Гражданское дело № 2-25/2024
УИД 65RS0015-01-2023-000696-68
Решение
Именем Российской Федерации
12 февраля 2024 года пгт. Тымовское
Тымовский районный суд Сахалинской области в составе
председательствующего Сизовой Н.Ю.,
при секретаре судебного заседания Чупровой Ю.В.,
с участием прокурора Зотова Д.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тымовского района, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Жилищная коммунальная служба» о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
18 декабря 2023 года прокурор Тымовского района в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Тымовский районный суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Жилищная коммунальная служба (далее по тексту также – МУП «ЖКС», ответчик), в котором просит возложить на ответчика обязанность разработать предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергоэффективности многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: ул. Советская, д. №№ 3, 3А, 3Б и 7, пгт. Тымовское Тымовского района Сахалинской области, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование искового заявления указано, что прокуратурой Тымовского района проведена проверка исполнения МУП «ЖКС» жилищного законодательства, законодательства об энергосбережении и энергоэффективности, по результатам которой установлено, что в управлении МУП «ЖКС» находятся многоквартирные дома, расположенные по адресам: ул. Советская, д. №№ 3, 3А, 3Б и 7, пгт. Тымовское Тымовского района Сахалинской области, однако в нарушение частей 4, 7 статьи 12 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» МУП «ЖКС» в период с 1 июня 2023 года по 5 декабря 2023 года мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в отношении данных многоквартирных домов, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроках окупаемости предлагаемых мероприятий, не разрабатывались, до собственников помещений в многоквартирных домах не доводились. Прокуратурой Тымовского района по вышеуказанным нарушениям 5 декабря 2023 года директору МУП «ЖКС» внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства, по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.
Определением Тымовского районного суда от 19 декабря 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих требований относительно предмета спора на стороне ответчика, были привлечены комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Тымовский городской округ» (далее по тексту – КУМС МО «Тымовский городской округ»), муниципальное унитарное предприятие «Тепловик» (далее по тексту – МУП «Тепловик»), публичное акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» (далее по тексту – ПАО «ДЭК»).
Прокурор по делу в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по указанным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика МУП «ЖКС», представители третьих лиц КУМС МО «Тымовский городской округ», МУП «Тепловик», ПАО «ДЭК» о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в судебном заседании не присутствовали, возражения по существу иска не представили.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав мнение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно положениям части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как установлено судом и следует из материалов дела, МУП «ЖКС» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на территории Тымовского района (л.д. 23-28).
В управлении МУП «ЖКС» на основании договора управления многоквартирным домом/многоквартирными домами № 21/УМД/1 с 1 июня 2023 года по 31 мая 2024 года, заключенного с КУМС МО «Тымовский городской округ», находятся многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: <данные изъяты>
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В силу подпункта «и» пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения содержание многоквартирного дома включает в себя, в том числе, проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 261-ФЗ) в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона № 261-ФЗ организация, осуществляющая снабжение энергетическими ресурсами многоквартирного дома на основании публичного договора, регулярно (не реже чем один раз в год) обязана предлагать перечень мероприятий для многоквартирного дома, группы многоквартирных домов как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению поставляемых этой организацией в многоквартирный дом энергетических ресурсов и повышению энергетической эффективности их использования. В данном перечне мероприятий должно содержаться указание на: 1) необязательность таких мероприятий для проведения их лицами, которым данный перечень мероприятий адресован; 2) возможность проведения этой организацией отдельных мероприятий из числа указанных в данном перечне мероприятий за счет средств, учитываемых при установлении регулируемых цен (тарифов) на ее товары, услуги, а также за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе на основании энергосервисного договора (контракта), и прогнозируемую стоимость проведения таких отдельных мероприятий; 3) определяемых на основании общедоступных источников возможных исполнителей мероприятий, указанных в данном перечне мероприятий и не проводимых этой организацией.
В силу части 6 статьи 12 Федерального закона № 261-ФЗ перечень мероприятий должен быть доведен организацией, осуществляющей поставки, продажу энергетических ресурсов, до сведения собственников помещений в многоквартирном доме, лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, путем размещения информации в подъездах многоквартирного дома и (или) других помещениях, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, а также иными способами по усмотрению этой организации. Примерная форма перечня таких мероприятий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 7 статьи 12 Федерального закона № 261-ФЗ лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
Из приведенных положений Федерального закона № 261-ФЗ следует, что основная ответственность по выработке мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности возложена на органы исполнительной власти субъектов, а также поставщиков энергоресурсов. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 февраля 2017 г. № 98/пр утверждена примерная форма Перечня мероприятий для многоквартирного дома, как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов, предлагаемых управляющей организацией.
Прокуратурой Тымовского района была проведена проверка исполнения МУП «ЖКС» жилищного законодательства, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности по разработке и доведению до сведения собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся под управлением указанной организации предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (л.д. 10-11).
В ходе проверки установлено, что МУП «ЖКС» в нарушение частей 4, 7 статьи 12 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в период с 1 июня 2023 года по 5 декабря 2023 года мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в отношении указанных многоквартирных домов, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроках окупаемости предлагаемых мероприятий не разрабатывались, до собственников помещений в многоквартирных домах не доводились (л.д. 12-14).
Из ответа директора МУП «ЖКС» Москвитина А.А. на запрос, представление прокуратуры Тымовского района № 7-44-2023 от 5 декабря 2023 года следует, что работы по надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в том числе и мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, установленные частью 4 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации и определенные в постановлении Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 года № 161, в период до 5 декабря 2023 года не выполнялись в связи с недостатком финансирования предприятия (по причине низкой собираемости оплаты услуг обусловленный рядом объективных причин). Выявленный недостаток планируется к устранению в первом полугодии 2024 года (л.д. 12, 15).
Суд приходит к выводу, что с момента заключения договоров на управление вышеуказанными многоквартирными жилыми домами у МУП «ЖКС» возникла обязанность по разработке и доведению до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
Ненадлежащее исполнение МУП «ЖКС» требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в многоквартирных жилых домах, находящихся под управлением указанной организации влечет нарушение прав собственников и нанимателей помещений в этих домах, поскольку препятствует осуществлению ими мероприятий по экономии энергетических ресурсов, потребляемых при эксплуатации данных домов.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обращение Тымовского районного прокурора в суд с указанным заявлением в интересах неопределенного круга лиц обусловлено тем, что выявленное нарушение требований законодательства об обеспечении надежности, эффективности и безопасности по содержанию жилых домов, представляет угрозу жизни и здоровью граждан, круг которых определить не представляется возможным.
Анализ содержания заявления позволяет сделать вывод о том, что круг заинтересованных лиц, в отношении которых заявлен настоящий иск прокурором – чьи права, свободы и законные интересы прокурор считает нарушенными и в отношении которых имеется угроза нарушения их прав, свобод и законных интересов – невозможно индивидуализировать, привлечь в гражданском судопроизводстве в качестве истцов, так как невозможно установить тех лиц, кто проживает и временно пребывает в жилых помещениях поименованных в исковом заявлении многоквартирных домов. Таким образом, данный круг лиц является неопределенным.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В силу статей 20, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь, охрану здоровья и медицинскую помощь.
В этой связи суд считает, что прокурором обоснованно подано заявление в интересах неопределённого круга лиц, который не ограничивается только собственниками жилых помещений в спорных многоквартирных домах и зарегистрированными в данных помещениях гражданами.
С учетом изложенного, суд считает необходимым удовлетворить заявление Тымовского районного прокурора.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая вопрос о сроке, в течение которого ответчиком должны быть совершены возложенные на него обязательства, суд полагает предложенный прокурором срок исполнения решения суда, продолжительностью три месяца со дня вступления решения суда в законную силу, разумным.
В силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, при подаче заявления в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Поскольку заявление прокурора подано в интересах неопределённого круга лиц, носит неимущественный характер, то размер подлежащей к уплате государственной пошлины составляет 300 рублей.
В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета, от уплаты которой истец освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Тымовского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Жилищная коммунальная служба» о возложении обязанности – удовлетворить.
Возложить на муниципальное унитарное предприятие «Жилищная коммунальная служба» (ИНН/ОГРН 6517007204/ 1056505407562) обязанность разработать предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергоэффективности многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: <данные изъяты>, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Жилищная коммунальная служба» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Тымовский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.Ю. Сизова
Мотивированное решение суда составлено 15 февраля 2024 года.
Председательствующий Н.Ю.Сизова