Дело № 2-3986/2023
УИД: 42RS0009-01-2023-006121-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кемерово 18 октября 2023 г. Центральный районный суд города Кемерово Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Килиной О.А.
при секретаре Прокудиной Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области – Кузбассу в ... и ... к Обществу с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области – Кузбассу в ... и ... (далее по тексту – Управление роспотребнадзора по Кемеровской области – Кузбассу) обратился в суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» (далее по тексту – ООО «Энергоресурс»), в котором просит обязать ответчика в срок до **.**.**** получить санитарно-эпидемиологическое заключение по использованию водного объекта в целях питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения - скважина, расположенная по адресу: ..., кадастровый номер объекта ###.
Требования обоснованы тем, что Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в ..., ... и ... в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ проводит мероприятия по надзору за соблюдением санитарного законодательства. При анализе качества водоснабжения следует, что для обеспечения нужд населения ... в ... используется подземный источник питьевого водоснабжения, на который не разработан проект ЗСО источника питьевого водоснабжения (не определены границы 1,2,3 поясов ЗСО, перечень гигиенических и противоэпидемических мероприятий и режим хозяйственного использования территории), отсутствует санитарно - эпидемиологическое заключение по проекту ЗСО. Так же отсутствует санитарно - эпидемиологическое заключение по использованию водных объектов в целях питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения: ... - скважина. Данная информация получена в результате рассмотрения сведений из реестра выданных санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) проектной документации требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов по проектам ЗСО; сведений из реестра выданных санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) по использованию водного объекта в целях питьевого и хозяйственно бытового водоснабжения. В рамках заключенных **.**.**** концессионных соглашений муниципальным образованием ... ООО «Энергоресурс» переданы объекты централизованных систем холодного водоснабжения, в том числе, водные объекты (скважины) в целях питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения. По данному факту в соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» ООО «Энергоресурс» выдано предостережение «о недопустимости нарушения обязательных требований» ### от **.**.****. Согласно ответа на предостережение (письмо ООО «Энергоресурс» ### от **.**.****): ООО «Энергоресурс» ведутся работы по разработке проектов и оформлению лицензий, готовятся документы на получение санитарно-эпидемиологического заключения по использованию водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (на скважинах отбираются пробы на проведения лабораторных исследований в соответствии с СанПиН).
В судебном заседании представитель истца – Ивченкова Н.В., действующая на основании доверенности ### от **.**.****, поддержала исковые требования и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Энергоресурс» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, об отложении рассмотрения дела не просил.
С учетом положений ст. 113, 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, заслушав мнение представителя истца, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу положений п. 1 ч. 1, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Таким образом, вопросы водоснабжения населения относятся к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу п. 3 ст. 18 Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ч. 3 ст. 23 Закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Таким образом, использование водного объекта для забора воды, водоподготовке и отпуску питьевой воды в водопроводные сети допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
При анализе качества водоснабжения Управлением роспотребнадзора по Кемеровской области – Кузбассу следует, что для обеспечения нужд населения ... в ... – ... - 2 скв. питьевой водой, используется подземный источник питьевого водоснабжения, на который не разработан проект ЗСО источника питьевого водоснабжения (не определены границы 1,2,3 поясов ЗСО, перечень гигиенических и противоэпидемических мероприятий и режим хозяйственного использования территории), отсутствует санитарно - эпидемиологическое заключение по проекту ЗСО. Так же отсутствует санитарно - эпидемиологическое заключение по использованию водных объектов в целях питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения: ... - 2 скв.
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в ... и ... ООО «Энергоресурс» объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, о принятии мер по обеспечению разработки проекта ЗСО источника питьевого водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологического заключения по проекту ЗСО, по использованию водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, с уведомлением органа Роспотребнадзора в срок до **.**.**** о принятых мерах.
В ответ на предостережения Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в ... и ... ООО «Энергоресурс» направлено письмо от **.**.**** ###, из которого следует, что в рамках заключенных **.**.**** концессионных соглашений муниципальным образованием ... ООО «Энергоресурс» переданы объекты централизованных систем холодного водоснабжения в том числе водные объекты (скважины) в целях питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения, в настоящее время ответчик занимается выполнением мероприятий по установлению фильтровальных станций на скважины с несоответствующим качеством, ремонту и организации зон санитарной охраны первого пояса, работы выполняются ответчиком в соответствии с проектами, поскольку работы длительные и дорогостоящие, они проводятся поэтапно.
Таким образом, ООО «Энергоресурс» не соблюдаются требования п. 3 ст. 18 Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 3 ст. 23 Закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»: отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения на использование водных объектов в целях питьевого водоснабжения, из которого осуществляется забор воды.
В связи с чем, суд приходит выводу о возложении на ответчика обязанности получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения Прокопьевского муниципального округа.
Руководствуясь ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, предусматривающей обязанность суда определить срок, в течение которого решение должно быть исполнено, суд считает необходимым определить срок для исполнения решения суда – до **.**.****, что будет соответствовать принципам разумности и справедливости, не нарушит баланс прав всех участников рассматриваемых правоотношений, определяя данный срок исполнения решения суда, суд учитывает действия, которые необходимо совершить ответчику для получения санитарно-эпидемиологических заключений.
Согласно ст. 103 ГПК РФ с ООО «Энергоресурс» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей в доход местного бюджета, исходя из правил ст. 333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области – Кузбассу в ... и ... удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» (ИНН ###) в срок до **.**.**** получить санитарно-эпидемиологическое заключение по использованию водного объекта в целях питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения - скважина, расположенная по адресу: ..., кадастровый номер объекта ###.
Взыскать с Общество с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» (ИНН ###) в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено 20.10.2023.
Судья О.А. Килина