Дело № 2-731/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.Медведево 24 мая 2019 года
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Смышляевой И.Н.,
при секретаре Ветлужских Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Егорова К.В. к администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Егоров К.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район», в котором просит признать за ним право собственности в порядке наследования на земельный участок общей площадью 330 кв.м., расположенный по адресу: ....
В обоснование иска указано, что <...> года умерла мать истца Лаптева В.С., после смерти которой открылось наследство. Истец является наследником, принявшим наследство после смерти матери. При жизни умершей Лаптевой В.С. был предоставлен указанный выше земельный участок, которым она пользовалась. Однако правоустанавливающий документ на земельный участок отсутствует, в связи с чем нотариусом отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство на данный земельный участок.
В судебное заседание истец Егоров К.В. не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представители ответчика администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район», третьих лиц: администрации муниципального образования «Русскокукморское сельское поселение», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, нотариус Медведевского нотариального округа Сабирьянова О.В. не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассмотрено без участия неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
Согласно свидетельству о смерти <...> года умерла Лаптева В.С.
Нотариусом Медведевского нотариального округа Сабирьяновой О.В. <...> года к имуществу умершей Лаптевой В.С. заведено наследственное дело. Наследником, принявшим наследство, является истец, приходящийся сыном умершей. Иных наследников не установлено.
<...> года нотариусом Медведевского нотариального округа Сабирьяновой О.В. истцу выдано свидетельство о праве на наследство по закону на квартиру, расположенную по адресу: ....
Судом установлено, что Лаптевой В.С. при жизни был предоставлен для ведения садоводства земельный участок общей площадью 330 кв.м. с кадастровым номером № ..., расположенный по адресу: ....
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от <...> года данный земельный участок поставлен на кадастровый учет <...> года, ему присвоен кадастровый № ..., разрешенное использование для садоводства, площадь 330 кв.м. В разделе особые отметки имеется указание, что правообладателем земельного участка является Лаптева В.С., вид права – пожизненное наследуемое владение, документ-основание – инвентаризационная опись № ....
Из представленной по запросу суда инвентаризационной описи № ... следует, что Лаптевой В.С. представлен указанный земельный участок.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» к земельным отношениям, возникшим до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно Основам земельного законодательства Союза ССР и союзных республик от 1968 года, Земельному кодексу РСФСР 1970 года, земля в СССР состояла в исключительной собственности государства и предоставлялась только в пользование.
Согласно ст.ст. 4, 6 Закона РСФСР от 23 ноября 1990 г. № 374-1 «О земельной реформе» в собственность граждан могут передаваться земельные участки для ведения личного подсобного и крестьянского хозяйства, садоводства, животноводства, а также иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства. На этих земельных участках собственник вправе возвести жилой дом и хозяйственные постройки. Для строительства дач, гаражей, а также индивидуальной предпринимательской деятельности и иного, не запрещенного законом использования, земельные участки предоставляются гражданам в пожизненное наследуемое владение либо пользование, в том числе аренду.
Частью 1 ст. 49 Основ Гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 года было предусмотрено, что земельные участки предоставляются гражданам в пожизненное наследуемое владение или в пользование для производства сельскохозяйственной продукции, в том числе для ведения подсобного хозяйства и садоводства, для возведения и использования жилых домов и иных строений на праве собственности, а также для удовлетворения других нужд, предусмотренных законодательными актами.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 года № 480 «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» местные администрации принимали решение о перерегистрации ранее предоставленных в пользование гражданам земельных участков. Форма предоставления земельных участков (собственность, пожизненное наследуемое владение или аренда) определялась по желанию граждан.
Согласно ответу администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» в архиве свидетельство о праве на земельный участок на имя Лаптевой В.С. отсутствует.
Нарушение порядка предоставления земельного участка в данном случае не может повлиять на решение вопроса о признании права на землю.
Спорный участок до настоящего времени никем не истребован, о незаконном владении земельным участком не заявлено, право пользования земельным участком Лаптевой В.С. при жизни оспорено не было.
По сведения Единого государственного реестра недвижимости правообладателем числится Лаптева В.С.
Земельный участок, находившийся в государственной собственности, мог быть предоставлен гражданам, в соответствии с действовавшим законодательством, решением кооператива. На основании такого решения возникало вещное право на участок. При этом акты органов государственной власти или органов местного самоуправления не издавались. А органы местного самоуправления предоставляли земельные участки на праве постоянного пользования не гражданам – членам организаций, а самим организациям при их создании. Поэтому акт местного самоуправления, выдаваемый гражданам, носил не правоустанавливающий, а правоподтверждающий характер.
Отсутствие налаженного документооборота на время предоставления участков, а в последующем при выдаче свидетельств на право пожизненного наследуемого владения землей, происходило не по вине истца, поэтому не может послужить ограничением его прав.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что указанный земельный участок принадлежал при жизни Лаптевой В.С. на праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со ст. 1181 ГК РФ принадлежащие наследодателю на праве собственности земельные участки или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных ГК РФ.
В силу ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Из материалов дела судом установлено, что истец является наследником, принявшим наследство.
В силу ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Истцом заявлено требование о признании за ним права собственности на спорный земельный участок в порядке наследования.
В соответствии с абзацем первым п. 9.1. ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Учитывая приведенные выше обстоятельства, принимая во внимание, что судом установлено, что спорный земельный участок принадлежал наследодателю на праве пожизненного наследственного владения, суд приходит к выводу, что требования истца о признании за ним права собственности на земельный участок в порядке наследования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Егоровым К.В. право собственности в порядке наследования после смерти <...> года Лаптевой В.С. на земельный участок площадью 330 кв.м. с кадастровым номером № ..., расположенный по адресу: ....
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья И.Н.Смышляева
Мотивированное решение составлено 29 мая 2019 года.