Дело № (М-975/2023)
УИД: 05RS0№-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 2 ноября 2023 года
Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Шуаева Ш.Ш., при секретаре судебного заседания ФИО5, с участием прокурора – помощника прокурора <адрес> ФИО7, ответчика индивидуального предпринимателя ФИО1, представителя третьего лица ОНД и ПР № по <адрес>, Буйнакскому и <адрес>м ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> ФИО6, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к ИП ФИО3 и ФИО1 о признании незаконной деятельности АГЗС «ДТК» и приостановлении деятельности до фактического устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности, законодательства о промышленной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства,
установил:
прокурор <адрес> ФИО6 обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц с исковыми требованиями:
- к ИП ФИО3 и ФИО1 о признании незаконной деятельности по эксплуатации АГЗС «ДТК», расположенной по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, до устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, законодательства о промышленной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства.
- обязании индивидуального предпринимателя ФИО3:
1) оборудовать АГЗС очистными сооружениями для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, которые должны отвечать следующим требованиям: оборудование очистных сооружений, в свободное пространство которого могут поступать пары топлива, должно располагаться подземно; емкости-накопители (при наличии) необходимо оснащать датчиками уровня, обеспечивающими подачу звукового и светового сигнала оператору АЗС при их номинальном заполнении; оборудование для опорожнения емкостей-накопителей от нефтепродуктов должно обеспечивать осуществление этой операции закрытым способом; линии деаэрации емкостей должны соответствовать требованиям, предъявляемым настоящим сводом правил к линиям деаэрации топливных резервуаров; трубопроводы для жидкости необходимо оснащать гидрозатворами;
2) нанести на покрытие дорог отличительные разметки или иные визуальные указатели для маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции для каждого транспортного средства;
3) оборудовать площадку для АЦ с СУГ отбортовкой высотой не менее 150 мм, пандусами для безопасного въезда и выезда АЦ, аварийным резервуаром и сливным трубопроводом обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ;
4) привести в соответствии с требованиями ПУЭ систему заземления для АЦ, то есть для контроля заземления АЦ применить специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ;
5) оборудовать заправочный островок СУГ на АГЗС сигнализатором довзрывоопасных концентраций (Технологические колодцы с оборудованием для СУГ, шахты (с наличием свободного пространства) резервуаров, площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки должны быть оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций. Эти сигнализаторы, наряду с сигнализаторами довзрывоопасных концентраций, установленными в помещениях с оборудованием для СУГ и сжатого природного газа, должны обеспечивать при достижении концентрацией паров СУГ величины, превышающей 10 % от НКПР, сигнализацию (световым и звуковым сигналом) о месте разгерметизации, автоматическое прекращение операции наполнения резервуара и отключение топливораздаточных устройств. Датчики довзрывоопасных концентраций должны располагаться на высоте 50-100 мм от дна технологических колодцев и шахт; уровня площадки для установки транспортного средства под заправку СУГ (у раздаточной колонки СУГ); уровня площадки для АЦ с СУГ (у разъемного соединения сливного рукава АЦ с линией наполнения резервуара). При срабатывании сигнализаторов довзрывоопасных концентраций, установленных в помещении перекачивания СУГ (насосной или компрессорной), наряду с выполняемыми автоматически операциями прекращения слива СУГ из АЦ, перекрытия запорной арматуры на трубопроводах подачи СУГ в резервуар и паров СУГ в свободное пространство АЦ, включения аварийной вентиляции и срабатывания сигнализации об утечке, должно быть обеспечено автоматическое опорожнение участков линий наполнения и возврата паров СУГ, отсеченных от резервуара до штуцеров для подсоединения АЦ, посредством сброса паров СУГ через сбросную трубу.) (при наличии датчиков документы на испытание работоспособности системы газоанализаторов);
6) устроить на заправочном островке с СУГ между заправочными островками защитные экраны из негорючего материала (например, металл, бетон, кирпич) высотой не менее 2 м, а ширина защитных экранов должна превышать не менее чем на 0,5 м в обе стороны длину заправляемых транспортных средств, предусматриваемых проектом АЗС;
7) предусмотреть устройство и оснащение заправочных островков для СУГ, бензина и дизельного топлива исключающие возможность перетекания аварийных проливов топлива от островка к островку;
8) предусмотреть противопожарное расстояние от ТРК до помещений АГЗС не менее 15 м или предусмотреть дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от указанных выше сооружений и оборудования или в противоположную от них сторону;
9) не допускать заправку пассажирского и маршрутного автотранспорта без высадки пассажиров;
10) осуществить планировку территории АГЗС с учетом размещения на ее территории зданий, сооружений и технологического оборудования, которая должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за её пределы. На въезде и выезде с территории АГЗС оборудовать пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АГЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения;
11) предусмотреть на территории АГЗС противопожарный водоем объемом не менее 200 кубических метров, с установлением указателей места его нахождения для целей пожаротушения;
12) обеспечить расположение резервуаров для хранения СУГ подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м. На АГЗС, размещаемых в черте населенных пунктов, общая вместимость резервуаров для СУГ не должна превышать 20 кубических метров, а единичная - 10 кубический метров. Общую и единичную вместимость резервуаров для СУГ на АГЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов, допускается увеличивать не более чем в 2 раза;
13) предусмотреть для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ и автоцистерны СУГ соответствующее устройство стационарных систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования;
14) предусмотреть на линии рециркуляции перед узлами подсоединения трубопровода к АЦ и резервуару огнепреградители (искрогасители) (конструкция узлов подсоединения линии рециркуляции к АЦ должны обеспечивать автоматическое перекрытие этих линий при расстыковке;
15) оборудовать резервуары для хранения топлива системами контроля герметичности;
16) предусмотреть линии деаэрации с возможностью контроля её пропускной способности во время эксплуатации;
17) пронумеровать имеющиеся огнетушители и завести журнал учета первичных средств пожаротушения;
18) составить декларацию пожарной безопасности объектов в соответствии с требованиями ст. 64 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №;
19) разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности на основе Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» и нормативных правовых актов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования;
20) заключить договор обслуживания пожарной сигнализации;
21) обеспечить автоматизацию систем противопожарной защиты в случае срабатывания пожарной сигнализации (при срабатывании пожарной сигнализации в помещении АГЗС должны быть обеспечены в автоматическом режиме: подача сигнала о пожаре в помещение операторной с круглосуточным пребыванием в нем персонала АЗС, а также в помещение операторной с круглосуточным пребыванием в нем персонала технологически связанного с этой АГЗС объекта (при наличии); прекращение операций по наполнению резервуаров (сосудов) топливом; перекрытие запорной арматуры на трубопроводах, сообщающих резервуар хранения СУГ с транспортной емкостью (сосудом) АЦ СУГ и резервуар хранения СПГ с транспортной емкостью (сосудом) АЦ СПГ, а также на трубопроводах подачи топлива на МАЗС; отключение всех топливораздаточных (раздаточных) колонок и компрессорного оборудования;
22) назначить лицо, ответственное за обеспечение пожарной безопасности;
23) не допускать к работе на объекте лиц без прохождения обучения мерам пожарной безопасности;
24) разместить в местах установки приемно-контрольных приборов пожарных информацию с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты безопасности;
25) обеспечить категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещений (пожарных отсеков) наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений категории «Д» по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте (не представлен расчет);
26) обеспечить ведение и внесение информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
27) обеспечить очистку технологического оборудования на автозаправочной станции, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и др.);
28) установить перед въездом на территорию заправочной станции табличку, предупреждающую владельцев транспортных средств, лиц, непосредственно управляющих транспортными средствами, о недопустимости использования неисправного газобаллонного оборудования;
29) обеспечить защиту клиновидных ремней передач насосов от воздействия веществ, влияющих на их прочность и передачу усилий;
30) обязать не допускать к применению манометр, установленный на сосуде СУГ, при отсутствии информация о проведении поверки (пломба или клеймо, или документ о проведении поверки);
31) провести проверку параметров настройки предохранительных сбросных клапанов и их регулировку;
32) подвергнуть гидравлическому испытанию соединительные рукава, применяемые на ОПО на прочность давлением, равным 1,25 рабочего давления, не реже одного раза в 3 месяца. Результаты испытания занести в эксплуатационный журнал;
33) заключить договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями;
34) обеспечить аварийную остановку технологического оборудования автозаправочной станции (отсутствует электромагнитный клапан);
35) предусмотреть твердое покрытие дороги в месте проведения сливо-наливных операций СУГ;
36) принять меры по установлению санитарно-защитной зоны для объекта, являющегося источником химического и физического воздействия на среду обитания человека, предусмотренные пунктами 1, 13, 14 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (разработать проект СЗЗ, установить границы СЗЗ);
37) обеспечить проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля;
38) разработать программу производственного контроля за соблюдением вредных производственных факторов на рабочих местах в соответствии с требованиями п.п. 1.3, 1.4, 2.2, 2.4, 2.7 санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда";
39) заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором и вывоз отходов, загрязненных нефтью и нефтепродуктами, со специализированной организацией";
40) оборудовать АГЗС нецентрализованной (автономной) системой водоотведения со спуском сточных вод в локальные очистные сооружения;
41) довести до сведения потребителей в наглядной и доступной форме определенную информацию о продавце, режиме его работы, наименовании организации, месте её нахождения (адрес) и режиме её работы, информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа, номере лицензии, сроки действия лицензии, информации о паспорте качества топлива.
- к ИП ФИО3 и ФИО1 о приостановлении деятельности АГЗС «ДТК», расположенной по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером № до фактического устранения указанных нарушений законодательства о противопожарной безопасности, законодательства о промышленной безопасности, а также санитарно-эпидемиологического законодательства.
Требования истца мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> с привлечением специалистов ОНД и ПР № по <адрес>, Буйнакскому и <адрес>м УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, ТО Роспотребнадзора по РД в <адрес> и КУ Ростехнадзора и муниципального земельного контроля проведена проверка исполнения требований законодательства автомобильными заправочными и газозаправочными станциями, а также станциями технического обслуживания автомобилей.
В ходе проверки АГЗС «ДТК», расположенной по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером 05:11:00002:8, выявлено, что ИП ФИО1 эксплуатирует АГЗС со следующими нарушениями:
1. АГЗС не оснащена очистными сооружениями для атмосферных осадков (которые могут быть загрязнены нефтепродуктами), которые должны отвечать следующим требованиям: оборудование очистных сооружений, в свободное пространство которого могут поступать пары топлива, должно располагаться подземно; емкости-накопители (при наличии) необходимо оснащать датчиками уровня, обеспечивающими подачу сигнала оператору п при их номинальном заполнении; оборудование для опорожнения емкостей-накопителей от нефтепродуктов должно обеспечивать осуществление этой операции закрытым способом; линии деаэрации емкостей должны соответствовать требованиям, предъявляемым настоящими нормами к линиям деаэрации топливных резервуаров; трубопроводы для жидкости необходимо оснащать гидрозатворами. (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.39* НПБ 111-98; п. 6.21, п. 6.22 СП 156.13130.2014);
2. Для маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции для каждого транспортного средства на покрытие дорог не нанесены отличительные разметки или иные визуальные указатели (п.п. «в» п. 384 ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ ППР №);
3. Не оборудована площадка для АЦ с жидким моторным топливом и с СУГ отбортовкой высотой не менее 150 мм, пандусами для безопасного въезда и выезда АЦ, аварийным резервуаром и сливным трубопроводом обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ. (При этом аварийный резервуар должен быть выполнен из негорючих материалов, исключающих проникновение топлива в грунт. Вместимость этого резервуара должна превышать не менее чем на 10 % вместимость используемых на АЗС автоцистерн. Сливной трубопровод должен оканчиваться на расстоянии не более 0,1 м от дна указанного резервуара. Аварийный резервуар перед началом эксплуатации АЗС должен быть заполнен водой в количестве, обеспечивающем ее уровень в этом резервуаре не менее 0,3 м. Аварийный резервуар должен быть оснащен трубопроводом деаэрации, отвечающим требованиям, предъявляемым настоящими нормами к трубопроводу деаэрации резервуаров для хранения топлива, патрубками для его опорожнения закрытым способом и замера уровня воды. Указанные патрубки должны быть снабжены герметично закрывающимися заглушками. Глубина заложения аварийного резервуара и прокладка сливного трубопровода должны обеспечивать предотвращение замерзания в них воды в холодный период года. Сливной трубопровод и лоток (трубопровод) отвода ливневых стоков следует оснащать запорной арматурой (заглушками, задвижками и т. п.) (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.35* НПБ 111-98*; п. 7.25, 7.36 и 8.18 СП 156.13130.2014);
4. Система заземления для АЦ не соответствует требованиям ПУЭ, т.е. для контроля заземления АЦ не применены специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.71 НПБ 111-98*; п. 7.35 СП 156.13130.2014);
5. Заправочный островок СУГ на МАЗС не оборудован сигнализатором довзрывоопасных концентраций (Технологические колодцы с оборудованием для СУГ, шахты (с наличием свободного пространства) резервуаров, площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки должны быть оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций. Эти сигнализаторы, наряду с сигнализаторами довзрывоопасных концентраций, установленными в помещениях с оборудованием для СУГ и сжатого природного газа, должны обеспечивать при достижении концентрацией паров СУГ величины, превышающей 10 % от НКПР, сигнализацию (световым и звуковым сигналом) о месте разгерметизации, автоматическое прекращение операции наполнения резервуара и отключение топливораздаточных устройств. Датчики довзрывоопасных концентраций должны располагаться на высоте 50-100 мм: от дна технологических колодцев и шахт; уровня площадки для установки транспортного средства под заправку СУГ (у раздаточной колонки СУГ); уровня площадки для АЦ с СУГ (у разъемного соединения сливного рукава АЦ с линией наполнения резервуара). При срабатывании сигнализаторов довзрывоопасных концентраций, установленных в помещении перекачивания СУГ (насосной или компрессорной), наряду с выполняемыми автоматически операциями прекращения слива СУГ из АЦ, перекрытия запорной арматуры на трубопроводах подачи СУГ в резервуар и паров СУГ в свободное пространство АЦ, включения аварийной вентиляции и срабатывания сигнализации об утечке, должно быть обеспечено автоматическое опорожнение участков линий наполнения и возврата паров СУГ, отсеченных от резервуара до штуцеров для подсоединения АЦ, посредством сброса паров СУГ через сбросную трубу.) (при наличии датчиков документы на испытание работоспособности системы газоанализаторов) (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.20.9 НПБ 111-98*; 8.40 СП 156.13130.2014);
6. На заправочном островке с СУГ и другими ТРК не предусмотрены защитные экраны из негорючего материала (например, металл, бетон, кирпич), при том, что высота должна быть не менее 2 м, а ширина защитных экранов должна превышать не менее чем на 0,5 м в обе стороны длину заправляемых транспортных средств, предусматриваемых проектом АЗС. (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.13* НПБ 111-98*; п. 8.15 СП 156.13130.2014);
7. Устройство заправочных островков для СУГ, бензина и дизельного топлива не исключает возможности перетекания аварийных проливов топлива от островка к островку (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.13* НПБ 111-98*; п. 8.14 СП 156.13130.2014);
8. Не предусмотрено противопожарное расстояние от резервуарной установки СУГ, ТРК и подземных резервуаров для ЛВЖ до объектов зашиты, а также между зданиями и сооружениями, расположенными на территории МАЗС, а именно: от ТРК (СУГ и ЛВЖ) до зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1 - Ф4 - менее 60 м, от ТРК до здания операторской – меньше 9 м (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; приложение 6 таб.П.6.1 НПБ 11-98*; табл. 2, табл. 6 СП 156.13130.2014);
9. На территории АГЗС допускается заправка пассажирского маршрутного автотранспорта без высадки пассажиров (п.п. «д» п. 385 ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ ППР №);
10. Планировка территории АГЗС с учетом размещения на ее территории зданий, сооружений и технологического оборудования не исключает возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за её пределы. На въезде и выезде с территории АГЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, не выполнены пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АГЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ № п. 9 НПБ 111-98*; п. 6.21 СП 156.13130.2014);
11. Отсутствует наружный противопожарный водоем объемом не менее 200 куб. метров, а объем имеющегося водоема не соответствует требованиям, в то время как АГЗС независимо от места их размещения, должны быть оснащены наружным противопожарным водоемом объемом не менее 200 куб. метров (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.23 НПБ 111-98*; п. 8.49 СП 156.13130.2014);
12. Резервуары для хранения СУГ расположены с нарушением. Резервуары для хранения СУГ не расположены подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 метров. На АГЗС, размещаемых в черте населенных пунктов, общая вместимость резервуаров для СУГ не должна превышать 20 куб. метров, а единичная - 10 куб. метров. Общую и единичную вместимость резервуаров для СУГ на АГЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов, допускается увеличивать не более чем в 2 раза (ст. 4, 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.20.1* НПБ 111-98*; п. 8.30 156.13130.2014);
13. Для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; приложение 6 п.22 НПБ 111-98*; п. 8.50 СП 156.13130.20014);
14. На линии рециркуляции перед узлами подсоединения трубопровода к АЦ и резервуару отсутствуют огнепреградители (искрогасители). Конструкция узлов подсоединения линии рециркуляции к АЦ должна обеспечивать автоматическое перекрытие этих линий при расстыковке п. 62 НПБ 111-98*; (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ № п. 7.16 НПБ 111-98*; п. 7.14 СП 156.13130.2014);
15. Резервуары для хранения топлива не оборудованы системами контроля их герметичности (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 6.35 СП 156.13130.2014);
16. Линия деаэрации не оснащена. Не обеспечена возможность контроля ее пропускной способности во время эксплуатации (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ № п. 52 НПБ 111-98*; п. 7.16 СП 156.13130.2014);
17. Имеющиеся огнетушители не пронумерованы. Не заведен журнал учета первичных средств пожаротушения (п. 407 ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ ППР №);
18. Не представлена декларация пожарной безопасности объектов (ст. 64 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №);
19. Не представлена инструкция о мерах пожарной безопасности (п. 392 ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ ППР №);
20. Не обслужена пожарная сигнализация, не представлен договор обслуживания (ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ ППР №);
21. Не обеспечена автоматизация систем противопожарной защиты в случае срабатывания пожарной сигнализации. При срабатывании пожарной сигнализации в помещении МАЗС должны быть обеспечены в автоматическом режиме: подача сигнала о пожаре в помещение операторной с круглосуточным пребыванием в нем персонала АГЗС, а также в помещение операторной с круглосуточным пребыванием в нем персонала технологически связанного с этой АГЗС объекта (при наличии); прекращение операций по наполнению резервуаров (сосудов) топливом; перекрытие запорной арматуры на трубопроводах, сообщающих резервуар хранения СУГ с транспортной емкостью (сосудом) АЦ СУГ и резервуар хранения СПГ с транспортной емкостью (сосудом) АЦ СПГ, а также на трубопроводах подачи топлива на АГЗС; отключение всех топливораздаточных (раздаточных) колонок и компрессорного оборудования (ст. 4, 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ № п. 8.54 СП 156.13130.2014);
22. Отсутствует приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность (п. 2 ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ ППР №)
23. К работе допущены лица без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ ППР №);
24. В местах установки приемно-контрольных приборов пожарных должна размещаться информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты (п. 10 ПП РФ отДД.ММ.ГГГГ ППР №);
25. Собственник организации не обеспечил категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещений (пожарных отсеков) наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений категории «Д» по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте (не представлен расчет). (п. 12 ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ ППР №);
26. Собственник организации не обеспечил ведение и внесение информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (п. 17 ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ ППР №);
27. В установленные технической документацией сроки собственник организации не обеспечил очистку технологического оборудования на автозаправочной станции, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и др.), соответствующая документация не представлена (п. 373 60 ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ ППР №);
В ходе проверки также выявлены нарушения законодательства о промышленной безопасности:
28. Перед въездом на территорию заправочной станции отсутствуют таблички, предупреждающие владельцев транспортных средств, и лиц, непосредственно управляющих транспортными средствами, о недопустимости использования неисправного газобаллонного оборудования (п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 106 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденные приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №);
29. Клиновидные ремни передач насосов не защищены от воздействия веществ, влияющих на их прочность и передачу усилий (п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 208 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденные приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №);
30. Отсутствует информация о проведении поверки (пломба или клеймо, либо документ о проведении поверки) манометра, установленного на сосуде СУГ (п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 343 ФНП в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. №);
31. Не проведена проверка параметров настройки предохранительных сбросных клапанов и их регулировка (п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 169 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива) утвержденные приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №);
32. Соединительные рукава, применяемые на ОПО, не подвергались гидравлическому испытанию на прочность (п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 62 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» утв. приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №);
33. Не заключён договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (п.1 ст.9 п. 1 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
34. Не обеспечена аварийная остановка технологического оборудования автозаправочной станции, т.е. отсутствует электромагнитный клапан (п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 169 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» утв. приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №);
35. Нарушено твердое покрытие дороги в месте проведения сливо-наливных операций СУГ.
Кроме того, проверкой установлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, в частности:
36. В нарушение п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее Правила), хозяйствующим субъектом не приняты меры по установлению санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для объекта (автозаправочной станции), являющегося источником химического и физического воздействия на среду обитания человека. Проект СЗЗ не разработан, границы СЗЗ не установлены (пункты 1, 13, 14 Правил);
37. В нарушение требований п. 73 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим источник воздействия на окружающую среду (АЗС), в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов не обеспечено проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля. Программа производственного контроля не представлена, протоколы лабораторных исследований, испытаний не представлены;
38. В нарушение требований пунктов 1.3, 1.4, 2.2, 2.4, 2.7 санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда", не разработана программа производственного контроля за соблюдением вредных производственных факторов на рабочих местах. В ходе проверки данный документ и протоколы измерений факторов производственной среды не представлены;
39. Не соблюдаются требования п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", т.е. хозяйствующим субъектом не заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором. Также не представлен договор на вывоз отходов, загрязненных нефтью и нефтепродуктами, со специализированной организацией;
40. В нарушение требования п. 2.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг" при отсутствии централизованной системы водоотведения, АГЗС не оборудована нецентрализованной (автономной) системой водоотведения со спуском сточных вод в локальные очистные сооружения;
41. На автозаправочной станции не соблюдается требование ст. 8, 9, 10 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей", в части доведения до сведения потребителей в наглядной и доступной форме определенной информации о продавце, режиме его работы, наименовании своей организации, месте ее нахождения (адрес) и режиме ее работы, информации о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа, номере лицензии, сроки действия лицензии, информации о паспорте качества топлива.
Собственником АГЗС «ДТК», расположенной по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, является ФИО1.
Указывается, что допущенные нарушения в виду несоблюдения правил пожарной и промышленной безопасности, а также санитарно-эпидемиологического законодательства создают непосредственную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что категорически недопустимо.
Неисполнение ИП – ФИО1 на АГЗС «ДТК», расположенной по адресу: <адрес>, з/у с кад. номером №, обязанностей, установленных федеральным законодательством, может привести к наступлению неблагоприятных последствий, в том числе к гибели людей в случае ЧП и (или) аварий.
Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если деятельность угрожает причинением вреда суд вправе приостановить деятельность.
Настоящее исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц на основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, предоставляющей прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора <адрес> ФИО7 исковые требования поддержал, просил удовлетворить их по изложенным в иске доводам и основаниям.
Ответчик ФИО1, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, доказательства уважительности неявки не представил, об отложении разбирательства дела не просил.
Ответчик ИП ФИО2 в судебном заседании пояснил, что ответчик ФИО1 является его сыном, он извещен о времени и месте судебного заседания, по состоянию здоровья не явился, об отложении разбирательства не ходатайствует. Относительно иска пояснил, что частично признает заявленные прокурором требования, для полного устранения всех нарушений ему необходимо время около 6 месяцев. Дополнительно представил фотоснимки системы водяного орошения надземного оборудования и отбортовки пологих участков.
Представитель третьего лица ОНД и ПР № по <адрес>, Буйнакскому и <адрес>м ФИО8 в судебном заседании пояснил, что во исполнение поручения суда их ведомством с выездом на место повторно проведена проверка устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности. По результатам данной проверки составлено информационное письмо, которое просил приобщить к материалам дела. На момент рассмотрения дела ответчиками по делу из ранее выявленных нарушений не выполнены лишь:
- пункт 4 - система заземления для АЦ не соответствует требованиям ПУЭ, т.е. для контроля заземления АЦ не применены специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ;
- пункт 8 - не предусмотрено противопожарное расстояние от резервуарной установки СУГ, ТРК и подземных резервуаров для ЛВЖ до объектов зашиты, а также между зданиями и сооружениями, расположенными на территории МАЗС, а именно: от ТРК (СУГ и ЛВЖ) до зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1 - Ф4 - менее 60 м, от ТРК до здания операторской – меньше 9 м;
- пункт 10 - планировка территории АГЗС с учетом размещения на ее территории зданий, сооружений и технологического оборудования не исключает возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за её пределы. На въезде и выезде с территории АГЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, не выполнены пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АГЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения;
- пункт 11 - отсутствует наружный противопожарный водоем объемом не менее 200 куб. метров, а объем имеющегося водоема не соответствует требованиям, в то время как АГЗС независимо от места их размещения, должны быть оснащены наружным противопожарным водоемом объемом не менее 200 куб. метров;
- пункт 13 – частично выполнен, для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ и автоцистерны с СУГ в случае пожара предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования, однако не представлен договор на обслуживание;
- пункт 14 - на линии рециркуляции перед узлами подсоединения трубопровода к АЦ и резервуару отсутствуют огнепреградители (искрогасители). Конструкция узлов подсоединения линии рециркуляции к АЦ не обеспечивает автоматическое перекрытие этих линий при расстыковке;
- пункт 16 - линия деаэрации не оснащена. Не обеспечена возможность контроля ее пропускной способности во время эксплуатации;
- пункт 21 - не обеспечена автоматизация систем противопожарной защиты в случае срабатывания пожарной сигнализации;
- пункт 25 - собственник организации не обеспечил категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещений (пожарных отсеков) наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений категории «Д» по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте (не представлен расчет);
- пункт 27 - собственник организации не обеспечил в установленные технической документацией сроки очистку технологического оборудования на автозаправочной станции, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и др.).
Представитель ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> ФИО9, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, доказательства уважительности неявки не представил, об отложении разбирательства дела не просил, представил письменный отчет по результатам исполнения поручения суда о повторной проверке устранения нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Представитель третьего лица – Кавказского Управления Ростехнадзора, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, доказательства уважительности неявки не представил, об отложении разбирательства дела не просил.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено при имеющейся явке сторон, в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Статьей 2 Федерального закона "О пожарной безопасности" установлено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Федеральный закон N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от ДД.ММ.ГГГГ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к зданиям и сооружениям.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 390 утверждены Правила противопожарного режима в РФ.
В соответствии с требованиями ст. 37 Федерального закона от N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с Ведомственными строительными нормами ВСН 01-89 «Предприятия по обслуживанию автомобилей», утвержденных приказом Минавтотранса РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № В А-15/10 сточные воды, содержащие нефтепродукты, тетраэтилсвинец, взвешенные вещества, краску, кислоты и щелочи, должны очищаться до поступления их в наружную канализационную сеть на местных установках, то есть должны быть оборудованы нефтеловушкой и шламозадержателями.
Как следует из материалов дела, собственником АГЗС «ДТК» расположенной по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №, является ФИО1.
Индивидуальный предприниматель ФИО3 эксплуатирует АГЗС «ДТК».
Указанные обстоятельства сторонами по делу не оспариваются.
Проведенной прокурорской проверкой соблюдения требований действующего законодательства на АГЗС «ДТК» выявлены нарушения, которые отражены в актах проверок.
В частности, собственником осуществляется предпринимательская деятельность на АГЗС «ДТК» в нарушение вышеуказанных требований о пожарной и промышленной безопасности, а также законодательства о санитарном эпидемиологическом благополучии населения.
Указанные нарушения зафиксированы в справках начальника ОНД и ПР № по <адрес>, Буйнакскому и <адрес>м ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ, государственного инспектора отдела общепромышленного и горного надзора по <адрес> управления Ростехнадзора ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ и начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> ФИО9
По поручению суда, ОНД и ПР № по <адрес>, Буйнакскому и <адрес>м проведена дополнительная проверка АГЗС по результатам которой установлено, что на объекте по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ частично устранены вышеуказанные нарушения и исполнены нижеприведенные требования:
1. Об оборудовании АГЗС очистными сооружениями для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами;
2. О нанесении на покрытие дорог отличительные разметки или иные визуальные указатели для маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции для каждого транспортного средства;
3. Об оборудовании площадки для АЦ с СУГ отбортовкой высотой не менее 150 мм, пандусами для безопасного въезда и выезда АЦ, аварийным резервуаром и сливным трубопроводом обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АГЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ;
4. Об оборудовании заправочного островка СУГ на АГЗС сигнализатором довзрывоопасных концентраций (Технологические колодцы с оборудованием для СУГ, шахты (с наличием свободного пространства) резервуаров, площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки должны быть оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций.
5. Об установлении на заправочном островке с СУГ между заправочными островками защитных экранов из негорючего материала (например, металл, бетон, кирпич);
6. На АГЗС и заправочных островках для СУГ, бензина и дизельного топлива предусмотрено и оснащено устройством, исключающим возможность перетекания аварийных проливов топлива от островка к островку;
7. На АГЗС исключена заправка пассажирского и маршрутного автотранспорта без высадки пассажиров;
8. Об обеспечении расположения резервуаров для хранения СУГ подземно с толщиной засыпки грунтом не менее 0,5 м;
9. Для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ и автоцистерны СУГ установлено соответствующее устройство стационарных систем водяного орошения, обеспечивающего подачу воды на поверхности указанного оборудования;
10. Резервуары для хранения топлива оборудованы системами контроля герметичности;
11. Имеющиеся огнетушители пронумерованы и заведен журнал учета первичных средств пожаротушения;
12. Составлена декларация пожарной безопасности объектов в соответствии с требованиями;
13. Разработана инструкция о мерах пожарной безопасности на основе Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» и нормативных правовых актов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования;
14. Об обслуживании пожарная сигнализация и заключен договор обслуживания пожарной сигнализации;
15. Издан приказ о назначении лица, ответственного за обеспечение пожарной безопасности;
16. На объекте к работе не допускаются лица без прохождения обучения мерам пожарной безопасности;
17. В местах установки приемно-контрольных приборов пожарных, размещена информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты безопасности;
18. Об обеспечении ведения и внесения информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Кроме того, по поручению суда, начальником ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> проведена дополнительная проверка АГЗС по результатам которой установлено, что на объекте по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ частично устранены ранее выявленные нарушения.
В частности, согласно письма за № от ДД.ММ.ГГГГ по пункту 1 - в нарушение п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее Правила), хозяйствующим субъектом не приняты меры по установлению санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для объекта (автозаправочной станции), являющегося источником химического и физического воздействия на среду обитания человека. Проект СЗЗ не разработан, границы СЗЗ не установлены.
По пункту 2 – разработана программа производственного контроля, заключен договор с аккредитованной организацией на проведение лабораторных исследований на границе СЗЗ, а также вредных производственных факторов на рабочих местах.
По пункту 3 - заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором. АГЗС оборудована нецентрализованной (автономной) системой водоотведения со спуском сточных вод в локальное водонепроницаемое сооружение.
По пункту 4 - на автозаправочной станции установлен уголок потребителя с информацией о продавце, режиме его работы, наименовании своей организации, месте ее нахождения (адрес) и режиме ее работы, информации о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа, номере лицензии, сроке действия лицензии, информации о паспорте качества топлива.
При рассмотрении дела в судебном заседании ответчиком ИП ФИО1 суду дополнительно представлены доказательства частичного устранения нарушений, а именно установки системы орошения надземных резервуаров и отбортовки пологих участков.
Указанные фотоснимки приобщены к материалам дела.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что собственником АГЗС и ответчиками по делу частично устранены ранее выявленные нарушения, о чем свидетельствует представленная старшим дознавателем ОНД и ПР № по <адрес>, Буйнакскому и <адрес>м ФИО8 информация.
Сам ответчик признает, что в настоящее время остаются не устраненными до конца следующие нарушения:
- не приведена в соответствии с требованиями ПУЭ система заземления для АЦ, то есть для контроля заземления АЦ не применены специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ;
- не предусмотрено противопожарное расстояние от ТРК до помещений АГЗС не менее 15 м либо дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от указанных выше сооружений и оборудования или в противоположную от них сторону;
- не осуществлена планировка территории АЗС с учетом размещения на ее территории зданий, сооружений и технологического оборудования, исключающая возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы. На въезде и выезде с территории АЗС не оборудованы пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения;
- не предусмотрено на территории АГЗС противопожарный водоем объемом не менее 200 куб. метров, с установлением указателей места его нахождения для целей пожаротушения;
- не предусмотрены на линии рециркуляции перед узлами подсоединения трубопровода к АЦ и резервуару, огнепреградители (искрогасители);
- не предусмотрена линия деаэрации с возможностью контроля ее пропускной способности во время эксплуатации;
- не обеспечена автоматизация систем противопожарной защиты в случае срабатывания пожарной сигнализации;
- не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещений (пожарных отсеков) наружных установок с обозначением их категорий;
- не обеспечена очистка технологического оборудования на автозаправочной станции, в котором обращалось топливо или его пары.
Судом также установлено, что ответчиком ФИО1 устранены нарушения законодательства о промышленной безопасности, такие как:
- не установлена перед въездом на территорию заправочной станции табличку, предупреждающую владельцев транспортных средств, лиц, непосредственно управляющих транспортными средствами, таблички с информацией о недопустимости использования неисправного газобаллонного оборудования;
- не обеспечена защита клиновидных ремней передач насосов от воздействия веществ, влияющих на их прочность и передачу усилий;
- допускаются к применению манометры, установленные на сосуде СУГ, при отсутствии информация о проведении поверки (пломба или клеймо, или документ о проведении поверки);
- не проведена проверка параметров настройки предохранительных сбросных клапанов и их регулировка;
- не подвергнуты гидравлическому испытанию соединительные рукава, применяемые на ОПО на прочность давлением, равным 1,25 рабочего давления, не реже одного раза в 3 месяца. Результаты испытаний не занесены в эксплуатационный журнал;
- не заключен договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями;
- не обеспечена возможность аварийной остановки технологического оборудования автозаправочной станции;
- не предусмотрено твердое покрытие дороги в месте проведения сливо-наливных операций СУГ;
Судом также установлено, что ответчиком ФИО1 устранены следующие нарушения законодательства в части соблюдения закона РФ «О защите прав потребителей» 2300-1 от ДД.ММ.ГГГГ:
- не приняты меры по установлению санитарно-защитной зоны для объекта, являющегося источником химического и физического воздействия на среду обитания человека, предусмотренные пунктами 1, 13, 14 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»;
- не обеспечено проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля. Протоколы лабораторных исследований, испытаний не представлены.
При этом ответчиком ИП ФИО1 устранены следующие нарушения законодательства в части соблюдения закона РФ «О защите прав потребителей» 2300-1 от ДД.ММ.ГГГГ:
- разработана программа производственного контроля и заключен договор с аккредитованной организацией на проведение лабораторных исследований на границе СЗЗ;
- АГЗС оборудована централизованной системой водоотведения, со спуском сточных вод в локальное непроницаемое сооружение;
- установлен уголок потребителя с необходимой информацией, предоставляемых на АГЗС услугах в соответствии с требованиями ст. ст. 9, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» №.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Указанные выше обстоятельства ответчиком в данном случае не оспорены, поскольку эти обстоятельства подтверждаются представленными в суд письменными доказательствами.
Кроме того, ответчиком какие-либо доказательства о полном устранении выявленных нарушений законодательства о противопожарной безопасности, законодательства о промышленной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства в суд не представлено.
При таких обстоятельствах требования прокурора в этой части подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.
Из смысла ст. 1065 ГК РФ следует, что пресечение деятельности, создающей угрозу причинения вреда, является одним из способов защиты гражданских прав.
По данному виду иска доказыванию подлежит:
- само наличие опасности причинения вреда в будущем;
- опасность причинения вреда исходит от лица, осуществляющего подлежащую запрету деятельность;
- вред исходит от длящейся деятельности (если вред причинен однократным действием, то он не представляет опасности в будущем);
- способ причинения вреда;
- отсутствие другого способа исключения возможности причинения вреда в будущем (если вред можно исключить другим способом, то удовлетворение иска исключается);
- последствия удовлетворения иска (при удовлетворении иска не будет причинено большего вреда).
Иск может быть удовлетворен только при доказанности в совокупности всех обстоятельств, указанных выше.
Пункт 2 статьи 1065 Гражданского кодекса РФ определяет отношения, связанные:
- с причинением вреда, влекущим его возмещение;
- с последующим применением превентивных мер, в качестве которых выступает прекращение или приостановление вредоносной деятельности, в результате совершения которой был причинен вред.
Применению превентивных мер в данном случае должно предшествовать наличие обязательства из причинения вреда (вред, причиной которого была вышеуказанная деятельность).
Суд в таком случае может либо приостановить деятельность предприятия, либо прекратить ее вообще. Приостановление судом деятельности может иметь место в случаях, когда существует реальная возможность ее применить, в результате чего вредоносность будет исключена или наступление отрицательных последствий будет сведено к разумному минимуму.
Обязательное прекращение деятельности наступает в тех случаях, когда независимо от объективных или субъективных причин возможность исключить вредоносность такой деятельности отсутствует.
При отсутствии доказательств устранения всех выявленных прокурором нарушений, представляющих угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора <адрес> ФИО6 в интересах неопределенного круга лиц к ИП ФИО3 (ИНН №) и ФИО1 (паспорт серии № №) удовлетворить частично.
Признать незаконной деятельность АГЗС «ДТК», расположенной по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером 05:11:00002:8, до устранения выявленных нарушений.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО3:
- привести в соответствие с требованиями ПУЭ систему заземления для АЦ, то есть для контроля заземления АЦ применить специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 7.35 СП 156.13130.2014);
- предусмотреть противопожарное расстояние от ТРК до помещений АГЗС не менее 15 м или предусмотреть дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от указанных выше сооружений и оборудования или в противоположную от них сторону. (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.29 * НПБ 11-98; п. 6.18 СП 156.13130.2014);
- осуществить планировку территории АЗС с учетом размещения на ее территории зданий, сооружений и технологического оборудования, исключать исключающей возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АГЗС, так и за ее пределы. На въезде и выезде с территории АГЗС оборудовать пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АГЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 6.21 СП 156.13130.2014);
- предусмотреть на территории АГЗС противопожарный водоем объемом не менее 200 м3, с установлением указателей места его нахождения для целей пожаротушения (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 8.49 СП 156.13130.2014);
- предусмотреть на линии рециркуляции перед узлами подсоединения трубопровода к АЦ и резервуару огнепреградители (искрогасители). (Конструкция узлов подсоединения линии рециркуляции к АЦ должны обеспечивать автоматическое перекрытие этих линий при расстыковке (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 7.14 СП 156.13130.2014);
- предусмотреть линии деаэрации с возможностью контроля ее пропускной способности во время эксплуатации (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 7.16 СП 156.13130.2014);
- обеспечить автоматизацию систем противопожарной защиты в случае срабатывания пожарной сигнализации (при срабатывании пожарной сигнализации в помещении АГЗС должны быть обеспечены в автоматическом режиме: подача сигнала о пожаре в помещение операторной с круглосуточным пребыванием в нем персонала АЗС, а также в помещение операторной с круглосуточным пребыванием в нем персонала технологически связанного с этой МАЗС объекта (при наличии); прекращение операций по наполнению резервуаров (сосудов) топливом; перекрытие запорной арматуры на трубопроводах, сообщающих резервуар хранения СУГ с транспортной емкостью (сосудом) АЦ СУГ и резервуар хранения СПГ с транспортной емкостью (сосудом) АЦ СПГ, а также на трубопроводах подачи топлива на МАЗС; отключение всех топливораздаточных (раздаточных) колонок и компрессорного оборудования). (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ № п. 8.54 СП 156.13130.2014);
- обеспечить категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещений (пожарных отсеков) наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений категории «Д» по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте (не представлен расчет). (п. 12 ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ ППР №);
- обеспечить очистку технологического оборудования на автозаправочной станции, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и др.) (п. 373 60 ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ ППР №);
- установить перед въездом на территорию заправочной станции табличку, предупреждающую владельцев транспортных средств, лиц, непосредственно управляющих транспортными средствами, о недопустимости использования неисправного газобаллонного оборудования (п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 106 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. №);
- обеспечить защиту клиновидных ремней передач насосов от воздействия веществ, влияющих на их прочность и передачу усилий (п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 208 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №);
- обязать не допускать к применению манометры, установленные на сосуде СУГ, при отсутствии информация о проведении поверки (пломба или клеймо, или документ о проведении поверки) (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 343 ФНП в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. №);
- провести проверку параметров настройки предохранительных сбросных клапанов и их регулировку (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 62 ФНП в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. №);
- подвергнуть гидравлическому испытанию соединительные рукава, применяемые на ОПО, на прочность давлением, равным 1,25 рабочего давления, не реже одного раза в 3 месяца. Результаты испытаний занести в эксплуатационный журнал (п.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 169 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» утв. приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №);
- заключить договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (п.1 ст.9 и п. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);
- обеспечить возможность аварийной остановки технологического оборудования автозаправочной станции (установить электромагнитный клапан) (п.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 169 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №);
- предусмотреть твердое покрытие дороги в месте проведения сливо-наливных операций СУГ (п.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 169 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 243 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы», утв. приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №);
- принять меры, по установлению санитарно-защитной зоны для объекта, являющегося источником химического и физического воздействия на среду обитания человека, предусмотренные пунктами 1, 13, 14 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»;
- обеспечить проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля. Представить протоколы лабораторных исследований, испытаний.
Приостановить деятельность АГЗС «ДТК», расположенной по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, до фактического устранения указанных нарушений законодательства о пожарной безопасности, законодательства о промышленной безопасности.
В остальной части иска прокурора отказать.
Меры по обеспечению иска, принятые на основании определения судьи Буйнакского районного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, в виде запрещения ИП ФИО3 и ФИО1, а также иным лицам фактическую эксплуатацию АГЗС «ДТК», расположенной по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, отменить по вступлению настоящего решения в законную силу, о чем уведомить уполномоченный орган.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Дагестан через Буйнакский районный суд Республики Дагестан.
Резолютивная часть решения оглашена ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Ш.Ш. Шуаев
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.