Судья: Иванова А.И. адм. дело № 33а-12101/2023
УИД: 63RS0039-01-2023-002329-58
Дело № 2а-3369/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 октября 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Ромадановой И.А.,
судей Мыльниковой Н.В., Толмосовой А.А.,
при секретаре Исмаилове Э.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Еремеева Г.Н. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 03 июля 2023 г. по административному делу № по административному исковому заявлению Г.Н. к Администрации Губернатора Самарской области о признании незаконным постановления,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Мыльниковой Н.В., объяснения Еремеева Г.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,
установила:
Еремеев Г.Н. обратился в Ленинский районный суд г. Самара с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления от 06 февраля 2023 года № о назначении министром культуры Самарской области ФИО7
В обоснование своих требований ссылался на то, что ДД.ММ.ГГГГ Губернатор Самарской области издал распоряжение о проведении открытого конкурса по отбору кандидатов на должность министра культуры Самарской области и утвердил Положение по проведению открытого конкурса по отбору кандидатов на замещение государственной должности министра культуры Самарской области. ДД.ММ.ГГГГ был проведён заключительный этап конкурса – собеседование с кандидатами на должность министра культуры. Комиссия после проведения 3 этапа конкурса выбрала 6 кандидатов, но не стала их рекомендовать Губернатору. ДД.ММ.ГГГГ. Губернатор Самарской области, не определив победителя конкурса, издал постановление о назначении на должность министра культуры Самарской области ФИО7
Ссылаясь на указанные обстоятельства Еремеев Г.Н. просил признать незаконным Постановление Губернатора Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ о назначении министром культуры Самарской области ФИО7, обязать Губернатора Самарской области устранить в полном объеме допущенные нарушения его прав путем отмены оспариваемого постановления, подведение итогов конкурса, определения победителя, назначения победителя конкурса министром культуры Самарской области либо опубликования публичного отказа в выплате награды – назначения на должность министра культуры победителя конкурса.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 03 июля 2023 года в удовлетворении административного иска отказано (л.д.58-61).
В апелляционной жалобе Еремеев Г.Н. просит решение суда отменить, указывая о неправильном применении судом материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований (л.д.66-71).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Административный истец Еремеев Г.Н. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца, поскольку оспариваемое Еремеевым Г.Н. постановление Губернатора Самарской области не противоречит действующему законодательству и принято в соответствии с полномочиями Губернатора Самарской области, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца. При этом суд первой инстанции учел, что конкурсная процедура не является обязательной при отборе кандидатов на должность министра культуры Самарской области, а результаты конкурса носят рекомендательный характер не связывая Губернатора Самарской области в кадровом усмотрении. Губернатор Самарской области вправе назначить на должность министра культуры Самарской области любое лицо, неограниченное в силу закона или судебного акта в праве на занятие государственной должности субъекта Российской Федерации, в том числе не принимавшее участие в конкурсе.
Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы административного истца, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению.
Из материалов дела следует, что распоряжением Губернатора Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р объявлен открытый конкурс по отбору кандидатов на замещение государственной должности Самарской области – должности министра культуры Самарской области. Тем же распоряжением были утверждены положение по проведению конкурса и состав конкурсной комиссии.
Административный истец Еремеев Г.Н. принимал участие в указанном конкурсе.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам заочного голосования конкурсной комиссией принято решение рекомендовать для участия в индивидуальном собеседовании ДД.ММ.ГГГГ Еремеева Г.Н.
ДД.ММ.ГГГГ Еремеев Г.Н. прошел тестирование в Самарском региональном ресурсном центре, а ДД.ММ.ГГГГ принял участие в индивидуальном собеседовании с конкурсной комиссией.
В соответствии с пунктом 7.4 Положения о конкурсе по результатам работы конкурсная комиссия принимает решение рекомендовать или не рекомендовать Губернатору Самарской области рассмотреть кандидата для назначения на государственную должность Самарской области министра культуры Самарской области.
На заседании конкурсной комиссии ДД.ММ.ГГГГ. был принято итоговое решение, согласно которому члены комиссии не рекомендовали никого из участников конкурса в качестве кандидата на должность министра культуры Самарской области.
Постановлением Губернатора Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № на государственную должность министра культуры Самарской области была назначена ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ на срок полномочий Губернатора Самарской области.
Согласно пункту 3 статьи 1 Закона Самарской области «О лицах, замещающих государственные должности Самарской области» должность министра Самарской области является государственной должностью Самарской области.
Лицо наделяется полномочиями, избирается или назначается на государственную должность Самарской области в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, Уставом Самарской области и иными законами Самарской области (пункт 2 статьи 1 Закона Самарской области «О лицах, замещающих государственные должности Самарской области»).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 2 Закона Самарской области «О Правительстве Самарской области» министры Самарской области входят в состав Правительства Самарской области.
Согласно пункту 5 статьи 67 Устава Самарской области и пункту 1 статьи 3 Закона Самарской области «О Правительстве Самарской области» Правительство Самарской области формирует Губернатор Самарской области.
Министры Самарской области назначаются на должность и освобождаются от должности Губернатором Самарской области (пункт 4 статьи 3 указанного Закона Самарской области «О Правительстве Самарской области»).
Специальная процедура по отбору кандидатов на должность министра культуры Самарской области, и его назначение законом не предусмотрена.
Выбор лица для назначения на государственную должность министра культуры Самарской области осуществляется Губернатором Самарской области по своему усмотрению.
Таким образом, Губернатор Самарской области обладает правом назначить на должность министра культуры Самарской области любое лицо, не ограниченное в силу закона или судебного акта в праве на занятие государственной должности субъекта Российской Федерации. Конкурсные процедуры обязательным этапом отбора кандидатов на указанную должность не являются.
Судебная коллегия также обращает внимание, что согласно распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ. конкурс объявлен не на замещение государственной должности Самарской области – министра культуры, а конкурс по отбору кандидатов на замещение государственной должности Самарской области – министра культуры.
С момента принятия конкурсной комиссией решения в соответствии с пунктом 7.4 Положения по проведению конкурса и оформлению протокола заседания конкурсной комиссии с ДД.ММ.ГГГГ конкурс был завершен, информация о результатах размещена на официальном сайте Правительства Самарской области ДД.ММ.ГГГГ
При этом как установлено ранее, Губернатор Самарской области не связан результатами конкурса.
Таким образом, оспариваемое заявителем постановление Губернатора Самарской области соответствует закону, не нарушает права, свободы и законные интересы ФИО2
Оспариваемое постановление не противоречит действующему законодательству, принято в соответствии с полномочиями Губернатора Самарской области, участие административного истца в конкурсе не порождало для него никаких прав и преимуществ относительно назначения на должность министра культуры Самарской области. Несогласие административного истца с кадровым решением Губернатора Самарской области не может служить основанием для отмены оспариваемого постановления и решения суда.
Доводы административного истца о том, что конкурс по отбору кандидатов на должность до настоящего времени не завершен, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно отклонены по мотивированным основаниям, изложенным в решении суда.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку считает их основанным на правильном применении норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, с учетом, установленных при рассмотрении дела юридически значимых обстоятельств.
Деятельность конкурсной комиссии регламентирована вышеуказанным распоряжением Губернатора Самарской области, изданным в рамках административных полномочий Губернатора Самарской области по формированию Правительства Самарской области. Таким образом, все правоотношения, возникающие между конкурсной комиссией и участниками конкурса, носят административный характер.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, они признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы по существу не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 03 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Еремеева Г.Н. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи