Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-920/2019 ~ М-563/2019 от 03.04.2019

                     Дело № 2-920/2019

УИД: 61RS0020-01-2019-000832-13

                        РЕШЕНИЕ

                 Именем Российской Федерации

    27 мая 2019 года                         г. Новошахтинск

    Новошахтинский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Федченко В.И., при секретаре Абрамовой Е.В., с участием: истца Краснокутской О.А., представителя ответчика Сергиенко И.Г., действующей по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краснокутской О.А., Краснокутского А.В., Краснокутского П.В., действующего в своих интересах, а также интересах несовершеннолетней Краснокутской П.П. к Администрации города Новошахтинска Ростовской области о понуждении к предоставлению социальной выплаты по договору о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, третье лицо: Министерство энергетики РФ, -

                     УСТАНОВИЛ:

    Истцы обратились в суд с иском к ответчику, в котором после уточнения исковых требований просят обязать Администрацию г. Новошахтинска Ростовской области предоставить социальную выплату Краснокутской О.А., Краснокутскому А.В., Краснокутскому П.В., Краснокутской П.П. по договору о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья по форме, установленной Министерством энергетики Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, в 2020 году.

    В обоснование уточненных требований, ссылаясь на то, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является аварийным и подлежащим сносу в результате ведения горных работ на ликвидированной угольной шахте «Шахта Самбековская» ОАО «Ростовуголь».

В указанном доме в <адрес> проживает семья в составе четырех человек. Они включены в дополнительный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой «Самбековская» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности.

В соответствии с п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утв. постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 г. № 428 (далее – Правила), содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат.

В силу п. 9 Правил, размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с п. 8 Правил, для граждан, переселяемых из ветхого жилья, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с п. 10 Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания. Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и является неизменным до момента приобретения жилья. В случае приобретения жилья, стоимость которого превышает размер социальной выплаты, доплата производится гражданином.

На основании п. 10 Правил, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек; 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.

Таким образом, истцам положена социальная выплата на 72 кв.м. Согласно п. 12 Правил, орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации. То есть, исходя из комплексного толкования вышеуказанных нормативных положений, именно на Администрацию города Новошахтинска Правилами возложена обязанность по предоставлению им социальной выплаты по договору о предоставлении социальной выплаты.

При этом, в соответствии с п. 13 Правил, в котором указано, что гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома, мы имеем неотъемлемое право выбора способа направления денежных средств, составляющих социальную выплату, - приобретение жилого помещения или участие в долевом строительстве.

Истцы с 2016 года неоднократно обращались к ответчику с вопросом о предоставлении нам социальной выплаты по договору о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, однако получили ответ о том, что будут переселены после поступления денег на эти цели из Федерального бюджета.

    Истец Краснокутская О.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, по изложенным в них основаниям, просила их удовлетворить.

    Истцы Краснокутский А.В., Краснокутский П.В., в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в представленных заявлениях просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика Администрации г. Новошахтинска Ростовской области – Сергиенко И.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель 3-го лица Министерство энергетики РФ в судебное заседание не явился, о дне слушания дела уведомлен надлежащим образом, отзыв, относительно заявленных требований не представил.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен указанного сносимого ветхого жилья (п. 8).

В соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий в том числе и по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого (п. 5 Правил).

Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область), и муниципальных программ создания новых рабочих мест (п. 6 Правил).

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации (п. 8 Правил)

Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации (п. 12 Правил).

В соответствии с п. 13 Правил гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.

Приобретенное (построенное) за счет средств социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

Согласно Положению о порядке оказания содействия, переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного Решением Новошахтинской городской Думы № 403 от 05.02.2013, установление очередности предоставления социальных выплат (с учетом случаев проживания граждан в домах, из которых переселена большая часть жителей, с учетом причастности граждан к льготной категории, установленной федеральным и областным законодательством, а также с учетом необходимости переселения граждан, включенных в основные списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города) является правом Администрации города - получателя бюджетных средств.

Вопрос об очередности предоставления гражданам социальных выплат подлежит коллегиальному рассмотрению рабочей комиссией при Администрации города, уполномоченной на рассмотрение вопросов, возникающих в рамках оказания гражданам содействия в переселении из ветхого жилья (далее - Рабочая комиссия).

Из материалов дела следует, что истцы зарегистрированы по адресу: <адрес>.

Указанная квартира принадлежит Краснокутской О.А. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ...., удостоверенного нотариусом г. Новошахтинска З.В.З. за №.... от ...., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.01.2009г., запись регистрации №.....

Из материалов дела следует, что истцы включены в дополнительный список граждан, подлежащих переселению из жилых помещений, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в связи с ведением горных работ шахтой «Самбековская» под № ТЭО №..... Данный список утвержден протоколом Минэнерго РФ от 27.09.2016.

Согласно Положению о порядке оказания содействия, переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного решением Новошахтинской городской Думы № 403 от 05.02.2013, очередность переселения устанавливается органом местного самоуправления с учетом причастности граждан к льготной категории (с учетом причастности граждан к льготной категории, установленной федеральным и областным законодательством, а также с учетом необходимости переселения граждан из основных списков граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города), установленной федеральным и областным законодательством.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что истцы в 2016-2019 годах обращались к ответчику с заявлением о заключении с ними договора о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, в чем им было отказано в связи с отсутствием денежных средств.

Суд полагает данную позицию ответчика ошибочной, нарушающей права истца по следующим основаниям.

Согласно ст. 5 Федерального закона № 81-ФЗ, ст.ст. 6, 179 БК РФ, ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий.

Учитывая, что п. 2 ст. 5 Федерального закона № 81-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности являются действующими и их действие не приостановлено, финансовые обязательства федерального бюджета подлежат исполнению.

Таким образом, заключение договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации, не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия финансовых средств, выделяемых на реализацию указанных мероприятий, поскольку отсутствие финансирования не может являться основанием для ограничения, предусмотренного законом права истца на получение социальной выплаты, право получения которой достоверно установлено.

    Однако до настоящего времени социальная выплата на приобретение жилого помещения истцам не предоставлена.

Более того, как следует из материалов дела, истец Краснокутский А.В. является инвалидом второй группы с детства, следовательно, имеет право на внеочередное переселение в соответствии с п. 1.5 Положения о порядке оказания содействия, переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного решением Новошахтинской городской Думы № 403 от 05.02.2013. Однако, данному обстоятельству ответчиком не было дано оценки при решении вопроса об установлении очерёдности переселения граждан в 2019 годах, при том, что претензий к пакету документов, представленных истцами в Администрацию города, ответчик не имеет.

Как уже указано судом выше, порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428.

    При этом суд полагает необходимым отметить, что, несмотря на огромное количество обращений, и судебных споров, аналогичных рассматриваемому, ответчиком до настоящего времени не разработан комплекс мероприятий, направленных на установление порядка и сроков очередности переселения граждан в рамках программы реструктуризации предприятий угольной промышленности.

Учитывая изложенное выше, суд обращает внимание на то, что право истцов на получение социальной выплаты, которое никем до настоящего времени не оспорено, не было реализовано по независящим от них обстоятельствам, в связи с чем восстановить его суд полагает возможным путем возложения обязанности на ответчика по заключению с ними договора о предоставлении субсидии для приобретения жилья на вторичном рынке за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,-

РЕШИЛ:

Исковые требования Краснокутской О.А., Краснокутского А.В., Краснокутского П.В., действующего в своих интересах, а также интересах несовершеннолетней Краснокутской П.П. к Администрации города Новошахтинска Ростовской области о понуждении к предоставлению социальной выплаты по договору о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, третье лицо: Министерство энергетики РФ, удовлетворить.

    Обязать Администрацию г. Новошахтинска Ростовской области предоставить социальную выплату Краснокутской О.А., Краснокутского А.В., Краснокутскому П.В., Краснокутской П.П. по договору о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья по форме, установленной Министерством энергетики Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, в 2020 году.

С мотивированным решением суда стороны имеют право ознакомиться, начиная с 31.05.2019 года.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ростовский областной суд в течение месяца через Новошахтинский районный суд Ростовской области.

Решение (резолютивная часть) изготовлено в совещательной комнате.

Судья:                      Федченко В.И. &#0;

2-920/2019 ~ М-563/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Краснокутский Анатолий Валерьевич
Краснокутский Павел Валерьевич
Информация скрыта
Краснокутская Ольга Анатольевна
Ответчики
Администрация города Новошахтинска Ростовской области
Другие
Министерство энергетики РФ
Суд
Новошахтинский районный суд Ростовской области
Судья
Федченко Виталий Иванович
Дело на сайте суда
novoshahtinsky--ros.sudrf.ru
03.04.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2019Передача материалов судье
08.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2019Подготовка дела (собеседование)
25.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.05.2019Судебное заседание
31.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.07.2019Дело оформлено
08.07.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее