Дело №2-1370/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 апреля 2023 года г.Хабаровск
Центральный районный суд г.Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Бабушкина А.Д.,
при секретаре Рыжковой К.А.,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора города Хабаровска Кочиевой К.В.,
представителей ответчиков администрации г.Хабаровска Круковской П.В.,
комитета администрации г.Хабаровска по управлению Железнодорожным районом Ивановой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, комитету администрации <адрес> по управлению <адрес>ом о возложении обязанности по оборудованию мест накопления твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, комитету администрации <адрес> по управлению <адрес>ом о возложении обязанности по оборудованию мест накопления твердых коммунальных отходов, в обоснование требований указав, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что на территории индивидуальной жилой застройки города размещено 77 мест (площадок) накопления ТКО. Проверка показала, что большая часть указанных площадок не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства. Так, согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по адресу: <адрес> и 65 расположены контейнерные площадки накопления ТКО №, №. На указанных площадках находятся металлические контейнеры, которые размещены на неразграниченном земельном участке, ограждение из стандартных железобетонных изделий и других материалов отсутствует, бетонного или асфальтового покрытия не имеется, бордюром и зелеными насаждениями указанные площадки не ограничены.
Просит обязать администрацию <адрес> оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенные по адресам: <адрес> в соответствии с требованиями п.3 СанПиН № «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №3 – установить твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен комитет администрации <адрес> по управлению <адрес>.
В судебном заседании представитель истца поддержала требования, изложенные в исковом заявлении, просила их удовлетворить, по изложенным основаниям, указанным в иске. Срока исполнения решения в случае удовлетворения иска оставила на усмотрение суда.
В судебном заседании представитель администрации <адрес> исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление. Полагала, что администрация <адрес> является ненадлежащим ответчиком, поскольку функции по рассматриваемому вопросу возложены на Комитет.
В судебном заседании представитель Комитета администрации <адрес> по управлению <адрес>ом исковые требования в части необходимости оборудования площадок под ТКО не оспаривала, однако просила суд установить реальный срок исполнения решения в случае удовлетворения иска с учетом тех доводов, которые приведены в письменном отзыве.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с подп.«з» п.1 ст.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют свои полномочия.
Статьей 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п.3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Из анализа указанных выше норм следует, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> проведена проверка на предмет соблюдения требований законодательства в сфере требований природоохранного законодательства.
Из акта осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на контейнерной площадке: по <адрес> установлено 1 контейнер, ограждение и основание контейнерной площадки отсутствует.
Из акта осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на контейнерной площадке: по <адрес> установлено 2 контейнера, ограждение и основание контейнерной площадки разрушено. Доступ спецтранспорту осложнен из-за разрытой почвы.
Данные обстоятельства так же подтверждены фотоматериалами к указанным актам.
Анализируя представленные материалы дела, пояснения представителей ответчиков и представленные суду документы в судебном заседании установлено, что для проведения мероприятий по исполнению судебных актов необходимо запланировать и предусмотреть в бюджет городского округа «<адрес>» бюджетные средства на проведение работ по обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Порядком планирования бюджетных ассигнований бюджета города на очередной финансовый год и плановый период, разработать аукционную документацию и провести ряд других необходимых мероприятий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Комитетом подготовлена заявка о выделении финансирования на 2023 год в рамках муниципальной программы городского округа «<адрес>» «Повышение качества жилищно-коммунального хозяйства городского округа «<адрес>» на 2021-2025 годы» в сумме 3 534 404 рублей на мероприятия по обустройству мест (площадок) для накопления ТКО на территории частной жилищной застройки <адрес>.
При обеспечении бюджетного финансирования на указанные цели необходимо выполнить ряд мероприятий таких как:
-внесение в план-график закупок на осуществление работ по обустройству мест (площадок) накопления ТКО;
-сбор необходимых материалов, составление дефектных ведомостей;
-составление сметных расчетов, подготовка заявки на выделение финансирования, согласование документации с финансовым департаментом администрации <адрес>, управлением муниципального заказа администрации <адрес>;
-проведение аукциона по определению подрядной организации в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Учитывая утановленные при рассмотрении дела обстоятельства, в том числе требования Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» суд считает необходимым установить разумный срок для выполнения работ по обустройству контейнерных площадок, расположенных без нарушений, действующих СанПиН.
Вышеуказанные контейнерные площадки в реестре муниципальной собственности не значатся, были включены в Реестр в соответствии с Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О Реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов городского округа «<адрес>», как уже существующие, с целью организации обращения с ТКО на территории <адрес>.
Согласно ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального, городского округа, в том числе, относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа.
В соответствии с <адрес> «<адрес>» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления <адрес> вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.
В соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ Положения о Комитете администрации <адрес> по управлению <адрес>ом, утвержденным решением Хабаровской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, организация в пределах компетенции органов местного самоуправления работ по оборудованию (обустройству) мест накопления твердых коммунальных отходов для размещения контейнеров и бункеров на территории индивидуальной жилищной застройки района относится к функциям комитета администрации <адрес> по управлению <адрес>ом, являющимся в силу п.1.1 вышеуказанного Положения самостоятельным юридическим лицом.
Учитывая изложенное, наличие в реестре мест (площадок) накопления ТКО городского округа «<адрес>» указанных в исковом заявлении контейнерных площадок, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является Комитет администрации <адрес> по управлению <адрес>ом, поскольку в силу указанных выше положений закона на него возложена обязанность по оборудованию (обустройству) мест накопления ТКО.
Согласно п.3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, обязательных для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Учитывая, что неисполнение Комитетом администрации <адрес> по управлению <адрес>ом обязанности по организация в пределах компетенции органов местного самоуправления работ по оборудованию (обустройству) мест накопления твердых коммунальных отходов для размещения контейнеров спорных на территории свидетельствует о нарушении право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, суд приходит к выводу о возложении на него обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенные по адресам: <адрес> в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, а именно установить твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Поскольку судом надлежащим ответчиком по делу определен Комитет администрации <адрес> по управлению <адрес>ом, оснований для удовлетворения требований к администрации <адрес> не усматривается, в связи с чем, суд считает необходимым в удовлетворении требований к указанному ответчику - отказать.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░>░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░>░░ ░░░░ № ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.1.3684-21 «░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 1 ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░