УИД 42RS0032-01-2022-001649-68
(2-52/2023)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего судьи Смолина С.О.,
при секретаре Журавель Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске 26 января 2023 года гражданское дело по иску Морозова ФИО9 к администрации города Прокопьевска Кемеровской области о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,
УСТАНОВИЛ:
Истец Морозов ФИО10 обратился в суд с иском (уточненным в порядке ст.49 ГПК РФ) к администрации <адрес> о включении в список граждан, подлежащих переселению, заключении договора о предоставлении социальной выплаты, просил обязать администрацию <адрес> включить истца в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ; обязать ответчика заключить с Морозовым ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего не пригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ООО «Шахта Зиминка».
Исковые требования мотивированы тем, что истец Морозов ФИО12 проживает в жилом доме по адресу: <адрес>. Согласно экспертному Заключению № от ДД.ММ.ГГГГ СФ ОАО ВНИМИ «О степени влияния подземных горных работ на техническое состояние 373 жилых домов, расположенных на территории горного отвода ООО «Шахта Зиминка» с выдачей рекомендаций по их сохранению ши сносу» вышеназванный <адрес> расположен на территории горного отвода ООО «Шахта Зиминка», отнесен к категории МПВ (подработанные с малыми деформациями ветхие)- дома, у которых в результате ведения горных работ суммарные деформации поверхности меньше допустимых, сносу не подлежат. В отношении Морозова В.П. было вынесено решение Центральным районным судом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, вступившее в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, судебным актом отказано во включении в список граждан, подлежащих переселению, заключении договора о предоставлении социальной выплаты. Однако, ДД.ММ.ГГГГ Правительством РФ было постановлено, что п. 8 Постановления Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ необходимо дополнить и учесть, что при уточнении списка граждан, подлежащих переселению основанием является, в том числе проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности. <адрес> не был учтен при разработке, имел малые деформации, но был ветхим, категория МПВ. Морозов В.П. обратился в ДД.ММ.ГГГГ года в Администрацию <адрес> в связи с указанными нововведениями в действующее законодательство РФ, регулирующее снос подработанных домов. ДД.ММ.ГГГГ получил ответ, что поскольку было вынесено вышеуказанное решение Центральным районным судом <адрес> с отказом в требованиях, то у администрации нет оснований для включения истца в список граждан, подлежащих переселению за счет средств федерального бюджета. Однако, в поселке дом Морозова В.П. остался один, все жители переселены, инфраструктуры не имеется, водоснабжения нет, воду истцу привозят родственники, Морозов В.П. является нуждающимся в жилье, не обеспеченным иным пригодным для проживания жилым помещением. При этом, в решении Центрального районного суда <адрес> по делу № указано, что отказ истцу в иске не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего его права и свободы, создающего препятствия к осуществлению им своих прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности, поскольку истец проживает в доме, который подработан горными работами, отнесен к категории МПВ (малоподработанные ветхие) и после переселения жителей из домов, отнесенных к категории ПВ (подработанные ветхие), будет принят документ, регулирующий переселение жителей, проживающих в домах категории МПВ (подработанные с малыми деформациями ветхие), к которой относится дома по <адрес> в <адрес>. В настоящее время, по мнению истца, таким документом является Постановление Правительства №, принятое ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Морозов ФИО13 в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.171).
Представитель истца ФИО8, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9), в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, суду пояснила, что Морозов В.П. являлся членом семьи собственника жилого дома, в настоящее истец является собственником жилого помещения, дом истца отключен от сете водоснабжения, поселок весь расселен, дом истца остался один, подъездных путей нет, мост разрушен.
Представитель ответчика – администрации <адрес> ФИО4, действующая на основании доверенности (л.д.79), в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила письменные возражения (л.д.60-61), согласно которым, требования истца считает незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку у истцов отсутствует совокупность условий, необходимых для предоставления социальной выплаты.
Третье лицо Министерство энергетики РФ в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Третьи лица ГЖИ <адрес>, ГБУ «Центр ГКО и ТИ Кузбасса филиал № БТИ Прокопьевского городского округа и Прокопьевского муниципального округа в суде своих представителей не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Третье лицо ФИО2 заявленные исковые требования поддержала, суду пояснила, что истец с <адрес> являлся членом семьи собственника жилого дома, был вселен в качестве мужа сестры, все вместе они вели домашнее хозяйство, с того времени истец постоянно проживает в жилом доме, стал собственником дома.
Свидетель ФИО5 показала, что Морозов ФИО14 проживает в жилом доме по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, в настоящее время весь поселок расселен, осталось два дома, дороги нет, остановки общественного транспорта нет, водопровод истцу отключили, истец приходит к ним за водой и пешком носит ее.
Свидетель ФИО6 показала, что истец Морозов В.П. проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, был вселен в качестве члена семьи, в ДД.ММ.ГГГГ истцу отключили воду, мост через реку разрушен, можно пройти только пешком.
Выслушав представителя истца, третье лицо, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицам, занимающим его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, в исключении случаев произвольного лишения граждан жилища.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 15 ЖК РФ).
В силу ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом (ч. 2 ст. 30 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса РФ установлено, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (п. 5 ст. 10 ГК РФ).
В силу положений пункта 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
Пунктами 2 и 3 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ предусмотрено, что финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» (с последующими изменениями и дополнениями) во исполнение Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечению занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 428 (далее – также Правила N 428), с последующими изменениями и дополнениями.
В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 5 Правил (в ред. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 778, от ДД.ММ.ГГГГ N 36, от ДД.ММ.ГГГГ N 566) межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе, по сносу многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до ДД.ММ.ГГГГ угольных (сланцевых) шахтах, а также на ликвидированных с ДД.ММ.ГГГГ шахтах в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (<адрес>) (далее - ветхое жилье); по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных подпунктами «а» - «в» и «е» пункта 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (<адрес>), и муниципальных программ создания новых рабочих мест (п. 6 Правил в ред. от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно указанным Правилам, содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат в соответствии со списками переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденных проектов ликвидации шахт.
В соответствии с абзацем 1 пункта 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (в ред. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 44, от ДД.ММ.ГГГГ N 262, от ДД.ММ.ГГГГ N 778, от ДД.ММ.ГГГГ N 734, от ДД.ММ.ГГГГ N 314), содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 8 (с дополнениями, внесёнными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2564) основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:
- рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
- государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;
- снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье;
- проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
- фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.
Предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим (абзац 9 Правил в ред. от ДД.ММ.ГГГГ).
Изложенные в Постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 428 нормы являются специальными по отношению к гражданам, проживающим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированным по месту жительства в ветхих жилых помещениях, пришедших в негодность из-за воздействия горных работ, на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением «ГУРШ» при Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ N 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты, кроме того, в число членов семей включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади.
Таким образом, указанные меры социальной помощи носят целевой характер; являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживавшим на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и продолжающим проживать до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств, должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Анализ вышеуказанных нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод о том, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета и содействие в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, направлены на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности именно в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействие приобрести взамен ставшего непригодным для проживания жилого помещения, отвечающего требованиям, предъявляемым к таким помещениям.
Решая вопрос о ликвидации угольных шахт, правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Так, согласно пункту 11 Правил N 428, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.
В свою очередь, орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации, о чем указано в пункте 12 Правил N 428.
Следовательно, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах; наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности, регистрация гражданина по месту жительства в ветхом жилье на дату принятия решения о ликвидации шахты, нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
При этом, отсутствие совокупности данных обстоятельств является безусловным основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты.
Согласно общеизвестным сведениям, размещенным в общем доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте ФНС России (https://egrul.nalog.ru/index.html), решение о ликвидации угольного предприятия – ООО «Шахта Зиминка» (ОГРН 1044205056180, ИНН 4205073166) было принято ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Морозов В.П. является собственником жилого дома, общей площадью <данные изъяты>.м., расположенного по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ, основанием для регистрации послужил договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской (л.д.67).
Также из выписки следует, что ранее собственником жилого дома являлась ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, основанием для государственной регистрации права послужил договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Морозов В.П. зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме по адресу: <адрес>, указанное также подтверждается данными паспорта истца, справкой ООО «Расчетный центр» (л.д.42).
Согласно заключения № от ДД.ММ.ГГГГ СФ ОАО ВНИМИ «О степени влияния подземных горных работ на техническое состояние 373 жилых домов, расположенных на территории горного отвода ООО «Шахта Зиминка» с выдачей рекомендаций по их сохранению или сносу» <адрес> расположен на территории горного отвода ООО «Шахта Зиминка», отнесен к категории МПВ (подработанные с малыми деформациями ветхие), по условиям подработки горными работами не подпадает в перечень сносимых. Жители <адрес> не включены в список на переселение с территории горного отвода ООО «Шахта Зиминка».
Согласно заключения экспертизы СФ ОАО ВНИМИ от ДД.ММ.ГГГГ №/з суммарные деформации земной поверхности превышают допустимые значения для жилого дома по <адрес> и дом может быть рекомендован к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ООО «Шахта Зиминка».
При этом, ООО «Кузбассэкспертстрой» №П от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что жилой дом по адресу: <адрес> является аварийным и не подлежащим ремонту и реконструкции, существует реальная угроза жизни и здоровью проживающих в жилом помещении, физический износ дома составляет 85%, в связи с чем, возможно обрушение несущих конструкций (л.д.91-133).
Таким образом, установлено, что дом находится на территории горного отвода ООО «Шахта Зиминка», подвергался влиянию горных работ шахты, на июнь 2013 года дом по <адрес> был отнесен к категории МПВ (подработанные с малыми деформациями ветхие), на ДД.ММ.ГГГГ года – суммарные горизонтальные деформации на дом превышают допустимые значения и дом может быть рекомендован к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ООО «Шахта Зиминка».
Принимая решения об удовлетворении заявленных истцом исковых требований суд также исходит из следующего.
В 2015 году была утверждена комплексная программа поэтапной ликвидации убыточных шахт, расположенных на территории городов Прокопьевска, Киселевска, Анжеро-Судженска, и переселения жителей с подработанных территорий, были предусмотрены сроки и этапы ее реализации: I этап – 2015-2020 гг., в том числе, 1-ая очередь – 2015-2017 гг., 2-ая очередь – 2018-2020 гг.; II этап реализации программы – 2021-2023 гг.
На первом этапе реализации программы (2015-2020гг.) переселяются жители домов, подработанных горными работами ликвидируемых шахт, дома категории «ПВ» (подработанные ветхие) и «ПН» (подработанные неветхие) по классификации СФ ОАО ВНИМИ.
Первая очередь реализации 1 этапа комплексной программы была запланирована на 2015-2017 гг. В первую очередь переселяются жители с наиболее пострадавших от горных работ районов, районов с нарушенной инфраструктурой.
На втором этапе реализации программы предусмотрено переселение жителей остальных домов, поскольку эти дома будут отрезаны от городских коммуникаций, их поддержание нецелесообразно (л.д.149).
Вторая очередь второго этапа переселения жителей домов с горного отвода ООО «Шахта Зиминка» закончилась в декабре 2022 года (л.д.150).
В ходе рассмотрения дела из показаний свидетелей и исследованных письменных доказательств установлено, что в настоящее время район в котором находится жилой дом истца по адресу: <адрес> расселен, объекты инфраструктуры района частично прекратили функционирование (отсутствует водопровод, дорога, мост, остановка общественного транспорта), при этом поддержание в работоспособном состоянии объектов инфраструктуры, в связи с расселением района и отсутствием жителей, экономически нецелесообразно.
При этом, отсутствие до настоящего момента подзаконного нормативного акта, регулирующего переселение жителей, проживающих в домах категории малоподработанные ветхие не может ограничивать прав истца на социальную выплату, проживающего в ветхом жилом доме, ставшим непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте ООО «Шахта Зиминка», учитывая, что второй этап реализации комплексной программы по данному угольному предприятию в завершен в декабре 2022 года.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что <адрес> в <адрес> подлежит сносу как непригодный для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта Зиминка», поскольку, как следует из заключения ВНИМИ, дом подработан горными работами шахты и на 2013 год являлся аварийным.
В списки граждан, подлежащих переселению, включаются граждане, проживающие в ветхом жилье и нуждающиеся в переселении, т.е. не обеспеченные иным жильём.
Внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем.
Пунктами 6, 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ предусмотрено, что социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске.
Администрация <адрес> в соответствии с постановлением Правительства РФ утверждает списки граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде, ставшем в результате ведения горных работ ООО «Шахта Зиминка» непригодным для проживания по критериям безопасности, и оказывает таким гражданам содействие в приобретении жилья взамен сносимого.
Исключительным правом администрации <адрес>, как органа местного самоуправления, являющегося получателем средств из федерального бюджета по направлению финансирования «Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого», является, кроме формирования списков граждан, подлежащих переселению, и уточнение данных списков.
Поскольку истец с ДД.ММ.ГГГГ года постоянно проживает в спорном доме, на июнь 2013 года также проживал в ветхом жилье, подлежащем сносу по критериям безопасности и продолжает проживать в нем, являлся членом семьи собственника жилого дома по состоянию на июнь 2013 года, при этом согласно представленных справок Росреестра, БТИ <адрес>, иных жилых помещений в собственности не имеет, не имел и не приобрел право пользования иным жилым помещением пригодным для проживания, суд считает, что истец нуждаются в социальной поддержке государства и соответственно подлежит включению в список граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода ООО «Шахта Зиминка».
Таким образом, в отношении истца установлена вся совокупность обстоятельств необходимых и достаточных для предоставления социальной выплаты, и принимая во внимание, что внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления социальной выплаты в дальнейшем, требования истца о заключении с ним договора о предоставлении социальной выплаты также подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Морозова ФИО15 к администрации <адрес> о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> включить Морозова ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта Зиминка».
Обязать администрацию <адрес> заключить с Морозовым ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего не пригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта Зиминка».
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, принявший решение, то есть через Центральный районный суд <адрес>.
Судья (копия) С.О. Смолин
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья (копия) С.О. Смолин
Подлинный документ подшит в деле УИД 42RS0№-68 (2-52/2023)
Центрального районного суда <адрес>