44RS0028-01-2023-001210-11
Дело № 2-1393/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 декабря 2023 года
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Вороновой О.Е.,
при помощнике судьи Кабановой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Костромского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ Костромского района Костромской области «Шуваловская средняя общеобразовательная школа», Администрации Костромского муниципального района Костромской области о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере образования и противодействия терроризму,
установил:
Прокурор Костромского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБОУ Костромского района Костромской области «Шуваловская средняя общеобразовательная школа», администрации Костромского муниципального района о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере образования и противодействия терроризму.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Костромского района во исполнение п. 1.3 приказа Генерального прокурора РФ от 13 декабря 2021 года № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» проведен анализ состояния законности в сфере соблюдения законодательства об образовании и военно-патриотическом воспитании молодежи в образовательных организациях, функционирующих на территории Костромского района.
В результате проверки установлено, что в МБОУ Костромского района Костромской области «Шуваловская средняя общеобразовательная школа» отсутствует стрелковый тир для отработки обучающимися приемов применения стрелкового оружия или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер), что нарушает право обучающихся на образование и снижает уровень военной подготовки.
В МБОУ «Шуваловская СОШ» не создана надлежащая материальная база для обучения школьников начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы, что подтверждается информацией Управления образования администрации Костромского муниципального района Костромской области от 15 июня 2023 года.
Администрация Костромского муниципального района Костромской области, реализуя полномочия по предоставлению общего образования, обязана создавать надлежащие финансовые условия для выполнения образовательными учреждениями уставных задач, включая достаточное финансирование муниципальных учреждений для улучшения учебно-материальной базы, в том числе для обеспечения образовательных организаций стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).
На основании изложенного, со ссылками на ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.ст. 11, 12, 13 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ст. 5.2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», прокурор Костромского района просит:
-обязать МБОУ Костромского района Костромской области «Шуваловская средняя общеобразовательная школа» оборудовать образовательную организацию стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажером) в срок до 01 декабря 2023 года;
-обязать администрацию Костромского муниципального района Костромского муниципального района Костромской области профинансировать мероприятия по оборудованию МБОУ Костромского района Костромской области «Шуваловская средняя общеобразовательная школа» стрелковым тиром или местом для стрельбы (Электронным стрелковым тренажером).
В ходе рассмотрения дела прокурором Костромского района заявленные требования уточнены, в окончательной форме просит:
- обязать МБОУ Костромского района Костромской области «Шуваловская средняя общеобразовательная школа» оборудовать образовательную организацию учебно-наглядными пособиями по организационной структуре Вооруженных Сил Российской Федерации и военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- обязать администрацию Костромского муниципального района Костромской области профинансировать мероприятия по оборудованию МБОУ Костромского района Костромской области «Шунгенская средняя общеобразовательная школа» учебно-наглядными пособиями по организационной структуре Вооруженных Сил Российской Федерации и военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин.
Представитель истца помощник прокурора Костромского района Голубева Е.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - директор МБОУ Костромского района Костромской области «Шуваловская средняя общеобразовательная школа» Кузнецова Н.Н. в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора Костромского района признала в полном объеме, о чем представила письменное заявление.
Представитель ответчика администрации Костромского муниципального района - начальник Управления образования администрации Костромского муниципального района Костромской области Сорока Э.Ю. направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, указав, что исковые требования прокурора Костромского района признают в полном объеме.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников по делу, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
На основании ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В силу части 3 статьи 5 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.
Согласно статьям 11 и 12, пункту 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования.
Федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.
Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает в том числе: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; военно- патриотическое воспитание.
Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
31 декабря 1999 года Правительством Российской Федерации принято Постановление N 1441, пунктом 1 которого утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе (далее - Положение).
Пунктом 6 Положения установлено, что подготовка граждан по основам военной службы проводится в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Пунктом 13 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации и Минобрнауки России от 24 февраля 2010 года N 96/134, предусмотрено, что обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами:
в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" (далее также - ОБЖ) - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования;
в рамках дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.
В силу пункта 14 Инструкции в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).
Рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы приведены в приложении N 1 к Инструкции и включают нормативные правовые документы, учебную литературу и учебно-наглядные пособия.
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 1089 утвержден Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее - Федеральный компонент).
Федеральный компонент включает Стандарт среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (далее также - Стандарт среднего (полного) образования по ОБЖ).
Учебные предметы Федерального компонента представлены на двух уровнях: базовом и профильном.
Базовый уровень стандарта учебного предмета основан на воспитательных и развивающих задачах общего образования, на формировании общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными, развивающими задачами общего образования, задачами социализации и развития представлений обучающихся о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности.
Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей обучающегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности и приобретение практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательным для изучения учебный предмет ОБЖ.
Согласно Стандарту среднего (полного) общего образования по предмету Основы безопасности жизнедеятельности при изучении основ ОБЖ на базовом уровне среднего (полного) общего образования ученик должен уметь:
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен знать/понимать в том числе: состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации; основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы.
Подпунктом 10 пункта 9.16 Стандарта установлено, что требования к предметным результатам освоения базового курса по учебному предмету ОБЖ (базовый уровень) должны отражать: сформированность представлений о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении мира; знание основ обороны государства и воинской службы; прав и обязанностей гражданина в области гражданской обороны.
Положениям приказа Министра обороны Российской Федерации и Минобрнауки России от 24 февраля 2010 года N 96/134 определены рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.
К ним отнесены в том числе наличие учебно-наглядных пособий: организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации; военно-учетные специальности солдат, матросов, сержантов и старшин;
В силу п. п. 7.1, 7.2 Устава Учреждения деятельность Учреждения, связанная с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности в соответствии с пунктом 2.3 настоящего Устава, осуществляется в соответствии с муниципальным заданием. Муниципальное задание формируется Управлением образования в порядке, установленном постановлением администрации Костромского муниципального района. Учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания.
Финансовое обеспечение выполнения Учреждением муниципального задания осуществляется в виде субсидий из бюджета Костромского муниципального района, предоставляемых в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и муниципальными правовыми актами администрации Костромского муниципального района. В случаях и порядке, определенных муниципальными правовыми актами администрации Костромского муниципального района, Учреждению могут предоставляться субсидии на иные цели.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ст. 173 ГПК РФ признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается ответчиком. В случае, если признание иска выражено в адресованных суда заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. Суд разъясняет ответчику последствия признания иска.
Последствия признания иска, предусмотренные ст. ст. 39, 173 ГПК РФ, а именно о том, что в случае признания иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, ответчику разъяснены и понятны. Заявление ответчиков приобщено к материалам дела.
Представители ответчиков МБОУ Костромского района Костромской области «Шуваловская средняя общеобразовательная школа», Администрации Костромского муниципального района Костромской области признали законность и обоснованность предъявленного к ним иска. Суд считает возможным принять признание исковых требований ответчиками, так как признание иска соответствует закону, не нарушает права и законные интересы третьих лиц.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком и принятия его судом в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Исходя из изложенного, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования прокурора Костромского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере образования и противодействия терроризму.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Костромского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц,- удовлетворить.
Обязать МБОУ Костромского района Костромской области «Шуваловская средняя общеобразовательная школа» оборудовать образовательную организацию учебно-наглядными пособиями по организационной структуре Вооруженных Сил Российской Федерации и военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Костромского муниципального района Костромской области профинансировать мероприятия по оборудованию МБОУ Костромского района Костромской области «Шуваловская средняя общеобразовательная школа» учебно-наглядными пособиями по организационной структуре Вооруженных Сил Российской Федерации и военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Костромской районный суд Костромской области.
Председательствующий судья О.Е. Воронова
решение в окончательной форме
изготовлено 09.12.2023 - судья