Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-765/2024 (2-4271/2023;) ~ М-3400/2023 от 24.11.2023

Производство № 2-765/2024

УИД 67RS0003-01-2023-005464-27

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Смоленск 1 февраля 2024 г.

Промышленный районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего судьи Соболевской О.В.,

при секретаре Лебедеве К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Смоленска, действующего в интересах несовершеннолетней Такоевой Надежды Павловны в лице законного представителя Такоевой Екатерины Сергеевны, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Смоленской области о возмещении затрат на приобретение технических средств реабилитации, возложении обязанности по дальнейшему обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации в соответствии с ИПРА,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Ленинского района г. Смоленска, действующий в интересах несовершеннолетней Такоевой Н.П. в лице законного представителя Такоевой Е.С., обратился в суд с указанным иском к ОСФР по Смоленской области, ссылаясь в обоснование требований, что прокуратурой Ленинского района г. Смоленска по обращению Такоевой Е.С., действующей в интересах своей несовершеннолетней дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны здоровья и жизни несовершеннолетних при обеспечении определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными средствами и медицинскими изделиями. Согласно ИПРА от ДД.ММ.ГГГГ , ей рекомендованы: опора для сиденья для детей-инвалидов, опора для стояния для детей-инвалидов, ходунки с дополнительной фиксацией (поддержкой) тела, в том числе для больных детским церебральным параличом, тутор на голеностопный сустав, ортопедическая обувь сложная без утепленной подкладки (пара), ортопедическая обувь сложная на утепленной подкладке (пара); подгузники для взрослых, размер «XS (объем талии/бедер до 60 см) с полным влагопоглощением не менее 1200 г. Такоева Е.С. 03.05.2023 обратилась в ОСФР по Смоленской области с заявлением на обеспечение подгузниками размера «XS», ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки и ортопедической обувью сложной на утепленной подкладке с помощью электронного сертификата. Электронный сертификат на подгузники размера «XS» действовал до 01.08.2023 (включительно). Такоева Е.С. электронным сертификатом не воспользовалась, поскольку предельная стоимость по данному сертификату за 1 подгузник составляла 23,37 руб. Из анализа цен на соответствующий товар в интернет-источниках следует, что средняя цена за один подгузник составляет 50 руб. Весь период подгузники для ребенка-инвалида Такоева Е.С. приобретала самостоятельно. Так, Такоевой Е.С. 26.06.2023 через интернет-сервис для размещения объявлений «Авито» приобреталось 8 упаковок памперсов на общую сумму 2000 руб.; 10.08.2023 Такоева Е.С. через «Авито» приобрела 20 упаковок памперсов на общую сумму 5000 руб.; 29.10.2023 Такоева Е.С. приобрела 5 упаковок памперсов на общую сумму 1280 руб. На личном приеме в ОСФР России по Смоленской области Такоевой Е.С. 03.10.2023 подано заявление для обеспечения: опорой для сидения для детей-инвалидов, опорой для стояния для детей-инвалидов, ходунками с дополнительной фиксацией (поддержкой) тела, в том числе для больных детским церебральным параличом (ДЦП), креслом-коляской с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов), тутором на голеностопный сустав. На сегодняшний день ФИО1 включена в Реестр получателей ходунков с дополнительной фиксацией (поддержкой) тела, в том числе для больных детским церебральным параличом (ДЦП). Реестр получателей направлен поставщику 26.10.2023. ФИО1 обеспечена вышеуказанным TCP 01.11.2023. До настоящего времени ФИО1 не обеспечена креслом-коляской с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов); тутором на голеностопный сустав, опорой для стояния для детей-инвалидов.

Просит суд обязать ОСФР по Смоленской области возместить Такоевой Е.С. затраты, понесенные на приобретение подгузников для взрослых на сумму 8280 руб., обеспечивать ФИО1 за счет средств областного бюджета подгузниками для взрослых в количестве 4 шт. (в сутки) до достижения ФИО1 18 лет, а также необходимыми техническими средствами реабилитации: креслом-коляской с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочной (для инвалидов и детей-инвалидов), тутором на голеностопный сустав, опорой для стояния для детей-инвалидов.

Определением Промышленного районного суда г. Смоленска от 12.12.2023 производство по делу в части требований о возложения обязанности на ОСФР по Смоленской области обеспечить ФИО1 техническими средствами реабилитации: креслом-коляской с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов), тутором на голеностопный сустав, опорой для стояния для детей-инвалидов прекращено в связи с отказом истца от данных требований.

В судебном заседании помощник прокурора Новикова О.В. требования поддержала по вышеизложенным основаниям, уточнив, что на ответчика необходимо, возложить обязанность по дальнейшему обеспечению ФИО1 подгузниками в соответствии с ИПРА за счет федерального бюджета, также пояснила, что Такоева Е.Н. не смогла воспользоваться электронным сертификатом, т.к. не было разъяснено сотрудниками Фонда, каким образом можно его использовать, а также суммы, которую можно было использовать посредством сертификата было недостаточно для приобретения необходимого количества памперсов.

Такоева Е.Н. в судебном заседании требования поддержала, пояснила, что подгузники ей не выдавали, и она искала самые дешевые. Нашла на сайте «Авито» и приобрела. Через сайт «OZON», на котором можно было оплатить сертификатом, получалась большая сумма, и нужно было много доплачивать. С 03.05.2023 фактически подгузниками Фонд не обеспечивал. Затем в ноябре 2023 г. обеспечили до июня 2024 г., т.е. на будущее время. В месяц необходимо 120 штук подгузников. В каждой пачке по 30 памперсов. По сертификату нужно было приобрести памперсы из расчета 23 руб. за штуку. Указала, что потратила на приобретение подгузников меньше денежных средств, чем выделено по сертификату. От сертификата она отказалась 20.06.2023. 3 октября 2023 г. ей в Отделении Фонда сказали, что разосланы всем письма о том, чтобы приобретали за свой счет, однако она такого письма не получала и не знала, что необходимо подавать заявление. После этого с заявлением не обращалась, т.к. сказали, что за прошлый период памперсы не выдадут. О том, что можно подать заявление на компенсацию не разъяснили. Когда отказывалась от сертификата, не сказали, что можно памперсы приобретать за свой счет. Сертификатом на памперсы не воспользовалась, потому что надо было доплачивать очень большую сумму. Первый раз она купила 240 штук, второй раз - 600, третий раз - 150, т.е. купила памперсов на 8 месяцев. Расплачивалась наличными. Других размеров памперсов не было.

Представитель ответчика ОСФР по Смоленской области Жукова О.А. в судебном заседании требования не признала, представила суду письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации (ИПРА) ребенка-инвалида ФИО1 ее законный представитель Такоева Е.С. обратилась 03.05.2023 в Отделение с заявлением на обеспечение подгузниками размера «XS» в виде электронного сертификата. На основании указанного заявления был сформирован электронный сертификат для приобретения технического средства (изделия) со сроком действия до 01.08.2023 (включительно). Электронным сертификатом Такоева Е.С. не воспользовалась. Согласно пункту 15(2) Правил инвалид либо лицо, представляющее его интересы, вправе отказаться от приобретения технического средства (изделия) и услуги по ремонту технического средства (изделия) с использованием электронного сертификата в течение срока его действия путем подачи в уполномоченный орган обращения в письменной форме и воспользоваться иными способами обеспечения техническими средствами (изделиями) и услугами по ремонту технических средств (изделий). 20 июня 2023 г. Такоевой Е.С. было подано заявление на предоставление ребенку-инвалиду ФИО1 соответствующего технического средства (изделия) в натуральном виде - подгузников размера «XS». Обеспечение инвалидов ТСР в виде подгузников размера «XS» осуществляется Отделением путем заключения государственных контрактов в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон №44-ФЗ). Заключение государственных контрактов на поставку названных ТСР происходит путем проведения конкурентной закупки в виде электронного аукциона. За период с 26.07.2023 по 10.09.2023 ОСФР по Смоленской области неоднократно размещались запросы ценовой информации на поставку в 2023 году подгузников размера «XS», но из-за предоставления недостаточного количества ценовых предложений (поступило 2 коммерческих предложения при необходимости минимально 3 коммерческих предложений) провести обоснование цены в соответствии нормами Закона № 44-ФЗ не предоставлялось возможным. 15 сентября 2023 г. Отделением в Единой информационной системе был размещен запрос ценовой информации на поставку в 2023 году подгузников размера «XS» со сроком предоставления коммерческих предложений до 19.09.2023. По итогам проведенного электронного аукциона 09.11.2023 Отделением заключен Государственный контракт на поставку в 2023 году подгузников для взрослых с ООО «ОПОРА-ЮГ». 10 ноября 2023 г. и 15 ноября 2023 г. ФИО1 сформированы направления на получение подгузников размера XS в количестве 960 шт. Фактическое обеспечение ФИО1 ТСР произведено поставщиком 20.11.2023 (до 16.07.2024). Правоотношения, связанные с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации, законодательно урегулированы, и в случае предоставления инвалиду уполномоченным органом технических средств реабилитации обязательства считаются выполненными в полном объеме. Требования об обязании обеспечить подгузниками до 18 лет не соответствует гражданскому процессуальному законодательству. В силу ст. 3 ГПК РФ защите подлежит нарушенное право, защита прав на будущее время не предусмотрена. Также требования об обеспечении подгузниками для взрослых до 18 лет не соответствует законодательству в части обеспечения ТСР, предусмотренным ИПРА инвалида. Согласно ИПРА ФИО1 рекомендованы подгузники для взрослых, размер «XS» (объем талии/бедер до 60 см.), что соответствует возрасту ребенка-инвалида. По мере взросления ребенка-инвалида в бюро МСЭ выдается новая ИПРА, содержащая новые сведения о необходимых ТСР согласно обращению инвалида. Является очевидным, что подгузники размера «XS» не будут показаны к предоставлению ребенку-инвалиду в 2034 году (по достижении 18 лет). Кроме того, согласно ГОСТ Р 55082-2012 на маркировке товара должен быть установлен срок годности (для подгузников 3-5 лет). Предоставление инвалиду подгузников в количестве, требуемом до достижения 18 летнего возраста, не отвечает требованиям СанПиН и законодательству о защите прав потребителей. Таким образом, требования прокурора о возложении на ОСФР по Смоленской области обязанности обеспечивать ФИО1 подгузниками для взрослых до 18 лет не соответствует действующему законодательству. ОСФР по Смоленской области обеспечивает инвалидов ТСР только за счет средств федерального бюджета согласно доведенным лимитам бюджетных обязательств на основании заключенных государственных контрактов. Также обеспечение инвалидов за счет средств областного бюджета не входит в компетенцию ответчика. В случае, если, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации технические средства реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду, либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 Закона № 181-ФЗ (ч. 6 ст. 11 Закона № 181-ФЗ, п. 15.1 Правил). Согласно п. 5 Приказа Минтруда России от 26.07.2023 N 603н «Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации», п. 18 Административного регламента, утвержденного Приказом ФСС РФ от 16.05.2019 N 256 для получения компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР в орган СФР необходимо представить: 1) заявление о выплате компенсации; 2) документ, удостоверяющий личность инвалида или лица, представляющего его интересы (как правило, это паспорт), а также документ, подтверждающий полномочия последнего на подачу заявления (доверенность в простой письменной форме), либо документ, подтверждающий статус законного представителя; 3) документы, подтверждающие расходы по самостоятельному приобретению ТСР за собственный счет. Порядок обеспечения и выплаты компенсации инвалидам за самостоятельно приобретенное ТСР определен и регламентирован, выплата денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации возможна только на основании официально оформленных кассовых документов, при этом скриншоты переводов частным лицам не могут являться подтверждением расходов для выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные подгузники, в размере средневзвешенной цены, определенной уполномоченным органом по данному округу. Таким образом, действующим законодательством предусмотрен порядок определения размера компенсации, в том числе путем установления ограничения размера такой компенсации - не более средневзвешенной цены, определенной уполномоченным органом по данному округ. B отношении несовершеннолетнего ребенка ФИО1 законный представитель с заявлением и документами, подтверждающими расходы по самостоятельному приобретению ТСР за собственный счет в ОСФР по Смоленской области не обращался. Оценке компенсации с точки зрения её размера Отделением не производилась, решение об отказе в выплате компенсации органом СФР не принималось. Полагает требования о возмещении Такоевой Е.С. затрат, понесенных на приобретение подгузников, без подачи соответствующего заявления и документов, подтверждающих расходы за самостоятельно приобретенные ТСР за собственный счет, являются неправомерными. Само по себе наступление у Такоевой Е.С. права на получение ТСР и неполучение средств в натуре не свидетельствует об обоснованности требований о взыскании затрат, понесенных на приобретение подгузников, на сумму 8280 руб. Затраты на ТСР в сумме 8280 руб. не подтверждены допустимыми доказательствами, расчетом суммы компенсации, а, соответственно, не обоснованно заявлены в иске. Дополнительно указала, что Отделение не оспаривает, что должно в силу закона обеспечивать средствами реабилитации. Если покупка происходила через сайт «Авито», то Фонд не будет компенсировать, потому что обязательно представление документов, подтверждающих расходы. QR-коды сканируются и передаются в налоговую, чтобы не было таких случаев, что по одним и тем же документам получали в разных регионах компенсацию. По их сведениям ФИО1 была обеспечена памперсами меньшего размера по 27.05.2023. Просит суд в удовлетворении требований отказать.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. является ребенком-инвалидом.

ФГУ Главное бюро МСЭ по Смоленской области для ФИО1 разработана Индивидуальную программа реабилитации или абилитации инвалида от 03.04.2023 , согласно которой ей рекомендованы, в том числе подгузники для взрослых, размер «XS» (объем талии/бедер до 60 см), с полным влагопоглощением не менее 1200 г.

3 мая 2023 г. Такоева Е.Н. обратилась в ОСФР по Смоленской области с заявлением на обеспечение ребенка подгузниками размера «XS», ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки и ортопедической обувью сложной на утепленной подкладке с помощью электронного сертификата.

На основании указанного заявления был сформирован электронный сертификат для приобретения технического средства (изделия) со сроком действия до 01.08.2023 (включительно).

Как указывает истец, воспользоваться сертификатом она не смогла, так как сумма сертификата (стоимость за 1 шт. памперса в 23 руб.) была значительно ниже суммы ТСР на ценовом рынке – на тех площадках, где возможно было воспользоваться электронным сертификатом для оплаты подгузников.

В связи с чем она самостоятельно обеспечивала дочь необходимыми подгузниками, приобретая таковые на сайте «Авито» за наличные денежные средства.

Всего ею было приобретено 8 упаковок 26.06.2023 на сумму 2000 руб., 20 упаковок 10.08.2023 на сумму 5000 руб., 5 упаковок 29.10.2023 на сумму 1280 руб., то есть потрачено 8280 руб.

В подтверждение приобретения необходимых для ребенка-инвалида подгузников Такоевой Е.Н. представлены скриншоты переписок с продавцами с сайта «Авито» в сети Интернет, а также помощником прокурором Ленинского района г. Смоленска Петровой О.А. произведен мониторинг цен на подгузники для взрослых размера «XS» на сайтах различных маркетплейсов, по результатам которого установлено, что на сайте «Авито» возможно было приобрести подгузники по цене 29,41 руб. за штуку, в то время как на других сайтах цена за 1 штуку составила 63,80 руб. и 50 руб.

О возможности обращения законного представителя ребенка-инвалида за компенсацией фактически понесенных расходов на приобретенное средство реабилитации, при необеспечении таковым, Отделение фонда Такоевой Е.С. не сообщило.

Фактически необходимыми ребенку подгузниками ФИО1 была обеспечена только 20.11.2023 в количестве из расчета 4 шт. в день – до 16.07.2024.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) предусмотренные этим законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федеральный закон № 181-ФЗ инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В силу статьи 2 указанного Закона, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного законодательства.

Согласно статье 10 Федеральный закон № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 11 Федеральный закон № 181-ФЗ установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (части 1, 3 и 14 статьи 11.1 Федеральный закон № 181-ФЗ).

В силу части 2 указанной статьи индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Из приведенных нормативных положений следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения.

Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 26.07.2023 № 603-н «Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации».

Согласно п. 3 указанного Порядка компенсация выплачивается инвалиду (ветерану) в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (заключением врачебной комиссии медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, о нуждаемости ветерана в обеспечении протезами, протезно-ортопедическими изделиями) (далее - заключение) техническое средство реабилитации (изделие) и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) или инвалид (ветеран) самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации (изделие) и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Компенсация выплачивается инвалиду (ветерану) в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (заключением врачебной комиссии медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, о нуждаемости ветерана в обеспечении протезами, протезно-ортопедическими изделиями) (далее - заключение) техническое средство реабилитации (изделие) и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) или инвалид (ветеран) самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации (изделие) и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

В силу п. 4 Порядка размер компенсации определяется уполномоченным органом ежегодно в срок до 1 марта текущего года на основании средневзвешенной цены однородного технического средства реабилитации (изделия) и (или) оказания однородной услуги, расчет которой осуществляется исходя из суммы всех государственных контрактов на закупку однородного технического средства реабилитации (изделия) и (или) оказания однородной услуги, заключенных уполномоченными органами, расположенными на территории одного и того же федерального округа, исполненных в году, предшествующем текущему, деленной на количество закупленных по указанным государственным контрактам технических средств реабилитации (изделий) и (или) оказанных услуг.

Указанный размер компенсации является действительным на срок до 1 марта года, следующего за текущим.

Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что компенсация инвалиду (ветерану) выплачивается на основании заявления инвалида (ветерана) либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации (изделия) и (или) оказанию услуги (далее - заявление), поданного в уполномоченный орган однократно, а также иных документов, предусмотренных настоящим пунктом.

При подаче инвалидом (ветераном) или лицом, представляющим его интересы, заявления представляются документы, удостоверяющие личность инвалида (ветерана) или личность лица, представляющего интересы инвалида (ветерана), документ, подтверждающий полномочия лица, представляющего интересы инвалида (ветерана), на подачу заявления (доверенность, оформленная в простой письменной форме) или документ, подтверждающий статус законного представителя, а также документы, подтверждающие расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации (изделия) и (или) оказанию услуги инвалидом (ветераном) за собственный счет (далее - документы, подтверждающие расходы).

Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (заключения), документов, подтверждающих расходы, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, предусмотренных пунктами 8, 10 и 15(1) Правил), а также средневзвешенной цены однородного технического средства реабилитации (изделия) и (или) однородной услуги.

В случае если фактическая стоимость технического средства реабилитации (изделия) и (или) услуги меньше, чем размер компенсации, определенный на основании средневзвешенной цены однородного технического средства реабилитации (изделия) и (или) оказания однородной услуги, компенсация выплачивается исходя из затрат инвалида (ветерана) в соответствии с предоставленными документами, подтверждающими расходы (электронными образами документов при обращении через личный кабинет единого портала).

В этой связи, учитывая, что подгузники, приобретенные матерью ребенка-инвалида, являющиеся техническим средством реабилитации, входят в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, а также предусмотрены ИПРА в отношении малолетней ФИО1, при этом таковыми ребенок-инвалид не был обеспечен, сумма самостоятельно понесенных расходов по обеспечению ФИО1 необходимыми средствами реабилитации в размере 8280 руб. подлежит возмещению ФИО1 ответчиком.

При этом суд отмечает, что, исходя из ежедневно положенного ФИО1 количества подгузников (4 шт.) и определенной на приобретение подгузников суммой электронного сертификата (23 руб. за шт.), которым законный представитель несовершеннолетнего ребенка не воспользовалась в целях экономии, в месяц на приобретение подгузников должно быть потрачено 2760 руб. (4 пачки по 30 шт.) ребенок-инвалид не обеспечивался положенными подгузниками со стороны ОСФР на протяжении более 6 с половиной месяцев, и за этот период предоставляемая по сертификату сумма на подгузники должна была составить как минимум 17940 руб., тогда как сумма, подлежащая компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации значительно меньше определенной на основании средневзвешенной цены стоимости однородного технического средства реабилитации.

Вместе с тем, суд соглашается с позицией ответчика в части необоснованности требований о возложении на ОСФР обязанности обеспечивать ФИО1 подгузниками в соответствии с ИПРА до 18 лет.

Обязанность по обеспечению инвалида рекомендованными техническими средствами реабилитации возложена на Фонд пенсионного и социального страхования в силу закона.

ФИО1 10.11.2023 и 15.11.2023 сформированы направления на получение подгузников размера «XS» в количестве 960 шт. Фактическое обеспечение ТСР произведено поставщиком 20.11.2023 на срок до 16.07.2024.

При этом от дальнейшего обеспечения ребенка-инвалида рекомендованными средствами реабилитации, в частности подгузниками, ОСФР по Смоленской области не отказывалось. Действующая ИПРА ФИО1 разработана с учетом состояния, возраста, веса, объемов ребенка. Объективно, необходимость в средствах реабилитации, в частности подгузниках (их размерах, количества на день и пр.) будет меняться и устанавливаться новыми индивидуальными программами реабилитации и абилитации, поэтому оснований для возложения на ОСФР по Смоленской области обязанности обеспечивать ФИО1 за счет федерального бюджета подгузниками в соответствии с ИПРА от ДД.ММ.ГГГГ на будущее время не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Ленинского района г. Смоленска, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО1 в лице законного представителя Такоевой Екатерины Сергеевны, удовлетворить частично.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Смоленской области (<данные изъяты>) обязанность по компенсации Такоевой Екатерине Сергеевне (<данные изъяты>), действующей в интересах несовершеннолетней дочери ФИО1, затрат на самостоятельно приобретенные подгузники, предусмотренные ИПРА ребенка-инвалида от ДД.ММ.ГГГГ , в размере 8280 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья О.В. Соболевская

2-765/2024 (2-4271/2023;) ~ М-3400/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Информация скрыта
Прокуратура Ленинского района г. Смоленска
Такоева Екатерина Сергеевна
Ответчики
ОСФР по Смоленской области
Другие
ОГБУЗ "Детская клиническая больница"
Суд
Промышленный районный суд г. Смоленска
Судья
Соболевская Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
prom--sml.sudrf.ru
24.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.11.2023Передача материалов судье
01.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2023Подготовка дела (собеседование)
12.12.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.01.2024Предварительное судебное заседание
01.02.2024Судебное заседание
08.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.07.2024Дело оформлено
08.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее