Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-905/2023 от 15.02.2023

Дело №2-905/2023

61RS0002-01-2022-006840-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 апреля 2023 года город Ростов-на-Дону

Железнодорожный районный суд города Ростова-на-Дону в составе:

Председательствующего судьи Дубовик О.Н.

при секретаре судебного заседания Лапшиной В.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению МКУ «УСЗН Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону» к Скворцову Павлу Александровичу о взыскании неосновательного обогащения, третье лицо: Департамент социальной защиты населения,

Установил:

МКУ «УСЗН Железнодорожного района г. остова-на-Дону» обратилось в суд с иском к Скворцову П.А. о взыскании неосновательного обогащения, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик Скворцов Павел Александрович обратился по месту регистрации в МКУ «УСЗН Железнодорожного района города Ростова-на-Дону» (далее - Учреждение) за назначением государственной социальной помощи на основании социального контракта. Направление социального контракта - денежная выплата единовременно гражданам для ведения предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьей 8.1. Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О государственной социальной помощи», Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 августа 2021 г. № 536 «Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта», Областным законом Ростовской области от 22 октября 2004 г. № 174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области», Постановлением Правительства Ростовской области от 4 июля 2013 № 429 (с изменениями от 16.08.2021 г.) «Об оказании адресной социальной помощи на основании социального контракта», а также на основании личного заявления и представленного пакета документов с ответчиком был заключен социальный контракт и выплачена государственная социальная помощь. Период назначения выплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на сумму 250000 (двести пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

Орган социальной защиты населения обязан был оказать Заявителю государственную социальную помощь (единовременную выплату) на основании социального контракта, а заявитель - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. В данном случае, приобрести за счет средств, полученных из федерального бюджета, легковой автомобиль для осуществления пассажирских перевозок посредством такси.

Согласно п. 2.2.5 контракта Учреждение вправе осуществлять ежемесячный контроль за выполнением Заявителем обязательств, предусмотренных настоящим социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями настоящего социального контракта.

Пункт 3.2.2. социального контракта обязывает Заявителя приобрести в период действия настоящего социального контракта основные средства (оборудование) и (или) материально-производственные запасы, и (или) имущественные обязательства на праве аренды (не более 15 процентов назначаемой выплаты), и (или) создать, осуществить оснащение дополнительных рабочих мест для осуществления предпринимательской деятельности, и предоставить в Орган социальной защиты населения подтверждающие документы; предоставлять в Учреждение ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, отчет о выполнении мероприятий программы социальной адаптации с приложением документов, подтверждающих выполнение мероприятий (при наличии документов); осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в течении срока действия социального контракта с предоставлением соответствующих сведений в орган социальной защиты населения.

В нарушение данного пункта, а также Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (ред. от 23.11.2020) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» Скворцовым П.А. не были предоставлены документы, подтверждающие факт приобретения легкового автомобиля для осуществления пассажирских перевозок, в соответствии с утвержденным ранее бизнес-планом, отчеты о выполнении мероприятий социальной адаптации.

Скворцов П.А. неоднократно, посредством почты уведомлялся о необходимости соблюдения условий заключенного им совместно с Учреждением социального контракта (письмо от 20.05.2022 г. № 59.422-585/2; от 18.07.2022 г. № 59.422-321/2; от 20.09.2022 г. № 59.422-863/2). Однако по настоящий момент так и не предоставил необходимых документов, не уведомил орган социальной защиты населения об уважительных причинах, которые препятствовали ему указанные документы предоставить.

Также истец отмечает, что специалисты учреждения были вынуждены созвониться с матерью ответчика ФИО4, по ее словам Скворцов П.А. в настоящий момент находится в местах лишения свободы (точное место его пребывания, а также срок пребывания не известен) и легковой автомобиль не приобретал.

В этой связи, истец полагает, что Скворцов П.А. не выполнил со своей стороны обязательств по социальному контракту в связи с чем, необоснованно и незаконно приобрел денежные средства из федерального бюджета в размере 250000 (двести пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

На сегодняшний день взыскание суммы неосновательного обогащения с ответчика в досудебном порядке не представляется возможным.

На основании изложенного истец просит суд взыскать с ответчика Скворцова Павла Александровича в пользу Муниципального казенного учреждения «Управление социальной защиты населения Железнодорожного района города Ростова-на-Дону» сумму неосновательного обогащения в размере 250000 (двести пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек, для последующего возврата в соответствующий бюджет.

В ходе рассмотрения настоящего дела протокольным определением суда от 14.03.2023 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент социальной защиты населения.

Истец, будучи извещенным о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, о причинах неявки суд в известность не поставил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал. Дело в отсутствие истца рассмотрено судом в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Ответчик Скворцов П.А., извещенный о рассмотрении дела надлежаще, в судебное заседание не явился, содержится под стражей в ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области, об отложении судебного разбирательства суд не просил, каких-либо возражений на заявленные к нему исковые требования в материалы дела не представил. Дело в отсутствие ответчика рассмотрено судом в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Третье лицо: Департамент социальной защиты населения, извещенные о рассмотрении дела надлежаще, в судебное заседание своего представителя не направили, о причинах неявки суд в известность не поставили, об отложении судебного разбирательства ходатайств не подавали. Дело в отсутствие указанного третьего лица рассмотрено судом в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст.67 ГПК РФотносимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что иск подлежит удовлетворению.
В силу положений ст.8, ст.307Гражданского кодекса РФ основанием возникновения гражданских прав и обязанностей является, в том числе, договор.
Частью 1 ст.8.1Федерального закона РФ от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что государственная социальнаяпомощь наоснованиисоциального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

Органыгосударственнойвласти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядокназначенияи выплаты государственной социальной помощи, в том численаоснованиисоциальногоконтракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуютгосударственныерегиональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальнойпомощив виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий. Оказание (предоставление) государственной социальнойпомощи, в том числена основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации и, предусматривающими также предоставление гражданамсоциальныхпособий в виде наборасоциальныхуслуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющие государственные услуги, направляют межведомственный запрос о предоставлении документов и информации, необходимых для предоставлениягосударственнойили муниципальной услуги и находящихся в распоряжении органов, предоставляющихгосударственныеуслуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иныхгосударственныхорганов, органов местного самоуправления либо подведомственныхгосударственныморганам или органам местного самоуправления организаций (части 1, 2 и 3 статьи5Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "Огосударственнойсоциальнойпомощи").

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующихсоциально-демографических групп населения. В случае, если в субъекте Российской Федерации не установлены величины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством Российской Федерации (статья7Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "Огосударственнойсоциальнойпомощи").
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Сведения оназначениималоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданинугосударственнойсоциальнойпомощипредоставляются органом социальной защиты населения по межведомственному запросу органа, уполномоченногонапредоставлениегосударственнойили муниципальной услуги, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.Государственнаясоциальнаяпомощь, в том числена основании социальногоконтракта,назначаетсяпо представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или по месту пребывания либо через многофункциональный центр по заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (егосемье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получениигосударственнойсоциальнойпомощив виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона. Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 1 и 2 статьи8Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "Огосударственнойсоциальнойпомощи").
Судом установлено следующее.

21.10.2021 года Скворцов П.А. обратился по месту регистрации в МКУ «УСЗН Железнодорожного района города Ростова-на-Дону» с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта. Направление социального контракта - денежная выплата единовременно гражданам для ведения предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьей 8.1. Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О государственной социальной помощи», Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 августа 2021 г. № 536 «Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта», Областным законом Ростовской области от 22 октября 2004 г. № 174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области», Постановлением Правительства Ростовской области от 4 июля 2013 № 429 (с изменениями от 16.08.2021 г.) «Об оказании адресной социальной помощи на основании социального контракта», а также на основании личного заявления и представленного пакета документов со Скворцовым П.А. был заключен социальный контракт и выплачена государственная социальная помощь в сумме 250 000 рублей 00 копеек.

Как следует из Протокола № 30 заседания межведомственной комиссии по предоставлению государственной социальной помощи от 25.10.2021 года причиной обращения Скворцова П.А. за социальной помощью является: выход из трудной жизненной ситуации; мероприятием по программе социальной адаптации является осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (осуществление пассажирских перевозок в такси); обстоятельством, имеющим значение для принятия решения является среднедушевой поход семьи ниже величины прожиточного минимума.

Согласно программе адаптации и представленного бизнес-плана необходимо приобретение автомобиля, расходных материалов. Сумма заявлена в размере 250 000,00 руб. на период с 01.10.2021-30.09.2022г (на 12 месяцев) с единовременной выплатой.

Пунктом 2.2.5 контракта прямо предусмотрено право Органа социальной защиты населения осуществлять ежемесячный контроль за выполнением Заявителем обязательств, предусмотренных настоящим социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями настоящего социального контракта.

Пункт 3.2.2. социального контракта обязывает Заявителя приобрести в период действия настоящего социального контракта основные средства (оборудование) и (или) материально-производственные запасы, и (или) имущественные обязательства на праве аренды (не более 15 процентов назначаемой выплаты), и (или) создать, осуществить оснащение дополнительных рабочих мест для осуществления предпринимательской деятельности, и предоставить в Орган социальной защиты населения подтверждающие документы; предоставлять в Учреждение ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, отчет о выполнении мероприятий программы социальной адаптации с приложением документов, подтверждающих выполнение мероприятий (при наличии документов); осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в течении срока действия социального контракта с предоставлением соответствующих сведений в орган социальной защиты населения.

Между тем, как установлено судом, в нарушение данного пункта, а также Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» Скворцовым П.А. не были предоставлены документы, подтверждающие факт приобретения легкового автомобиля для осуществления пассажирских перевозок, в соответствии с утвержденным ранее бизнес-планом, отчеты о выполнении мероприятий социальной адаптации.

Требование истца от 20.05.2022 г. № 59.422-585/2; от 18.07.2022 г. № 59.422-321/2; от 20.09.2022 г. № 59.422-863/2 о предоставлении указанных документов и отчетов по использованию целевых денежных средств оставлены Скворцовым П.А. без внимания.

Согласно полученному судом ответу на запрос из МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области, по состоянию на 23.03.2023 года за гражданином Скворцовым Павлом Александровичем, 10.12.1993 года рождения, транспортные средства не зарегистрированы.

Данное обстоятельство с достоверностью подтверждает довод истца о том, что на полученные по социальному контракту целевые денежные средства ответчиком транспортное средство не приобреталось.

В силу ст.309 ГК РФобязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Пунктом 1 ст.310Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается какнаоснованиясвоих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд рассмотрел дело по имеющимся доказательствам и заявленным требованиям.

Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Таким образом, установив, что Скворцов П.А. не исполнил свои обязательства по социальному контракту, в связи с чем, необоснованно и незаконно приобрел денежные средства из федерального бюджета в размере 250 000 рублей 00 копеек, и доказательств обратному в материалы настоящего дела не предоставил, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Муниципального казенного учреждения «Управление социальной защиты населения Железнодорожного района города Ростова-на-Дону» в полном объеме.

Согласно п.1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательствомРоссийской Федерации.

Поскольку истец при обращении в суд от уплаты госпошлины был освобожден, она подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета в порядке ст. 103 ГПК РФ в размере 5700 рублей.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования МКУ «УСЗН Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону» к Скворцову Павлу Александровичу о взыскании неосновательного обогащения, третье лицо: Департамент социальной защиты населения – удовлетворить.

Взыскать с Скворцова Павла Александровича в пользу Муниципального казенного учреждения «Управление социальной защиты населения Железнодорожного района города Ростова-на-Дону» сумму неосновательного обогащения в размере 250000 рублей 00 копеек.

Взыскать с Скворцова Павла Александровича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 5700 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме изготовлено 27 апреля 2023 года.

2-905/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
МКУ "Управление социальной защиты населения Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону"
Ответчики
Скворцов Павел Александрович
Другие
Департамент социальной защиты населения
Суд
Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Дубовик Оксана Николаевна
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny--ros.sudrf.ru
15.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
16.02.2023Передача материалов судье
17.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2023Судебное заседание
04.04.2023Судебное заседание
20.04.2023Судебное заседание
27.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2023Дело оформлено
14.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее