Дело №
УИД: 91RS0№-02
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2024 <адрес>
Сакский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Мазаловой М.И.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Сакского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Воробьевская средняя школа» <адрес> Республики Крым, третьи лица: Администрация Воробьевского сельского поселения <адрес> Республики Крым, Министерство образования науки и молодежи Республики Крым, о понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Сакский межрайонный прокурор в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ «Воробьевская средняя школа» <адрес> Республики Крым о понуждении совершить определённые действия.
Исковые требования мотивированы тем, что Сакской межрайонной прокуратурой на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних в деятельности МБОУ «Воробьевская средняя школа» <адрес>. По результатам проведенной проверки установлено, что МБОУ «Воробьевская средняя школа» <адрес> не имеет периметрального ограждения, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора образовательного учреждения внесено представление. По результатам рассмотрения представления прокурора ДД.ММ.ГГГГ из МБОУ «Воробьевская средняя школа» <адрес> поступил ответ, из которого следует, что образовательной организацией неоднократно в адрес администрации <адрес> направлялись ходатайства о выделении денежных средств из бюджета муниципального образования на проведение указанных работ, однако до настоящего времени финансирование указанных работ не предусмотрено. Вместе с тем проведенной межрайонной прокуратурой контрольной проверкой установлено, что в нарушение п. 2.2.1 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-20 до настоящего времени МБОУ «Воробьевская средняя школа» <адрес> периметральное ограждение территории отсутствует. Выявленные нарушения причиняют существенный вред законным интересам и правам несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников и технического персонала образовательного учреждения на безопасные условия обучения, воспитания, работы.
Прокурор просит:
- обязать администрацию <адрес> Республики Крым (ИНН 9107002769, ОРГН 1149102093612) принять меры по финансированию необходимых мероприятий, связанных с устранением муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Воробьевская средняя школа» <адрес> (ИНН 9107005880, ОГРН 1159102014268) нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: оборудовать территорию учреждения целостным периметральным ограждением, в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
- обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Воробьевская средняя школа» <адрес> (ИНН 9107005880, ОГРН 1159102014268) устранить нарушения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: оборудовать территорию учреждения целостным периметральным ограждением, в течение 6 месяцев со дня выделения финансирования.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: <адрес> Республики Крым, третьи лица: Администрация Воробьевского сельского поселения <адрес> Республики Крым, Министерство образования науки и молодежи Республики Крым.
В судебном заседании прокурор ФИО2 поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям. Считала указанный срок достаточным для устранения выявленных нарушений со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика - администрации <адрес> Республики Крым ФИО3 в судебном заседании возражал против установления срока исполнения решения суда - 2 месяцев, считал необходимым установить разумный срок - 6 месяцев по всем требованиям.
В судебное заседание представитель ответчика - МБОУ «Воробьевская средняя школа» <адрес> не явился, уведомлен о дате, месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом. Возражений на иск не представил.
Представитель третьего лица - Администрации Воробьевского сельского поселения <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явился. О месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица - Министерства образования науки и молодежи Республики Крым в судебное заседание не явился. О месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Суд, учитывая мнения участников процесса, руководствуясь положениями ст.167 ГК РФ, считает возможным рассмотреть судебное заседание при данной явке.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, оценив все представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Из материалов дела следует, что Сакской межрайонной прокуратурой на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних в деятельности МБОУ «Воробьевская средняя школа» <адрес>.
В соответствии с п. 2 ч. 6 с. ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
Частью 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно Устава образовательного учреждения, утвержденного постановлением <адрес> Республики Крым (далее - Устав), муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение является бюджетным образовательным учреждением, находящимся в ведении муниципального образования <адрес> Республики Крым, которое является учредителем школы и собственником ее имущества.
В соответствии с ч. ст. 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная, в частности, муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В силу Устава основной целью деятельности МБОУ является создание условий для реализации гарантированного гражданам права на получение общедоступного и бесплатного образования. Предметом деятельности МБОУ является реализация образовательной программы начального общего, основного общего, среднего образования.
Согласно ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется, в том числе с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем.
Статьями 6, 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для исполнения расходных обязательств муниципального образования предназначен бюджет муниципального образования (местный бюджет), под которым понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
В силу ст.ст. 5, 23, 75 Устава муниципального образования <адрес> Республики Крым, представительным органом муниципального образования <адрес> Республики Крым является <адрес> совет Республики Крым, к компетенции которого отнесено утверждение бюджета муниципального образования, определение порядка по осуществлению финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями. <адрес> утверждается в форме решения <адрес> совета.
Таким образом, исполнение требований законодательства по обеспечению надлежащего функционирования бюджетного образовательного учреждения является обязанностью не только образовательного учреждения, но и <адрес> совета.
Согласно ст. 41 Устава муниципального образования <адрес> является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и республиканскими законами.
Статьей 43 Устава к полномочиям администрации отнесены: в области планирования, бюджета, финансов и учета: обеспечение составления проекта бюджета района (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана); внесение на утверждение <адрес> совета проект бюджета района (проект бюджета и среднесрочный финансовый план) с необходимыми документами и материалами; обеспечение исполнения бюджета района и составление бюджетной отчетности, представляет отчет об исполнении бюджета района на утверждение <адрес> совета; в сфере образования и здравоохранения: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Республики Крым; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного, бесплатного дошкольного образования на территории района; иные.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Осуществление какой-либо деятельности в отношении детей с нарушением установленных законодательством требований угрожает безопасности жизни и здоровья детей, является недопустимым.
Согласно п. 2.2., 2.2.1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-20) на территории хозяйствующего субъекта должны соблюдаться следующие требования: собственная территория оборудуется наружным электрическим освещением, по периметру ограждается забором и зелеными насаждениями.
Согласно письма Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О методических рекомендациях» в состав мероприятий, направленных на создание единой системы обеспечения безопасности образовательных организаций в числе прочего включено: наличие периметрального ограждения.
По результатам проведенной прокуратурой проверки установлено, что МБОУ «Воробьевская средняя школа» <адрес> не имеет периметрального ограждения, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора образовательного учреждения внесено представление.
По результатам рассмотрения представления прокурора ДД.ММ.ГГГГ из МБОУ «Воробьевская средняя школа» <адрес> поступил ответ, из которого следует, что образовательной организацией неоднократно в адрес администрации <адрес> направлялись ходатайства о выделении денежных средств из бюджета муниципального образования на проведение указанных работ, однако до настоящего времени финансирование указанных работ не предусмотрено.
Вместе с тем проведенной межрайонной прокуратурой контрольной проверкой установлено, что в нарушение п. 2.2.1 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-20 до настоящего времени МБОУ «Воробьевская средняя школа» <адрес> периметральное ограждение территории отсутствует.
Выявленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в образовательном учреждении причиняют существенный вред законным интересам и правам несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников и технического персонала образовательного учреждения на безопасные условия обучения, воспитания, работы.
Ответчиками, в нарушение положений ст.56 ГПК РФ, доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, не представлено. Напротив, позиция представителей ответчиков сводится к признанию иска, но имеются возражения по срокам исполнения указанных в иске обязанностей.
Учитывая вышеизложенное, суд удовлетворяет требования прокурора.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечёт применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания приведённой нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.
В судебном заседании представитель ответчика <адрес> ФИО3 просил установить шестимесячный срок для исполнения решения суда в части требований о возложении обязанности принять меры по финансированию необходимых мероприятий, связанных с устранением Муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Воробьевская средняя школа» <адрес> нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта (территории) учреждения.
Суд считает шестимесячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу, реальным для принятия ответчиками необходимых мер по исполнению решения суда, при этом действующее законодательство Российской Федерации не содержит оснований для освобождения обязанных лиц от финансирования мероприятий по антитеррористической защищенности в образовательных и дошкольных учреждениях и не ставит сроки выполнения таких мероприятий от финансовых возможностей соответствующих лиц.
Суд, на основании ст.103 ГПК РФ, взыскивает с ответчиков в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 600 рублей, по 300 рублей с каждого.
Руководствуясь ст.ст.103, 194-199, 320-321 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сакского межрайонного прокурора удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию <адрес> Республики Крым принять меры по финансированию необходимых мероприятий, связанных с устранением Муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Воробьевская средняя школа» <адрес> нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта (территории) учреждения, а именно: оборудовать территорию учреждения целостным периметральным ограждением.
Установить срок исполнения: в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить обязанность на Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Воробьевская средняя школа» <адрес> устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта (территории) учреждения, а именно: оборудовать территорию учреждения целостным периметральным ограждением.
Установить срок исполнения: в течение 6 месяцев со дня выделения финансирования.
Взыскать с администрации <адрес> Республики Крым, Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Воробьевская средняя школа» <адрес> в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 600 рублей 00 копеек, с каждого по 300 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Сакский районный суд Республики Крым путём подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Мазалова М.И.