Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июня 2024 года <адрес>
Судья Советского районного суда <адрес> Магомедов И.М., рассмотрев исковое заявление представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО3 к Министерству здравоохранения Республики Дагестан о возложении обязанности по обеспечению бесплатными лекарственными препаратами и взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 С.Н. в интересах ФИО1 обратился в Советский районный суд <адрес> с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Республики Дагестан о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами и взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является законным представителем несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющейся инвалидом, вследствие заболевания сахарный диабет 1 типа.
Дочери было назначено лечение врачами из ГБУ РД «ДРКБ» на основании медицинской документации следующими лекарственными средствами и средствами диагностики:
1. Новорапид ( Фиасп) - 3 шп. в мес/ 36 шп. в год;
2. Тест-полоски Контур Плюс -120 шт/мес.;
3. Иглы для шприц-ручек Микрофайн ( 4 мм) - 18 уп/год;
4. Тресиба -24 шприц — ручек в год;
5. система Flash мониторинга глюкозы FreeStyle Libre, предназначенная для измерения уровня глюкозы: датчик FreeStyle Libre - 24 датчика в год;
6. кетоновые тест-полоски FreeStyle, FreeStyle оптиум тест полоски глюкозы;
7. Ланцеты для забора крови - 1000 шт.;
8. инъекционный порт iport advance 6 мм.;
9. Тест - полоски на мочу «Кетоглюк».
Прикреплена к детской поликлинике ГБУ РД «Хасавюртовская ЦРБ». При обращении в которую рецепты на лекарственные средства и средства диагностики выдают, однако обеспечения по ним нет, хоть и поставлены мной на отсроченное обслуживание.
Истец неоднократно обращался в Минздрав РД для получения необходимых препаратов и средств диагностики. На поданное заявление о выдаче лекарств, Минздрав РД требование о выдаче лекарств в полном объеме не удовлетворил. Минздрав РД не выдает лекарственные средства и средства диагностики в полном объеме, что ставит под угрозу состояние здоровья ребенка истца.
По результатам внеплановой документарной проверки в отношении Минздрава РД, в связи с отсутствием обеспечения препаратами, выдано предписание Минздраву РД.
Истец просит суд обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан обеспечивать дочь истца ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными средствами и средствами диагностики, в соответствии с медицинскими показаниями бесперебойно и в полном объеме.
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Дагестан в пользу ФИО7.Б. компенсацию за причиненный моральный вред в размере 20 000 рублей;
Обратить решение суда к немедленному исполнению в связи с тем, что откладывание исполнения решения суда может привести к значительному ухудшению здоровья истца.
В судебное заседание истец ФИО1, будучи извещенной, не явилась, о причинах неявки не сообщила, направила в суд представителя по доверенности.
Представитель истца по доверенности ФИО5 в судебном заседании доводы иска поддержала, и просила суд удовлетворить исковое заявление ее доверителя в полном объеме.
Ответчики, будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили.
В адресованных суду письменных возражениях представитель Минздрава РД по доверенности ФИО6 просит в удовлетворении иска отказать, по изложенным ею основаниям.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является законным представителем несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющейся инвалидом, вследствие заболевания сахарный диабет 1 типа.
Дочери было назначено лечение врачами из ГБУ РД «ДРКБ» на основании медицинской документации следующими лекарственными средствами и средствами диагностики:
1. Новорапид ( Фиасп) - 3 шп. в мес/ 36 шп. в год;
2. Тест-полоски Контур Плюс -120 шт/мес.;
3. Иглы для шприц-ручек Микрофайн ( 4 мм) - 18 уп/год;
4. Тресиба -24 шприц — ручек в год;
5. система Flash мониторинга глюкозы FreeStyle Libre, предназначенная для измерения уровня глюкозы: датчик FreeStyle Libre - 24 датчика в год;
6. кетоновые тест-полоски FreeStyle, FreeStyle оптиум тест полоски глюкозы;
7. Ланцеты для забора крови - 1000 шт.;
8. инъекционный порт iport advance 6 мм.;
9. Тест - полоски на мочу «Кетоглюк».
Невыдача положенных лекарств, назначенных врачом, ставит под угрозу состояние здоровья истца.
В соответствии с частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность и качество медицинской помощи.
В силу пункта 2 статьи 19 указанного закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Согласно Постановлению Правительства от ДД.ММ.ГГГГ N 890 «О Государственной поддержке развития промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», лицам болеющим диабетом должны выделяться все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики - бесплатно.
В соответствии со ст. 48 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.
Процедура получения лекарственных препаратов, не содержит условия о том, что количество выдаваемых препаратов рассчитывается исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами.
Обеспечение лекарственными препаратами производится в соответствии со стандартами медицинской помощи и по смыслу закона должно осуществляться бесперебойно.
Таким образом, право ФИО1 на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения лекарствами и изделиями медицинского назначения не поставлено законом в зависимость от указанного выше норматива и не ограничено размером субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
В соответствии с ч. 5 ст. 81 ФЗ № «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»: «органы государственной власти субъектов РФ устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно».
Истец неоднократно обращался в Минздрав РД, для получения необходимых лекарств, однако требования истца Минздрав РД не удовлетворил.
Согласно определению Верховного Суда РФ от 10.09.2018г. №-КП8-13: «Несоблюдение лечебным учреждением порядка оформления медицинских документов о нуждаемости страдающего социально значимым заболеванием гражданина в бесплатном обеспечении лекарственным препаратом по жизненным показаниям и ненадлежащий контроль за оформлением этих документов со стороны уполномоченного органа исполнительной власти не может лишать гражданина гарантированного ему государством права на получение лекарственного препарата бесплатно. Надлежащее оформление документов является обязанностью врачебной комиссии, а не гражданина, который не должен нести неблагоприятные последствия в виде необеспечения необходимым лекарственным препаратом из-за несоблюдения лечебным учреждением порядка оформления соответствующей документации».
Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Республики Дагестан, утвержденному Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 156 Министерство здравоохранения Республики Дагестан является органом исполнительной власти Республики Дагестан, осуществляющим функции по выработке государственной политики управлению сфере охраны здоровья граждан <адрес>. Одной из основных задач Минздрава РД является организация лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения Республики Дагестан, в том числе льготного при амбулаторном обслуживании.
Согласно выше указанному Положению Минздрав РД, среди прочего, осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- проводит государственную политику сфере охраны здоровья граждан <адрес>;
- обеспечивает защиту прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья;
- разрабатывает и реализует в пределах своей компетенции систему мер по охране здоровья населения, включая организацию профилактических мероприятий и оказание медицинской помощи населению;
- осуществляет прогнозирование и планирование (формирование концепций, планов бюджетной обеспеченности, программ развития) лечебной и профилактической деятельности, специализированной медицинской помощи, лекарственного обеспечения населения и медицинских организаций государственной системы здравоохранения Республики Дагестан;
- определяет потребность в лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения, в том числе объемах поставок этой продукции для государственных нужд Республики Дагестан.
- организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Дагестан;
- осуществляет переданные Российской Федерацией полномочия по организации оказания социальной услуги в виде обеспечения отдельных категорий граждан бесплатно лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
- координирует деятельность подведомственных медицинских и санаторно-курортных организаций;
- проводит в пределах своей компетенции проверки по жалобам граждан и организаций на действия (бездействие) подведомственных организаций и их должностных лиц;
- осуществляет ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных организаций посредством осуществления полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня социально - значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» Раздел «Категории заболеваний» Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств.
Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Оплата лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, из системного толкования действующего законодательства, ФИО1 имеет право на бесплатное получение лекарственного препарата, медицинских изделий на основании рецепта, выписанного лечащим врачом.
В настоящее время истец не обеспечен лекарственным препаратами, бесплатные рецепты ей не выдают в связи с отсутствием выделенных средств Минздравом РД на ее имя.
Закупка лекарственных препаратов осуществляется Министерством здравоохранения Республики Дагестан. Вместе с тем, закупка препаратов для обеспечения ими ФИО1 Министерством здравоохранения Республики Дагестан в полном объеме не проведена.
Таким образом, Министерством здравоохранения Республики Дагестан допущены нарушения прав истца на охрану здоровья в части оказания медицинской помощи в виде льготного обеспечения лекарственными препаратами.
Несвоевременное принятие Министерством здравоохранения Республики Дагестан мер к обеспечению истца, имеющего право на обеспечение жизненно важным лекарственным препаратом, нарушает его право на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме и противоречит приведенному правовому регулированию.
При изложенных обстоятельствах исковые требования истца в части обязания ответчика обеспечивать истца лекарственными средствами и средствами диагностики в соответствии с медицинскими показаниями, подлежат удовлетворению.
На основании ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Из-за невыдачи лекарственных препаратов возникали пропуски в курсовом приеме препаратов, из-за чего истец переживал за ухудшение состояния своего здоровья, при этом испытывал стресс и нервничал, тем самым претерпел нравственные страдания.
Также из-за невыдачи лекарственных препаратов возникали существенные пропуски в курсовом приеме препаратов, из-за чего здоровье истца физическое и психическое сильно пострадало.
В связи с причинением психоэмоционального и физического вреда Истцу, связанного с невыдачей медицинских препаратов, принимая во внимание указанные обстоятельства, суд считает необходимым взыскать с Минздрава РД 5000 рублей в счет компенсации морального вреда в пользу истца.
Согласно ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Суд признает, что решение суда в части обеспечения истца лекарственными препаратами следует обратить к немедленному исполнению, поскольку откладывание исполнения решения суда может привести к значительному ухудшению здоровья истца.
Таким образом, иск ФИО1 подлежит частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
исковое заявление представителя ФИО1 (паспорт РФ: серия 8211 №) по доверенности ФИО3 к Министерству Здравоохранения Республики Дагестан (ИНН 0562044550), о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами и взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Обязать Министерство Здравоохранения Республики Дагестан обеспечить ФИО1 лекарственными средствами и средствами диагностики в соответствии с медицинскими показаниями бесперебойно и в полном объеме.
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Дагестан в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 5000 (пять тысяч) рублей.
Обратить решение суда в части обеспечения ФИО1 лекарственными средствами и средствами диагностики по медицинским показаниям, к немедленному исполнению.
В удовлетворении остальной части в удовлетворении иска ФИО1 о взыскании с Минздрава РД компенсации морального вреда в размере 15000 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан, через Советский районный суд <адрес>, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий И.М. Магомедов