Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3881/2020 ~ М-4211/2020 от 31.07.2020

Дело № 2-3881/2020                         

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 августа 2020 года Великий Новгород

Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Юркевич М.А.,

при секретаре Гуляевой Н.А.,

с участием прокурора Клюевой Н.А.,

истца Крыловой Т.В.,

представителя Министерства здравоохранения Новгородской области Павлова Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Великого Новгорода, действующего в интересах Крыловой Т.В., к Министерству здравоохранения Новгородской области о взыскании денежной компенсации за приобретенный лекарственный препарат,

установил:

Прокурор г.Великого Новгорода, действующий в интересах Крыловой Т.В., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Новгородской области (далее - Министерство) о взыскании денежной компенсации за приобретенный лекарственный препарат. В обоснование требований указано, что Крылова Т.В. страдает Крыловой Т.В. выписан рецепт на получение лекарственного препарата . При обращении в аптеку АО «Новгородфармация» данный рецепт не был обеспечен по причине отсутствия лекарственного препарата в аптечной сети. Крылова Т.В. была вынуждена приобрести лекарственный препарат за счет собственных средств, в связи с чем понесла расходы в сумме 82 057 руб. 01 коп.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО «Новгородфармация».

Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о судебном заседании. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

В судебном заседании представитель истца прокурор Клюева Н.В. иск поддержала в полном объеме.

    Истец Крылова Т.В. требования поддержала по основаниям, указанным в иске, дополнительно пояснив, что она систематически пыталась получить назначенный препарат в аптечных учреждениях. Поскольку лекарственным препаратам по рецепту не была обеспечена, она приобретала лекарственный препарат за свой счет.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, вместе с тем не оспаривал тот факт, что истец не была обеспечена лекарственным препаратом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу ст. 4 вышеназванного Федерального закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1).

К основным принципам охраны здоровья граждан относится также принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со ст. 8 того же Федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Пунктом 11.6.1 Территориальной программы предусмотрено, что лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении граждан, проживающих в Новгородской области, осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с перечнями групп населения и категорий заболеваний, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», областным законом от 10.05.2007 № 97-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий в области здравоохранения», со стандартами оказания амбулаторно-поликлинической помощи, на основании Перечня лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно приложению № 6 к Программе.

Согласно нормам Областного закона Новгородской области от 10.05.2007 № 97-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и наделении органов местного самоуправления Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области здравоохранения», одной из мер социальной поддержки граждан в области здравоохранения является бесплатное лекарственное обеспечение, предоставляемое категориям граждан, которые указаны в приложение 2 к данному Областному закону.

Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится оказание лицам, страдающими идиопатической легочной артериальной гипертензией, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы лекарственными препаратами.

Исходя из положения п. 6 приказа Минздрава России от 11 июля 2017 года № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность», запрещается отпускать лекарственные препараты по рецептам с истекшим сроком действия, за исключением случая, когда срок действия рецепта истек в период нахождения его на отсроченном обслуживании. При истечении срока действия рецепта в период нахождения его на отсроченном обслуживании отпуск лекарственного препарата по такому рецепту осуществляется без его переоформления.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Великого Новгорода проведена проверка, в ходе которой установлено, что Крылова Т.В. страдает , и ей на постоянной основе требуется лекарственный препарат «

Крылова Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ включена в федеральный регистр граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение.

ДД.ММ.ГГГГ Крыловой Т.В. выписан рецепт на получение лекарственного препарата «

По вышеуказанному рецепту Крылова Т.В. медицинским изделием не обеспечена.

По информации, представленной АО «Новгородфармация», в момент обращения заявителя в аптеку в связи отсутствием указанного в рецепте медицинского изделия заведующей аптекой рецепт поставлен на отсроченное обслуживание. Заведующая аптекой своевременно предоставляла информацию в Министерство здравоохранения Новгородской области о нахождении рецепта на отсроченном обслуживании для принятия мер. Рецепт обеспечен не был и снят с отсроченного обслуживания по истечении срока действия.

В связи с не обеспечением рецепта Крылова Т.В. приобрела лекарственный препарат за счет собственных средств.

Расходы Крыловой Т.А. на приобретение лекарственного препарата подтверждены представленными в материалы дела кассовыми и товарными чеками и составили 82 057,01 руб., в том числе: ДД.ММ.ГГГГ на сумму 11 800,01 руб., ДД.ММ.ГГГГ. - 15 000 руб., ДД.ММ.ГГГГ. – 21 300 руб., ДД.ММ.ГГГГ -8559 руб., ДД.ММ.ГГГГ г. – 10 794 руб., ДД.ММ.ГГГГ г. – 14 604 руб.

Исходя из п.п. 1.1, 3.1.2, 3.1.49 Положения о Министерстве здравоохранения Новгородской области, утвержденного постановлением Администрации Новгородской области от 21.12.2017 № 455, Министерство является органом исполнительной власти Новгородской области, исполняющим государственные полномочия в сфере охраны здоровья и обязательного медицинского страхования на территории области, осуществляет полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона №178-ФЗ, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета, субвенций из федерального бюджета, предусмотренных на реализацию переданных полномочий.

При таких обстоятельствах, учитывая, что бездействие Министерства, заключающееся в непринятии мер, направленных на обеспечение ребенка жизненно важным лекарственным препаратом, влечет нарушение гарантированных государством прав истца на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь, суд находит требования прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Учитывая, что Министерство здравоохранения Новгородской области не приняло мер к обеспечению Крыловой Т.В. бесплатным лекарственным препаратом, а потребность в употреблении лекарственного препарата у истца имеет постоянный характер, наличии причинно-следственной связи между расходами истца на приобретение препарата и неправомерным бездействием Министерства здравоохранения Новгородской области, то в соответствии со ст. 15 ГК РФ, с Министерства здравоохранения Новгородской области в пользу истца надлежит взыскать денежные средства, потраченные на покупку лекарственного препарата, в размере 82 057 руб. 01 коп.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Взыскать с Министерства здравоохранения Новгородской области в пользу Крыловой Т.В. денежную компенсацию за приобретенный лекарственный препарат в сумме 82 057 руб. 01 коп.

На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено представление в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий                 М.А.Юркевич

Мотивированное решение составлено 18.08.2020 года.

2-3881/2020 ~ М-4211/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Крылова Татьяна Викторовна
Прокуратура Великого Новгорода
Ответчики
Министерство здравоохранения Новгородской области
Другие
Министерство финансов Новгородской области
АО «Новгородфармация»
Суд
Новгородский районный суд Новгородской области
Судья
Юркевич Марина Анатольевна
Дело на странице суда
novgorodski--nvg.sudrf.ru
31.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.07.2020Передача материалов судье
03.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2020Судебное заседание
18.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.09.2020Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее