Дело №2-32/2021 (2–577/2020)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Знаменка, Тамбовской области 16 февраля 2021 г.
Знаменский районный суд Тамбовской области в составе председательствующего судьи Тройновой М.С., при секретаре Егоровой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны РФ к Кульшиной О.В., Кульшиной Т.Н., Кульшиной Е.Н. о прекращении права пользования служебным жилым помещением и выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения,
при участии в качестве органа, дающего заключение по делу помощника прокурора Знаменского района Тамбовской области Жилкина И.И.,
установил:
Министерство обороны РФ обратилось в суд с иском к Кульшиной О.В., Кульшиной Т.Н., Кульшиной Е.Н. о прекращении права пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что указанное жилое помещение находится в собственности РФ, закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и постановлением Администрации Знаменского района Тамбовской области от 27.05.1994 г. №126 отнесено к числу служебных жилых помещений. Спорное жилое помещение было предоставлено ФИО8 и членам его семьи в связи с трудовыми отношениями с войсковой частью 14272 на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно списку квартир, занимаемых лицами, утратившими связь с Минобороны России, предоставленному командиром войсковой части 14272, ответчики не состоит в трудовых отношениях с Минобороны России, военную службу в войсковой части 14272 не проходят. Письмом ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Кульшиной О.В. направлено требование о предоставлении документов, подтверждающих основания проживания в спорном жилом помещении либо об освобождении незаконно занимаемого служебного жилого помещения. В нарушение законного требования собственника жилого помещения спорное жилое помещение не освобождено, требование об освобождении квартиры ответчиками не выполнено, документы, подтверждающие освобождение жилого помещения не представлены. Учитывая, что Министерство обороны РФ лишено возможности распоряжаться принадлежащим ему имуществом, указанное имущество подлежит истребованию у ответчиков.
В качестве правовых норм, в иске указаны ст.ст. 1,15 Федерального закона от 31.05.1996 г. №61-ФЗ «Об обороне», ст.ст. 125, 209, 214, 304 ГК РФ, ст.ст. 30, 93 ЖК РФ.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 10.02.2021 г. по 16.02.2020 г. в соответствии со ст.157 ГПК РФ, что отражено в протоколе судебного заседания.
Истец Министерство обороны РФ в судебное заседание своего представителя не направило, представителем Министерства обороны РФ Бычковой Е. направлено ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя, исковые требования просит удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Кульшина О.В. возражала относительно удовлетворения заявленных требований, пояснив, что служебное жилое помещение было предоставлено в ДД.ММ.ГГГГ г. в <адрес> ее супругу ФИО8, в ДД.ММ.ГГГГ в связи с рождением ребенка жилплощадь была увеличена и предоставлено спорное служебное жилое помещение. Супруг умер в ДД.ММ.ГГГГ находясь в трудовых отношениях с войсковой частью 14272.
Ответчики Кульшина Т.Н. и Кульшина Е.Н. в судебное заседание не явились, надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного заседания, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания третьи лица: войсковая часть 14272, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения», ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки суду неизвестно.
Командир войсковой части 14272 просил рассмотреть гражданское дело без его присутствия.
В отзыве на исковое заявление представитель ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Иванова А.Ю. просила исковое заявление Министерства обороны РФ удовлетворить, провести судебное заседание в отсутствие представителя.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, судебное разбирательство в соответствии с ч.3ст.167 ГПК РФ проведено в отсутствие не явившихся лиц.
Помощник прокурора Знаменского района Тамбовской области Жилкин И.И. в ходе судебного разбирательства в порядке, предусмотренном ст. 45 ГПКРФ, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, так как оснований, предусмотренных ст. 103 ЖК РФ не установлено.
Заслушав ответчика, заключение прокурора, изучив материалы настоящего гражданского дела, оценив собранные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Постановлением Администрации Знаменского района Тамбовской области от 27.05.1994 г. №126 «О включении в число служебных квартир жилых помещений закрытого городка Знаменка-1» в число служебных жилых помещений включена <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>. Данное полномочие осуществлено в соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на момент принятия данного решения, то есть в соответствии с законом. Данное постановление никем не оспорено, незаконным не признано и действует на момент рассмотрения дела судом.
Согласно выписке из ЕГРН Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Тамбовской области» от ДД.ММ.ГГГГ собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> является Российская Федерация (государственная регистрация № от ДД.ММ.ГГГГ); правообладателем на праве оперативного управления – ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (государственная регистрация № от ДД.ММ.ГГГГ)
Все недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>,в том числе и спорная квартира № в доме № в соответствии с распоряжением Министра обороны Российской Федерации №3274-р от 28.07.2003 г. было закреплено на праве оперативного управления за 198 квартирно-эксплуатационной частью района, которая впоследствии переименована в ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (приказ Министра обороны Российской Федерации №756 от 05.07.2010 г.). Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ №3271 от 30.12.2016 г. спорное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и находится у последнего на балансе.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст. 125 ГК РФ).
Полномочия Министерства обороны Российской Федерации определены Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, утвердившим Положение о Министерстве обороны Российской Федерации. Согласно пункту 1 Положения о Министерстве обороны, Министерство обороны является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных ему организаций.
Таким образом, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> находится в федеральной собственности и закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений», включено в число служебных жилых помещений.
Как следует из записей трудовой книжки ФИО8 состоял в трудовых отношениях с войсковой частью 14272 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, трудовой договор прекращен в связи со смертью по п. 6 ст. 83 ТК РФ.
ФИО8 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти №.
Согласно ордера № от ДД.ММ.ГГГГ 198 КЭЧ района ФИО8 на семью из 4 человек, в том числе на супругу Кульшину О.В. и дочерей Кульшину Е.Н., Кульшину Т.Н. была предоставлена <адрес>.
Согласно копии выписки по лицевому счету Жилищно-коммунальной службы №7 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление по воздушно-космическим силам» от ДД.ММ.ГГГГ №, квартира принадлежит нанимателю Кульшиной О.В.
В соответствии с выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ № Жилищно-коммунальной службы №7 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление по воздушно-космическим силам», адресными справками отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Тамбовской области в спорном жилом помещении зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ Кульшина О.В., с ДД.ММ.ГГГГ Кульшина Е.Н. и с ДД.ММ.ГГГГ Кульшина Т.Н.
В силу ч. 1 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.
Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений (ст. 99 ЖК РФ).
Как следует из ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно ч. 3 ст. 101 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения.
В силу п. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по даннымдоговорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и ч. 2 настоящей статьи.
В случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда (ч. 1 ст. 35 ЖК РФ).
По смыслу приведенных выше норм права, предоставление служебного жилого помещения военнослужащим, в том числе гражданского персонала Вооруженных Сил РФ взаимоувязано с наличием отношений с организацией, предоставившей такое жилье, а прекращение этих отношений служит основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, за исключением случаев, перечисленных в законе.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», в соответствии с ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 ЖК РФ.
В этой связи по делам овыселенииграждан из специализированных жилых помещений (ст. 103 ЖК РФ) судам необходимо иметь в виду, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в пунктах 1 - 4 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений категории граждан, указанные в ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер (п. 3).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья 13 Федерального закона от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» предусматривает, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с п.1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.
В п. 43 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» разъяснено, что ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены ст. 108 и 110 ЖК РСФСР.
Учитывая, что служебное жилое помещение было первоначально предоставлено ФИО8 до введения в действие ЖК РФ (ордер № от ДД.ММ.ГГГГ), то на возникшие правоотношения распространяют свое действие указанные выше положения закона.
Право на дополнительные гарантии в виде невозможности выселения без предоставления другого жилого помещения должно возникнуть в силу ст. 108 ЖК РСФСР к моменту введения в действие ЖК РФ с 01.03.2005 г.
Согласно ст. 110 ЖК РСФСР не могли быть выселены без предоставления другого жилого помещения лица, перечисленные в ст. 108 ЖК РСФСР:
1) инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;
2) участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии;
3) семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы;
4) семьи военнослужащих;
5) инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей;
6) лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих");
7) лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими это помещение;
8) лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих");
9) пенсионеры по старости, персональные пенсионеры;
10) члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение;
11) инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц;
12) одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.
Исходя из содержания и смысла приведенных норм закона, проживающие в служебных жилых помещениях граждане не могут быть выселены из этих жилых помещений без предоставления другого жилого помещения при наличии обязательной совокупности нескольких условий: 1) занимаемое служебное жилое помещение должно быть предоставлено им до 01.03.2005 г.; 2) проживающие в нем граждане по ранее действовавшему законодательству не могли быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения; 3) эти граждане в настоящее время должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, или иметь право состоять на таком учете.
При этом, в силу статей 56, 57 ГПК РФ в данном случае на ответчиках лежит обязанность представить в суд доказательства, подтверждающие наличие указанной совокупности условий, исключающей возможность ихвыселенияиз занимаемого служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Кульшина О.В. является собственником жилого помещения площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> (номер и дата государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ).
Постановлением администрации Воронцовского сельсовета Знаменского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ № семья Кульшиной О.В., в составе дочери Кульшиной Е.Н. и дочери Кульшиной Т.Н. признаны нуждающимися в жилом помещении. С указанным постановлением ответчик Кульшина О.В. согласна.
В нарушение указанных норм права ответчиком не представлено доказательство того, что ее семья состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, или имеет права состоять на таком учете.
Таким образом, к категории граждан, подлежащих выселению с предоставлением другого помещения ответчики не относятся, предусмотренных п. 2 ст. 103 ЖК РФ, ст. 108 ЖК РСФСР оснований, по которым ответчики не могут быть выселены из спорной квартиры, не установлено.
Таким образом, заявленные истцом исковые требования к ответчикам Кульшиной О.В., Кульшиной Е.Н., Кульшиной Т.Н. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Министерства обороны РФ удовлетворить.
Прекратить право пользования Кульшиной О.В., Кульшиной Т.Н., Кульшиной Е.Н. служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Выселить Кульшину О.В., Кульшину Т.Н., Кульшину Е.Н. из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Знаменский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья М.С. Тройнова
Мотивированное решение составлено 25 февраля 2021 года.
Судья /подпись/ М.С. Тройнова