УИД 24RS0054-01-2023-001017-03
№ 2-153/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 июня 2024 года город Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Жулидовой Л.В.,
при секретаре Васиной А.А.,
с участием представителя истца АО «Искра» ФИО5,
представителя ответчика администрации Ужурского района Красноярского края ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Акционерного общества «Искра» к администрации Ужурского района Красноярского края о признании недействительными процедуру аукциона № 5288884-1, распоряжение в части предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером №, протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, договор аренды на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
АО «Искра» обратилось в суд с указанным исковым заявлением. Требования мотивированы тем, что 04.07.2023 администрацией Ужурского района Красноярского края вынесено распоряжение № 188 о предоставлении в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, создана комиссия по проведению аукциона на право заключения договоров аренды, утверждение аукциона на право заключения договоров аренды, в котором ответственность за подготовку и проведение торгов возложены на ведущего специалиста отдела по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям К.А.В.. Приложение № 2 к Распоряжению от 04.07.2023 № 188 в Извещении о проведении аукциона, предметом аукциона: право заключения договора аренды на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена: Лот №- земельный участок с кадастровым номером № с местоположением: <адрес>, площадью 2470 кв.м, разрешенное использование - хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, категория земель - земли населенных пунктов. Указанный аукцион признан несостоявшейся процедурой, по причине подачи одной заявки для участия (протокол рассмотрения заявок на участие в процедуре «аукцион продавца №5288884-1» от 16.08.2023. Участником аукциона признан К.Л.О., которому направлен договор аренды земельного участка с кадастровым номером №. Вместе с тем, подготовка и проведение торгов были проведены с нарушением законодательства а именно: Земельным кодексом РФ установлено, что не может быть предметом аукциона находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам. 18.08.2023 АО «Искра» в адрес администрации Ужурского района было направлено заявление об отмене процедуры аукциона № в отношении земельного участка с кадастровым номером № по причине наличия на данном участке объекта капитального строения. Факт наличия на земельном участке объекта с признаками капитального строения был подтвержден в письменном виде уполномоченным на то специалистом в области кадастровой деятельности, а именно директором ООО «Институт оценки и экспертизы» ФИО6, с приложением к заявлению заключения кадастрового инженера от 17.08.2023, копией квалификационного аттестата кадастрового инженера № от ДД.ММ.ГГГГ. <адрес> на заявление ответ не представила. Ссылаясь на ст.ст. 449 ГК РФ, пп. 8 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ, истец просит признать недействительными процедуру аукциона №, распоряжение в части предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером № с местоположением: <адрес>, площадью 2470 кв.м, разрешенное использование - хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, категории земель - земли населенных пунктов, протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе в процедуре «аукцион продавца № 5288884-1» от 16.08.2023, договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, заключенный между администрацией Ужурского района Красноярского края и ФИО15 Л К.Л.О..
Представитель истца АО «Искра» ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что земельный участок не мог быть предметом аукциона, администрацию Ужурского района АО «Искра» уведомляло о наличии на земельном участке объекта недвижимости. Объект капитального строительства, расположенный на спорном земельном участке, не зарегистрирован надлежащим образом, но состоит на балансе АО «Искра», имеется инвентаризационная карта, приказ о вводе котельной в эксплуатацию от 2016 года. Исходя из схемы земельный участок, на котором расположено здание котельной, состоял на временном регистрационном учете, в 2020 или 2021 году был снят с учета. Ранее на данной территории находился рыбозавод, который полностью вошел в состав АО «Искра», впоследствии земельный участок был размежеван. Руководство АО «Искра» полагало, что спорный земельный участок, на котором расположена котельная, состоит на регистрационном учете. При подаче заявления на участие в аукционе ею была допущена техническая ошибка при указании кадастрового номера. Полагает, что администрация при выставлении земельного участка на торги, должна была убедиться об отсутствии на нем объектов недвижимости.
Представитель ответчика администрации Ужурского района Красноярского края ФИО7 в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме. Пояснила, что кадастровый инженер, оформляющий схему земельного участка, допустил ошибку, не указав наличие объекта недвижимости на земельном участке. Сведений о нахождении на земельном участке, который был выставлен на аукцион, объекта недвижимости отображено нигде не было. Инициатором торгов было АО «Искра», в первоначально поданных обществом документах, сведений об объекте недвижимости на земельном участке не было. Полагает в удовлетворении исковых требований необходимо отказать.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, К.П.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Заслушав участников процесса, оценив доводы искового заявления, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам
Согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ) Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В силу п. 1 ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (п. 2 ст. 449 ГК РФ).
Требуя признания торгов недействительными, истец должен представить суду доказательства нарушения закона при проведении торгов, а также нарушения прав, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными.
В силу приведенных выше положений закона основанием для признания торгов недействительными является нарушение правил их проведения, имеющее существенное значение и повлиявшее на результаты торгов, которое привело к умалению прав и законных интересов заявителя, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными и применения последствий недействительности сделки, заключенной на таких торгах.
Под правилами проведения торгов понимаются процедурные требования, к которым следует относить нормы, определяющие подготовку торгов, непосредственный порядок их проведения, порядок фиксации результатов торгов и заключение договора с победителем торгов.
Правовые основания, порядок, процедура и сроки проведения торгов (аукциона) в отношении права аренды на земельные участки регулируются положениями главы V.1 ЗК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
В силу п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.
2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;
3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.
4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена) на земельный участок, образование которого осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица либо заявления кадастрового инженера, выполнившего кадастровые работы в целях образования земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа;
6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;
7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;
8) получение информации о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предусмотренной законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 276-ФЗ);
9) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
Пунктом 19 ст. 39.11 ЗК РФ установлено, что извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона (п. 20 ст. 39.11 ЗК РФ).
Согласно п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ, извещение о проведении аукциона должно содержать исчерпывающий перечень сведений, в том числе о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона, о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе.
Обязательным приложением к размещенному на официальном сайте извещению о проведении аукциона является проект договора купли-продажи или проект договора аренды земельного участка (п. 22 ст. 39.11 ЗК РФ).
Согласно п. 8 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора, заключенного по результатам торгов в случае, когда его заключение допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами, если это изменение не влияет на условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, а также в иных случаях, установленных законом.
В силу п. 4 ст. 39.12 ЗК РФ прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона по продаже земельного участка. Срок рассмотрения заявок на участие в аукционе не может превышать три рабочих дня с даты окончания срока приема документов (п. 4.1. ст. 39.12 ЗК РФ).
В соответствии с п. 8 ст. 39.12 ЗК РФ заявитель не допускается к участию в аукционе в том числе в случае непредставления необходимых для участия в аукционе документов или представления недостоверных сведений.
Согласно п. 9 ст. 39.12 ЗК РФ организатор аукциона ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, допущенных к участию в аукционе и признанных участниками аукциона, датах подачи заявок, внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в нем. Заявитель, признанный участником аукциона, становится участником аукциона с даты подписания организатором аукциона протокола рассмотрения заявок. Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе подписывается организатором аукциона не позднее чем в течение одного дня со дня их рассмотрения и размещается на официальном сайте не позднее чем на следующий день после дня подписания протокола.
В соответствии с п.п. 13, 14 ст. 39.12 ЗК РФ в случае, если аукцион признан несостоявшимся и только один заявитель признан участником аукциона, уполномоченный орган в течение десяти дней со дня подписания протокола, указанного в пункте 9 настоящей статьи, обязан направить заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, равном начальной цене предмета аукциона. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в аукционе или не подано ни одной заявки на участие в аукционе, аукцион признается несостоявшимся. Если единственная заявка на участие в аукционе и заявитель, подавший указанную заявку, соответствуют всем требованиям и указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, уполномоченный орган в течение десяти дней со дня рассмотрения указанной заявки обязан направить заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, равном начальной цене предмета аукциона.
Результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор аукциона. Протокол о результатах аукциона размещается на официальном сайте в течение одного рабочего дня со дня подписания данного протокола (п. 15, п.16 ст. 39.12 ЗК РФ).
На основании ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Положениями п. 2 ст. 168 ГК РФ определено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 07.03.2023 представителем АО «Искра» ФИО5 на имя главы Ужурского района подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 2470 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> на кадастровом плане территории. При этом к заявлению, в том числе, была приложена схема расположения земельного участка.
Постановлением администрации Ужурского района Красноярского края № 177 от 15.03.2023 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с кадастровым кварталом №, площадью 24700 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
10.05.2024 в администрацию Ужурского района представителем АО «Искра» подано заявление о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, которая не разграничена, с кадастровым номером №, площадью 2470 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, из земель - населенных пунктов, вид разрешенного использования - хранение и переработка сельскохозяйственной продукции.
На основании Распоряжения администрации Ужурского района Красноярского края № 188 от 04.07.2023 создана комиссия по проведению аукциона на право заключения договоров аренды на земельные участки, в том числе на земельный участок с кадастровым номером №, с местоположением: <адрес>, площадью 2470 кв.м, разрешенное использование - хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, категория земель - населенных пунктов, включенного в Лот №1, утверждены условия проведения аукциона, ответственность за подготовку и проведение торгов возложена на ведущего специалиста отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями К.А.В.
Согласно извещению о проведении аукциона, которое размещено на официальном сайте администрации района https://rsuzhur.ru, на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru, время проведения аукциона 22.08.2023, дата начала приема заявок - 07.07.2023, окончания приема заявок- 08.08.2023, рассмотрение заявок - 15.08.2023. Информация в извещении о проведении торгов о наличии на земельном участке объектов недвижимости отсутствует.
От К.Л.О. поступила заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, которая не разграничена: адрес: <адрес>, <адрес> <адрес>, площадью 2470 кв.м, кадастровый №.
От представителя АО «Искра» поступила заявка на участие в аукционе на заключение договора аренды земельного участка, при этом указано на участие в аукционе на заключение договора аренды иного земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок №в, общей площадью 3199 кв.м, в отношении которого администрацией Ужурского района не выносилось Распоряжение о предоставлении его в аренду и проведении в отношении него аукциона. Из пояснений истца следует, что в заявлении допущена техническая ошибка в указании земельного участка.
По результатам рассмотрения заявок на участие в аукционе 15.08.2023 комиссией составлен протокол, из которого следует, что по Лоту № 1 - земельный участок кадастровый №, с местоположением: <адрес>, <адрес> <адрес>, площадью 2470 кв.м, разрешенное использование- хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, категории земель - земли населенных пунктов поступили 2 заявки: АО «Искра» 03.08.2023, К.Л.О. 08.08.2023, АО «Искра» не допущен к участию в аукционе в связи с предоставлением недостоверных данных. Аукцион на право заключения договора аренды на земельный участок по Лоту № 1 признан несостоявшимся по причине подачи одной заявки от К.Л.О. К.Л.О. признан участником аукциона, решено заключить договор аренды на земельный участок по начальной цене аукциона с единственным участником аукциона К.Л.О. На основании данного протокола администрацией Ужурского района подготовлен и направлен в адрес К.Л.О. проект договора аренды земельного участка.
28 августа 2023 года между муниципальным образованием Ужурский район, в лице главы района З.С.Н. (арендодатель) и К.Л.О. (арендатором) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, которая не разграничена №, по которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером № с местоположением: <адрес>, площадью 2470 кв.м, разрешенное использование - хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, категории земель - земли населенных пунктов, на срок 49 лет с даты заключения договора с 28 августа 2023 года по 28 августа 2072 года, с арендной платой 2322 рубля в год.
Спорный земельный участок с кадастровым номером № отнесен к зонам с особыми условиями использования территории. На часть земельного участка зарегистрированы ограничения прав, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного Кодекса Российской Федерации: охранная зона объекта электросетевого хозяйства, установленная согласно постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».
В соответствии с п. 1.4. договора аренды земельного участка, земельный участок передается по акту приема-передачи, который является неотъемлемой частью договора.
На основании акта приема-передачи от 28.08.2023 земельный участок принят Костыговым Л.А.
02.10.2023 произведена государственная регистрация договора аренды земельного участка в органах Росреестра, о чем в Едином государственном реестре недвижимости составлена соответствующая запись, под номером 24:39:5402002:2747-24/095/2023-2..
Договор аренды земельного участка заключен на основании протокола рассмотрения заявок б/н от 15.08.2023 по извещению № 2200000612000000025 от 06.07.2023, на право заключения договора аренды земельного участка.
Требование о признании недействительными процедуры аукциона № 5288884-1, распоряжения в части предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером №, протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе, договора аренды на земельный участок, истец обосновывает допущенными нарушениями требований действующего законодательства, при определении объекта торгов, подготовке и организации проведения аукциона, так как на земельном участке, который являлся предметом аукциона расположен объект капитального строения - котельная, право собственности на который не зарегистрировано в установленном законе порядке, указанный объект состоит на балансе АО «Искра».
Так, в соответствии с пп. 8 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, в том числе, в случае если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, если в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
АО «Искра» 18.08.2023 обратилось к Главе Ужурского района Красноярского края с заявлением об отмене процедуры аукциона № в отношении земельного участка с кадастровым номером №, адрес: <адрес> по причине наличия на данном участке объекта капитального строительства, приложив к заявлению заключение кадастрового инженера от 17.08.2023, выполненного экспертом ООО «Институт оценки и экспертизы» из которого следует, что из представленных документов и обследования земельного участка было выявлено наличие объекта, имеющего признаки капитального строения, площадью 153 кв.м, в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> края сообщено о том, что договор аренды земельного участка будет заключен по начальной цене предмета аукциона с единственным участником аукциона в течение десяти дней со дня подписания протокола.
Решением комиссии Красноярского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров от 16 октября 2023 года № 024/10/18.1-2747/2023 жалоба АО «Искра» на действия организатора торгов - Администрации Ужурского района Красноярского края при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, с местоположением: <адрес>, площадью 2470 кв.м, разрешенное использование -хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, категории земель - населенных пунктов (извещение № 2200000612000000025, лот № 1) признана обоснованной, организатор торгов признан нарушившим требования ч. 8 ст. 39.11 ЗК РФ. Предписание об устранении выявленного нарушения организатору торгов решено не выдавать в связи с заключением договора по результатам торгов.
13.10.2023 главой Ужурского района Красноярского края З.К.Н. в адрес прокурора Ужурского района направлено заявление о поведении проверки в отношении кадастрового инженера П.Ж.А. в связи с недостоверными сведениями, содержащимися в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории. По результатам проверки, прокуратурой <адрес> установлено, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 2470 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, составлена с нарушением требований ч. 2 ст. 11.10 ЗК РФ, п. 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2022 № П/0148, а также что нарушены права собственника здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №. В администрацию Ужурского района ранее внесено представление. В части действия кадастрового инженера П.Ж.А. информация направлена в ОМВД России по Ужурскому району. В рамках рассмотрения данного обращения меры прокурорского реагирования не принимались.
На основании постановления ст. о/у ЭБиПК ОМВД России по Ужурскому району от 18.12.2023 в возбуждении уголовного дела в отношении П.Ж.А. по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК РФ, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ отказано за отсутствием состава преступления.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что проведение аукциона в отношении спорного земельного участка повлекло нарушение прав и законных интересов истца, имеющего право в порядке п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ претендовать на приобретение земельного участка, находящегося под принадлежащим ему объектом капитального строения.
Принадлежность объекта капитального строительства - здания котельной, площадью 153 кв.м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <адрес>, по адресу: <адрес>, подтверждается приказом директора ЗАО «Искра» Т..Ю. о вводе в эксплуатацию основного средства от 27.07.2016 № 166, в соответствии с которым, основное средство - Котельная мясокомбината введено в эксплуатацию, установлен срок полезного использования - 30 лет 1 мес., основному средству присвоен инвентарный №, принят к бухгалтерскому учету в составе основных средств, определено подразделение эксплуатации - мясокомбинат; актом о приемке-передачи здания (сооружения) от 31.07.2016 № 363, фотографиями и актом осмотра земельного участка, составленного членами комиссии: председателем комиссии - главной Кулунского сельсовета Ужурского района, юрисконсульта АО «Искра» ФИО5, кадастрового инженера П.Ж.А., заместителя главы Кулунского сельсовета ФИО12 11.10.2023, в ходе которого установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 24:39:5402002:2747 расположен объект капитального строительства (котельная), на момент осмотра котельная фактически на местности выполняет обслуживающую функцию комплекса Мясокомбината. Данная котельная является неотъемлемой частью технологического процесса в работе мясокомбината. Право собственности на объект недвижимости - здание котельной в установленном законом порядке не зарегистрировано, но факт эксплуатации объекта недвижимости АО «Искра» подтвержден.
В соответствии с заключением эксперта ФИО13 № 04/2023 от 08.11.2023 здание котельной мясокомбината АО «Искра» соответствует сводам правил (СП), строительным нормам и правилам (СНиП) и техническим регламентам, соответствует современным требованиям санитарно-эпидемиологическим, экологическим, требованиям пожарной безопасности, обеспечивает безопасную эксплуатацию по своему назначению и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В связи с установленными обстоятельствами, суд приходит к выводу, что в соответствии с пп. 8 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок с кадастровым номером № не мог быть предметом аукциона. Администрация Ужурского района, с целью правомерности проведения аукциона, обязана была осуществить действия по установлению фактов наличия либо отсутствия ограничений, установленных п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ, установления наличия либо отсутствие объекта недвижимости на спорном земельном участке, и его принадлежности.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что спорный аукцион, проведенный с нарушением законодательства, прав и законных интересов заявителей, является недействительным, что влечет недействительность заключенного по итогам его проведения договора аренды земельного участка № 5-175 от 28 августа 2023 года, заключенный между муниципальным образованием <адрес> и К.Л.О.
Наличие объекта недвижимости свидетельствует о том, что земельный участок с кадастровым номером № не мог быть предметом аукциона, и в соответствии с приведенными выше нормами материального права свидетельствует о недействительности Распоряжения администрации Ужурского района Красноярского края № 188 от 04.07.2023 в части проведения аукциона на право заключения договора аренды в отношении спорного земельного участка, а также недействительности протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе по извещению № 22000006120000000025 на право заключения договоров аренды от 15.08.2023 в отношении спорного земельного участка, включенного в Лот №1.
Таким образом, исковые требования АО «Искра» подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 5288884-1, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░> <░░░░░>, ░░░░░░░░ 2470 ░░.░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ №.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> № 188 ░░ 04.07.2023 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ № 22000006120000000025 ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░> <░░░░░>, ░░░░░░░░ 2470 ░░.░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ №1.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ № 5-175 ░░ 28 ░░░░░░░ 2023 ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░15 ░. ░.░.░..
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░> <░░░░░>, ░░░░░░░░ 2470 ░░.░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 18 ░░░░ 2024 ░░░░.