Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 марта 2023 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.
при секретаре Двинских К.В.
с участием прокурора Колчиной Е.Е.
с участием представителя административного истца по доверенности Чистякова В.М.
Администрации г.о. Тольятти Беляевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 3а-900/2023 по административному исковому заявлению Игнатенко Алексея Анатольевича о признании недействующим нормативного правового акта в части,
У с т а н о в и л :
Игнатенко А.А. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077, в части включения в него под пунктом 23166 нежилого здания с кадастровым номером №.
Требования обоснованы тем, что включенное в Перечень на 2023 год принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером № не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку объект расположен в промзоне и является складским зданием, расположен на земельном участке с разрешенным видом использования «склады». Включение указанного объекта недвижимости в Перечень на 2023 год влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Чистяков В.М. и он же как представитель заинтересованного лица ООО «Тара-Сервис» поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, относительно заявленных требований представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что по сведениям, полученным из ЕГРН, здание расположено на земельном участке с видом разрешенного использования «склад». Складские здания учитываются в Перечни как объекты, назначение которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН или документами технического учета, предусматривают размещение торговых объектов.
Представитель заинтересованного лица- Администрации г.о. Тольятти Беляева Л.А. заявленные требования не признала.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 8 ноября 2022 года № 2077, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год.
Нежилое здание с кадастровым номером № включено в пункт 23166 Перечня на 2023 год.
Приказ министерства № 2077 от 8.11.2022 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что Игнатенко А.А. на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером № площадью 1360,8 кв. м, расположенное по адресу: №
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение имеет назначение –нежилое, сведения о наименовании здания в выписке отсутствуют.
По сведениям технического паспорта, выполненного по состоянию на 10.05.2000 года, в нежилом здании на площади 1360,8 кв. м расположен склад.
Нежилое здание располагается на земельном участке с кадастровым номером № с видом разрешенного использования: склады.
Вопреки доводам административного ответчика указанный вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещение на нем торговых объектов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 года № 381-ФЗ торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Мероприятия по фактическому осмотру нежилого здания на дату утверждения оспариваемого Перечня министерством не проводились, и доказательств использования нежилого здания под объект торговли суду не предоставлено.
Из представленного суду договора аренды № 7 от 30.12.2021 года, заключенного между ООО «Тара-Сервис» в лице директора Игнатенко А.А., и ООО «Поволжский агрокомбинат», следует, что часть здания площадью 516,6 кв.м передано в аренду по назначению как производственное и складское помещение.
Из пояснений представителя административного истца следует, что оставшаяся часть здания пустует.
Доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, суду не предоставлено
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилое здание с кадастровым номером № ни по предназначению в соответствии с документами ЕГРН и технического учета, ни по виду разрешенного использования земельного участка, ни по фактическому использованию не соответствует критериям его включения в Перечень в соответствии с положениями статьи 378.2 НК РФ, связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2023 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
Требования Игнатенко Алексея Анатольевича удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077, в части включения в него под пунктом 23166 нежилого здания с кадастровым номером №
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.А. Родина
Мотивированное решение изготовлено 7 марта 2023 года.