Дело №2-300/2023
УИД 21RS0004-01-2023-00316-78
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июля 2023 года пгт. Вурнары
Чувашская Республика
Вурнарский районный суд Чувашской Республики – Чувашии под председательством судьи Свиягиной В.В.
при секретаре Сорокиной А.Ю.
с участием заместителя Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Калачян К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по исковому заявлению Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности по созданию специализированной площадки для размещения загрязненного снега, в соответствии требованиям СанПиН,
УСТАНОВИЛ:
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации Вурнарского муниципального округа Чувашской Республик о возложении обязанности со дня вступления в законную силу в течение 6 месяцев создать специализированную площадку для размещения загрязненного снега, в соответствии требованиям СанПиН.
Исковые требования прокурором мотивированы следующим.
Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при реализации администрацией Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики полномочий по уборке территории населенных пунктов от снега. В результате проведенного анализа на территории Вурнарского муниципального округа выявлено нарушение законодательства в сфере обращения с отходами, место для накопления отходов от зимней уборки снега не определено. В нарушение СанПиН 2.1.3684-21 и п.6.11 СП 32.13330.2018 отсутствуют специализированные площадки, снегоплавильные установки.
По данному факту в адрес администрации Вурнарского муниципального округа 28 февраля 2023г. внесено представление об устранении нарушений законодательства. Согласно поступившему ответу площадки для размещения снега и льда в соответствии с санитарными правилами не созданы.
В судебном заседании заместитель Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Калачян К.Ю. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик- администрация Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся судебное заседание ответчика администрации Вурнарского муниципального округа и третьего лица Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике.
Выслушав заместителя природоохранного прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статей 27,35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Из материалов дела следует, что Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой произведен анализ природоохранного законодательства и исполнения полномочий органами местного самоуправления при организации сбора и размещения снега. В результате проведенного анализа установлено, что на территории Вурнарского муниципального округа специализированные площадки, снегоплавильные установки отсутствуют.
Согласно сообщению Главы Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики от 20 января 2023г. на запрос Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора, на территории Вурнарского муниципального округа снегоплавильные установки не эксплуатируются. Управлением по благоустройству и развитию территорий администрации муниципального округа ведется работа по определению площадок для размещения снега и льда с улиц населенных пунктов, бюджетом предусмотрено выполнение работ по утверждению правоустанавливающих документов на земельные участки под данные площадки (л.д.5)
Из ответа Главы Вурнарского муниципального округа от 15 мая 2023г. по результатам рассмотрения представления Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора следует, что Управлению по благоустройству и развитию территорий администрации муниципального округа согласно требований действующего федерального законодательства рекомендовано определить площадь для размещения снега на территории муниципального округа, разработать и утвердить программу использования и охраны земель, положение о муниципальном контроле в сфере благоустройства, программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по муниципальному контролю в сфере благоустройства. После устранения нарушений требований законодательства будет представлена дополнительная информация (л.д.10).
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", благоприятная окружающая благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов; негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Императивной нормой части 2 статьи 21 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что содержание территорий городских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21), которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с пунктом 34 названных санитарных правил и норм собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, вывоз снега должен осуществляться в специально подготовленные места для приема снега площадки для вывоза и временного складирования снега, складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом, предотвращающим попадание талых вод на прилегающую территорию и ближайшие поверхностные водные объекты, или вывозиться на снегоплавильные установки. Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 16.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу части 1 статьи 15 вышеуказанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципальных районов относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района и участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ " к вопросам местного значения городского поселения относится осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения.
Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
В соответствии с Приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и предоставлении услуг населению, отходам относятся отходы от зимней уборки улиц (код 73121000000), то есть снег.
Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ).
Доказательств, свидетельствующих о том, что на территории Вурнарского муниципального округа имеются специальные площадки, отвечающие требованиям санитарных правил, на которых может складироваться снег, собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, в материалах дела не имеется, равно как и не имеется сведений о наличии снегоплавильных установок.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора и возложении на администрацию Вурнарского муниципального округа обязанности по созданию специализированной площадки для размещения загрязненного снега, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселении, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических профилактических) мероприятий» и «СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация, Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85».
Суд соглашается с определенным прокурором при подаче искового заявления шестимесячным сроком возложения на ответчика обязанности создать специализированную площадку, принимая при этом во внимание объем мероприятий, которые необходимо будет произвести ответчику в целях создания специализированной площадки для размещения загрязненного снега, соответствующего требованиям СанПиН, находит его разумным и обоснованным. Более длительный срок повлечет к негативным изменениям качества окружающей среды.
Прокурор и администрация Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики согласно подп.9, 19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины по рассматриваемым судом общей юрисдикции гражданским делам.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности по созданию специализированной площадки для размещения загрязненного снега в соответствии требованиям СанПиН, удовлетворить.
Обязать администрацию Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать специализированную площадку для размещения загрязненного снега, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и «СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация, Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы в Вурнарский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий