Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-991/2023 ~ М-333/2023 от 10.03.2023

Дело

                                УИД : 15 RS0-68

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

03 июля 2023 года                                <адрес>

    Промышленный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Кцоевой А.А.,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

с участием помощника прокурора <адрес> ФИО6,

представителя Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания – ФИО7, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого заместителя прокурора РСО-Алания ФИО4 в интересах гражданина ФИО2 к Министерству строительства и архитектуры РСО-Алания, с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно спора на стороне истца АМС <адрес>, ФИО2 о признании права на получение безвозмездной денежной субсидии для приобретения жилого помещения; о возложении обязанности по предоставлению безвозмездной денежной субсидии для приобретения жилого помещения,

                    установил:

    Первый заместитель прокурора РСО-Алания ФИО4 в интересах гражданина ФИО2, инвалида 3 группы, обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры РСО-Алания, с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно спора на стороне истца АМС <адрес>, ФИО2, о признании за ФИО2 права на получение безвозмездной денежной субсидии для приобретения жилого помещения на территории РСО-Алания и возложении обязанности на Министерство строительства и архитектуры РСО-Алания о предоставлении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения безвозмездную денежную субсидию для приобретения жилого помещения на территории РСО-Алания в пределах субвенций, доведенных до Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований истец указала, что прокуратурой республики проведена проверка по обращению ФИО2, по результатам которой в деятельности Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания выявлен факт неисполнения обязанности по предоставлению ФИО2 субсидии для приобретения жилого помещения, повлекший нарушение прав ФИО2 на улучшение жилищных условий.

    Установлено, что ФИО2 является инвали<адрес> группы и зарегистрирован по месту жительства своих родителей в 3-х комнатной квартире матери по адресу: <адрес>. кВ.27 ( с местами общего пользования), общей площадью 72.1 кв.м., жилая площадь составляет 41.2 кв.м.

    Семья ФИО13 с ДД.ММ.ГГГГ состоит в едином общегородском списке граждан, нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма.

    По заявлению ФИО8 ее сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ был включен в сводный общереспубликанский список инвалидов и ветеранов, имеющих право на меры социальной поддержки.

В соответствии со ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями ст.28.2 указанного Федерального закона.

    Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

    Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

    Согласно ст.28.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется, в том числе по обеспечению жильем инвалилов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

    В силу п.2 постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» мер социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются, в том числе гражданам, постоянно проживающим на территории Республики Северная Осетия-Алания, признанным, в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшими на учет до ДД.ММ.ГГГГ.

    Функции, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляет Министерство строительства и архитектуры Республики Северная Осетия-Алания совместно с органами местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания.

    Согласно п.4 данного постановления граждане самостоятельно принимают решение о получении субсидии, выборе способа ее использования согласно Правилам предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан. Социальная поддержка для приобретения жилья предоставляется один раз. Граждане, улучшившие свои жилищные условия, снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. В случае улучшения жилищных условий семьи, имеющие ребенка-инвалида, с учета снимаются все члены семьи, на которых был произведен расчет субсидии.

    ФИО2 в установленном законном порядке обратился ДД.ММ.ГГГГ в АМС <адрес> с заявлением о выдаче ему безвозмездной денежной субсидии для приобретения жилого помещения на территории РСО-Алания.

    АМС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ учетное дело ФИО2 направлено в Министерство строительства и архитектуры РСО-Алания. По результатам рассмотрения Министерством ДД.ММ.ГГГГ учетное дело возвращено в АМС <адрес>, фактически ФИО2 отказано в предоставлении субсидии (социальной поддержки) для приобретения жилого помещения в связи с отсутствием нуждаемости в жилом помещении на основании отсутствия нуждаемости, поскольку ФИО2 является членом семьи собственника жилого помещения по адресу: <адрес>, кВ.27.

    Вместе с тем, данное решение принято Министерством с нарушением требований федерального законодательства и нарушает права заявителя на получение мер социальной поддержки.

    Согласно ч.1 ст31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

    При этом проверкой установлено, что ФИО2 длительное время не проживает совместно с ФИО8 и отцом ФИО9 по адресу: <адрес>.

    Согласно материалам учетного дела между ФИО2 и ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ заключен договор безвозмездного пользования помещением, расположенным по адресу: РСО-Алания, <адрес>.

    Аналогичные договоры заключались между ФИО2 и ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждается материалами дела.

    Также материалы учетного дела содержат акт проверки жилищных условий ФИО2 по адресу: <адрес>, составленный ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом Управления жилищных отношений АМС <адрес> ФИО5, согласно которому подтверждается факт проживания ФИО2 по вышеуказанному адресу отдельно от родителей.

    Кроме того, ответчиком при рассмотрении учетного дела ФИО2 не учтено, что в соответствии с п.п. «б» п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № о некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельствам для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно ст.3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    С учетом изложенного, ФИО2 не является членом семьи собственника жилого помещения (3-х комнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>), а также не ведет с родителями совместного хозяйства. При этом жилых объектов в собственности ФИО2 не имеет.

    При этом также необходимо учитывать, что отдельное проживание ФИО2 не связано с преднамеренным ухудшением жилищных условий, а вызвано инвалидностью последнего, поскольку жилое помещение по адресу: <адрес> имеет общие санузлы (является бывшим общежитием), а состояние здоровья ФИО2 требует особых санитарно-гигиенических и бытовых условий.

Таким образом, решение о возврате учетного дела ФИО2 в АМС <адрес> и как следствие непредставление субсидии для приобретения жилого помещения при наличии у ФИО2 такого права является незаконным, необоснованным и нарушает права и законные интересы ФИО2

Прокурор в силу ст.45 ГПК РФ вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

В данном случае прокурор обращается в защиту прав и законных интересов ФИО2, которая относится к социально незащищенной категории граждан, поскольку является инвали<адрес> группы и по состоянию здоровья не может самостоятельно защитить свои нарушенные прав путем обращения в суд.

В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав являются признание права и присуждение к исполнению обязанности в натуре.

    Просил признать за ФИО2 право на получение безвозмездной денежной субсидии для приобретения жилого помещения на территории РСО-Алания и возложить обязанность на Министерство строительства и архитектуры РСО-Алания по предоставлению ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, безвозмездную денежную субсидию для приобретения жилого помещения на территории РСО-Алания в пределах субвенций, доведенных до Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

    В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора <адрес> ФИО6, исковые требования просила удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

    Представитель ответчика - ФИО7, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представила письменный отзыв от ДД.ММ.ГГГГ, пояснила, что учетное дело ФИО2 было возвращено АМС <адрес> в связи с тем, что на момент рассмотрения учетного дела и согласно документам имеющимся в учетном деле, площадь жилого помещения на каждого члена семьи, принадлежащего матери ФИО2 на праве собственности, превышала установленную п.2 Решения Собрания представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения <адрес>» учетную норму площади жилого помещения.

Утверждала, что в учетном деле имелся один договор безвозмездного пользования, что подтверждается заявлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, на последнем листе которого он указал исчерпывающий перечень документов, приложенных к заявлению, в том числе договор безвозмездного пользования в единственном числе. Данное обстоятельство подтверждает факт отсутствия в учетном деле договоров безвозмездного пользования за периоды с 2018 по ДД.ММ.ГГГГг., как Акта проверки жилищных условий, который датируется ДД.ММ.ГГГГ, тем же днем, что и само заявление ФИО2 о предоставлении субсидии. Потому что, исходя из времени прохождения подачи заявления, наложения резолюции руководителем, определения исполнителя и передачи ему для исполнения, необходимо время. В данном же случае все совершено в один день. Указанные документы появились в учетном деле позже, когда прокуратурой была инициирована проверка.

Министерство строительства и архитектуры РСО-Алания распоряжается федеральными деньгами, поэтому у них строгий контроль, и пропустить в том виде, в каком было предоставлено учетное дело в первоначальном виде, а именно, в отсутствие договоров безвозмездного пользования жилым помещением, министерство не могло, а при их наличии, тем более не могло отказать. Данная категория для Министерства очень важна, потому что федеральный орган исполнительный власти, который выделяет эти деньги, в первую очередь проверяет категорию инвалидов, и первое что проверяют – это нуждаемость.

Просила не признавать действия ответчика незаконными, в связи с вышеизложенной позицией. А с учетом того, что в судебном заседании установлены факты, которые на момент рассмотрения учетного дела не были ответчику известны, не возражала против удовлетворения иска.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца – АМС <адрес> и ФИО2 в судебное заседание не явились, были надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства.

Представитель АМС <адрес> в письменном ходатайстве от ДД.ММ.ГГГГ вх. просила рассмотреть дело в свое отсутствие, в удовлетворении исковых требований просила отказать в связи с необоснованностью.

Суд определил рассмотреть дело в порядке ст.167 ГПК РФ.

Сведения о назначении судебного заседания находятся в открытом доступе на сайте Промышленного районного суда <адрес>: e-mail: рromishlenni.wlk@sudrf.ru в системе ГАС-Правосудие.

Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

     Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи, в силу ч. 2 ст. 31 ЖК РФ, имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

В п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки; членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (ст. 55 ГПК РФ).

В соответствии со ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей нормы предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст.28.2 данного Федерального закона, ФИО1 Федерации передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ.

Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется: по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой настоящей статьи.

Постановлением Правительства РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» установлено, что функции, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляет Министерство строительства и архитектуры РСО-Алания совместно с органами местного самоуправления РСО-Алания.

Данным постановлением утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета, предоставляемых <адрес>-Алания в виде субвенций на осуществление полномочий Российской Федерации.

В соответствии с пп. «в» п.2 Правил меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются, гражданам, постоянно проживающим на территории РСО-Алания, признанным в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ, а именно, инвалидам и семьям, имеющим детей –инвалидов.

Социальная поддержка предоставляется в целях улучшения жилищных условий гражданина - носителя льготы и выражается в денежном эквиваленте в форме безвозмездной субсидии, удостоверяемой свидетельством (п.3 Правил).

Граждане, не реализованные по тем или иным причинам право улучшить свои жилищные условия посредством свидетельства, сохраняют за собой право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в последующие годы (п.19).

Граждане, не изъявившие желания улучшить свои жилищные условия посредством субсидии, сохраняют право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с действующим жилищным законодательством (п.20).

Органы местного самоуправления формируют учетные дела и представляют в Министерство строительства и архитектуры Республики Северная Осетия-Алания, которое в течение двух месяцев после предоставления для принятия решения о выплате субсидии выносит их на рассмотрение Межведомственной комиссии при Правительстве Республики Северная Осетия-Алания по предоставлению безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов (п.23 Правил).

Решением Собрания представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения <адрес>» установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения по <адрес> в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - в размере не более 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из материалов дела, ФИО2 является инвали<адрес> группы, инвалид с детства, степень ограничения способности к трудовой деятельности первая, что подтверждается справкой серии МСЭ-2007 . диагноз: гемофилия А. Дефицит VII фактора.

ФИО2 зарегистрирован по месту жительства своих родителей в 3-х комнатной квартире, принадлежащей его матери ФИО8 на праве собственности на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес>. кВ.27, о чем сделана запись регистрации в ЕГРН, что подтверждается домовой книгой.

<адрес> вышеуказанной квартиры составляет 72.1 кв., в том числе жилая 41,2, из нее - подсобная 30,9 кв.м. Ванная, туалет, коридор, кухня являются местами общего пользования, что подтверждается кадастровым паспортом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Иные объекты недвижимого имущества ни за ФИО2, ни за членами его семьи не числятся, что подтверждается справками ГУП «Аланиятехинвентаризация» и уведомлениями ЕГРН.

В состав семьи ФИО2, 1990 года рождения входят: мать - ФИО8, отец – ФИО9, что подтверждается справкой о составе семьи и копией лицевого счета ВМКУ «Владтехконтроль» от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 состоит в едином общегородском списке граждан, нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма.

    По заявлению ФИО8, ее сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ был включен в сводный общереспубликанский список инвалидов и ветеранов, имеющих право на меры социальной поддержки.

    Инвалидам и членам их семей, вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ, оказывается социальная поддержка на улучшение жилищных условий путем предоставления безвозмездных субсидий в соответствии с постановлением Правительства РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов».

    Из письма врио министра строительства и архитектуры РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что министерство повторно просит направить в срок до ДД.ММ.ГГГГ учетные дела, в том числе в отношении ФИО2, поскольку ранее информация предоставлялась не в полном объеме.

    ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в АМС <адрес> с заявлением о выдаче ему безвозмездной денежной субсидии для приобретения жилого помещения на территории РСО-Алания.

    ДД.ММ.ГГГГ АМС <адрес> направила учетное дело ФИО2 в Министерство строительства и архитектуры РСО-Алания, что подтверждается сопроводительным письмом начальника Управления жилищных отношений АМС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

По результатам рассмотрения Министерством строительства и архитектуры РСО-Алания ДД.ММ.ГГГГ учетное дело ФИО2 возвращено в АМС <адрес> в связи с отсутствием нуждаемости в жилом помещении, поскольку он является членом семьи собственника жилого помещения по адресу: <адрес>.

Письмом начальника Управления жилищных отношений АМС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 уведомлена об отказе в предоставлении ее сыну ФИО2, инвалиду 3 группы субсидии (социальной поддержки) для приобретения жилого помещения.

Между тем, согласно Акту проверки жилищных условий заявителя от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, инвалид 3 группы, очередник АМС <адрес> проживает в жилом домовладении по адресу: <адрес>,

Из приложения к заявлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ на имя Главы АМС <адрес> о выделении безвозмездной денежной субсидии для приобретения жилого помещения на территории РСО-Алания следует, что им представлен договор безвозмездного пользования жилым помещением (в единственном числе), расположенным по адресу: <адрес> с 2018 года по настоящее время.

ДД.ММ.ГГГГ письмом Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания учетное дело ФИО2 возвращено в АМС <адрес> с формулировкой «отсутствует нуждаемость, является членом семьи собственника жилого помещения».

По результатам рассмотрения жалобы ФИО2, прокуратурой <адрес> нарушений действующего законодательства в действиях АМС <адрес> в части законности постановки ФИО2 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также порядке формирования списков граждан – получателей субсидии и процедуры направления учетного дела в Министерство строительства и архитектуры РСО-Алания, не установлено. В части рассмотрения доводов о незаконности отказа Министерства строительства и архитектуры РСО-Алания в предоставлении субсидии (социальной поддержки) для приобретения жилого помещения, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ обращение ФИО2 направлено в прокуратуру РСО-Алания, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ ж-2022/20900002/Он553-22.

По результатам проведенной проверки прокуратура республики доводы жалобы ФИО2 о необоснованном отказе в предоставлении субсидии Министерством строительства и архитектуры РСО-Алания признала обоснованными, вследствие чего министру данного ведомства внесено представление ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений закона.

Из письма Министра строительства и архитектуры РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на момент рассмотрения вопроса о предоставлении безвозмездной субсидии ФИО2, министерство исходило из материалов учетного дела, согласно которым ФИО2 был зарегистрирован по месту жительства и проживал в принадлежащем его матери на праве собственности на жилом помещении без заключения какого-либо соглашения с собственником, с момента регистрации определяющего их права, что свидетельствовало о том, что ФИО2 был вселен в указанное жилое помещение как член семьи собственника жилого помещения, и как вселенный собственником жилого помещения член его семьи, согласно ч.2 ст.31 ЖК РФ имел право пользования данным жилым помещением наравне с собственником. Факты, подтверждающие пребывание ФИО2 в другом месте на протяжении длительного периода на основании договора найма жилого помещения, в деле отсутствовали.

В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно ч. 4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу ч. 7 ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства РСО-Алания N 60 от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов" утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан в соответствии с федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" в <адрес>-Алания.

Согласно пп.в п. 2 указанных Правил, меры социальной поддержки по обеспечению жильем, предоставляются: гражданам, постоянно проживающим на территории Республики Северная Осетия - Алания, признанным в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ, а именно, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.

Согласно п.3 Правил социальная поддержка предоставляется в целях улучшения жилищных условий гражданина - носителя льготы и выражается в денежном эквиваленте в форме безвозмездной субсидии, удостоверяемой свидетельством.

По смыслу вышеизложенных законоположений в их взаимосвязи, с учетом изложенной правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации при определении нуждаемости гражданина в жилом помещении принимается во внимание площадь жилого помещения, принадлежащего его члену семьи, при условии, если он проживает совместно с гражданином, нуждающимся в жилом помещении.

Решением Собрания представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения в <адрес>» учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Судом установлено, что ФИО2 зарегистрирован в квартире по адресу: <адрес>. кВ.27. общей площадью 72.1 кв.м., вместе с отцом и матерью, которая является собственником данного жилого помещения. Данный многоквартирный дом – это бывшее общежитие.

Согласно экспликации площади квартиры, жилая площадь составляет 41.2 кв.м., а 30.9 кв.м. места общего пользования, в том числе кухня, коридор, ванная, туалет.

Принимая решение о возврате учетного дела, ответчик исходил из того, что площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого члена семьи вместе с заявителем, по адресу: <адрес> - в данном случае превышает учетный норматив более 10 кв.м. на каждого члена семьи (41,2/3=13,7).

Между тем, судом установлено, что ФИО10 проживает с 2018 года в жилом помещении, расположенным по адресу: РСО-Алания, <адрес>, что подтверждается договорами безвозмездного пользования жилым помещением, заключенными между ФИО2 и ФИО11 от: ДД.ММ.ГГГГ сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>5 сроком на 2 года.

ФИО11 является собственником данного жилого дома, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, о чем сделана запись регистрации в ЕГРН.

Факт проживания ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 2018 года по настоящее время по адресу: РСО-Алания, <адрес>, подтверждено письмом начальника ОМВД России по <адрес> РСО-Алания.

Таким образом, факт совместного проживания ФИО2 в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, с ФИО8, собственником данной квартиры, материалами дела не подтвержден, как и факт ведения ими общего хозяйства и оказания взаимной материальной и иной поддержки.

В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 пояснил, что при подаче заявления ДД.ММ.ГГГГ он одновременно предоставил договоры безвозмездного пользования жилым помещением с 2018 года по настоящее время, по адресу: <адрес>. с улучшенными бытовыми условиями, поскольку по месту его регистрации жилое помещение с местами общего пользования, общий санузел. Проживание же в указанном жилом доме связано с его заболеванием, так как он не может пользоваться местами общего пользования, поскольку часто получает ушибы, ему необходимо специальное оборудование.

Таким образом, отдельное проживание ФИО2 связано не с преднамеренным ухудшением им жилищных условий, а вызвано его инвалидностью, поскольку жилое помещение по адресу: <адрес>, кВ.27 имеет общие санузлы (является бывшим общежитием), а состояние здоровья ФИО2 требует особых санитарно-гигиенических и бытовых условий.

При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования о признании за ФИО2 права на получение меры социальной поддержки в виде предоставления субсидии на приобретение (строительство) жилья, возложении обязанности на ответчика по предоставлению ему безвозмездной субсидии для приобретения жилого помещения на территории РСО-Алания подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования первого заместителя прокурора РСО-Алания ФИО4 в интересах гражданина ФИО2, инвалида 3 группы, к Министерству строительства и архитектуры РСО-Алания, с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно спора на стороне истца АМС <адрес>, ФИО2 о признании права на получение безвозмездной денежной субсидии для приобретения жилого помещения; о возложении обязанности по предоставлению безвозмездной денежной субсидии для приобретения жилого помещения, удовлетворить.

Признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение безвозмездной денежной субсидии для приобретения жилого помещения на территории РСО-Алания.

Возложить на Министерство строительства и архитектуры Республики Северная Осетия-Алания обязанность по предоставлению ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, безвозмездной денежной субсидии для приобретения жилого помещения на территории РСО-Алания в пределах субвенций, доведенных до Министерства строительства и архитектуры Республики Северная –Алания в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

    На решение суда может быть принесена апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья                                            Кцоева А.А.

2-991/2023 ~ М-333/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Первый заместитель прокурора РСО-Алания
Ответчики
Министерство строительства и архитектуры РСО-Алания
Другие
Габараев Сослан Олегович
АМС г. Владикавказа
Суд
Промышленный районный суд г. Владикавказа Республика Северная Осетия - Алания
Судья
Кцоева Альбина Ахметовна
Дело на странице суда
promishlenni--wlk.sudrf.ru
10.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.03.2023Передача материалов судье
13.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.03.2023Подготовка дела (собеседование)
27.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2023Судебное заседание
02.06.2023Судебное заседание
19.06.2023Судебное заседание
03.07.2023Судебное заседание
10.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.11.2023Дело оформлено
27.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее