УИД:54RS0023-01-2019-002346-46
дело № 2-199/2020
Поступило в суд 25.12.2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июня 2020 года р.п. Коченево
Коченевский районный суд Новосибирской области в составе
председательствующего судьи Мирончик Е.Ю.
при секретаре Нестеренко Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фурлетовой О. С. к администрации Крутологовского сельсовета Коченевского района Новосибирской области о признании права собственности на наследственное имущество,
установил:
Фурлетова О.С. обратилась в суд с иском к администрации Крутологовского сельсовета Коченевского района Новосибирской области о признании права собственности на наследственное имущество.
В обоснование требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ года умер её муж ФИО. Истец после смерти супруга является наследником первой очереди.
После смерти ФИО открылось наследство, состоящее из земельного участка, площадью 0,29 га, расположенного по адресу: Новосибирская область, Коченевский район <адрес>, ул. <адрес>, № кв.№ с кадастровым номером №.
В ДД.ММ.ГГГГ года истец обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Новосибирской области с заявлением о регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок и с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером №.
В ДД.ММ.ГГГГ года истец получила уведомление о приостановлении государственной регистрации права и о приостановлении государственного кадастрового учета в связи с тем, что свидетельство о праве собственности на землю № № от ДД.ММ.ГГГГ года не свидетельствует о факте возникновения у неё права собственности на вышеуказанный земельный участок; с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером № обратилась Фурлетова О.С., не являющаяся правообладателем вышеуказанного земельного участка ( в едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельный участок).
Согласно п.2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают в частности из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Согласно ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. Признается, пока не доказано иное (ст. 1153 ГК РФ), что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательства или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
С заявлением о принятии наследства после смерти ФИО в срок 6 месяцев к нотариусу истец не обращалась, фактически прияла наследство, так как вступила во владение и управление наследственным имуществом, а, именно, продолжила проживать в квартире № № дома № № по ул. <адрес> в <адрес> Коченевского района Новосибирской области, которая расположена на вышеуказанном земельном участке, обрабатывает названный земельный участок, несет расходы по содержанию участка.
Просит признать за ней – Фурлетовой О. С. – право собственности на земельный участок, уточненной площадью 1385 кв.м. из земель населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: Новосибирская область, Коченевский район, <адрес> ул. <адрес>, дом № кв.№ с кадастровым номером №, в порядке наследования.
В судебном заседании истец поддержала иск и доводы, изложенные в иске, в полном объеме.
Представитель ответчика – Глава Крутологовского сельсовета Коченевского района Новосибирской области Иванова С.М. просила рассмотреть дело в её отсутствии, исковые требования признает в полном объеме.
Суд, выслушав истца, исследовав представленные доказательства в их совокупности, пришел к следующему.
Конституцией Российской Федерации ст. 46 провозглашено и гарантировано право каждого на судебную защиту.
В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане осуществляют принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению, в связи с этим, указанные лица самостоятельно определяют способ защиты нарушенного права, определяют предмет и основания иска.
Реализуя Конституционное право, истец обратилась в суд с вышеназванными требованиями.
В соответствии с требованиями ст. 39 ч.2 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
По данному спору суд не принимает признание иска ответчиком по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы ( ст. 67 ГПК РФ).
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ года умер ФИО (л.д.8 копия свидетельства о смерти).
Истец - Фурлетова О. С. - состояла с ныне умершим ФИО в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ года ( л.д.9 копия свидетельства о заключении брака).
Из ответа нотариуса (л.д.21) наследственного дела к имуществу ФИО, умершего ДД.ММ.ГГГГ года, нет, никто из наследников с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обращался, сведения о наличии завещаний не найдены.
Истец настаивает, что после смерти ФИО открылось наследство, состоящее из земельного участка, площадью 0,29 га, расположенного по адресу: Новосибирская область, Коченевский район <адрес>, ул. <адрес>, № кв.№ с кадастровым номером №. В обоснование доводов, истцом представлено Свидетельство о праве собственности на землю, выданное на имя ФИО ДД.ММ.ГГГГ года, в котором указано, что ему предоставлено 0,29 га – в пользование, сведения о праве собственности наследодателя на земельный участок, расположенный по адресу: Новосибирская область, Коченевский район, <адрес> ул. <адрес>, дом № кв.№ с кадастровым номером №, отсутствуют (л.д.13 справочная информация по объектам недвижимости.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с требованиями ст. 22 п.8 Федерального Закона РФ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В том случае, если точные границы земельного участка не установлены по результатам кадастровых работ (сведения о его координатах отсутствуют в Государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН)), в связи с чем, установить их местоположение на местности не представляется возможным, судом от истца истребуются доказательства того, что спорная часть входит в состав принадлежащего ему участка, а ответчик своими действиями создает препятствия в его использовании (Президиум Верховного Суда Российской Федерации 2 июля 2014 года).
Согласно п. 2 ст. 17 ГК РФ правоспособность гражданина прекращается смертью. Соответственно, после смерти гражданина не может быть осуществлена ни государственная регистрация его права, ни государственная регистрация сделки с его участием, поскольку, одним из основных условий законности сделки является правоспособность и дееспособность сторон. В день смерти физического лица утрачивается его правосубъектность, открывается наследство и возникшие при жизни права и обязанности переходят к наследникам в порядке правопреемства.
Право на наследство закреплено в части 4 статьи 35 Конституции РФ.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или по закону.
Согласно ч. 1 ст. 1112 ГК РФ вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности, для их включения в состав наследства должны принадлежать наследодателю на день открытия наследства, т.е. на день его смерти.
Принадлежность наследственного имущества умершему должно подтверждаться определенными документами (договорами, свидетельствами о государственной регистрации прав, выписками из ЕГРН и проч.). При этом согласно п. 1, 2 ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В частности, в силу п. 1 ст. 131 ГК РФ государственной регистрации в ЕГРН подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
При отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено - также требования о признании права собственности в порядке наследования (п. 8 Постановления Пленума о наследовании).
Для включения в состав наследства определенного имущества, не оформленного в собственность наследодателя по не зависящим от него причинам, достаточно его воли на приобретение данного имущества, выраженной при жизни, и совершения им определенных действий (подача документов на приватизацию, подписание и исполнение договора и проч.).
Так, согласно разъяснениям, приведенным в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
Таким образом, в состав наследства входят не только принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности, но и правовые возможности совершения определенных действий, приводящих к возникновению субъективного права.
Таким образом, истцом не представлено относимых и допустимых доказательств, что на момент смерти ДД.ММ.ГГГГ года ФИО принадлежало право собственности на земельный участок из земель населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: Новосибирская область, Коченевский район, <адрес> ул. <адрес>, дом № кв.№ с кадастровым номером № и не представлено доказательств совершения при жизни ФИО действий по оспариванию, регистрации, обращения за оформлением права собственности на земельный участок из земель населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: Новосибирская область, Коченевский район, <адрес> ул. <адрес>, дом № кв.№ с кадастровым номером №.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования Фурлетовой О.С. незаконные, необоснованные, поэтому, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Фурлетовой О. С. - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Коченевский районный суд. В окончательной форме решение принято 16 июня 2020 года.
Судья: Е.Ю. Мирончик