Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-94/2020 (2-776/2019;) ~ М-743/2019 от 24.12.2019

Дело № 2- 94/2020

УИД 21RS0012-01-2019-000917-18

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

23 января 2020 года                                                        село Моргауши

Моргаушский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Салдыркиной Т.М., при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием прокурора Моргаушского района Чувашской Республики ФИО8.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Моргаушского района Чувашской Республики, поданного в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, к администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о признании автомобильной дороги бесхозяйной, возложении обязанности поставить на регистрационный учет автомобильную дорогу,

установил:

Прокурор Моргаушского района Чувашской Республики обратился в суд с иском в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее- ГПК РФ) в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, к администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о признании недвижимой вещи - автомобильной дороги протяженностью 800 метров, проходящей по <адрес> <адрес> <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, бесхозяйной, и возложении на администрацию <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике с заявлением о постановке на учет указанной автомобильной дороги в качестве бесхозяйного объекта недвижимости.

В обоснование иска указано, что при проверке соблюдения требований законодательства о распоряжении имуществом на территории <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики и безопасности дорожного движения установлено, что автомобильная дорога, проходящая по <адрес> Моргаушского района, протяженностью 800 м, расположенная на территории муниципального образования <адрес> сельского поселения Моргаушского района, является бесхозяйной. Данный участок дороги является автомобильной дорогой общего пользования местного значения и имеет общественную значимость. По указанной дороге осуществляется движение автомобильного транспорта, в том числе лиц, проживающих в близлежащих индивидуальных жилых домах, расположенных по <адрес>. В настоящее время данная автодорога не находится в муниципальной собственности, в реестр муниципального имущества не включена и является бесхозяйной. Указанные обстоятельства не позволяют реализовать полномочия владельца дорог при осуществлении дорожной деятельности, не обеспечивает соблюдение установленного порядка использования полос отвода автомобильных дорог местного значения, а также осуществлять учет дорог, в том числе в части обязательного присвоения идентификационного номера дороги, что негативно сказывается на обеспечении безопасности дорожного движения и решения вопросов местного значения. Кроме этого, данное обстоятельство не обеспечивает надлежащую охрану жизни и здоровья граждан, защиту их прав и законных интересов, защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий. Статус автомобильных дорог в качестве бесхозяйных свидетельствует о ненадлежащем исполнении законодательства о транспортной безопасности в области дорожной деятельности и автомобильного транспорта, создает повышенную опасность для населения и окружающей среды.

Прокурор Моргаушского района Чувашской Республики ФИО9 в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить.

Представитель ответчика администрации <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о времени и месте, в судебное заседание не явился, в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ представитель ФИО3, глава администрации, просила рассмотреть дело без участия представителя ответчика, указала на признание ответчиком исковых требований.

Представители третьих лиц администрации Моргаушского района Чувашской Республики, Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по Чувашской Республике, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, надлежащим образом извещенные о времени и месте, в том числе в порядке ч. 2.1 ст. 113 ГПК РФ, в судебное заседание также не явились, об уважительности причины неявки суд не известили.

    На основании статьи 167 ГПК РФ суд нашел возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.

Статьей 130 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского поселения.

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации в соответствии с п.5 ч.1 ст. 14, ч.3 ст. 14, ч.4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. Однако данным Федеральным законом предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 статьи 14).

В силу ч.4 ст.8, п.5 ч.1 ст.8 Закона Чувашской Республики от 18.10.2004 № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» вопросы дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к вопросам местного значения сельского поселения.

При этом уставом <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики предусмотрено, что к вопросам местного значения данного сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов <адрес> сельского поселения, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч.1 ст. 6 Устава).

Под дорожной деятельностью в соответствии с п. 6 ст. 3 от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В силу требований ст.5 названного Федерального закона автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Таким образом, дороги, которые не включены ни в один из указанных перечней и не оформлены в частную собственность, являются дорогами местного значения. При этом перечни автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения утверждаются Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, соответственно, эти перечни и являются документами, определяющими статус этих дорог. Документом, подтверждающим отнесение дороги к частной, является свидетельство о праве собственности на данную дорогу физического или юридического лица. Дороги же, которые не включены ни в один из указанных перечней и не оформлены в частную собственность, в силу закона подлежат признанию дорогами местного значения.

Составление специального перечня как документа, порождающего отнесение тех или иных дорог к дорогам местного значения, не предусмотрено. Такой перечень может составляться органами местного самоуправления, однако при его составлении органы местного самоуправления должны включить в него все автодороги, не отнесенные к федеральным, региональным, межмуниципальным или частным. Следовательно, они несут ответственность за состояние таких дорог, независимо от включения их в перечень автодорог местного значения.

Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (ч.1 ст.6 Федерального закона №257-ФЗ).

Согласно ч. 10 ст.6 Федерального закона №257-ФЗ к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

Под владельцем автомобильных дорог понимаются исполнительные органы государственной власти, местная администрация, физические, юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством РФ (п. 7 ст. 3 Федерального закона №257-ФЗ). Статьями 17, 18 указанного Федерального закона предусматривается обязанность владельца по оценке технического состояния автомобильных дорог и проведения их ремонта.

Согласно ч. 8 ст. 6 этого же Федерального закона, к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В данном случае органом местного самоуправления, осуществляющим содержание автомобильных дорог в границах населенных пунктов <адрес> сельского поселения является администрация <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики.

Как следует из выписки из реестра муниципального имущества Моргаушского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ , автомобильная дорога, протяженностью 800 метров, проходящая по <адрес> <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, не внесена по праву собственности в реестр муниципальной собственности Моргаушского района Чувашской Республики.

Согласно ответу ООО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, сведений о регистрации права собственности на автомобильную дорогу, протяженностью 800 метров, проходящую по <адрес> <адрес> сельского поселения Моргаушского района, до ДД.ММ.ГГГГ у них не имеется.

Бюджетное учреждение Чувашской Республики <данные изъяты> Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики сообщает, что сведений о регистрации права собственности до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», на данную автомобильную дорогу в их архиве также не имеется.

Из сведений Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области следует также об отсутствии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в реестре федерального имущества сведений о данной автомобильной дороге; по сведениям Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики - указанный объект в реестре государственного имущества Чувашской Республики не значится.

Таким образом, указанная автодорога не имеет собственника, следовательно, является бесхозяйной. Обязанность по осуществлению мер по приведению указанной автодороги в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, возложена на местную администрацию.

В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (ч. 3 ст. 225 ГК РФ).

Исходя из смысла ч.1 и ч.3 ст.225 Гражданского кодекса РФ, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 8 Закона Чувашской Республики от 18.10.2004 № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» орган местного самоуправления сельского поселения является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан обратиться с таким заявлением в силу возложенных на него законом полномочий.

Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в порядке, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".

В силу п. 5 данного Порядка недвижимые вещи, находящиеся на территориях муниципального образования, принимаются на учет на основании соответствующего заявления органа местного самоуправления, в частности, сельского поселения. В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

Судом установлено, что спорный участок дороги, проходящий по <адрес> <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, протяженностью 800 метров, собственника не имеет, не числится в реестрах федерального, государственного и муниципального имущества.

    В сообщении от ДД.ММ.ГГГГ главы <адрес> сельского поселения Моргаушского района ФИО3 также указала, что автомобильная дорога протяженностью 800 м по улице Новая деревни Хорной <адрес> сельского поселения Моргаушского района на баланс поселения не поставлена, в реестр муниципального имущества не включена.

Актом от ДД.ММ.ГГГГ, составленного инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД РФ по Моргаушскому району ФИО4, подтверждается, что дорога, проходящая по <адрес> <адрес> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, протяженностью 800 метров, не находится в муниципальной собственности, в реестр муниципального имущества не включена и является бесхозяйной.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, вышеизложенные нормы права, учитывая, что при рассмотрении дела было установлено отсутствие собственника спорного имущества, и что данное имущество в реестре имущества муниципального образования не значится, при этом доказательств, опровергающих указанные выше обстоятельства, не представлено, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований прокурора.

Исполнение решения суда связано с совершением определенных действий (подача заявления компетентным органам), суд полагает возможным в соответствии с ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ, определить срок исполнения - в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недвижимую вещь - автомобильную дорогу протяженностью 800 метров, проходящую по <адрес> Моргаушского района Чувашской Республики, расположенную на территории муниципального образования <адрес> сельское поселение Моргаушского района Чувашской Республики, бесхозяйной.

Обязать администрацию <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - автомобильной дороги, проходящей по <адрес> <адрес> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, протяженностью 800 метров, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Также на решение может быть подана кассационная жалоба в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через Моргаушский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления данного решения в законную силу.

Судья            Т.М.Салдыркина

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-94/2020 (2-776/2019;) ~ М-743/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Моргаушского района Чувашской Республики Шоркин В.В.
Ответчики
Администрация Хорнойского сельского посления Моргаушского района Чувашской Республики
Другие
Администрация Моргаушского района Чувашской Республики
Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по Чувашской Республике
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республики
Суд
Моргаушский районный суд Чувашской Республики
Судья
Князева Т.М.
Дело на странице суда
morgaushsky--chv.sudrf.ru
24.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.12.2019Передача материалов судье
25.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.01.2020Судебное заседание
23.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2020Дело оформлено
31.08.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее