее Правила), п.1, 13,14 Правил хозяйствующим субъектом не приняты меры по установлению санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для объекта (автозаправочной станции), являющегося источником химического и физического воздействия на среду обитания человека. Проект СЗЗ не разработан, границы СЗЗ не установлены.

2. В нарушение требования п. 73 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпиде-миологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим источник воздействия на окружающую среду (АЗС), в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов не обеспечено проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля. Программа производственного контроля не представлена, протоколы лабораторных исследований, испытаний не представлены.

Также в нарушение требований пунктов 1.3, 1.4, 2.2, 2.4, 2.7 санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда", не разработана программа производственного контроля за соблюдением вредных производственных факторов на рабочих местах, в ходе проверки данный документ не представлен, протоколы измерений факторов производственной среды не представлены.

3. Не соблюдается требование п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", хозяйствующим субъектом не заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором. Также не представлен договор на вывоз отходов, загрязненных нефтью и нефтепродуктами, со специализированной организацией.

4.В нарушение требования 2.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг" при отсутствии централизованной системы водоотведения АЗС не оборудованы нецентрализованной (автономной) системой водоотведения, со спуском сточных вод в локальные очистные сооружения.

5. На автозаправочной станции не соблюдается требование ст. 8,9,10 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей", в части доведения до сведения потребителей в наглядной и доступной форме определенной информации о продавце, режиме его работы, наименовании своей организации, месте ее нахождения (адрес) и режиме ее работы, информации о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа, номере лицензии, сроки действия лицензии, информации о паспорте качества топлива.

Собственником и лицом осуществляющим предпринимательскую деятельность на автозаправочной станции «Евронефть» расположенный по адресу <адрес>, местность Старый Кумух (Къала тюп), является индивидуальный предприниматель И.И. Опасный производственный объект в КУ Ростехнадзора зарегистрирован на И.И

Полагает, что допущенные нарушения в виду несоблюдения правил пожарной и промышленной безопасности, а также нарушения санитарно- эпидемиологического законодательства создают непосредственную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что категорически недопустимо.

В последующем истцом были представлены дополнения к исковому заявлению, в которых он указывает, что проведенной проверкой выявлены нарушения требований пунктов 14, 15 Правил установления и использования придорожных полос территориальных автомобильных дорог общего пользования Республики Дагестан, утвержденных Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила).

Согласно п. 14 Правил следует, что решение о предоставлении земельных участков в пределах придорожных полос или земельных участков, находящихся вне этих полос, но требующих специального доступа к ним (подъездов, съездов, примыканий и т.п.), а также земельных участков под площадки для стоянки и остановки автомобилей принимаются уполномоченными на то органами в установленном порядке по письменному согласованию государственного учреждения «Дагестанавтодор» и Г осударственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Дагестан.

Пунктом 15 Правил предусмотрено, что для согласования размещения какого-либо объекта в пределах придорожных полос лицо, имеющее намерение получить для этих целей в пользование земельный участок или разместить объект на ранее выделенном ему земельном участке, должно представить в органы, указанные в пункте 14 настоящих Правил, технический план участка в масштабе 1:200 - 1:1000 с нанесенным на него объектом и чертежи этого объекта.

Кроме того, в нарушении п. 5.12.8 ГОСТ 33062-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса» организован левосторонний заезд не обеспечив безопасность дорожного движения путем нанесения горизонтальной разметки 1.5.

На основании изложенного, с учетом дополнений, просит суд приостановить деятельность по эксплуатации автозаправочной станции «Евронефть» до фактического устранения нарушений.

В судебном заседании помощник прокурора г. Буйнакска Абдулазизов М.М. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, просил требования удовлетворить.

Представитель ответчика ИП И.ИИ.Н в судебном заседании исковые требования признал частично, пояснив, что практически все выявленные нарушения уже устранены, осталось лишь незначительное нарушение, которое не представляют угрозы жизни и здоровью людей.

Представители третьих лиц ОНД и ПР по <адрес>, Буйнакскому и <адрес>м УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес>, ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> и КУ Ростехнадзора в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщили.

Ранее в судебном заседании представитель ОНД и ПР по <адрес>, Буйнакскому и <адрес>м УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> М сообщил об устранении ИП И.И нарушений пожарного законодательства, указанных в исковом заявлении, о чем представил письменные сведения.

Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законами.

Как следует из материалов дела и установлено судом, И.И на основании договора купли-продажи от 11.08.2015г., приобрел земельный участок общей площадью 1.700кв.м., с кадастровым номером 05:11:000005:1543, расположенный по адресу: <адрес>, местность Старый Кумух (Къала тюп).

Согласно свидетельства о регистрации А32-01909 от ДД.ММ.ГГГГ за И.И зарегистрированы автомобильные газозаправочные станции №А32-01909-0001 и №А32-01909-0002.

Из выписки из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ следует, что И.И с ДД.ММ.ГГГГ является индивидуальным предпринимателем с присвоением ОГРНИП , основной вид деятельности 50.50 розничная торговля твердым, жидким и газообразным топливом.

ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору ИП И.И выдана лицензия за № ЛО57-00109-05/00670282 на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

В силу положений статьи 1 Федерального закона № 69-ФЗ пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности, устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, которые являются обязательными для исполнения, в том числе при эксплуатации объектов защиты.

Статья 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ предусматривает, что техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Одновременно с этим устанавливает нормативные правовые акты Российской Федерации по пожарной безопасности, к которым относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила противопожарного режима в РФ.

Согласно статье 37 Федерального закона № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций (статья 38 Федерального закона ).

В соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с Ведомственными строительными нормами ВСН 01-89 «Предприятия по обслуживанию автомобилей», утвержденных приказом Минавтотранса РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № В А-15/10 сточные воды, содержащие нефтепродукты, тетраэтилсвинец, взвешенные вещества, краску, кислоты и щелочи, должны очищаться до поступления их в наружную канализационную сеть на местных установках, то есть должны быть оборудованы нефтеловушкой и шламозадержателями.

В ходе проведенной прокурорской проверки соблюдения на АЗС «Евронефть» требований действующего законодательства, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые отражены в актах проверок.

Судом было дано поручение ОНД и ПР по <адрес>, Буйнакскому и <адрес>м УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> и ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> о проведении повторного обследования АЗС «Евронефть» на предмет устранения ранее выявленных нарушений действующего законодательства.

    Из ответов ОНД и ПР по <адрес>, Буйнакскому и <адрес>м УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ИВ-191-4-6-372 и от ДД.ММ.ГГГГ б/н следует, что все указанные в письме о предоставлении информации от ДД.ММ.ГГГГ за № ИВ-191-4-6-266 нарушения ответчиком устранены.

Также материалами прокурорской проверки, проведенной с привлечением специалистов, установлено, что деятельность автозаправочной станции осуществляется с нарушениями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого человека и гражданина на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст. 39 данного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно ст. 16 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

В соответствии с п. 2.1 СанПин 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ СанПин 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 автозаправочные станции для заправки грузового и легкового автотранспорта жидким и газовым топливом по санитарной классификации промышленных объектов относятся к 4 классу опасности с ориентировочной санитарно-защитной зоной 100 метров.

Из представленной суду справки ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за усматривается, что проект санитарно-защитной зоны для АЗС разработан, направлен на экспертизу.

Остальные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства ответчиком устранены.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. При этом организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (ч. 2 ст. 2 ФЗ).

В соответствии со ст. 11 ФЗ № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Также из письма ГКУ «Дагестанавтодор» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ за .2-3755/2023 следует, что в ранее выявленные нарушения устранены.

Таким образом, судом установлено, что до настоящего времени остается не устраненным следующее нарушение санитарных требований: установление границ санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для объекта (автозаправочной станции), являющегося источником химического и физического воздействия на среду обитания человека.

Факт частичного устранения нарушений подтверждается также представленной ответчиком документацией:

Актом ООО «ХХХ и К» за от ДД.ММ.ГГГГ о проведении работ по монтажу клапана электромагнитного, Актом приемки в эксплуатацию защитного экрана от ДД.ММ.ГГГГ, Заключением ООО «Аудит и Экспертиза» за от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки работоспособности системы сигнализаторов до взрывоопасных концентраций газа и системы отсоса паров, Заключением от ДД.ММ.ГГГГ о проведении испытания работоспособности системы пожарной сигнализации и системы оповещения, Актом от ДД.ММ.ГГГГ о регулировке предохранительного клапана, Заключением ООО «Аудит и Экспертиза» за от ДД.ММ.ГГГГ о проведении испытания работоспособности системы водяного орошения, Заключением от ДД.ММ.ГГГГ о проведении испытания работоспособности системы водяного пожаротушения, Заключением ООО «Аудит и Экспертиза» за от ДД.ММ.ГГГГ о проведении испытаний работоспособности системы пожарной сигнализации, инструкцией по пожарной безопасности в АГЗС «Еврофнеть», расчетом пожарного риска от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным директором ООО «Аудит и Экспертиза» Ханмагомедовым Х.Х.

Также ответчиком представлены: Договор возмездного оказания услуг за от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ИП И.И и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» на проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий, а также программы (плана) производственного лабораторного контроля и Договор возмездного оказания услуг за от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между ИП И.И и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» для разработки программы производственного контроля (схемы, инструкции) и фотоснимки.

Суд доверяет указанным доказательствам, они ничем не опровергнуты.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ способом защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждение к исполнению обязанностей в натуре.

В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающую такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения, либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Из смысла ст. 1065 ГК РФ следует, что пресечение деятельности, создающей угрозу причинения вреда, является одним из способов защиты гражданских прав.

По данному виду иска доказыванию подлежит: само наличие опасности причинения вреда в будущем; опасность причинения вреда исходит от лица, осуществляющего подлежащую запрету деятельность; вред исходит от длящейся деятельности (если вред причинен однократным действием, то он не представляет опасности в будущем); способ причинения вреда; отсутствие другого способа исключения возможности причинения вреда в будущем (если вред можно исключить другим способом, то удовлетворение иска исключается); последствия удовлетворения иска (при удовлетворении иска не будет причинено большего вреда).

Иск может быть удовлетворен только при доказанности в совокупности всех обстоятельств, указанных выше.

Применению превентивных мер в данном случае должно предшествовать наличие обязательства из причинения вреда (вред, причиной которого была вышеуказанная деятельность).

Суд в таком случае может либо приостановить деятельность предприятия, либо прекратить ее вообще. Приостановление судом деятельности может иметь место в случаях, когда существует реальная возможность ее применить, в результате чего вредоносность будет исключена или наступление отрицательных последствий будет сведено к разумному минимуму.

Обязательное прекращение деятельности наступает в тех случаях, когда независимо от объективных или субъективных причин возможность исключить вредоносность такой деятельности отсутствует.

Вина ответчика в рассматриваемом правоотношении, в отличие от деликтных и других гражданско-правовых отношений, не презюмируется.

Исходя из диспозиции статьи 1065 Гражданского кодекса РФ в системном толковании с п. 1 статьи 56 ГПК РФ возможность причинения вреда в будущем и необходимости запретить ту или иную деятельность лежит на лице, обратившемся в суд, то есть истце.

По смыслу статьи 1065 Гражданского кодекса РФ для удовлетворения иска, основанного на ее положениях, заинтересованное лицо должно доказать, какая именно деятельность предприятия может причинить в будущем вред, в чем конкретно он будет выражен.

Вместе с тем, оставшиеся нарушения не могут создать угрозу здоровью и благополучию населения, в связи с чем, необходимости в приостановлении деятельности ответчика не имеется.

В связи с тем, что ответчиком на момент рассмотрения указанного дела нарушения федерального законодательства устранены не в полном объеме, суд приходит выводу о необходимости частичного удовлетворения исковых требований истца.

Судом установлено, что нарушения, для обеспечения исполнения которых были приняты обеспечительные меры, в настоящее время частично устранены.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ приняты обеспечительные меры в виде запрета ИП И.И и иным лицам эксплуатировать автозаправочную станцию с кадастровым номером 05:11:000005:1543, расположенный по адресу: <адрес>, местность Старый Кумух (къала тюп).

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ ранее наложенные обеспечительные меры в виде запрета ИП И.И и иным лицам эксплуатировать автозаправочную станцию сняты.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга к ИП И.И, с учетом проведенных последним работ по устранению выявленных нарушений, подлежат частичному удовлетворению, а именно в обязании устранить нарушения без приостановления его деятельности по эксплуатации АЗС, поскольку проведенные работы свели к устранению угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия с последующим взысканием с ответчика необходимых расходов.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора <адрес> к ИП И.И, удовлетворить частично.

Обязать ИП И.И устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации автозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>, местность Старый Кумух (Къала тюп), а именно:

- установить границы санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для объекта (автозаправочной станции), являющегося источником химического и физического воздействия на среду обитания человека, в срок не позднее 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в апелляционном порядке через Буйнакский районный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                 Д.М. Азизова

Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ

2-1013/2023 ~ М-850/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор г. Буйнакск
Ответчики
ИП Ибаков Ильяс Казалиевич
Другие
ТО Управление Роспотребнадзора по РДЖ в г. Буйнакске
ОНД и ПР №4 по г. Буйнакску, Буйнакскому и Унцукульскому районам
КУ Ростехнадзор
Суд
Буйнакский районный суд Республики Дагестан
Судья
Азизова Джамиля Мухтаровна
Дело на странице суда
buinakskiy-rs--dag.sudrf.ru
07.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.09.2023Передача материалов судье
08.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.09.2023Подготовка дела (собеседование)
20.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.10.2023Судебное заседание
18.10.2023Судебное заседание
26.10.2023Судебное заседание
07.11.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
14.11.2023Судебное заседание
23.11.2023Судебное заседание
06.12.2023Судебное заседание
13.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.01.2024Дело оформлено
15.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее