Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-113/2023 ~ М-72/2023 от 03.03.2023

2-113/2023

УИД №10RS0015-01-2023-000176-93

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 апреля 2023 года                                      г. Пудож

Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Копина С.А.,

при секретаре Игроковой И.А..

с участием истца Первунинского Н.В.,

представителей ответчика администрации Пяльмского сельского поселения – Главы администрации Гришиной О.А., Бурачкиной Г.И., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Первунинского Николая Васильевича к Администрации Пяльмского сельского поселения о взыскании денежных средств, оспаривании распоряжения о прекращении доплат к страховой пенсии,

у с т а н о в и л :

Первунинский Н.В. обратился в суд с исковым заявлением, в обоснование которого указал, что Распоряжением №2р-Л от 27.09.2018 в соответствии с ст. 32 Устава Пяльмского сельского поселения ему была установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии в размере 80% месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и северной надбавки, как Главе поселения по истечении срока полномочий. В декабре 2022 года он получил уведомление о приостановлении выплаты доплаты к трудовой старости с 01 января 2023 года. В качестве основания указанного распоряжения указано на необходимость предоставления перечня документов, которые уже имелись в наличии у ответчика. Просил взыскать доплату к пенсии в размере 38620 рублей 80 коп, а также возложить на ответчика обязанность возобновить таковую доплату.

В последующем, в связи с изданием распоряжения об отмене выплаты доплат к пенсии от 07.04.2023 года, просил признать указанное распоряжение незаконным и отменить его, взыскав в его пользу денежные средства в размере 61581 руб. 60 коп. за период с 01.01.2023 года по 31.03.2023 года.

В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал, указав, что с 20.09.2013 года по 21.09.2018 года осуществлял полномочия в качестве Главы Пяльмского сельского поселения. После прекращения полномочий ему назначена доплата к пенсии в размере 80 % должностного оклада. Размер указанной доплаты в настоящее время составляет 20527 руб. 20 коп. В декабре 2022 года он получил уведомление о приостановлении выплаты в связи с необходимостью предоставлений в администрацию поселения перечня документов. Вместе с тем, полагает, что истребуемые документы имелись в распоряжении ответчика, в связи с чем приостановление таковой выплаты считал незаконным. В процессе судебного разбирательства ответчиком издано распоряжение от 07.04.2023 года о прекращении выплаты. Администрация поселения полагает, что доплата к пенсии ему не могла быть назначена, поскольку на момент вступления в должность главы поселения он являлся получателем страховой пенсии. Указанное распоряжение он также считает незаконным, просил его отменить, взыскать в его пользу задолженность за период с 01 января 2023 года по 31 марта 2023 года.

Представители ответчика в судебном заседании с иском не согласились. Указали, что изначально выплата соответствующей доплаты была приостановлена истцу, поскольку в администрации отсутствовали необходимые документы для назначения Первунинскому Н.В. спорной доплаты к пенсии, ряд документов был нечитаем. В последующем, администрация поселения пришла к выводу о том, что в соответствии с требованиями Закона Республики Карелия «О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республики Карелия» доплата к пенсии истцу назначена неверно, поскольку на момент вступления в должность главы поселения истец уже являлся получателем пенсии по старости. В силу требований закона таковая доплата назначается лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и в этот период достигшим пенсионного возраста или потерявшим трудоспособность, вышедшим на страховую пенсию по старости (инвалидности ), в установленном уставом муниципального образования. Поскольку Первунинский Н.В. достиг пенсионного возраста до выборов Главы поселения, следовательно, таковая гарантия в отношении него не распространяется. В связи с этим, 07.04.2023 года главой администрации Пяльмского сельского поселения издано распоряжение № 18р-Л, согласно которому истцу прекращена выплата ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости с 01.01.2023 года. Просили в иске отказать.

Выслушав истца, представителей ответчика, изучив материалы дела, суд считает установленным следующие обстоятельства.

Первунинский Н.В. исполнял полномочия Главы Пяльмского сельского поселения с 20.09.2013 года по 21.09.2018 года, освобожден от исполнения полномочий в связи с истечением их срока, то есть занимал муниципальную должность.

Распоряжением Главы Пяльмского сельского поселения от 27.09.2018 года № 2р-Л на основании ст.32 Устава Пяльмского сельского поселения Первунинскому Н.В. установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости с учетом районного коэффициента и северной надбавки в размере 17971 руб. 20 коп. В настоящее время размер таковой доплаты составляет 20527 руб. 20 коп.

Распоряжением главы администрации Пяльмского сельского поселения от 15.12.2022 года № 62р-П Первунинскому Н.В. приостановлена выплата ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости с 01.01.2023 года в связи с отсутствием документов, подтверждающих право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии. В адрес истца направлено уведомление с предложением представить следующие документы : заявление об установлении доплаты, копию трудовой книжки, копию распоряжения об освобождении от должности, документ из органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о назначении трудовой пенсии, копию свидетельства государственного пенсионного страхования, копию постановления о постановке на учет в налоговом органе.

Распоряжением Главы Пяльмского сельского поселения № 18р-Л-ЛС от 07.04.2023, с указанием на положения Закона Республики Карелия №1128-ЗРК от 25.10.2007, а также ст. 32 Устава поселения, признано утратившим силу распоряжение Главы Пяльмского сельского поселения №2р-Л от 27.09.2018 года, выплата ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости Первунинскому Н.В. прекращена с 01.01.2023 года. Истец был уведомлен ответчиком о принятом решении.

Первунинский Н.В. является получателем пенсии по старости с 02.05.2008 года, что подтверждается справкой фонда пенсионного и социального страхования.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.12 ч.1 ст.11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п.5 ч.1 ст.23).

Институт муниципальной службы, будучи по своей конституционно-правовой природе одним из существенных проявлений организационной самостоятельности местного самоуправления, обеспечивает участие в самостоятельном решении населением вопросов местного значения (ч.1 ст.130ч.1 ст.130, ч.1 ст.131 Конституции РФ) посредством замещения должностей в аппарате муниципальной власти.

На федеральном уровне в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, в отличие от муниципальных служащих (п.5 ч.1 ст. 23п.5 ч.1 ст. 23 Федерального закона от 02.03.2007 N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации") отсутствует нормативный правовой акт, регулирующий вопрос о доплатах по выслуге лет к трудовой пенсии названной категории лиц.

Правовой статус лиц, замещающих муниципальные должности, включая гарантии осуществления ими полномочий, установлен Федеральным законом от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Из системного толкования положений ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", п.3.1 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ст.32 Закона РФ от 19.04.1991 N1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" во взаимосвязи с нормами абз.1 ч.5.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ следует, что ежемесячная доплата к пенсии лица, замещавшего муниципальную должность на постоянной основе, предоставляемая за счет средств местного бюджета, является дополнительной, помимо назначаемой на общих или льготных основаниях пенсии, гарантией осуществления его полномочий.

Согласно абз.1 ч.5.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 30.12.2015 N446-ФЗ, вступившим в силу с 30.12.2015, часть 5.1 названного выше федерального закона дополнена абзацем вторым, согласно которой в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Отдельные гарантии в отношении лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия, и условиях их предоставления установлены Законом РК от 12.11.2007 N1128-ЗРК "О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия".

Согласно ст.4 указанного Закона РК дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты лицам, замещавшим муниципальные должности, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности) могут предусматриваться за счет средств местного бюджета в установленном уставом муниципального образования порядке.

Абзац первый указанной нормы Законом Республики Карелия от 29.06.2016 №2031-ЗРК, вступившим в законную силу 10.07.2016, был дополнен словами "и в этот период достигшим пенсионного возраста или потерявшим трудоспособность" и дополнена вторым предложением, т.е. изложена в соответствии с абзацем вторым ч.5.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.12.2015 N446-ФЗ):

Лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и в этот период достигшим пенсионного возраста или потерявшим трудоспособность, вышедшим на страховую пенсию по старости (инвалидности), в установленном уставом муниципального образования порядке могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) (далее - ежемесячная доплата). Ежемесячная доплата не назначается в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6-9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5-8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

При этом ст.2 Закона Республики Карелия от 29.06.2016 №2031-ЗРК предусмотрено, что лицам, имеющим на момент вступления в силу настоящего Закона право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" и право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии со статьей 4 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 N1128-ЗРК "О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия" (в редакции, действующей до вступления в силу настоящего Закона) и уставом муниципального образования, но которым такая ежемесячная доплата не была назначена, не может быть отказано в ее назначении на основании изменений, внесенных настоящим Законом.

Таким образом, существенным обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения настоящего спора, является наличие у истца субъективного права на получение дополнительной гарантии в виде ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости на момент вступления в силу Федерального закона от 30.12.2015 N446-ФЗ, а также Закона Республики Карелия от 29.06.2016 №2031-ЗРК.

Первунинский Н.В. является получателем страховой пенсии по старости с 02.05.2008 года, что подтверждено соответствующей справкой фонда пенсионного и социального страхования.

Статьей 32 Устава Пяльмского сельского поселения предусмотрено, что лицам, замещавшим муниципальные должности, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности), предусматриваются за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности).

Ежемесячная доплата не назначается и не выплачивается в период замещения должности муниципальной службы, муниципальной должности, государственной должности, должности государственной гражданской службы, а также в период сохранения заработной платы в соответствии со статьей 318 Трудового кодекса Российской Федерации.

Сходные положения были установлены и ст.4 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 N 1128-ЗРК, в редакциях, действовавших до вступления в силу Закона Республики Карелия от 29.06.2016 №2031-ЗРК, предусматривавших право на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости без условия достижения пенсионного возраста или потери трудоспособности в период прохождения муниципальной службы.

С учетом вышеприведенных положений следует, что ежемесячная доплата к пенсии Первунинскому Н.В. была установлена ответчиком в соответствии с положениями федерального законодательства, законодательства Республики Карелия, не предусматривающими на день его назначения такого условия для установления доплаты к пенсии, как достижение пенсионного возраста в период осуществления своих полномочий.

Статус лиц, замещающих муниципальные должности, служит гарантией самостоятельности местного самоуправления и подлежит конституционно-правовой защите, уровень их социальной защищенности не должен снижаться по отношению к уже достигнутому общему уровню их социальных гарантий.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что при внесении в действующее правовое регулирование изменений, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации придание обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями части 1 статьи 1, статей 2, 17, 18, 19 и 54, частей 2 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации (решение от 01.10.1993 N81-р, постановления от 24.10.1996 N17-П, от 20.07.2011 N20-П, от 22.04.2014 N12-П).

Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что недопустимость придания обратной силы нормативному регулированию посредством толкования, ухудшающего положение лица в его отношениях с государством, обусловлена также требованием формальной определенности правовой нормы, которое предполагает, что участники соответствующих правоотношений должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официального статуса, а также приобретенных прав и обязанностей.

Исходя из изложенного и общепризнанного правила о распространении действия закона на правоотношения, возникшие после вступления его в силу, положения абзаца второго п.5.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ, введенные в действие Федеральным законом N446-ФЗ с 30.12.2015, и абзаца первого ст.4 Закона РК от 12.11.2007 N1128-ЗРК, введенные в действие Законом Республики Карелия от 29.06.2016 №2031-ЗРК подлежали применению к правоотношениям о назначении доплаты к пенсии, возникшим после из вступления в силу, и с учетом положений ст.2 Закона Республики Карелия от 29.06.2016 №2031-ЗРК

Следовательно, принятие оспариваемого ненормативного муниципального акта об отмене Первунинскому Н.В. доплаты к пенсии, исходя из указанных изменений правового регулирования, является незаконным в силу несоответствия законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Кроме того, является незаконным, по мнению суда, также распоряжение главы администрации Пяльмского сельского поселения от 15.12.2022 года № 62р-П о приостановлении выплаты доплаты к пенсии, поскольку какие – либо правовые основания к таковому приостановлению отсутствовали.

Так, ни в Уставе муниципального образования Пяльмского сельского поселения, ни в Положении об утверждении размера, порядка назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости ( инвалидности ) лицам, замещающим муниципальные должности в органах местного самоуправления Пяльмского сельского поселения, не предусмотрены основания для приостановления таковой доплаты, в том числе такое основание, как истребование документов, которые ранее были предоставлены ответчику истцом, и на основании которых было принято решение о назначении ему соответствующей ежемесячной доплаты.

Так, в действующем на момент назначения истцу соответствующей доплаты Положении п.6 предусматривался перечень документов для принятия соответствующего решения о назначении ежемесячной доплаты. Исходя из того, что указанный перечень документов был представлен истцом, таковая доплаты Первунинскому была установлена распоряжением главы администрации. Пунктом 17 Положения предусматривались основания для принятия решения о неназначении и невыплате ежемесячной доплаты.

В утвержденном Решением № 27 Совета Пяльмского сельского поселения новом Положении, также отсутствуют основания для приостановления выплаты ежемесячной доплаты.

В связи с указанным, оспариваемые распоряжения суд считает необходимым признать незаконными и отменить, а также взыскать в пользу истца задолженность по выплате ежемесячной доплаты за период с 01.01.2023 года по 31.03.2023 года.

Согласно ч.4 ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    р е ш и л :

Иск удовлетворить.

Признать незаконным и отменить распоряжение Главы администрации Пяльмского сельского поселения от 15.12.2022 года № 62р-П о приостановлении выплаты Первунинскому Николаю Васильевичу ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости с 01.01.2023 года.

Признать незаконным и отменить распоряжение Главы Пяльмского сельского поселения № 18р-Л-ЛС от 07.04.2023 г. о признании утратившим силу распоряжения Главы Пяльмского сельского поселения №2р-Л от 27.09.2018 года, и о прекращении выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости Первунинскому Николаю Васильевичу с 01.01.2023 года.

Обязать администрацию Пяльмского сельского поселения (ИНН 1015006198) возобновить Первунинскому Николаю Васильевичу (<данные изъяты>) выплату ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости.

Взыскать с администрации Пяльмского сельского поселения (ИНН 1015006198) в пользу Первунинского Николая Васильевича <данные изъяты> ежемесячную доплату к пенсии за период с 01.01.2023 года по 31.03.2023 года в размере 61581 руб. 60 коп.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 02.05.2023 г.

Судья                                      Копин С.А.

2-113/2023 ~ М-72/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Первунинский Николай Васильевич
Ответчики
Администрация Пяльмского сельского поселения
Суд
Пудожский районный суд Республики Карелия
Судья
Копин Сергей Анатольевич
Дело на сайте суда
pudozhsky--kar.sudrf.ru
03.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.03.2023Передача материалов судье
06.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.03.2023Судебное заседание
03.04.2023Судебное заседание
14.04.2023Судебное заседание
27.04.2023Судебное заседание
02.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее