57RS0023-01-2023-003401-71
Дело № 2-3164/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2023 года г. Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Бардиной Е.Е.,
при секретаре Курдюмовой Е.В.,
помощник судьи Носова И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Лаврусевича Сергея Александровича к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» о защите прав потребителя,
установил:
Лаврусевич С.А. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща» (далее – ООО «УК «Зеленая роща», региональный оператор) о защите прав потребителей.
В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником объекта незавершенного строительством, расположенного по адресу: <...>.
ООО «УК «Зеленая роща» является региональным оператором по предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – обращение с ТКО) в Орловской области.
Однако в период с ДД.ММ.ГГ ответчик предоставлял данную услугу с нарушением установленной действующим законодательством периодичности – вывоз отходов осуществляется за пределами установленного времени до 07 часов утра.
В связи с чем, просил суд взыскать с ООО «УК «Зеленая Роща» компенсацию морального вреда в размере 13 000 руб. и штраф в соответствии с Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Представитель истца Лаврусевича С.А. по доверенности Лаврусевич А.С. в судебном заседании исковые требования поддержал полностью, по основаниям указанным в иске и дополнениях к нему.
Представитель ответчика ООО «УК «Зеленая Роща» по доверенности Самохвалов А.В. в судебном заседании возражал против заявленных требований, по основаниям указанным в письменных возражениях на иск.
Представитель третьего лица ООО «Экологистик» по доверенности Челноков А.Н. в судебном заседании полагал исковые требования Лаврусевича С.А. не обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).
Согласно ст. 1 данного закона региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
В силу пункта 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее - Правила № 1156), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 2 указанных Правил под потребителем понимается собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 10 Правил № 1156 обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Пунктом 2 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ предусмотрено, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Порядок предоставления коммунальных услуг определяется Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 (далее по тексту – Правила № 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пункт 2 Правил № 354 устанавливает, что исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно - правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Пунктом 148 (24) Правил № 354 определено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право: получать в необходимых объемах коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества; требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков; требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении указанной коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении; требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования к качеству коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления указанной коммунальной услуги, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении такой коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам.
В соответствии с Примечанием к Приложению № 1, в целях применения настоящего приложения подлежат использованию действующие нормы и требования законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, устанавливающие обязательные требования к качеству предоставления коммунальных услуг. Приведенные в настоящем приложении ГОСТы, СНиПы, СанПиНы не являются исчерпывающими и применяются до момента вступления в силу иных норм и требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, регулирующих те же вопросы.
В соответствии с пунктом 15 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПин 2.1.3684-21) хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО (ТКО), обеспечивает вывоз их по установленному им графику с 7 до 23 часов. Допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 21, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» в случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность потребитель вправе потребовать от лица, виновного в неоказании услуг или в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа в соответствии с Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ и п. 150 Правил № 354).
При разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).
Исполнитель коммунальных услуг освобождается от ответственности за оказание услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (п. 3 ст. 401 ГК РФ, п. 4 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
В силу статьи 2 Закона Орловской области от 05.05.2017 № 2102-ОЗ «Об отдельных правоотношениях в сфере обеспечения тишины и покоя граждан на территории Орловской области» не допускается нарушение тишины и покоя граждан, в том числе с двадцати трех часов до семи часов по местному времени в рабочие дни, с двадцати трех часов до десяти часов по местному времени в выходные (суббота, воскресенье) и установленные федеральным законодательством нерабочие праздничные дни.
Как установлено судом, и следует из материалов дела истец Лаврусевич С.А. является собственником незавершенного строительством помещения, расположенного по адресу: <...>.
Из объяснений представителя истца по доверенности Лаврусевича А.С. в судебном заседании следует, что хотя и указанное жилое помещение не завершено строительством, его доверитель проживает в нем в летний период времени.
В судебном заседании допрошен свидетель Лаврусевич Д.С., который подтвердил объяснения представителя истца. Кроме того, в судебном заседании просмотрена видеозапись помещения, расположенного по адресу: <...>, из которой следуют аналогичные обстоятельства.
На основании соглашения №*** от ДД.ММ.ГГ, заключенного между Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, ООО «УК Зеленая роща» приняло на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с ТКО, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Орловской области и данным соглашением. В соответствии с п. 1 указанного соглашения региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Орловской области.
ДД.ММ.ГГ между ООО «УК «Зеленая Роща» и <данные изъяты> был заключен договор №*** на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов (ТКО) в Заводском районе г.Орла на срок с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (п. 2.2).
Согласно п. 5.2.1 договора транспортирование ТКО осуществляется не реже, чем предусмотрено СанПиН 42-128-4690-88, СанПиН 2.1.2645-10, постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 (в части требований к качеству коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами) в соответствии графиком транспортирования, указанным в Приложении № 12 к договору. Отклонение от времени и периодичности вывоза отходов допускается только в пределах, уставленных законодательством Российской Федерации, Орловской области.
Обращаясь в суд, Лаврусевич С.А., ссылаясь на то, что ответчик в спорный период предоставлял услугу по обращению с ТКО с нарушением установленного действующим законодательством времени вывоза ТКО, и просил взыскать в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 13 000 руб.
Судом установлено, и не оспаривалось стороной ответчика то, что вывоз твердых коммунальных отходов в течение июля 2023 г. производился с нарушением установленного времени - ранее 07 часов утра (26 июля 2023 г. – 05:38, 28 июля 2023 г. – 05:50, 31 июля 2023 г. – 05:38, 23 июля 2023 г. – 05:42, 07 июля 2023 г. - 05:34, 08 июля 2023 г. – 05:40, 10 июля 2023 г. – 05:25, 21 июля 2023 г. – 05:32, 06 июля 2023 г. – 05:17, 11 июля 2023 г. – 05:47).
Указанные обстоятельства следуют из представленных представителем истца в материалы дела записей системы видеонаблюдения, установленной на фасаде указанного незавершенного строительством помещения, и не оспаривались стороной ответчика.
Судом также установлено, что контейнерная площадка находится напротив данного помещения, по адресу: <...> включена в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории г. Орла.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истцом подтвержден факт ненадлежащего оказания услуги по обращению с ТКО в части оказания данной услуги за пределами установленного времени.
Поскольку было установлено нарушение ответчиком прав Лаврусевича С.А. как потребителя коммунальной услуги по обращению с ТКО, суд приходит к выводу о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в размере 7 000 руб. и штрафа, предусмотренных Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», в размере 3 500 руб. (ст. 15, ч. 6 ст. 13 указанного закона).
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает требования разумности и справедливости, а также индивидуальные особенности истца, фактические обстоятельства дела, которые свидетельствуют о том, что истец является пенсионером, испытывает нравственные страдания вызванные невозможностью полноценного отдыха в ночное время, при этом постоянно не проживает в спорном помещении.
Согласно части 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с тем, что иск удовлетворен, в доход бюджета муниципального образования «город Орел» с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Лаврусевича Сергея Александровича к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» о защите прав потребителя – удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща», ОГРН 1155749005411 в пользу Лаврусевича Сергея Александровича, ДД.ММ.ГГ года рождения, паспорт гражданина Российской Федерации №***. денежную компенсацию морального вреда 7 000 рублей, штраф 3 500 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща», ОГРН 1155749005411 в доход муниципального образования г. Орел государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда, которое будет изготовлено 28 сентября 2023 г.
Судья Е.Е. Бардина
Мотивированное решение изготовлено 28 сентября 2023 г.