Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4006/2023 ~ М-3521/2023 от 07.11.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по делу № 2-4006/2023 (УИД 43RS0003-01-2023-004757-32)

14 декабря 2023 года г. Киров

Первомайский районный суд г. Кирова в составе председательствующего судьи Бурнышевой Е.С.,

при секретаре Злобиной Д.Р.,

с участием помощника прокурора Первомайского района г. Кирова Богомолова Н.Е., представителя ответчика по доверенности Казаковой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Первомайского района г. Кирова в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Киров» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Первомайского района г. Кирова в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Киров» о возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Первомайского района г. Кирова проведена проверка, в ходе которой установлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения на {Адрес}, являющейся частью улично-дорожной сети г. Кирова. Так, в нарушение требований п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 от {Адрес} до {Адрес} от {Адрес} до {Адрес} отсутствует тротуар. {Дата} вынесено представление в адрес главы администрации г. Кирова. {Дата} представление прокурора главой администрации г. Кирова рассмотрено при этом конкретных мер, направленных на устранение нарушений в рамках рассмотрения акта прокурорского реагирования, администрацией города Кирова не принято. Нарушение администрацией города Кирова указанных требований законодательства, а также непринятие мер по их устранению на протяжении продолжительного периода времени порождает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.

Просит возложить на администрацию г. Кирова обязанность устранить нарушения п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 путем обустройства тротуара на участке от {Адрес} до {Адрес}, от {Адрес} до {Адрес}.

Представитель истца помощник прокурора Первомайского района г. Кирова Богомолов Н.Е. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Киров» Казакова Е.И. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявленных исковых требований по доводам, изложенным в отзыве. В случае удовлетворения исковых требований просила предоставить срок исполнения решения до {Дата}.

Представитель третьего лица ОГИБДД УМВД России по г. Кирову в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, требования прокурора поддержал.

Представитель третьего лица МКУ «УДПИ г. Кирова» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами местного самоуправления.

Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ) определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

Одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности (ст. 3 указанного Федерального закона).

В силу ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющееся ее технологической частью.

Согласно ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

В соответствии с ч. 18 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 5 ст. 8 Устава муниципального образования «Город Киров», принятого решением Кировской городской Думы от 29.06.2005 № 42/19, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального образования.

Из положений п. 6 ст. 29 Устава муниципального образования «Город Киров» следует, что администрация г. Кирова обладает компетенцией по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечению безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, а также осуществлению иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из приведенного нормативного регулирования обязанность по содержанию, осуществлению ремонта дорог местного значения в границах муниципального образования «Город Киров» возложена на администрацию муниципального образования «Город Киров».

Из положений ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ следует, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог устанавливает «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года № 270-ст.

Все требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Согласно пунктам 4.5.1.1, 4.5.1.2, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны. В населенных пунктах тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений.

Исходя из буквального толкования п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года № 270-ст, тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах IV и V категории с твердым покрытием.

То есть условиями, обуславливающими необходимость обустройства тротуаров, являются: категория автомобильной дороги (IV или V), твердое покрытие автомобильной дороги, прохождение автомобильной дороги через населенные пункты.

Согласно разделу 4 Методических положений по статистике транспорта, утвержденных приказом Росстата от 29.12.2017 № 887, в зависимости от типа покрытия автомобильные дороги разделяются на автомобильные дороги с твердым покрытием и грунтовые автомобильные дороги. К твердому покрытию автомобильных дорог относится усовершенствованное покрытие (цементобетонное, асфальтобетонное, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами) и покрытие переходного типа (из щебня и гравия (шлака), не обработанных вяжущими материалами, каменные мостовые; из грунтов и местных малопрочных материалов, обработанных вяжущими материалами)). Грунтовая дорога - автомобильная дорога, устроенная из естественного грунта или грунта, укрепленного добавками других материалов, и не имеющая твердого покрытия.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что автомобильная дорога по {Адрес} имеет твердое покрытие (асфальтобетон) и относится к IV категории автомобильных дорог, включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «Город Киров», утвержденный Постановлением администрации г. Кирова от {Дата} {Номер}-п.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой Первомайского района г. Кирова, совместно с сотрудниками ОГИБДД УМВД России по г. Кирову {Дата} установлено, что в нарушение п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 от {Адрес} до {Адрес} от {Адрес} до {Адрес} отсутствует тротуар.

Данное обстоятельство подтверждается письмом начальника департамента городского хозяйства от {Дата} за {Номер} и не оспаривается представителем ответчика и третьим лицом.

Меры прокурорского реагирования обусловлены, в том числе жалобами граждан, проживающих на указанной территории г. Кирова.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что необходимость в тротуарах обусловлена, прежде всего, дорожной ситуацией. Дороги проходят в населенном пункте, отсутствие тротуаров является небезопасным для жизни и здоровья граждан, может повлечь дорожно-транспортные происшествия с участием пешеходов.

Таким образом, установив факт отсутствия тротуаров для движения пешеходов от {Адрес} до {Адрес} от {Адрес} до {Адрес}, суд приходит к выводу, что непринятие надлежащих мер по их устройству является нарушением действующего законодательства, создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.

С учетом изложенного, принимая во внимание категорию автомобильной дороги (IV), ее твердое покрытие, прохождение через населенный пункт, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора и возложении на ответчика обязанности по устранению нарушений п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 от {Адрес} до {Адрес} от {Адрес} до {Адрес} путем организации обустройства тротуаров.

Согласно положениям ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исследованные в судебном заседании доказательства позволяют суду прийти к выводу об установлении ответчику срока для исполнения решения суда до {Дата}. Данный срок является разумным, с учетом сезонного характера работ, необходимости подготовки проектной документации, заключения муниципальных контрактов, выполнения работ на указанном участке.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ {░░░░} ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. 4.5.1 ░░░░ ░ 52766-2007 «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ {░░░░░} ░░ {░░░░░}, ░░ {░░░░░} ░░ {░░░░░}

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░              /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

2-4006/2023 ~ М-3521/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Первомайского района г. Кирова
Ответчики
Администрация муниципального образования "город Киров"
Другие
МКУ "Дирекция благоустройства г. Кирова"
ОГИБДД УМВД России по г. Кирову
Суд
Первомайский районный суд г. Кирова
Судья
Бурнышева Е.С.
Дело на сайте суда
pervomaysky--kir.sudrf.ru
07.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.11.2023Передача материалов судье
14.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2023Судебное заседание
20.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2024Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее