Судья Бессараб Т.В. Дело №
РЕШЕНИЕ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Судья Приморского краевого суда Бондаренко Л.П., рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя администрации г.Владивостока – Букатовой О.А. на решение судьи Советского районного суда г.Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – администрации ...,
установила:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № от ДД.ММ.ГГГГ администрация ... признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере ... рублей.
Решением судьи Советского районного суда г.Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба администрации ... – без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, представитель администрации ... ФИО2 подала в Приморский краевой суд жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения судьи и прекращении производства по данному делу, либо изменении в части назначенного наказания.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, заслушав пояснения представителя администрации г. Владивостока ФИО3, поддержавшего доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения судьи и удовлетворения жалобы.
Ответственность по части 2 статьи 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования.
В силу статей 34 и 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления установлены частями 1, 2 статья 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» согласно которым отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву и т.д.
Обязанность собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, ликвидировать последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы установлена статьями 13 и 42 Земельного Кодекса РФ.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении планового (рейдового) задания отдела по надзору на море по Приморскому краю» произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в водоохраной зоне водного объекта, и не разграниченного земельного участка между устьем реки <адрес> и земельным участком с кадастровым номером №.
На земельном участке, расположенном в водоохранной зоне моря, зафиксирован факт захламления отходами (как ТКО, так и производственными, и строительными отходами, присутствуют следы систематического сжигания этих отходов).
На момент проведения осмотра, работы по уборке данного земельного от отходов производства и потребления, не производились.
Земельный участок без кадастрового номера, расположенный между устьем реки <адрес> и земельным участком с кадастровым номером №, который в соответствии с публичной кадастровой картой не разграничен, относится к объекту государственной собственности, то есть Владивостокскому городскому округу.
ДД.ММ.ГГГГ специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Приморскому краю произведен отбор проб отходов, размещенном на вышеуказанном участке. Согласно заключению филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Приморскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ отходы, размещенные на земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащем Владивостокскому городскому округу, относятся к IV классу опасности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении администрации ....
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Приморскому краю составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.13 КоАП РФ, а ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о привлечении администрации ... к административной ответственности с назначением административного штрафа в размере ... рублей.
Решением Советского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ названное постановление отменено ввиду несоответствия назначенного наказания установленной законом санкции, дело возвращено на новое рассмотрение.
По результатам рассмотрения ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Приморскому краю вынесено новое постановление.
Факт совершения администрацией ... административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами, оцененными судьей в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно: Актом обследования территории (акватории) от ДД.ММ.ГГГГ с приложением фотоматериала; выписками из ЕГРН; протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом осмотра принадлежащих юр.лицу помещений, территорий и находящихся там вещей № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом отбора проб отходов, заключением ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Приморскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ и иными материалами дела.
Признавая постановление о привлечении администрации ... к административной ответственности по части 2 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законным и обоснованным, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности в действиях администрации г... состава административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У администрации ... имелась возможность для соблюдения законодательства РФ в области охраны окружающей среды, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но ею не приняты все зависящие от неё меры по их соблюдению.
Довод жалобы о том, что администрация ... не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, так как не является организатором на указанном земельном участке сбора, накопления отходов производства и потребления, а вышеуказанные действия произошли по вине неустановленного круга лиц, несостоятелен.
Согласно пунктам 24, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-Ф3 от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросу местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии с пунктами 11 и 25 статьи 5 главы 2 Устава города Владивостока, принятого решением Думы города Владивостока от 03 марта 2005 года № 49, к вопросам местного значения города относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города Владивостока, а также утверждение правил благоустройства территории города Владивостока, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории города Владивостока в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города Владивостока.
В соответствии с пунктом 1.2 раздела 1 Решения Думы города Владивостока от 15 августа 2018 года № 45-МПА «Правила благоустройства территории Владивостокского городского округа» органом местного самоуправления, уполномоченным на организацию благоустройства территории Владивостокского городского округа, является администрация города Владивостока.
Пунктом 11.2.7 раздела 11 Решения Думы г.Владивостока от 15 августа 2018 года № 45-МПА «Правила благоустройства территории Владивостокского городского округа» установлено, что в случае невозможности установления лиц, разместивших отходы вне специально отведенных мест, удаление таких отходов и рекультивация территории производится за счет лиц, обязанных обеспечивать уборку данной территории.
Поскольку администрация ..., как правообладатель земельного участка с кадастровым номером №, допустила накопление на нем отходов производства и потребления и не выполнило обязанности по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования, она обоснованно привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, администрация ... совершила административное правонарушение в области охраны окружающей среды и природопользования и данное правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, заключающуюся в пренебрежительном отношении администрации ... к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению требований природоохранного законодательства.
Довод жалобы о снижении размера назначенного администрации ... штрафа и назначении наказания менее половины минимального размера административного штрафа, не подлежит удовлетворению.
Административное наказание назначено администрации ... в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в пределах санкции части 2 статьи 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением администрации ... по делу не установлено, в связи с чем прихожу к выводу о том, что назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует характеру совершенного администрацией ... административного правонарушения и не может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица.
Тот факт, что администрацией ... приняты все необходимые меры для устранения выявленных в ходе проверки нарушений и на момент рассмотрения судьей районного суда ДД.ММ.ГГГГ) допущенные нарушения устранены, не может быть признан основанием для отмены постановления должностного лица Росприроднадзора и решения судьи.
Согласно материалам дела, в ходе проведенной проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по выполнению предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ выявлен факт неисполнения указанного предписания ( л.д. 22-28), что также подтверждено фото-таблицей, приложенной к Акту.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены правильно, нарушений процессуальных требований, влекущих отмену принятых по делу решений не установлено, оснований для удовлетворения жалобы администрации ... не имеется.
Постановление о назначении администрации ... административного наказания за совершение указанного административного правонарушения вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену вынесенного по делу постановления административного органа и решения судьи районного суда, при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решила:
решение судьи Советского районного суда г.Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – администрации ... оставить без изменения, жалобу представителя администрации ... ФИО2 без удовлетворения.
Судья Л.П. Бондаренко