Дело № 2-2601/2024
УИД: 51RS0002-01-2024-002999-34
Мотивированное решение изготовлено 12 сентября 2024 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 сентября 2024 г. город Мурманск
Первомайский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Самохваловой Н.Н.,
при секретаре Мильчаковой В.В.,
с участием представителя истца Кутаевой М.А. – Поповича К.И.,
представителей ответчика Мурманской таможни - Дзалба Т.Э., Романова Е.Д.,
помощника прокурора Первомайского административного округа г. Мурманска Островерховой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Кутаевой М.А. к Мурманской таможне о признании служебного контракта незаконным, признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании денежной компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Кутаева М.А. обратилась в суд с иском к Мурманской таможне о признании служебного контракта незаконным, признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, о расчете и выплате компенсации за каждый день увольнения, взыскании денежной компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истец указала, что она проходила службу в Мурманской таможне на основании приказа от *** №***-К (с изменением, внесенным приказом Таможни от *** №***-К) в должности главного государственного таможенного инспектора отдела таможенных процедур и таможенного контроля Таможни на период отсутствия главного государственного таможенного инспектора того же отдела - Симановской Н.Н., в связи с чем с истцом был заключен срочный служебный контракт.
В связи с выходом на службу Симановской Н.Н., приказом от *** №***-К с *** истец назначена на вакантную должность главного государственного таможенного инспектора отделения инспектирования и профилактики правонарушений Таможни, на основании которого снова был заключен срочный служебный контракт.
Согласно записи в трудовой книжке от *** на основании приказа от *** №***-К вышеуказанный контракт был прекращен.
Истец полагает, что заключение срочного служебного контракта в связи с ее назначением на вакантную должность главного государственного таможенного инспектора отделения инспектирования и профилактики правонарушений является неправомерным. В соответствии с частью 1 статьи 22 79-ФЗ замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, кроме ряда случаев, перечисленных в данной статье.
Основаниями для назначения истца на новую должность с заключением служебного контракта на неопределенный срок без проведения конкурса являются назначение на должность из кадрового резерва, а также наличие допуска к государственной тайне.
Руководство правового отдела и отдела государственной службы и кадров Таможни при разрешении вопроса истца ссылаются на статью 261 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе при проведении индивидуальной беседы (лист беседы от ***). Данной статьей установлены гарантии беременной женщине и лицам с семейными обязанностями при расторжении трудового договора (срочного трудового договора). Основания для заключения срочного трудового договора определены статьей 59 Трудового кодекса Российской Федерации. Истец считает, что положения указанных статей Трудового кодекса Российской Федерации не распространяются на государственных гражданских служащих.
Кроме того, истец, являясь супругой военнослужащего в/ч 2109 Кутаева И.А., при прочих равных условиях имеет преимущественное право на поступление на работу в государственные организации, воинские части и на оставление на работе в государственных организациях, воинских частях при сокращении численности или штата работников, а также на первоочередное направление на прохождение профессионального обучения или для получения дополнительного профессионального образования по очной форме обучения с выплатой в период обучения средней заработной платы.
Пытаясь, еще до увольнения в досудебном порядке урегулировать спор, истец обратилась с письменным заявлением на имя руководителя ответчика. Однако, доводы истца ответчиком не приняты.
С учетом уточнения исковых требований истец просит суд признать заключенный *** №*** ск/23 срочный служебный контракт Мурманской таможни на должность главного государственного таможенного инспектора отделения инспектирования и профилактики правонарушений Таможни не законным; признать увольнение не законным; обязать ответчика восстановить истца на должность главного государственного таможенного инспектора отделения инспектирования и профилактики правонарушений Таможни, заключив контракт на постоянной основе; выплатить компенсацию морального вреда в размере 35 000 рублей.
Определением суда от *** производство по гражданскому делу прекращено в части исковых требований о расчете и выплате компенсации за каждый день увольнения в связи с принятием отказа истца от иска в указанной части.
Истец в судебное заседание не явилась, о дате и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, воспользовалась правом ведения дела через представителя.
Представитель истца Попович К.И. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Относительно заявления ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд с настоящим иском просил восстановить истцу срок для обращения с иском в суд. Полагал, что указанный срок подлежит восстановлению по следующим обстоятельствам. После получения *** трудовой книжки с записью об увольнении истец письменно обратилась к ответчику для досудебного урегулирования спора. Ответ ее не удовлетворил, так как содержал отказ. Далее истец обратилась в Государственную инспекцию труда в Мурманской области, откуда был получен ответ, датированный *** В указанном ответе действия ответчика признавались незаконными и рекомендовалось обратиться в суд, чем истец и воспользовалась, направив иск *** Также дополнил, что заключение с истцом *** №*** ск/23 срочного служебного контракта на должность главного государственного таможенного инспектора отделения инспектирования и профилактики правонарушений не законно, поскольку указанная должность была вакантна, истец состояла в резерве Мурманской таможни, имела допуск к государственной тайне, в связи с чем с ней должен был быть заключен контракт на постоянной основе.
Представители ответчика Мурманской таможни - Дзалба Т.Э., Романов Е.Д., в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных исковых требований, поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление. Указали, что срочный служебный контракт от *** №***ск/22, заключенный с Кутаевой М.А., должен был быть расторгнут в связи с выходом Симановской Н.Н., после чего Кутаева М.А. должна была освободить замещаемую должность гражданской службы и подлежала увольнению с гражданской службы. *** заместителем начальника таможни по кадровой службе Росляковым А.В. была проведена беседа с Кутаевой М.А., где истцу были разъяснены положения статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации, и что в случае заключения срочного служебного контракта с истцом он будет действовать до окончания ее беременности. Кроме этого, Кутаевой М.А. были предложены все имеющиеся вакантные должности по состоянию на *** в Мурманской таможне, а именно: главный государственный таможенный инспектор отделения инспектирования и профилактики правонарушения; старший государственный таможенный инспектор Коряжемского таможенного поста. *** Кутаевой М.А. на имя начальника таможни было написано заявление о назначении на должность гражданской службы. Приказом Мурманской таможни от *** №***-К «О назначении Кутаевой М.А.» в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ, а также статьей 261 Трудового кодекса Российской Федерации с истцом был заключен срочный служебный контракт до окончания беременности. В связи с окончанием срочного трудового договора (пункт 3 Приказа Мурманской таможни от *** №***-К) и беременностью, подтвержденной справкой женской консультации №***, срочный служебный контракт на основании статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации до окончания беременности (пункт 3 Приказом Мурманской таможни от *** №***-К) был заключен с истцом правомерно в соответствии с действующим законодательством. Также полагали, что, поскольку трудовая книжка истцу была выдана на руки ***, о чем свидетельствует запись в Журнале движения трудовых книжек Мурманской таможни, исковое заявление от истца поступило в суд ***, то истцом был нарушен срок обращения в суд, установленный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
Также дополнили, что, заключая с истцом *** №*** ск/23 срочный служебный контракта на должность главного государственного таможенного инспектора отделения инспектирования и профилактики правонарушений, работодатель предоставлял истцу гарантии, предусмотренные статье 261 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодателю предоставлено право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками. Указанный служебный контракт заключен с Кутаевой М.А. без конкурса в связи с заключением срочного служебного контракта.
Выслушав представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, изучив материалы настоящего дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ). Предметом регулирования Федерального закона № 79-ФЗ являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 25 Федерального закона № 79-ФЗ для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим срочный служебный контракт.
В силу пункта 2 части 4 статьи 25 Федерального закона № 79-ФЗ срочный служебный контракт заключается в случае замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ одним из общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой в должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является истечение срока действия срочного служебного контракта (статья 35 Федерального закона № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона № 79-ФЗ срочный служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым в соответствии с данным федеральным законом сохраняется должность гражданской службы, расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу, гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.
Статьей 73 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом № 79-ФЗ.
Таким образом, статьей 73 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с государственной гражданской службой, в том числе, применение норм трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с отпуском по беременности и родам, а также с отпуском по уходу за ребенком в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В соответствии с частью 2 статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности, а при предоставлении ей в установленном порядке отпуска по беременности и родам - до окончания такого отпуска. Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности. Допускается увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Приказом Роструда от 11 ноября 2022 г. № 253 утверждено Руководство по соблюдению обязательных требований трудового законодательства согласно приложению к настоящему приказу (далее - Руководство).
Согласно пункту 47 раздела «Гарантии беременным женщинам и женщинам, осуществляющим уход за ребенком до достижения им возраста трех лет» Руководства в соответствии с медицинским заключением и по заявлению беременной женщины необходимо продление срочного трудового договора до окончания беременности или отпуска по беременности и родам (части 2, 3 статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации).
По запросу работодателя женщина, с которой продлен срочный трудовой договор, обязана представлять справку, подтверждающую состояние беременности, не чаще одного раза в три месяца.
Увольнение беременной женщины в период беременности возможно в случае выхода на работу временно отсутствовавшего работника, если женщина была принята на работу на время его отсутствия и ее невозможно перевести на другую работу до окончания беременности.
Разделом «Порядок прекращения срочного трудового договора с беременной женщиной» Руководства разъяснено, что допускается увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Трудовой договор может быть прекращен в период беременности женщины одновременно при наличии следующих условий: работника невозможно перевести на другую работу (отсутствует другая работа, в т.ч. вакантная и нижеоплачиваемая); отсутствует письменное согласие работника на перевод; работа противопоказана по состоянию здоровья.
Перевод на другую работу производится только до окончания беременности женщины.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2014 г. № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» указано, что с учетом положений части второй статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации срочный трудовой договор не может быть расторгнут до окончания беременности. Состояние беременности подтверждается медицинской справкой, предоставляемой женщиной по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца.
Срочный трудовой договор продлевается до окончания беременности женщины независимо от причины окончания беременности (рождение ребенка, самопроизвольный выкидыш, аборт по медицинским показаниям и др.).
В случае рождения ребенка увольнение женщины в связи с окончанием срочного трудового договора производится в день окончания отпуска по беременности и родам. В иных случаях женщина может быть уволена в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности (пункт 27).
В судебном заседании установлено, что в соответствии с приказом от *** №***-К и.о. начальника Мурманской таможни Кравченко С.А. с *** Симановская Н.Н. назначена на должность главного государственного таможенного инспектора отдела таможенных процедур и таможенного контроля.
В соответствии с приказом от *** №***-КМ и.о. начальника Мурманской таможни Романова А.Н. Симановской Н.Н. предоставлен отпуск по беременности и родам с *** по ***
В соответствии с приказом от *** №***-А и.о. начальника Мурманской таможни Романова А.Н. Симановской Н.Н. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с *** по ***
Согласно пункту 1 приказа от *** №***-К ( с изменениями, внесенными приказом от *** №***-К) и.о. начальника Мурманской таможни Романова А.Н. в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ Кутаева М.А. принята с *** на государственную гражданскую службу и назначена на должность главного государственного таможенного инспектора отдела таможенных процедур и таможенного контроля. Пунктом 3 этого же приказа указано о необходимости заключения с Кутаевой М.А. срочного служебного контракта на период отсутствия гражданского служащего Симановской Н.Н., за которой в соответствии с Федеральным законом от *** № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сохраняется должность государственной гражданской службы.
С приказом Кутаева М.А. ознакомлена ***
*** с Кутаевой М.А. был заключен срочный служебный контракт №***ск/22 на период отсутствия гражданского служащего Симановской Н.Н. (пункт 12 служебного контракта).
Таким образом, истец Кутаева М.А. принята в Мурманскую таможню временно, на период отсутствия основного работника.
*** с Кутаевой М.А. заключено дополнительное соглашение к служебному контракту №***ск/22 в части, касающейся оплаты труда.
В соответствии с приказом от *** №***-К начальника Мурманской таможни Романова А.Н. на основании заявления Симановской Н.Н. от *** Симановской Н.Н. с *** установлен режим работы на условиях неполного рабочего времени во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.
Кутаева М.А. предоставила работодателю справку женской консультации № 1 ГОБУЗ «Мурманская городская поликлиника № 1», подтверждающую факт беременности.
*** заместителем начальника таможни по кадровой службе Росляковым А.В. в присутствии начальника отдела государственной службы и кадров Дзалба Т.Э., начальника правового отдела Романова Е.Д. была проведена беседа с Кутаевой М.А.
Согласно индивидуальному листу беседы от ***, подписанному Кутаевой М.А., истцу были разъяснены положения статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации, обращено особое внимание, что в случае заключения срочного служебного контракта до окончания беременности Кутаева М.А. будет обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. В целях заключения срочного служебного контракта до окончания беременности Кутаевой М.А. предложены вакантные должности Мурманской таможни: главный государственный таможенный инспектор отделения инспектирования и профилактики правонарушений; старший государственный таможенный инспектор Коряжемского таможенного поста.
Согласно собственноручной подписи Кутаевой М.А. на индивидуальном листе беседы от *** Кутаева М.А. согласилась с должностью ГГТИ оИиПП (главный государственный таможенный инспектор отделения инспектирования и профилактики правонарушений).
Приказом от *** №***-К начальника Мурманской таможни Романова А.Н. Кутаева М.А. назначена с *** на должность главного государственного таможенного инспектора отделения инспектирования и профилактики правонарушений. Пунктом 3 указанного приказа предписано заключить с Кутаевой М.А. с *** срочный служебный контракт до окончания беременности.
С приказом Кутаева М.А. ознакомлена ***
*** Кутаева М.А. ознакомлена с должностным регламентом главного государственного таможенного инспектора отделения инспектирования и профилактики правонарушений, утвержденным и.о. начальника Мурманской таможни Романова А.Н. ***
*** с Кутаевой М.А. заключен служебный контракт №***ск/23, в силу пункта 12 которого срок действия служебного контракта установлен на определенный срок: до окончания беременности.
Приказом от *** №***-КМ и.о. начальника Мурманской таможни Рослякова А.В. Кутаевой М.А. на основании ее заявления от ***, л/н ГОБУЗ МГП № 1 от *** №*** предоставлен отпуск по беременности и родам с *** по ***
Согласно свидетельству о рождении №*** №*** Кутаева М.А. *** родила ФИО1.
*** Кутаевой М.А. на имя начальника Мурманской таможни Романова А.Н. подано заявление о продлении отпуска по беременности и родам с *** по ***
Приказом от *** №***-КМ начальника Мурманской таможни Романова А.Н. отпуск по беременности и родам Кутаевой М.А. продлен с *** по ***
Вступившим в силу с *** дополнительным соглашением к служебному контракту №***ск/с Кутаевой М.А. в части срока действия служебного контракта определен срок действия служебного контракта по *** Экземпляр дополнительного соглашения получен Кутаевой М.А. ***
В соответствии с приказом от *** №***-К начальника Мурманской таможни Романова А.Н. действие служебного контракта от *** №***ск/23 с Кутаевой М.А. прекращено ***, Кутаева М.А. освобождена от должности главного государственного таможенного инспектора отделения инспектирования и профилактики правонарушений.
Согласно выписке из Журнала учета движения трудовых книжек трудовая книжка вручена Кутаевой М.А. ***
Проанализировав установленные обстоятельства, с учетом пояснения представителей сторон, норм Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 79-ФЗ, суд приходит к выводу, что истец Кутаева М.А. принята в Мурманскую таможню временно, на период отсутствия основного работника, в связи с выходом на работу Симановской Н.Н. срочный служебный контракт от *** №***ск/22, заключенный с Кутаевой М.А., должен был быть расторгнут по выходу основного работника, после чего Кутаева М.А. должна была освободить замещаемую должность гражданской службы и подлежала увольнению с гражданской службы.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» срочный служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом сохраняется должность гражданской службы, расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу. Предварительного уведомления служащего о расторжении срочного контракта данной нормой не предусмотрено.
В связи с беременностью, подтвержденной справкой женской консультации № 1, ответчиком правомерно на основании статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации с истцом продлен срочный служебный контракт до окончания беременности, а впоследствии до *** до окончания отпуска по беременности и родам, по окончании которого служебный контракт с истцом был расторгнут.
При этом довод стороны истца о назначении истца на новую должность с заключением служебного контракта на неопределенный срок без проведения конкурса в связи с назначением из кадрового резерва, наличием допуска к государственной тайне опровергается материалами дела. Назначение Кутаевой М.А. *** на должность главного государственного таможенного инспектора отделения инспектирования и профилактики правонарушений произведено без конкурса в связи с заключением срочного служебного контракта (пункт 3 части 2 статьи 22 Федерального закона № 79-ФЗ).
Довод стороны истца об обязанности заключения работодателем *** с ней служебного контракта №***ск/23 на постоянный срок, а не до окончания беременности, поскольку должность главного государственного таможенного инспектора отделения инспектирования и профилактики правонарушений была вакантна, суд полагает несостоятельным как основанный на неправильном толковании норм права.
Заключая с истцом Кутаевой М.А. *** №*** ск/23 срочный служебный контракт на должность главного государственного таможенного инспектора отделения инспектирования и профилактики правонарушений, работодатель предоставлял истцу гарантии, предусмотренные статьей 261 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку имел возможность с письменного согласия истца перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу, которую истец может выполнять с учетом ее состояния здоровья, а не осуществлял прием истца на работу на новую должность. Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодателю предоставлено право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками.
Ссылку стороны истца на преимущественное право истца на поступление на работу в государственные организации, воинские части на оставление на работе, поскольку истец является супругой военнослужащего, суд находит несостоятельной как основанную на неверном толковании норм материального права.
Так, в силу пункта 6 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» супруги военнослужащих - граждан при прочих равных условиях имеют преимущественное право на поступление на работу в государственные организации, воинские части и на оставление на работе в государственных организациях, воинских частях при сокращении численности или штата работников, а также на первоочередное направление на прохождение профессионального обучения или для получения дополнительного профессионального образования по очной форме обучения с выплатой в период обучения средней заработной платы.
Приказом от 4 апреля 2024 г. № 93-К прекращено действие служебного контракта истца в соответствии с истечением срока контракта, а не в связи с сокращением численности или штата работников.
Довод стороны истца о том, что на истца не распространяются нормы Трудового кодекса Российской Федерации, судом также отклоняется.
Частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Статьей 73 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом № 79-ФЗ.
Таким образом, статьей 73 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с государственной гражданской службой, в том числе, применение норм трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с отпуском по беременности и родам, а также с отпуском по уходу за ребенком в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства с учетом анализа приведенных норм права, суд приходит к выводу, что порядок увольнения истца ответчиком соблюден, нарушений работодателем норм трудового законодательства и норм Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» судом не установлено, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в части признания заключенного 25 октября 2023 г. Мурманской таможней с Кутаевой М.А. срочного служебного контракта №*** ск/23 на должность главного государственного таможенного инспектора отделения инспектирования и профилактики правонарушений не законным, признания увольнения не законным, обязания ответчика восстановить истца на должность главного государственного таможенного инспектора отделения инспектирования и профилактики правонарушений, заключив контракт на постоянной основе, не имеется.
Учитывая, что отсутствуют основания для удовлетворения требований Кутаевой М.А. о восстановлении на работе, суд не находит оснований для удовлетворения производных требований о взыскании с ответчика компенсации морального вреда.
Оценивая довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд с требованием о восстановлении на работе, ходатайство стороны истца о восстановлении указанного срока, суд приходит к следующему.
В соответствие с частью 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации) у работодателя по последнему месту работы.
В силу пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что работник имеет право обратиться в суд по спорам об увольнении в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки, либо со дня, когда работник отказался от получения приказа об увольнении или трудовой книжки.
При пропуске по уважительным причинам названных сроков они могут быть восстановлены судом (часть четвертая статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, истец уволена ***, согласно записи в Журнале движения трудовых книжек Мурманской таможни трудовая книжка выдана истцу на руки ***, что не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства.
Согласно штампу на почтовом конверте исковое заявление сдано истцом в отделение почтовой организации ***
Частью 3 статьи 108 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации также установлено, что процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.
Поскольку трудовая книжка вручена истцу ***, то с исковым заявлением ей надлежало обратиться в суд не позднее ***, таким образом, срок для обращения в суд с требованием о восстановлении на работе истцом пропущен.
Вместе с тем судом установлено, что *** в Государственную инспекцию труда в адрес*** поступило обращение Кутаевой М.А. по вопросам заключения с ней срочного трудового контракта и предстоящего увольнения.
*** по результатам обращения Кутаевой М.А. Государственной инспекцией труда в Мурманской был направлен ответ. Контрольные (надзорные) мероприятия по обращению Кутаевой М.А. не проводились.
Кроме того, по вопросам заключения срочного трудового контракта и предстоящего увольнения Кутаева М.А. обращалась с письменным заявлением на имя начальника Мурманской таможни. На указанное обращение *** направлен ответ.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Таким образом, перечень уважительных причин, при наличии которых пропущенный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть восстановлен судом, законом не установлен. Указанный же в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 перечень уважительных причин пропуска срока обращения в суд исчерпывающим не является.
Соответственно, с учетом положений статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации в системной взаимосвязи с требованиями статей 2, 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших лицу своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Суд отмечает, что, направляя в Государственную инспекцию труда письменное обращение по вопросу незаконности заключения срочного служебного контракта предстоящего увольнения, Кутаева М.А. правомерно ожидала, что в отношении ее работодателя будет принято соответствующее решение об устранении нарушений ее трудовых прав и ее трудовые права будут восстановлены во внесудебном порядке.
Учитывая указанные фактические обстоятельства и доводы стороны истца о том, что вопреки ее ожиданиям о разрешении государственной инспекцией труда вопроса о незаконности ее увольнения ответом этого органа ей рекомендовано обратиться в суд за разрешением спора об увольнении, после чего она в кратчайший срок подала иск в суд, суд полагает, что срок обращения в суд истцом был пропущен по уважительной причине и подлежит восстановлению, в связи с чем удовлетворяет ходатайство истца о восстановлении пропущенного срока.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Кутаевой М.А. к Мурманской таможне о признании служебного контракта незаконным, признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании денежной компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение одного месяца.
Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.
Судья Н.Н. Самохвалова