Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3164/2023 ~ М-2576/2023 от 13.07.2023

57RS0023-01-2023-003401-71

Дело № 2-3164/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 сентября 2023 года         г. Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Бардиной Е.Е.,

при секретаре Курдюмовой Е.В.,

помощник судьи Носова И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Лаврусевича Сергея Александровича к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» о защите прав потребителя,

установил:

Лаврусевич С.А. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща» (далее – ООО «УК «Зеленая роща», региональный оператор) о защите прав потребителей.

В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником объекта незавершенного строительством, расположенного по адресу: <...>.

ООО «УК «Зеленая роща» является региональным оператором по предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – обращение с ТКО) в Орловской области.

Однако в период с ДД.ММ.ГГ ответчик предоставлял данную услугу с нарушением установленной действующим законодательством периодичности – вывоз отходов осуществляется за пределами установленного времени до 07 часов утра.

В связи с чем, просил суд взыскать с ООО «УК «Зеленая Роща» компенсацию морального вреда в размере 13 000 руб. и штраф в соответствии с Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Представитель истца Лаврусевича С.А. по доверенности Лаврусевич А.С. в судебном заседании исковые требования поддержал полностью, по основаниям указанным в иске и дополнениях к нему.

Представитель ответчика ООО «УК «Зеленая Роща» по доверенности Самохвалов А.В. в судебном заседании возражал против заявленных требований, по основаниям указанным в письменных возражениях на иск.

Представитель третьего лица ООО «Экологистик» по доверенности Челноков А.Н. в судебном заседании полагал исковые требования Лаврусевича С.А. не обоснованными.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Согласно ст. 1 данного закона региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.

В силу пункта 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее - Правила № 1156), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 2 указанных Правил под потребителем понимается собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В силу пункта 10 Правил № 1156 обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Пунктом 2 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ предусмотрено, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Порядок предоставления коммунальных услуг определяется Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 (далее по тексту – Правила № 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Пункт 2 Правил № 354 устанавливает, что исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно - правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Пунктом 148 (24) Правил № 354 определено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право: получать в необходимых объемах коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества; требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков; требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении указанной коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении; требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Требования к качеству коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления указанной коммунальной услуги, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении такой коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам.

В соответствии с Примечанием к Приложению № 1, в целях применения настоящего приложения подлежат использованию действующие нормы и требования законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, устанавливающие обязательные требования к качеству предоставления коммунальных услуг. Приведенные в настоящем приложении ГОСТы, СНиПы, СанПиНы не являются исчерпывающими и применяются до момента вступления в силу иных норм и требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, регулирующих те же вопросы.

В соответствии с пунктом 15 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПин 2.1.3684-21) хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО (ТКО), обеспечивает вывоз их по установленному им графику с 7 до 23 часов. Допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 21, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» в случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность потребитель вправе потребовать от лица, виновного в неоказании услуг или в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа в соответствии с Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ и п. 150 Правил № 354).

При разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).

Исполнитель коммунальных услуг освобождается от ответственности за оказание услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (п. 3 ст. 401 ГК РФ, п. 4 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

В силу статьи 2 Закона Орловской области от 05.05.2017 № 2102-ОЗ «Об отдельных правоотношениях в сфере обеспечения тишины и покоя граждан на территории Орловской области» не допускается нарушение тишины и покоя граждан, в том числе с двадцати трех часов до семи часов по местному времени в рабочие дни, с двадцати трех часов до десяти часов по местному времени в выходные (суббота, воскресенье) и установленные федеральным законодательством нерабочие праздничные дни.

Как установлено судом, и следует из материалов дела истец Лаврусевич С.А. является собственником незавершенного строительством помещения, расположенного по адресу: <...>.

Из объяснений представителя истца по доверенности Лаврусевича А.С. в судебном заседании следует, что хотя и указанное жилое помещение не завершено строительством, его доверитель проживает в нем в летний период времени.

В судебном заседании допрошен свидетель Лаврусевич Д.С., который подтвердил объяснения представителя истца. Кроме того, в судебном заседании просмотрена видеозапись помещения, расположенного по адресу: <...>, из которой следуют аналогичные обстоятельства.

На основании соглашения №*** от ДД.ММ.ГГ, заключенного между Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, ООО «УК Зеленая роща» приняло на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с ТКО, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Орловской области и данным соглашением. В соответствии с п. 1 указанного соглашения региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Орловской области.

ДД.ММ.ГГ между ООО «УК «Зеленая Роща» и <данные изъяты> был заключен договор №*** на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов (ТКО) в Заводском районе г.Орла на срок с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (п. 2.2).

Согласно п. 5.2.1 договора транспортирование ТКО осуществляется не реже, чем предусмотрено СанПиН 42-128-4690-88, СанПиН 2.1.2645-10, постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 (в части требований к качеству коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами) в соответствии графиком транспортирования, указанным в Приложении № 12 к договору. Отклонение от времени и периодичности вывоза отходов допускается только в пределах, уставленных законодательством Российской Федерации, Орловской области.

Обращаясь в суд, Лаврусевич С.А., ссылаясь на то, что ответчик в спорный период предоставлял услугу по обращению с ТКО с нарушением установленного действующим законодательством времени вывоза ТКО, и просил взыскать в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 13 000 руб.

Судом установлено, и не оспаривалось стороной ответчика то, что вывоз твердых коммунальных отходов в течение июля 2023 г. производился с нарушением установленного времени - ранее 07 часов утра (26 июля 2023 г. – 05:38, 28 июля 2023 г. – 05:50, 31 июля 2023 г. – 05:38, 23 июля 2023 г. – 05:42, 07 июля 2023 г. - 05:34, 08 июля 2023 г. – 05:40, 10 июля 2023 г. – 05:25, 21 июля 2023 г. – 05:32, 06 июля 2023 г. – 05:17, 11 июля 2023 г. – 05:47).

Указанные обстоятельства следуют из представленных представителем истца в материалы дела записей системы видеонаблюдения, установленной на фасаде указанного незавершенного строительством помещения, и не оспаривались стороной ответчика.

Судом также установлено, что контейнерная площадка находится напротив данного помещения, по адресу: <...> включена в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории г. Орла.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истцом подтвержден факт ненадлежащего оказания услуги по обращению с ТКО в части оказания данной услуги за пределами установленного времени.

Поскольку было установлено нарушение ответчиком прав Лаврусевича С.А. как потребителя коммунальной услуги по обращению с ТКО, суд приходит к выводу о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в размере 7 000 руб. и штрафа, предусмотренных Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», в размере 3 500 руб. (ст. 15, ч. 6 ст. 13 указанного закона).

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает требования разумности и справедливости, а также индивидуальные особенности истца, фактические обстоятельства дела, которые свидетельствуют о том, что истец является пенсионером, испытывает нравственные страдания вызванные невозможностью полноценного отдыха в ночное время, при этом постоянно не проживает в спорном помещении.

Согласно части 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с тем, что иск удовлетворен, в доход бюджета муниципального образования «город Орел» с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Лаврусевича Сергея Александровича к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» о защите прав потребителя – удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща», ОГРН 1155749005411 в пользу Лаврусевича Сергея Александровича, ДД.ММ.ГГ года рождения, паспорт гражданина Российской Федерации №***. денежную компенсацию морального вреда 7 000 рублей, штраф 3 500 рублей.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща», ОГРН 1155749005411 в доход муниципального образования г. Орел государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда, которое будет изготовлено 28 сентября 2023 г.

Судья Е.Е. Бардина

Мотивированное решение изготовлено 28 сентября 2023 г.

2-3164/2023 ~ М-2576/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лаврусевич Сергей Александрович
Ответчики
ООО "УК "Зеленая роща"
Другие
Лаврусевич Александр Сергеевич
ООО "Экологистик"
Суд
Советский районный суд г. Орла
Судья
Бардина Елена Евгеньевна
Дело на сайте суда
sovetsky--orl.sudrf.ru
13.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.07.2023Передача материалов судье
17.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2023Подготовка дела (собеседование)
03.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.09.2023Судебное заседание
21.09.2023Судебное заседание
28.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.10.2023Дело оформлено
28.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее