Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-770/2023 ~ М-514/2023 от 09.03.2023

УИД 74RS0046-01-2023-000628-53

Дело № 2-770/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 апреля 2023 года город Озерск

Озерский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Медведевой И.С.,

при секретаре Дьяковой Ю.С.,

с участием помощника прокурора Охотниковой А.В., истца Тимонич Г.Г., представителя ответчика ФГБУЗ КБ №71 ФМБА России Сычевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора закрытого административно-территориального образования г.Озерска Челябинской области в защиту интересов Тимонич Г.Г. к Министерству здравоохранения Челябинской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница №1 Федерального медико-биологического агентства» о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами, о возложении обязанности по выдаче рецептов на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами до отмены препаратов

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор закрытого административно-территориального образования г.Озерск Челябинской области (далее по тексту – прокурор ЗАТО г.Озерск) в интересах Тимонич Г.Г. обратился в суд с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница №71 Федерального медико-биологического агентства» (далее по тексту - ГБУЗ КБ №71 ФМБА России, ответчик), Министерству здравоохранения Челябинской области, просит :

1) обязать ГБУЗ КБ №71 ФМБА России выдавать рецепты на бесплатное обеспечение Тимонич Г.Г. лекарственными препаратами <> в количестве, необходимом по медицинским показаниям до момента отмены препаратов,

2) возложить на Министерство здравоохранения Челябинской области обязанность обеспечивать Тимонич Г.Г. лекарственными препаратами <> в количестве, необходимом по медицинским показаниям до момента отмены препаратов (л.д. 5-10).

В обоснование исковых требований прокурор указал, что Тимонич Г.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с мая 2019 года по настоящее время состоит на диспансерном учете с диагнозом «<>», имеет право на бесплатное лекарственное обеспечение. Тимонич Г.Г. имеет хронические заболевания: <>. Протоколом врачебной комиссии от 24 ноября 2022 года Тимонич Г.Г. рекомендовано лечение препаратами <> в упаковке, 4 упаковки в год, <> таблетки, №60 в упаковке, 12 упаковок в год. Вместе с тем, согласно ответу врио главного врача ФГБУЗ КБ №71 ФМБА России на требование прокурора от 22 февраля 2023 года, рецепты Тимонич Г.Г. на указанные препараты не выписывались, препаратом <> она обеспечена только до 24 февраля 2023 года. Дополнительная заявка Министерством здравоохранения Челябинской области до настоящего времени не рассмотрена. Поскольку истец не обеспечена необходимыми лекарственными препаратами, последовало обращение в суд с настоящим исковым заявлением.

В судебном заседании помощник прокурора Охотникова А.В. исковые требования поддержала.

Истец Тимонич Г.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала, представила дополнение к иску (л.д.39), указала, что получила рецепт на препарат «<> который необходимо принимать одновременно с препаратом «<>», которым она не обеспечена. Просит исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика ГБУЗ КБ №71 ФМБА России Сычева Т.А. (полномочия в доверенности л.д.36) в судебном заседании против исковых требований возражала, представила письменный     отзыв (л.д.29-30).

Как пояснила представитель, 27 февраля 2023 года Тимонич Г.Г. выписаны рецепты на препараты <> 2 упаковки, <> 1 упаковка. Рецепты поставлены в аптеке на отсроченное обслуживание, в связи с временным отсутствием. Препаратом <> истец обеспечена на 11 месяцев, до 28 февраля 2024 года. Таким образом, отсутствует необходимость в возложении на ответчика обязанность выписывать рецепты.

Представитель ответчика – Министерства здравоохранения Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен (л.д.23).

Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Озёрского городского суда Челябинской области в сети Интернет, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд удовлетворяет исковые требования.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).

В соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона N 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).

На основании п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

В ч. 2 ст. 80 Федерального закона N 323-ФЗ указано, что при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".

Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 11 апреля 2005 года №206 «О Федеральном медико-биологическом агентстве», а также Распоряжения Правительства РФ от 21 августа 2006 года №1156-р «Об утверждении перечней организаций и территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России» ЗАТО г.Озерск входит в состав территорий, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством.

Как отражено в п. 1 Постановления Правительства РФ N 206, Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ), организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, организацию деятельности службы крови, по федеральному государственному контролю (надзору) за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, а также по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ) и на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе на объектах и территориях закрытых административно-территориальных образований, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (далее - обслуживаемые организации и обслуживаемые территории), в том числе функции по медико-санитарному обеспечению работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий (включая предоставление услуг в области курортного дела, организацию проведения судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз, трансплантацию органов и тканей человека) и организации медико-социальной экспертизы работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий.

Федеральное медико-биологическое агентство осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы, а также через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 вышеуказанного постановления).

В силу п. 12 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (утв. приказом Минтруда России N 929н, Минздрава России N 1345н от 21 декабря 2020 года, за предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.

При обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) (далее - медицинский работник) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в соответствии с пунктом 16 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (п. 14).

Согласно п. 19 вышеуказанного порядка, в случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения.

Пунктом 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению граждан государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 года №864, предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (далее - обеспечение граждан лекарственными препаратами). В случае передачи исполнительным органам субъектов Российской Федерации осуществления полномочий по предоставлению гражданам социальных услуг в соответствии с соглашениями, заключенными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке и на условиях, которые определены соглашением.

Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (ч.ч. 2, 4 ст. 4.1 Федерального закона №178-ФЗ).

Согласно п.п. 1 и 4 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ субвенции из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 постановления Губернатора Челябинской области от 27 июля 2004 года N 383 "О Министерстве здравоохранения Челябинской области" (вместе с "Положением о Министерстве здравоохранения Челябинской области", "Структурой Министерства здравоохранения Челябинской области"), Министерство здравоохранения Челябинской области выступает главным распорядителем и получателем средств областного бюджета; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.

Министерство здравоохранения Челябинской области образовано в соответствии со ст. 72 Устава (Основного закона) Челябинской области, является органом исполнительной власти Челябинской области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере здравоохранения.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 года N890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению N 1, и Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, согласно Приложению N 2.

В соответствии с Приложением №1, лицам, имеющим заболевание <>» все лекарственные средства отпускаются бесплатно.

Материалами дела установлено, что Тимонич Г.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с мая 2019 года по настоящее время состоит на диспансерном учете в ГБУЗ КБ №71 ФМБА России с диагнозом «<>», имеет хронические заболевания (в том числе): <> (л.д.34-35).

Протоколом врачебной комиссии №63 от 24 ноября 2022 года врачом-ревматологом ГБУЗ ЧОКБ Осипенко Ю.С. Тимонич Г.Г. рекомендовано лечение препаратами <> 1т. 2 раза в сутки. Отражено, что пациентка нуждается в обеспечении перечисленные препаратами – <> 12 упаковок в год (л.д.41).

В январе 2023 года Тимонич Г.Г. обратилась в прокуратуру по вопросу обеспечения льготными лекарственными препаратами.

В ответ на требование прокурора по обращению Тимонич Г.Г. от 22 февраля 2023 года №975 врио главного врача ГБУЗ КБ №71 ФМБА России указал, что в течении 2022 года пациентке регулярно выписывались льготные лекарственные препараты, дополнительная персоницифированная заявка, оформленная врачебной комиссией 24 ноября 2022 года, была направлена в Министерство здравоохранения Челябинской области 25 ноября 2022 года (л.д.11-12).

Согласно представленным в материалы дела рецептам, действительно, на имя Тимонич Г.Г. выписаны препараты <> (1 упаковка) (л.д.27-28). Препаратом <> обеспечена до 28 февраля 2024 года (4 упаковки, л.д.33). Препаратом <> обеспечена только до 24 февраля 2023 года.

Как пояснила Тимонич Г.Г. в судебном заседании, препарат <>, которым она обеспечена на определенный срок, необходимо принимать совместно с препаратом <>, однако последний препарат до настоящего времени ей не выдан, поставлен на отсроченное обслуживание в аптеке. Данные обстоятельства представитель ответчика ФГБУЗ КБ №71 ФМБА России в судебном заседании подтвердила.

Таким образом, суд считает установленным нуждаемость истицы в препаратах <> данные препараты ей назначены врачебной комиссией, препаратом <> она обеспечена до 28 февраля 2024 года, препаратом <> обеспечена, в связи с чем, полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Тимонич Г.Г. должны бесплатно предоставляться все лекарственные средства, назначенные лечащим врачом, при этом финансирование расходов по их оплате должно осуществляться за счет средств субъекта Российской Федерации и иных источников, привлекаемых на эти цели.

То обстоятельство, что Тимонич Г.Г. рецепты на препараты на момент рассмотрения дела выписаны, не является основанием к отказу в возложении на ФГБУЗ КБ №71 ФМБА обязанности обеспечивать пациента ими в количестве, необходимом по медицинским показаниям до их отмены.

Представитель ответчика – Министерства здравоохранения Челябинской области в судебное заседание при надлежащем извещении не прибыл, отзыв на требования не направил, возражений относительно исковых требований не представил.

Исходя из изложенного, суд считает необходимым, возложить на Министерство здравоохранения Челябинской области обязанность обеспечивать Тимонич Г.Г. лекарственными препаратами в количестве, необходимом по медицинским показаниями и до отмены препаратов.

Прокурор просит обратить решение суда к немедленному исполнению.

В соответствии с положениями ст. 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о: взыскании алиментов; выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев; восстановлении на работе.

Оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению, исходя из положений ст. 211 ГПК РФ, суд не усматривает, при этом учитывает, что на дату разрешения дела рецепты Тимонич Г.Г. на лекарственные препараты выписаны, одним из препаратов она на определенный срок обеспечена.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <> ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <> ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░ 2023 ░░░░

2-770/2023 ~ М-514/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор ЗАТО г. Озерск
Тимонич Галина Георгиевна
Ответчики
Министерство здравоохранения Челябинской области
Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Клиническая больница № 71 Федерального медико-биологического агентства"
Суд
Озерский городской суд Челябинской области
Судья
Медведева И.С.
Дело на сайте суда
ozersk--chel.sudrf.ru
09.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.03.2023Передача материалов судье
10.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2023Судебное заседание
14.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2023Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее