Дело № 12-85/2024
59RS0001-01-2024-000689-27
Р Е Ш Е Н И Е
12 марта 2024 года г. Пермь
Судья Дзержинского районного суда города Перми Богомоловой Л.А.,
при секретаре судебного заседания Зайцевой А.В.,
с участием Лепихина Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Лепихина Д. Н. на постановление Административной комиссии администрации Дзержинского района г.Перми от 10.01.2024 №... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.Адрес от Дата №-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае»,
у с т а н о в и л:
Постановлением Административной комиссии администрации Дзержинского района г.Перми от Дата №... Лепихин Д.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.Адрес от Дата №-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2500 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Лепихин Д.Н. обратился с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что при назначении административного наказания комиссией не были учтены малозначительность административного правонарушения, смягчающие обстоятельства, имущественное положение и обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Заявитель от оплаты проезда не уклонялся, оплату проезда и подтверждение оплаты проезда произвел при контроле с пояснением обстоятельств, возникших при оплате проезда, которые создали невозможность оплатить проезд в момент посадки. Комиссией дело рассмотрено не полно, не всесторонне и не объективно. Совершенное деяние не повлекло вредных последствий, вред здоровью и крупный ущерб кому-либо не причинен, существенного нарушения охраняемых общественных отношений не последовало, в связи с чем, имеются основания для освобождения заявителя от административной ответственности по основаниям ст.2.9 КоАП РФ. Кроме того, в протоколе об административном правонарушении отсутствуют подписи заявителя о разъяснении ему прав, что повлекло нарушение его права на защиту.
В судебном заседании Лепихин Д.Н. доводы жалобы поддержал, дополнительно пояснив, что на составление протокола не явился, направил письменное обращение в департамент транспорта, Дата присутствовал при рассмотрении дела, ему огласили принятое постановление, в дальнейшем ознакомился с материалами дела, постановление от Дата не было подписано председателем комиссии.
В судебное заседание представитель Административной комиссии администрации Дзержинского района г.Перми не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3.7 Правил организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 24.05.2016 № 96, оплата проезда на муниципальных маршрутах может осуществляться по наличному и безналичному расчету. Оплата проезда наличными денежными средствами осуществляется по регулируемому тарифу на перевозку пассажира автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок города Перми: кондуктору перевозчика, при его отсутствии - водителю перевозчика. Оплата проезда безналичным способом осуществляется с использованием транспортных карт (проездных билетов, льготных проездных документов), бесконтактных банковских карт, в том числе сформированных на электронном устройстве, а также с использованием проездного документа, предусматривающего предоставление льгот отдельным категориям лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации, Пермского края (далее - Социальный проездной). Оплата проезда, за исключением оплаты с использованием Социального проездного, осуществляется в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом администрации города Перми.
Постановлением Правительства Пермского края от 10.10.2022 №856-п утвержден Порядок подтверждения пассажиром оплаты проезда, перевозки детей, следующих вместе с ним, перевозки багажа, ручной клади, а также подтверждения пассажиром права на бесплатный или льготный проезд при проезде по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении, установленным в границах Пермского края, порядка проверки подтверждения оплаты проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади при проезде по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении, установленным в границах Пермского края (далее - Порядок).
Согласно пункту 3.4 Порядка проверка подтверждения оплаты, подтверждение пассажиром права на бесплатный или льготный проезд осуществляются путем предъявления по требованию должностного лица и (или) представителя перевозчика документов, которые подтверждают факт оплаты проезда пассажиром либо по которым предоставляются преимущество или льгота по оплате проезда, перевозки детей, следующих вместе с ним, перевозки багажа, ручной клади, в соответствии с пунктом 2.4 настоящего Порядка.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что документами, которые подтверждают факт оплаты проезда пассажиром либо по которым предоставляются преимущество или льгота по оплате проезда, перевозки детей, следующих вместе с ним, перевозки багажа, ручной клади, являются: билет; проездной билет; именной билет; льготный проездной документ; электронный социальный проездной документ; документ, подтверждающий право на бесплатный либо льготный проезд или преимущество по провозной плате; багажная квитанция; квитанция об оплате ручной клади; документ, удостоверяющий личность пассажира; документ, подтверждающий возраст детей.
Согласно п.2.2 Порядка 2.2 в течение всей поездки на маршрутах регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении, установленных в границах Пермского края, пассажир по требованию представителя перевозчика и (или) должностного лица, уполномоченного на осуществление проверки подтверждения оплаты (далее - должностное лицо), обязан подтвердить факт оплаты своего проезда, перевозки детей, следующих вместе с ним, а также подтвердить оплату проезда в случаях, если его проезд или перевозка детей подлежат оплате, в том числе по которым предоставляются преимущество или льгота по провозной плате.
Часть 1 статьи 8.1 Закона Пермского края № 460-ПК от 06.04.2015 «Об административных правонарушениях в Пермском крае» устанавливает административную ответственность за Нарушение порядка подтверждения пассажиром оплаты проезда, перевозки детей, следующих вместе с ним, перевозки багажа, ручной клади, а также подтверждения пассажиром права на бесплатный или льготный проезд при проезде по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщении, установленным в границах Пермского края (далее - порядок подтверждения оплаты), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч пятисот рублей.
Как усматривается из материалов дела, Дата в 08 часов 39 минут по адресу: Адрес, на остановочном пункте «Адрес» в направлении конечного пункта «...» при проверке сотрудниками КРС МКУ «Гортрансв трамвае с номером вагона №, следовавшему по маршруту №, установлено, что Лепихин Д.Н. факт оплаты проезда в указанном транспортном средстве не подтвердил.
В подтверждение фактических обстоятельств дела представлены следующие доказательства: протокол об административном правонарушении от Дата; акт о выявлении признаков административного правонарушения от Дата; выпиской из модуля «Претензионный центр».
Указанные обстоятельства послужили поводом для вынесения Административной комиссией постановления от Дата №... в отношении Лепихина Д.Н.
Между тем, с вынесенным постановлением согласиться нельзя.
В соответствии со статей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает определенный порядок привлечения к административной ответственности и содержит ряд требований, обязательных для соблюдения при производстве по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Требования к содержанию постановления по делу об административном правонарушении предусмотрены статьей 29.10 КоАП РФ, исходя из которой, постановление может быть вынесено в форме документа на бумажном носителе, а также в форме электронного документа. Данной статьей предусмотрено общее правило о том, что постановление подписывается лицом, его вынесшим (судьей, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление). Постановление в форме электронного документа, может быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (части 5, 5.1, 8).
В соответствии с ч.5.1 ст.29.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено и направлено для исполнения в форме электронного документа (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия), подписанного судьей, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
По смыслу названных норм, постановление, принятое по итогам заседания коллегиального органа (административной комиссии), за исключением случаев, предусмотренных в ч.6 ст.29.10 КоАП РФ (постановление по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, оформляется в форме электронного документа, подписанного должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации), должно быть подписано оригинальной подписью председателя коллегиального органа (административной комиссии). При этом второй экземпляр постановления по делу об административном правонарушении может быть вынесен и направлен для исполнения в форме электронного документа.
По запросу суда административной комиссией Адрес были представлены оригиналы дела об административном правонарушении в отношении Лепихина Д.Н., в том числе оригинал оспариваемого постановления от Дата, содержащий сведения об электронной подписи председателя административной комиссии ФИО3
Между тем, указанный документ, вынесенный на заседании административной комиссии по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Лепихина Д.Н. в виде постановления от Дата, принят в ненадлежащей форме, не отвечающей требованиям ч.5 ст.29.10 КоАП РФ, поскольку не подписан лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа.
Допущенное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность постановления.
В настоящее время в связи с истечением на момент рассмотрения настоящей жалобы предусмотренного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения лица к административной ответственности возможность устранить допущенные нарушения путем возвращения дела на новое рассмотрение отсутствует.
Согласно пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление коллегиального органа нельзя признать законными и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
р е ш и л :
жалобу Лепихина Д. Н. удовлетворить.
Постановление Административной комиссии Дзержинского района г.Перми от 10.01.2024 №..., которым Лепихин Д. Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.1 Закона Пермского края № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г.Перми в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.
...
.... Судья Л.А. Богомолова