Дело № 2-1974/2022
50RS0026-01-2021-018101-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16.02.2022 года Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Аксеновой Е.Г., при секретаре Поляковой А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Королевой Н. И. к Управлению опеки и попечительства по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино Министерства социального развития Московской области, Министерству образования Московской области о признании права на однократное предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств бюджета Московской области, обязании включить в список - детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Истец Королева Н.И. обратилась в суд с вышеуказанным иском, обосновывая требования тем, что является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Она зарегистрирована в муниципальном жилом помещении по адресу: <адрес>, Октябрьский пр-т, <адрес>. Жилое помещение – комната в коммунальной квартире общей площадью 23,18 м2, жилой площадью 15,2 м2.
Распоряжениями управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино от ДД.ММ.ГГ №-Р и №-Р истица была включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области, ввиду установления факта невозможности проживания Королевой Н.И. по месту ее регистрации, так как обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы (в комнате общей площадью 23,18 м2 трехкомнатной коммунальной квартиры зарегистрировано 3 человека).
В указанном жилом помещении были зарегистрированы истица, ее сестра – Быкова А.В. и мать – Никифорова О.В., лишенная родительских прав.
ДД.ММ.ГГ Никифорова О.В. была снята с регистрационного учета по вышеуказанному адресу в связи со смертью.
В ДД.ММ.ГГ Королева Н.И. должна быть обеспечена жилым помещением, однако Распоряжением управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино от ДД.ММ.ГГ №-Р была исключена из списков детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области в связи с обеспеченостью общей площадью, приходящегося на одного человека в жилом помещении по адресу: <адрес>, более учетной нормы, установленной в городском округе Люберцы в размере 10 м2 (в комнате общей площадью 23,18 м2 в трехкомнатной коммунальной квартире зарегистрированы по месту жительства 2 человека).
В данный момент истица проживает у знакомых.
Проживать по адресу регистрации по месту жительства не представляется возможным, поскольку сестра Быкова А.А. проживает в вышеуказанном жилом помещении, в комнате коммунальной квартиры, жилой площадью 15,2 м2 совместно со своей семьей.
Определить порядок пользования комнатой не представляется возможным, другого жилья у Королевой Н.И. не имеется.
На основании изложенного истица просит суд признать за ней право на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств бюджета Московской области в городском округе Люберцы, обязать Управление опеки и попечительства по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино Министерства социального развития Московской области включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области в городском округе Люберцы.
Истец Королева Н.И. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Управления опеки и попечительства по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино Министерства социального развития Московской области Илюшкин М.В. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований, просил отказать в удовлетворении иска.
Представитель ответчика Министерства образования Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Представитель третьего лица Администрации городского округа Люберцы Смольянинов В.А. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных требований.
Третье лицо – Быкова А.В. в судебное заседание не явилась, ее представитель не возражала против удовлетворения исковых требований.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, оценив собранные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 109 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу требований ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГ N 159-ФЗ), законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 159-ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 159-ФЗ, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Решением Совета депутатов муниципального образования городской округ Люберцы Московской области от ДД.ММ.ГГ N 84/9 установлена учетная норма площади жилого помещения для постановки граждан на учет, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма равной 10 кв. м общей площади на одного члена семьи.
В соответствии с п. 3.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:
1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;
2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;
4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
В соответствии с п. 3 названных правил, в список, в том числе, включаются лица из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лица из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 20 Правил, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет, исключаются из списка в случаях, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В судебном заседании установлено, что Королева Н.И. является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Королева Н.И. зарегистрирована в комнате муниципальной коммунальной квартиры № по адресу: <адрес>.
Распоряжениями управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино от ДД.ММ.ГГ №-Р и №-Р Королева Н.И. была включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области, ввиду установления факта невозможности проживания Королевой Н.И. по месту ее регистрации так как обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы (в комнате общей площадью 23,18 м2 трехкомнатной коммунальной квартиры зарегистрировано 3 человека).
В указанном жилом помещении на тот момент были зарегистрированы истица, ее сестра – Быкова А.В. и мать – Никифорова О.В., лишенная родительских прав.
ДД.ММ.ГГ Никифорова О.В. была снята с регистрационного учета по вышеуказанному адресу в связи со смертью.
Согласно сведениям, содержащимся в лицевом счете №, жилая площадь комнаты коммунальной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в которой зарегистрирована истица, а также Быкова А.В., составляет 15,2 м2, при этом общая площадь квартиры составляет 23,18 м2.
Распоряжением управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино от ДД.ММ.ГГ №-Р Королева Н.И. исключена из списков детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области в связи с обеспеченостью общей площадью, приходящегося на одного человека в жилом помещении по адресу: <адрес>, более учетной нормы, установленной в городском округе Люберцы в размере 10 м2 (в комнате общей площадью 23,18 м2 в трехкомнатной коммунальной квартире зарегистрированы по месту жительства 2 человека).
В судебном заседании Королева Н.И. не проживает по месту регистрации, поскольку по данному адресу регистрации проживает сестра совместно со своей семьей.
Судом установлено, что другого жилья у истицы нет, что подтверждается уведомлением об отсутствии в ЕГРН сведений о недвижимом имуществе от ДД.ММ.ГГ.
Третье лицо Быкова А.В. пояснила суду, что в спорном жилом помещении по вышеуказанному адресу она проживает совместно со своей семьей (супругом и ребенком), сестра проживает отдельно, совместное хозяйство с Быковой А.В. не ведет.
Поскольку помимо зарегистрированных лиц в вышеуказанном жилом помещении проживает и семья сестры истицы в количестве еще двух человек, суд считает невозможным распределение общей площади жилого помещения только на двоих зарегистрированных в нем лиц. Учитывая жилую площадь комнаты, совместное проживание Королевой Н.И. с Быковой А.В. и членами ее семьи фактически невозможно.
Согласно частям 1 и 2 ст. 8 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГ N 248/2007-ОЗ "О представлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - жилые помещения) в порядке, установленном Правительством Московской области.
Из вышеприведенных норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, в случаях, если они не являются нанимателями или членами семьи нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, либо собственниками жилых помещений.
Поскольку Королева Н.И. не является ни собственником жилого помещения, ни нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, свободно им не распоряжается, суд приходит к выводу о том, что Королева Н.И. имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, суд считает, что расчет минимальной учетной нормы площади жилого помещения в коммунальной квартире следует производить, исходя из жилой площади квартиры. Таким образом, на истца приходится 7,6 кв.м жилой площади в комнате.
В соответствии со статьей 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.
Согласно статье 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" основными задачами органов опеки и попечительства являются, в том числе защита прав и законных интересов граждан, находящихся под опекой или попечительством.
Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 761, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, отнесены к категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, а также определены основные задачи и меры, направленные на защиту их прав и интересов.
Из системного толкования вышеизложенных норм права следует, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы опеки и попечительства не вправе действовать во вред законным интересам данной социально незащищенной категории детей.
Таким образом, в силу положения ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 159-ФЗ Королева Н.И. имеет право на однократное получение благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194–198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Королевой Н. И. к Управлению опеки и попечительства по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино Министерства социального развития Московской области, Министерству образования Московской области о признании права на однократное предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств бюджета Московской области, обязании включить в список - детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области - удовлетворить.
Признать за Королевой Н. И. право на однократное предоставление жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области в городском округе Люберцы.
Обязать Управление опеки и попечительства по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино Министерства социального развития Московской области включить Королеву Н. И. в список - детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области в городском округе Люберцы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Люберецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Г. Аксенова
Решение принято в окончательной форме 31.03.2022 года.