Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-42/2023 (2-1191/2022;) ~ М-924/2022 от 06.07.2022

УИД 42RS0033-01-2022-001704-44

(2-42/2023)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего судьи Смолина С.О.,

при секретаре Журавель Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске 02 февраля 2023 года гражданское дело по иску Попова ФИО13 Поповой ФИО14 к администрации города Прокопьевска Кемеровской области о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,

УСТАНОВИЛ:

Попов ФИО15, Попова ФИО16 обратились в суд с иском к администрации <адрес> о включении в список граждан, подлежащих переселению, заключении договора о предоставлении социальной выплаты, просили суд включить истцов в список граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной ООО «Шахта им. Ворошилова», обязать администрацию <адрес> заключить истцами договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения, за счет средств, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья взамен сносимого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности на ликвидированной ООО «Шахта им. Ворошилова».

Исковые требования мотивированы тем, что истцы Попов ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ.р., Попова ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ.р. проживают одной семьей и зарегистрированы по месту жительства в жилом доме по адресу: <адрес>-Кузбасс, <адрес>, <адрес>, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> принадлежит Попову ФИО19, 1/3 доля на основании договора купли-продажи (дома) части дома от ДД.ММ.ГГГГ., 2/3 доли на основании договора мены дома части дома) от ДД.ММ.ГГГГ. Жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> непригоден для проживания. Дом находится на подработанной территории. Истцы не включены в список граждан на переселение с подработанной территории. Истцы обращались к ответчику с заявлением о включении всех членов моей семьи ь список граждан на переселение с подработанной территории какой-либо шахты и заключении договора на предоставление социальной выплаты, однако им было отказано, поскольку дом отнесен администрацией к категории «подработанные неветхие».

Истец Попова ФИО20 в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям изложенным в иске.

Истец Попов ФИО21 в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель истцов ФИО5, действующая на основании доверенности (л.д.167) в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика – администрации <адрес> С.В., действующая на основании доверенности (л.д.43), в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила письменные возражения (л.д.42, 138-139), согласно которым, требования истцов считает не подлежащими удовлетворению, поскольку у истцов отсутствует совокупность условий, необходимых для предоставления социальной выплаты.

Третье лицо Министерство энергетики РФ в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили отзыв на исковое заявление (л.д.50-51), в котором просили рассмотреть дело в их отсутствие, указали, что у ответчика отсутствуют правовые основания для включения истцов в список граждан, поскольку в составе проекта ликвидации ООО «Шахта им. Ворошилова» имеется список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья. В указанном списке истцы не значатся.

Третье лицо нотариус <адрес> ФИО10 в суд не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д.214).

Свидетель ФИО6 показал, что его тетя ФИО3 при жизни завещала ему квартиру по адресу: <адрес>, однако ее убили, он был призван в армию, в связи с чем, истец Попова ФИО22 была вынуждена оформить квартиру на свое имя, истцы в указанной квартире никогда не проживали, с ДД.ММ.ГГГГ в данном жилом помещении была прописана его супруга, он проживал в данной квартире с семьей, впоследствии продал квартиру.

Свидетель ФИО7 проживает по соседству с истцами, знакомы более 30 лет, истцы Попов ФИО23, Попова ФИО24 постоянно проживают по адресу: <адрес>, <адрес>, с указанного адресу никуда не выезжали.

Свидетель ФИО8 показала, что Попов ФИО25, Попова ФИО26 постоянно проживают по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, никуда не выезжали, места жительства не меняли, квартира по адресу: <адрес> ранее принадлежала ее тете, она при жизни распорядилась, что квартира после ее смерти должна перейти к ее племяннику ФИО11, истец Попова ФИО27 была вынуждена оформить квартиру в свою собственность, так как ФИО11 был призван в армию, а квартира путем мошеннических действий выбыла из владения тети.

Выслушав истца, представителя истца, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицам, занимающим его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, в исключении случаев произвольного лишения граждан жилища.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 15 ЖК РФ).

В силу ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом (ч. 2 ст. 30 ЖК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса РФ установлено, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (п. 5 ст. 10 ГК РФ).

В силу положений пункта 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.

Пунктами 2 и 3 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ предусмотрено, что финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» (с последующими изменениями и дополнениями) во исполнение Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечению занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 428 (далее – также Правила N 428), с последующими изменениями и дополнениями.

В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 5 Правил (в ред. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 778, от ДД.ММ.ГГГГ N 36, от ДД.ММ.ГГГГ N 566) межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе, по сносу многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до ДД.ММ.ГГГГ угольных (сланцевых) шахтах, а также на ликвидированных с ДД.ММ.ГГГГ шахтах в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (<адрес>) (далее - ветхое жилье); по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных подпунктами «а» - «в» и «е» пункта 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (<адрес>), и муниципальных программ создания новых рабочих мест (п. 6 Правил в ред. от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно указанным Правилам, содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат в соответствии со списками переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденных проектов ликвидации шахт.

В соответствии с абзацем 1 пункта 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (в ред. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 44, от ДД.ММ.ГГГГ N 262, от ДД.ММ.ГГГГ N 778, от ДД.ММ.ГГГГ N 734, от ДД.ММ.ГГГГ N 314), содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

Согласно абзацу 2 пункта 8 (с дополнениями, внесёнными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2564) основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:

- рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;

- государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;

- снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье;

- проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;

- фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.

Предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим (абзац 9 Правил в ред. от ДД.ММ.ГГГГ).

Изложенные в Постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 428 нормы являются специальными по отношению к гражданам, проживающим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированным по месту жительства в ветхих жилых помещениях, пришедших в негодность из-за воздействия горных работ, на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.

Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением «ГУРШ» при Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ N 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты, кроме того, в число членов семей включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади.

Таким образом, указанные меры социальной помощи носят целевой характер; являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживавшим на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и продолжающим проживать до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств, должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.

Анализ вышеуказанных нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета и содействие в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, направлены на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности именно в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействие приобрести взамен ставшего непригодным для проживания жилого помещения, отвечающего требованиям, предъявляемым к таким помещениям.

Решая вопрос о ликвидации угольных шахт, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

Так, согласно пункту 11 Правил N 428, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.

В свою очередь, орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации, о чем указано в пункте 12 Правил N 428.

Следовательно, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах; наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности, регистрация гражданина по месту жительства в ветхом жилье на дату принятия решения о ликвидации шахты, нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.

При этом, отсутствие совокупности данных обстоятельств является безусловным основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Попов ФИО28 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, что подтверждается договорами (л.д.20-21), справкой БТИ (л.д.145).

Истец Попов ФИО30, зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, истец Попова ФИО29 проживает и зарегистрирована в спорном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается данными паспортов истцов (л.д.13-18), справкой ООО «Расчетный центр» (л.д.23).

Истцы Попов ФИО31 и Попова ФИО32 состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д.19).

Как следует из информации, представленной ответчиком, согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ СФ ОАО ВНИМИ «О степени влияния подземных горных работ на техническое состояние 2110 жилых домов, расположенных на территории горного отвода ООО «Шахта им. Ворошилова» с выдачей рекомендаций по их сохранению или сносу» индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес> подвергся влиянию горных работ, проводимых ООО «Шахта им. Ворошилова», дом не относится к категории ветхих, дом по критерию физического износа не попадает в перечень сносимых домов первой очереди (л.д.44).

Истцы полагают о наличии достаточных правовых оснований для возложения обязанности на администрацию <адрес> для их включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого и ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ООО «Шахта им. Ворошилова» жилья, и заключения с ними договора на предоставление социальной выплаты для приобретения или строительства другого жилья согласно действующему законодательству.

В свою очередь, представитель ответчика в обоснование своих возражений относительно иска указывает, что на момент обследования дома и дачи заключения ВНИМИ физический износ жилого дома составлял 52% и дом не был отнесен к категории ветхих. Установленная заключением СФ ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ категория жилого дома - ПН (подработанные неветхие) исключает возможность расселения его жильцов в первоочередном порядке.

В процессе судебного разбирательства с целью проверки обоснованности доводов и возражений сторон, установления причин ветхости спорного жилого дома, по ходатайству стороны истцов (л.д. 39) определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу была назначена судебная горно-геологическая экспертиза, проведение которой поручено экспертному учреждению ООО «Научный центр горной механики и маркшейдерского дела» (л.д.61-62).

По заключению судебной экспертизы ООО «НЦ ГМД» /сэ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.65-135) жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, имел физический износ 66 %, то есть являлся ветхим, жилой дом не соответствует установленным для жилых помещений требованиям, общее техническое состояние жилого дома оценивается как ветхое, состояние несущих конструктивных элементов аварийное, существует реальная угроза для жизни и здоровья людей, проживающих в данном жилом доме. Причиной ветхого состояния жилого дома является комплекс влияющих факторов: морозное пучение грунтов из-за неглубокого заложения фундамента, отсутствие конструктивных мер защиты строения до начала ведения подземных горных работ, сезонное подтопление территории, естественный физический износ строения и влияние на него подземных горных работ. Однако основным фактором являются подземные горные работы ООО «Шахта им. Ворошилова», так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения. Следовательно, техническое состояние жилого дома находится в причинно-следственной связи с ведением подземных горных работ ООО «Шахта им. Ворошилова». В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом рекомендуется к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности, в результате ведения подземных горных работ ООО «Шахта им. Ворошилова», так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения и жилое строение, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, относилось к категории ветхих.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что жилой дом по <адрес> <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ постройки, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имел процент износа 66%, подлежит сносу по критериям безопасности в соответствии с действующим законодательством.

Поскольку судом установлено и подтверждается заключением ООО «Научный центр горной механики и маркшейдерского дела» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.65-135) тот факт, что жилой дом, расположенный по <адрес>, <адрес> подвергся влиянию подземных горных работ, дом отнесен к категории ветхих и подлежащих сносу по критериям безопасности в результате ведения подземных горных работ в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 428, постольку доводы истцов о необходимости включения жильцов дома в уточненный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, заключения с ними договора о предоставлении социальной выплаты суд находит обоснованными.

Как указывалось выше, для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, необходимо наличие совокупности условий, одними из которых являются признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, то есть отсутствие иного жилья.

В силу пункта 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, должны ежегодно уточняться, что означает проверку названных списков с целью уточнения состава лиц, проживавших и имеющих право на проживание в жилом помещении, подлежащем сносу, не имеющих другого жилья и нуждающихся в силу этого в предоставлении государственной помощи.

Реализация истцом гарантий, установленных ст. 40 Конституции Российской Федерации, не может производиться в отрыве от соблюдения им положений ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, в силу которых осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а также без учета положений ст. 19 Конституции Российской Федерации о равенстве граждан перед законом и судом.

Согласно общеизвестным сведениям, размещенным в общем доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте ФНС России (https://egrul.nalog.ru/index.html), решение о ликвидации угольного предприятия – ООО «Шахта им. Ворошилова» (ОГРН 1044205058336, ИНН 4205073568) было принято ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, список граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода ООО «Шахта им. Ворошилова», составлен на момент обследования СФ ОАО «ВНИМИ», т.е. на ДД.ММ.ГГГГ.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в спорном жилом помещении истцы Попов ФИО33, Попова ФИО34    зарегистрированы и проживают с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, состоят в зарегистрированном браке, жилое помещение принадлежит Попову А.А.

При этом, согласно справок БТИ (л.д.142-145), выписок из ЕГРН (л.д.46-48) истцы Попов ФИО35, Попова ФИО36 иных жилых помещений в собственности, владении и пользовании не имеют.

Таким образом, как на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности (ДД.ММ.ГГГГ и на дату составления списков граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода ООО «Шахта им. Ворошилова» (ДД.ММ.ГГГГ) жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> являлся единственным и постоянным местом жительства истцов, дом стал непригодным для проживания в результате ведения горных работ на предприятии уголовной промышленности, в связи с чем, истцы нуждаются в мерах государственной социальной поддержки.

При этом, суд отклоняет доводы ответчика о том, что истцы приобрели квартиру, расположенную по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, а в ДД.ММ.ГГГГ году продали ее, чем сознательно ухудшили свои жилищные условия в связи со следующим.

Как установлено в судебном заседании собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ являлась ФИО3.

Согласно свидетельства о смерти ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.161).

Согласно материалов наследственного дела после смерти ФИО3 наследство приняла ее сестра Попова ФИО37, наследство состояло из квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.217-225).

В судебном заседании из показаний свидетелей ФИО6, ФИО7, ФИО8 судом установлено, что при жизни ФИО3 выразила свое намерение передать квартиру по наследству своему племяннику ФИО6, однако не смогла этого сделать, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ в результате мошеннических действий утратила право собственности на квартиру, спустя несколько лет Поповой С.Н. удалось вернуть квартиру сестре, однако вскоре она умерла, распорядиться квартирой не успела, племянник на тот момент был призван в армию, связи с чем, истец была вынуждена зарегистрировать право собственности на квартиру на свое имя, однако никогда жилым помещением не пользовалась, в ней не проживала, после возвращения племянника ФИО3 из армии в квартире была зарегистрирована жена племянника, они проживали там некоторое время, позднее квартира была по договору дарения переоформлена на него, он владел и пользовался ей, сделал ремонт, впоследствии продал.

Показания допрошенных в судебном заседании свидетелей согласуются с письменными доказательствами: копией искового заявления (л.д.146-147), кассационным представлением прокурора на приговор Киселевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.149-150), кассационной жалобой (л.д.151-160), договором дарения (л.д.163), договорами (л.д.170-174).

В судебном заседании истцами представлены доказательства свидетельствующие о их непрерывном проживании в жилом доме по <адрес>, <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ год: медицинские документы (л.д.179-188), договоры, копиями чеков (л.д.193-198), домовая книга (л.д.199-203).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что спорный жилой дом по <адрес>, <адрес>, <адрес> является единственным и постоянным местом жительства для истцов, иных жилых помещений, пригодных для проживания, в собственности они не имеет, не приобрели право пользования иным жилым помещением, пригодным для проживания.

Как отмечено выше, при рассмотрении спора за основу судом принято заключение судебной экспертизы, согласно которому спорный жилой дом является ветхим жилым домом с процентом износа 66% по состоянию на июнь ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, как установлено судом, истцы проживают в спорном доме до настоящего времени, право пользования жилым помещением они не утратили, иного жилого помещения пригодного для проживания в собственности не имеют, право пользования иным жилым помещением, пригодным для проживания не приобрели.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии всей совокупности необходимых и достаточных для включения в списки на предоставление социальной выплаты условий, при которых истцы Попов ФИО38, Попова ФИО39 не являющиеся участниками межбюджетных отношений, нуждаются в социальной поддержке государства и переселении из ветхого жилья, данное право истцы приобрели на законных основаниях, поэтому их требования к администрации <адрес> являются законными и обоснованными.

В связи с указанным, суд удовлетворяет требования о включении истцов Попова ФИО40 Поповой ФИО41 в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированном ООО «Шахта им. Ворошилова».

Поскольку внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления социальной выплаты в дальнейшем, постольку требования истцов Попова ФИО42, Поповой ФИО43 о заключении с ними договора о предоставлении социальной выплаты также подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Попова ФИО44, Поповой ФИО45 к администрации <адрес> о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> включить Попова ФИО46, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт , Попову ФИО47, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, паспорт , в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта им. Ворошилова».

Обязать администрацию <адрес> заключить с Поповым ФИО48, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, паспорт , Поповой ФИО49, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, паспорт , договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего не пригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта им. Ворошилова».

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, принявший решение, то есть через Центральный районный суд <адрес>.

Судья            (копия)                            С.О. Смолин

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья            (копия)                            С.О. Смолин

Подлинный документ подшит в деле 42RS0-44 (2-42/2023)

Центрального районного суда <адрес>

2-42/2023 (2-1191/2022;) ~ М-924/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Попов Александр Анатольевич
Попова Светлана Николаевна
Ответчики
Администрация города Прокопьевска
Другие
Филимонова Светлана Михайловна
нотариус Сотникова Ирина Федоровна
Министерство энергетики РФ
Суд
Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области
Судья
Смолин С.О. - Судья
Дело на странице суда
centr--kmr.sudrf.ru
06.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.07.2022Передача материалов судье
08.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2022Подготовка дела (собеседование)
25.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2022Судебное заседание
21.11.2022Производство по делу возобновлено
13.12.2022Судебное заседание
09.01.2023Подготовка дела (собеседование)
09.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.02.2023Судебное заседание
07.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2023Дело оформлено
24.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее