Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-746/2021 ~ М-646/2021 от 22.04.2021

Дело №2-746/2021

УИД 12RS0008-01-2021-001167-28

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Медведево 11 июня 2021 года

Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Чикризовой Н.Б.,

при секретаре судебного заседания Ивановой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Медведевского района Республики Марий Эл, обратившегося в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному образовательному бюджетному учреждению «Медведевская средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов имени 50-летия Медведевского района», администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл о возложении обязанности устранить нарушения законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны,

УСТАНОВИЛ

Прокурор Медведевского района Республики Марий Эл обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МОБУ «Медведевская средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов имени 50-летия Медведевского района», администрации Медведевского района Республики Марий Эл, в котором с учетом уточнения исковых требований просит обязать администрацию Медведевского муниципального района Республики Марий Эл в течении двух лет со дня вступления решения суда в законную силу предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по приведению в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15 декабря 2002 года № 583, противорадиационное укрытие, расположенное по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, п. Медведево, ул. Логинова, д. 4, обязать МОБУ «Медведевская средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов имени 50-летия Медведевского района» в течении двух лет со дня поступления финансирования устранить выявленные нарушения законодательства о гражданской обороне, а именно: выполнить работы по приведению защитного сооружения – противорадиационного укрытия, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, п. Медведево, ул. Логинова, д. 4, в соответствие с требованиями нормативных документов, восстановлению защитных свойств убежища и обеспечению его постоянной готовности к использованию по предназначению для безопасного пребывания укрываемых лиц как в военное время, так и при чрезвычайной ситуации: представить результаты проверок ПРУ; обеспечить группы (звенья) по обслуживанию ЗС ГО средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно примерным нормам оснащения (табелизации): а именно средствами индивидуальной защиты: противогаз фильтрующий (в т.ч. с защитой от авариной химически опасных веществ) – 6 комплектов, либо респиратор фильтрующий - 6 шт., противогаз изолирующий на сжатом воздухе или кислороде - 6 комплектов, либо костюм защитный облегченный - 6 комплектов, средствами специальной обработки: комплект санитарной обработки 1 комплект, средствами связи: радиостанция УКВВ носимая 1 комплект, либо коммутатор 1 шт., либо телефонный аппарат 5 шт., медицинским имуществом: комплект индивидуальный медицинский гражданской защиты - 6 шт., носилки медицинские мягкие бескаркасные огнестойкие (огнезащитные) - 2 шт.; оборудовать размещение укрываемых в ЗС ГО, установить нары для лежания укрываемых; укомплектовать защитное сооружение углекислотными огнетушителями из расчета 1 огнетушитель на каждые 300 кв.м. пола; установить время на мероприятия по подготовке ПРУ к приему укрываемых; привести систему вентиляции с механическим побуждением в исправно (работоспособное) состояние.

В обоснование исковых требований указывает, что прокуратурой Медведевского района Республики Марий Эл проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего вопросы содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны (Далее – ГО). Проверкой установлено, что в здании МОБУ «Медведевская средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов имени 50-летия Медведевского района» находится противорадиационное укрытие, в котором выявлены нарушения правил содержания и эксплуатации, оформления необходимой документации и технического состояния элементов ЗС ГО. На требование прокурора об устранении нарушений МОБУ «Медведевская средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов имени 50-летия Медведевского района» надлежащим образом не отреагировало. Принятие недостаточных мер по соблюдению правил в области гражданской обороны создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

В судебном заседании помощник прокурора Медведевского района Республики Марий Эл Захарова С.Г. требования искового заявления поддержала по основаниям в нем изложенным.

Представитель ответчика администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл Безденежных О.Н., действующая по доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований к администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл, указывая, что являются ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку функции учредителя в отношении образовательных учреждений исполняет Отдел образования и по делам молодежи администрации Медведевского муниципального района, который непосредственно осуществляет финансирование школы.

Представитель третьего лица Отдела образования и по делам молодежи администрации Медведевского муниципального района Малышева В.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований. Суду пояснила, что часть нарушений устранено самостоятельно МОБУ «Медведевская средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов имени 50-летия Медведевского района», на устранение остальных нарушений требуются значительные финансовые средства, которые в бюджете не предусмотрены. Учредителем школы является администрация Медведевского муниципального района, а Отдел образования и по делам молодежи является структурным подразделением администрации и доводит выделенные бюджетные средства непосредственно до образовательных учреждений в соответствии с их целевым назначением. Целевые денежные средства поступают от администрации Медведевского муниципального района.

Представитель ответчика МОБУ «Медведевская средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов имени 50-летия Медведевского района» в судебное заседание не явился. извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Республике Марий Эл по доверенности Мартьянов А.Н. в судебном заседании просил исковые требования удовлетворить.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании договора безвозмездного пользования имуществом № 15 от 13 января 2015 г. Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» передано в безвозмездное пользование МОБУ «Медведевская средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов имени 50-летия Медведевского района» здание школы, общей площадью 9422,7 кв.м., расположенное по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, п. Медведево, ул. Логинова, д. 4, с правом использования для решения задач в соответствии с учредительными документами организации и в соответствии с конструктивными и эксплуатационным назначением имущества, предоставляемого на условиях данного договора.

В подвальном помещении данного здания находится защитное сооружение гражданской обороны (далее ЗС ГО) – противорадиационное укрытие (далее – ПРУ), вместимостью 270 чел., общей площадью 554,4 кв.м., введенное в эксплуатацию в 1994 году, о чем свидетельствует паспорт противорадиационного укрытия.

Согласно ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой комплекс мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.

В силу требований ч. 1 ст. 9 выше указанного Закона организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Статьей 6 Закона установлено, что порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, приказом Министерства чрезвычайных ситуаций России от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

В пунктах 1.2, 2.1 и 2.2 указанных Правил определено, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения.

Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов РФ, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны.

В силу п. 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружений гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

Из материалов дела следует, что проведенной прокуратурой Медведевского района Республики Марий Эл совместно с Отделом надзорной деятельности и профилактической работы Медведевского района управления МЧС России по Республике Марий Эл проверкой защитных сооружений гражданской обороны выявлено, что МОБУ «Медведевская средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов имени 50-летия Медведевского района», которому ЗС ГО передано в безвозмездное пользование, не выполняются требования закона по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружений гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Так, в нарушение пп. 1.5, 3.2.11, 4.1.6, 6.1.1, 6.1.3, 6.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее – Правила) не представлены результаты проверок ПРУ; группы (звенья) по обслуживанию ЗС ГО не обеспечены средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно примерным нормам оснащения (табелизации); не оборудовано размещение укрываемых в ЗС ГО, отсутствуют нары для лежания укрываемых; руководителем организации не установлено время на мероприятия по подготовке ПРУ к приему укрываемых; защитное сооружение не укомплектовано углекислотными огнетушителями из расчета 1 огнетушитель на каждые 300 кв.м. пола; инженерное-техническое оборудование ЗС ГО содержится в неисправном состоянии и не готово к использованию по назначению.

В ходе судебного разбирательства прокурором по результатам дополнительного осмотра противорадиационного укрытия установлено, что в части обеспечения ЗС ГО исправным инженерно-техническим оборудованием необходимо привести систему вентиляции в исправное (работоспособное) состояние. Так же требования конкретизированы в части оснащения ЗС ГО согласно табелизации.

Факт наличия выявленных нарушений представителями ответчиков не оспаривался.

МОБУ «Медведевская средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов имени 50-летия Медведевского района» представлен план приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых, который никем не подписан, ни утвержден и не согласован в установленном законом порядке. В связи с чем, не может быть признан судом надлежащим доказательством исполнения требований в части установления времени на мероприятия по подготовке ПРУ к приему укрываемых.

Суд считает, что наличие вышеуказанных нарушений исключает возможность безопасного укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации. ЗС ГО с учета, как защитное сооружение гражданской обороны, не снят, объект своего статуса как защитное сооружение гражданской обороны не утратил, в связи с чем суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора и необходимости возложения обязанности по устранению выявленных нарушений требований законодательства, регулирующего содержание и эксплуатацию названного объекта, на МОБУ «Медведевская средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов имени 50-летия Медведевского района», являющегося пользователем защитного сооружения гражданской обороны, поскольку бездействие ответчика относительно обеспечения постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени нарушают права неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне" органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне. Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.

В соответствии с пунктами 9 и 10 постановления Правительства РФ от 29.11.199 г. № 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию. Организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе, сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Из материалов дела следует, что здание ЗС ГО находится в собственности муниципального образования «Медведевский муниципальный район», которое также является учредителем образовательного учреждения. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация муниципального образования «Медведевский муниципальный район» самостоятельно и через отраслевой орган – Отдел образования и по делам молодежи администрации муниципального образования. Финансовое обеспечение деятельности образовательного учреждения осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования «Медведевский муниципальный район».

Согласно Уставу муниципального образования «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл, утверждённому 28 августа 2019 г., к полномочиям администрации муниципального района отнесено осуществление полномочий по решению вопросов местного значения муниципального района; обеспечение составления проекта бюджета муниципального района, и внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение Собрания депутатов муниципального района; обеспечение исполнение бюджета муниципального района; осуществление функции распорядителя бюджетных средств при исполнении бюджета муниципального района.

Отдел образования и по делам молодежи администрации Медведевского муниципального района Республики Марий, в свою очередь, является отраслевым органом в структуре администрации Медведевского муниципального района, имеет статус юридического лица, осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных организаций Медведевского муниципального района, не связанные с управлением и распоряжением муниципальным имуществом в пределах делегированных полномочий в отношении образовательных организаций. В силу п. 3.6.12 Положения об Отделе образования и по делам молодежи администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район», утверждённого 29 июля 2015 г., указанный орган составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям (образовательные организации) бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет.

Бюджетная роспись – это документ, который составляется и ведется в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета.

В связи с изложенным, обязанность предусмотреть и обеспечить финансирование по содержанию здания ЗС ГО и устранению нарушений при его эксплуатации, должна быть возложена на администрацию Медведевского муниципального района, которая как исполнительно-распорядительный орган осуществляет функции по разработке и формированию бюджета муниципального района, а Отдел образования и по делам молодежи доводит до образовательных учреждений выделенные лимиты бюджетных обязательств соответственно их целевому назначению.

В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Поскольку для принятия мер по устранению выявленных нарушений и обеспечение финансирования мероприятий необходимо время, суд полагает, что указанный прокурором в исковом заявлении срок является разумным.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление прокурора Медведевского района Республики Марий Эл в интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному бюджетному учреждению «Медведевская средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов имени 50-летия Медведевского района», администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны удовлетворить.

Обязать администрацию Медведевского муниципального района Республики Марий Эл в течении двух лет со дня вступления решения суда в законную силу предусмотреть и обеспечить финансирование мероприятий по приведению в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых Приказом МЧС РФ от 15 декабря 2002 года № 583, противорадиационное укрытие, расположенное по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, п. Медведево, ул. Логинова, д. 4.

Обязать Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Медведевская средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов имени 50-летия Медведевского района» в течении двух лет со дня поступления финансирования из администрации Медведевского муниципального района устранить выявленные нарушения законодательства о гражданской обороне, а именно: выполнить работы по приведению защитного сооружения – противорадиационного укрытия, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, п. Медведево, ул. Логинова, д. 4, в соответствие с требованиями нормативных документов, восстановлению защитных свойств убежища и обеспечению его постоянной готовности к использованию по предназначению для безопасного пребывания укрываемых лиц как в военное время, так и при чрезвычайной ситуации:

представить результаты проверок ПРУ;

обеспечить группы (звенья) по обслуживанию ЗС ГО средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно примерным нормам оснащения (табелизации):

а именно средствами индивидуальной защиты: противогаз фильтрующий (в т.ч. с защитой от авариной химически опасных веществ) – 6 комплектов, либо респиратор фильтрующий - 6 шт., противогаз изолирующий на сжатом воздухе или кислороде - 6 комплектов, либо костюм защитный облегченный - 6 комплектов,

средствами специальной обработки: комплект санитарной обработки 1 комплект,

средствами связи: радиостанция УКВ носимая 1 комплект, либо коммутатор 1 шт., либо телефонный аппарат 5 шт.,

медицинским имуществом: комплект индивидуальный медицинский гражданской защиты - 6 шт., носилки медицинские мягкие бескаркасные огнестойкие (огнезащитные) - 2 шт.

оборудовать размещение укрываемых в ЗС ГО, установить нары для лежания укрываемых;

укомплектовать защитное сооружение углекислотными огнетушителями из расчета 1 огнетушитель на каждые 300 кв.м. пола;

установить время на мероприятия по подготовке ПРУ к приему укрываемых;

привести систему вентиляции с механическим побуждением в исправное (работоспособное) состояние.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл путем подачи апелляционной жалобы через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья Н.Б. Чикризова

Мотивированное решение составлено 18 июня 2021 года

2-746/2021 ~ М-646/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Медведевского района РМЭ
Ответчики
МОБУ "Медведевская СОШ № 3"
Администрация Медведевского муниципального района РМЭ
Другие
Отдел образования и по делам молодежи администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл
ГУ МЧС России по РМЭ
Суд
Медведевский районный суд Республики Мари Эл
Судья
Чикризова Наталия Борисовна
Дело на странице суда
medvedevsky--mari.sudrf.ru
22.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.04.2021Передача материалов судье
28.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2021Судебное заседание
07.06.2021Судебное заседание
11.06.2021Судебное заседание
18.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.07.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее