Дело № 12-7/2019г.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
20 февраля 2019 года РД, Кизлярский район, с. Юбилейное
Кизлярский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Абдуллаева М.Н., с участием заявителя Курбанова М.М., представителя пограничного управления Федеральной службы безопасности РФ по Республике Дагестан Рожкова И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц связи административное дело по жалобе должностного лица ООО «Терек» ФИО2 на постановление старшего дознавателя отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по РД ФИО6 от 23.01.2019г. о признании его виновным в совершении административном правонарушении, предусмотренного ч.2 ст.8.37 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего дознавателя отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по РД ФИО6 от 23.01.2019г. должностное лицо ООО «Терек» Курбанов М.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.37 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, должностное лицо ООО «Терек» - ответственный за добычу рыбы Курбанов М.М. обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, считая его незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Он был признан виновным в совершении административного правонарушения за то, что рыбак Общества ФИО3 вышел в Каспийское море на маломерном судне с регистрационным номеров МА 1574 для осуществления промысловой деятельности от имени Общества на рыбопромысловом участке № 30, где им был обнаружен мешок, в котором находилась рыба осетровых пород, который он погрузил на борт своего судна.
07.11.2018г. в отношении ФИО3 возбуждено уголовное дело по факту незаконного рыбного промысла. При этом же указано, что ущерб, причиненный административным правонарушением, не установлен.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В статье 2.2 КоАП РФ установлены формы вины.Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Между тем, в данном случае его вина не установлена.
При указанных обстоятельствах он не располагал сведениями о нахождении на маломерном судне ФИО3 незаконно добытой рыбы, соответственно, не мог сознавать, предвидеть либо желать наступления вредных последствий для охраняемых законом общественных отношений, не должно было и не могло их предвидеть.
В силу положений ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Возбуждение уголовного дела в отношении рыбака ООО «Терек» ФИО3 само по себе не может служить основанием для привлечения к административной ответственности должностного лица, то есть его.
Кроме того, в соответствии со ст. 14 УПК РФ, обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном УК РФ порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Поэтому просит суд отменить постановление по делу об административном правонарушении от 23.01.2019г. и прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании должностное лицо ООО «Терек» - ответственный за добычу рыбы Курбанов М.М. поддержал доводы, изложенные в жалобе и просил ее удовлетворить.
Представителем ПУ ФСБ России по РД - старший дознаватель отдела дознания и административной практики Рожков И.А. направил в суд отзыв на жалобу Курбанова М.М. и просил в суде отказать в ее удовлетворении, мотивируя это следующими доводами.
29 октября 2018 г. общество с ограниченной ответственностью «Терек» (далее - общество, ООО «Терек») осуществляло прибрежное рыболовство согласно разрешению на добычу (вылов) водных биоресурсов на 2018 г. № 052018020067, выданному Западно-Каспийским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству 28 февраля 2018 г. (далее - разрешение). Ответственным за соблюдение Правил рыболовства являлся Курбанов М.М.
20 октября 2018 г. ходе рыболовства обществом, в том числе использовалось маломерное судно типа «Бударка» (бортовой (регистрационный) номер №), которым согласно доверенности от 28 августа 2018 г. уполномочен управлять и распоряжаться ФИО3
Около 13 часов 20 минут 29 октября 2018 г. в акватории Каспийского моря в точке с географическими координатами 44.29 СШ 47.40 ВД сотрудниками пограничного управления остановлено маломерное судно типа «Бударка» (бортовой (регистрационный) помер №) с ФИО3 на его борту.
В ходе досмотра судна обнаружены водные биологические ресурсы вида «русский осетр» в количестве 12 экз., «севрюга» в количестве 4 экз. и «белуга» в количестве 1 экз.
В ходе первичного опроса ФИО3 пояснил, что является рыбаком ООО «Терек» и в 08 часов 00 минут указанного дня вышел в море с целью осуществления рыболовства согласно разрешению. В 13 часов 00 минут он обнаружил в воде мешок, в котором находилась вышеуказанная рыба. Данный мешок ФИО8. погрузил на борт своего судна.
В соответствии с пунктом 30.2.3. правил рыболовства, утвержденных приказом Минсельхоза России от 18 ноября 2014 г. № 453 «Об утверждении правил рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна» (далее - Правила рыболовства) осетровые виды рыб являются запретными для добычи (вылова) виды водных биоресурсов,
В силу абзаца 8 п. 15.3 Правил рыболовства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается иметь на борту судна и плавучих средств, на рыболовных (рыбопромысловых) участках и в местах добычи (вылова) (при осуществлении рыболовства вне рыболовных (рыбопромысловых) участков) в том числе водные биоресурсы, добыча (вылов) которых в данном районе и в данный период времени запрещена или их части.
Согласно пункту 16.3 Правил рыболовства гражданам запрещается иметь на борту судна и плавучих средств, на рыболовных (рыбопромысловых) участках и в местах добычи (вылова) (при осуществлении рыболовства вне рыболовных (рыбопромысловых) участков) в том числе водные биоресурсы, добыча (вылов) которых в данном районе и в данный период времени запрещена или их части.
Данные обстоятельства послужили основаниями для возбуждения в отношении работника общества - рыбака ФИО5 уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 258.1 УК РФ и дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 Ко.ЛИ РФ. в отношении ООО «Терек».
В указанный день работу по добыче (вылову) водных биоресурсов организовывал ответственный за добычу (вылов) водных биоресурсов общества Курбанов М.М.
Пунктом 9.2 Правил рыболовства установлено, что лицо ответственное за добычу (вылов) водных биоресурсов, указанное в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов, в том числе обеспечивает соблюдение Правил рыболовства.
При таких обстоятельствах очевидно, что Курбановым М.М. 29 октября 2018 г. указанное требование Правил рыболовства соблюдено не было, что является достаточным основанием для привлечения последнего к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.37 КоАП РФ. Курбановым М.М. не приняты меры по соблюдению правил рыболовства рыбаком ФИО3 и допущено нахождение незаконно добытой рыбы осетровых пород на борту судна. Поэтому он просит постановление старшего дознавателя отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по РД ФИО6 от 23.01.2019г. о признании Курбанова М.М. виновным в совершении административном правонарушении, предусмотренного ч.2 ст.8.37 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей, оставить без изменения, а жалобу Курбанова М.М. - без удовлетворения.
Выслушав должностное лицо, ответственного от ООО «Терек» за лов рыбы Курбанова М.М., представителя ПУ ФСБ России по РД Рожкова И.А., изучив материалы дела и проверив все доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Обстоятельства того, что 29.10.2018г. ответственным от ООО «Терек» по добыче (вылову) водных биологических ресурсов Курбановым М.М. не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению указанных Правил рыболовства, подробно изложены в постановлении по делу об административном правонарушении от 23 января 2019г. Эти обстоятельства подтверждаются представленными Пограничным управлением ФСБ России по РД документами.
29.10.2018г. ответственный за добычу рыбы от ООО «Терек» Курбанов М.М. при непосредственном участии рыбака ФИО3 от имени Общества в соответствии с разрешением на добычу (вылов) водных биоресурсов на 2018г. № 052018020067, выданному Западно-Каспийским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству 28 февраля 2018г., осуществлял добычу (вылов) водных биоресурсов.
29 октября 2018 года около 13 часов 20 минут в акватории Каспийского моря в точке с географическими координатами 44.29 СШ 47.40 ВД сотрудниками пограничного управления было остановлено маломерное судно типа «Бударка» с бортовым (регистрационным № №) под управлением ФИО3
В ходе досмотра судна были обнаружены водные биологические ресурсы вида «русский осетр» в количестве 12 экз., «севрюга» в количестве 4 экз. и «белуга» в количестве 1 экз., а также рыба частиковых пород: лещ 12 экземпляров, судак 19 экземпляров.
В соответствии с пунктом 30.2.3 Правил рыболовства на водных объектах рыбохозяйственного значения Республики Дагестан, осетровые виды рыб являются запретными для добычи (вылова) видами водных биоресурсов. Также в соответствии с абзацем 8 п. 15.3 Правил рыболовства запрещается иметь на борту судна и плавучих средств в местах добычи рыбы водные биоресурсы, добыча (вылов) которых в данном районе и в данный период времени запрещена.
Признавая ответственного за добычу рыбы ООО «Терек» Курбанова М.М. виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст.8.37 КоАП РФ, специалист по административному производству отдела дознания и административной практики ПУ СФБ России по РД ФИО6 указал, что 29.10.2018 г. рыбак ООО «Терек» ФИО3 имел на борту судна запрещенные для вылова водные биоресурсы, то есть занесенную в Красную книгу Российской Федерации рыбу осетровых пород.
Кроме того, как видно из представленных материалов, при осмотре судна в маломерном судне вместе с рыбаком ФИО3 находился и гражданин ФИО1.
В соответствии с п.9.2 Правил рыболовства лицо, ответственное за добычу водных биоресурсов, каковым являлся Курбанов М.М., обязан надлежаще организовать работу в соответствии с предъявляемыми требованиями и обеспечить соблюдение Правил рыболовства.
При таких обстоятельствах доводы о том, что Курбанов М.М. как ответственное лицо обязано было обеспечить соблюдение Правил рыболовства в ходе промысловой деятельности, в том числе и с недопущением нахождения на борту судна запрещенных водных биоресурсов и постороннего лица, а им эти требования нарушены, суд считает обоснованными.
Частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса.
Как следует из диспозиции вышеприведенной нормы, ее применение направлено на охрану водных биологических ресурсов, общественных отношений связанных с осуществлением промышленного, прибрежного и других видов рыболовства.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует бездействие, выразившиеся в несоблюдении или ненадлежащем соблюдении правил добычи (вылова) водных биоресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление рыболовства, за исключением случаев, когда такое бездействие подлежит квалификации по части 2 статьи 8.17 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ " О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов " устанавливает, что Правила рыболовства являются основой для осуществления рыболовства и являются обязательными для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19, пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ " О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов " промышленное и прибрежное рыболовство осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с частями 3 и 4 статьи 16 настоящего Федерального закона с использованием или без использования судов рыбопромыслового флота.
Исходя из пункта 1 Правил рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Росрыболовства от 13 января 2009 года за N 1, правила рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна регламентируют деятельность пользователей водных биоресурсов, к которым относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, осуществляющие рыболовство в Каспийском море и во внутренних водах Российской Федерации в пределах районов, указанных в пункте 2 Правил рыболовства.
Из пункта 3 Правил рыболовства Волжско-Каспийского рыбохозяйственной бассейна, утвержденных Приказом Федерального агентства по рыболовству от 13 января 2009 года N 1 (в редакции Приказа Росрыболовства от 28 апреля 2012 года N 377), следует, что правила рыболовства регламентируют добычу (вылов) водных биоресурсов в целях осуществления промышленного рыболовства, в том числе прибрежного рыболовства, рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях, рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов, любительского и спортивного рыболовства.
В соответствии ч.1 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо при этом осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Эти требования закона указывают на то, что Курбанов М.М. как ответственный за добычу (вылов) водных биоресурсов, мог и должен был предвидеть возможность совершения противоправных действий рыбаком ФИО3 в случае бесконтрольного выпуска его в море. Суд приходит также к обоснованности доводов о том, что Курбанов М.М. был обязан принять соответствующие меры для предотвращения нарушения Правил рыболовства путём контроля и проверки судна перед выходом в море с производством надлежащей инструкции рыбака, обеспечения предотвращения доступа на судно постороннего лица – ФИО1 и т.д.
С учетом конкретных и подробно изложенных в постановлении по делу об административном правонарушении от 23.01.2019г. обстоятельств дела, вытекающих из представленных материалов, суд приходит к обоснованности доказанности вины Курбанова М.М. в нарушении правил, регламентирующих рыболовство и соответственно о законности его привлечения к административной ответственности по ст. 8.37 КоАП РФ.
Факт совершения ответственным за добычу рыбы лицом – Курбановым М.М. указанного административного правонарушения установлен и подтверждается собранными по делу доказательствами, которые оценены на предмет допустимости, достоверности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Административное наказание представителю ООО «Терек» ответственному за добычу рыбы Курбанову М.М. назначено в соответствии с требованиями КоАП РФ по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ в минимальном размере, с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности.
Законность и обоснованность постановления должностного лица проверены судом в соответствии с положениями части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом доводов заявителя.
Каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости должностного лица, не имеется.
Оснований для признания нарушения малозначительным не имеется, и таких данных по результатам рассмотрения поданной жалобы не установлено.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
Нарушений требований, предусмотренных КоАП РФ, не установлено, поводов для отмены постановления не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь, п. 6 ч. 1 ст. 29.10, ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление старшего дознавателя отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан ФИО6 от 23 января 2019г. о признании должностного лица ООО «Терек» Курбанова ФИО9 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, оставить без изменения, а жалобу Курбанова М.М. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в порядке главы 30 КоАП РФ в Верховный суд Республики Дагестан.
Судья М.Н. Абдуллаев.
Копия верна
Судья: М.Н. Абдуллаев.