Мировой судья Тилькиджи К.В. Дело №
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
8 сентября 2023 года город Мурманск
Судья Ленинского районного суда г. Мурманска Мацуева Ю.В., рассмотрев жалобу должностного лица Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области ФИО4 на постановление мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района г. Мурманска, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района г.Мурманска, от ДД.ММ.ГГГГ № о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора ООО «АРХСТРОЙПРОЕКТ» ФИО1,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района г. Мурманска, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района г.Мурманска, от ДД.ММ.ГГГГ № прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении должностного лица – директора ООО «АРХСТРОЙПРОЕКТ» ФИО1 на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с указанным постановлением, должностное лицо Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области ФИО4 обратилась в суд с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление мирового судьи отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Находит ошибочной ссылку мирового судьи на изменения, внесенные положениями Федерального закона от 14.07.2022 №237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому статья 11 Федерального закона № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», изложена в новой редакции, согласно которой у страхователя с 01 января 2023 года отсутствует обязанность ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представлять в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ, о каждом работающем застрахованном лице.
Полагает, что данные изменения законодательства не могут в данном случае быть расценены как обстоятельства, освобождающие должностное лицо от обязанности по предоставлению страхователем информации в административный орган, а так же как освобождающего последнего от административной ответственности.
Административный орган, должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не явились, извещены.
Проверив материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 15.33.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В соответствии с примечанием к ст. 15.33.2 КоАП РФ, ответственности за нарушение указанного административно-правового запрета подлежат должностные лица, указанные в статье 2.4 данного Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливаются Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – ФЗ №27-ФЗ).
Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете, нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности.
Абзацем 1 части 1 статьи 8 ФЗ №27-ФЗ установлено, что сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Так, страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 данного Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Документы в электронной форме, содержащие указанные сведения, должны быть подписаны электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06 апреля 2011 года №63-ФЗ «Об электронной подписи».
Согласно абзацу 4 части 1 ст. 8 ФЗ №27-ФЗ, контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ, страхователи представляют предусмотренные пунктам 2 - 2.2 и 2.4 данной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 ФЗ №27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу абзаца 2 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации №27-ФЗ, страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные данным Федеральным законом.
Сведения о застрахованных лицах предоставляются по форме СЗВ-М, которая утверждена Постановлением Правления ПФ РФ от 15.04.2021 №103п (документ утратил силу с 01.01.2023).
Анализ приведенных выше положений закона, действовавших на момент события установленного мировым судьей правонарушения, позволяет прийти к выводу о том, что непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме, являлось поводом для привлечения к административной ответственности по ч.1 ст. 15.33.2 КоАП РФ должностных лиц (согласно примечанию к данной статье), состав которой образует невыполнение надлежащим образом публично-правовой обязанности по представлению сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в полном (достоверном) виде.
При этом административная ответственность является реакцией правоприменителя на факт нарушения закона обязательного пенсионного страхования и призвана пресечь сам факт нарушения закона, побудить должностное лицо впредь должным и надлежащим образом исполнять свои служебные обязанности.
Из материалов дела следует, что ФИО1, являясь директором ООО «АРХСТРОЙПРОЕКТ» не предоставил в пенсионный орган сведения по форме СЗВ-М (исходная) за сентябрь 2022 года в срок, установленный пунктом 2.2 статьи 11 ФЗ №27-ФЗ в редакции, действовавшей на момент подачи отчетных документов.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судьёй соответствующими формами отчётности, а также не оспаривались должностным лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
По данному факту уполномоченным лицом административного органа составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями статей 28.2, 28.3 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела, каких-либо процессуальных нарушений при его составлении не установлено.
По результатам рассмотрения вышеуказанного дела об административном правонарушении, действия должностного лица мировым судьей верно квалифицированы по ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, то есть в связи с признанием утратившим силу положения закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное, мировой судья исходил из вступления в законную силу положений Федерального закона от 14 июля 2022 года №237-ФЗ, которым внесены изменения в статью 11 Федерального закона № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Вместе с тем мировым судьей не учтено следующее.
Действительно, указанными изменениями с 01 января 2023 года пункт 2.2 статьи 11, содержащий требования о предоставлении страхователями сведений в соответствующие подразделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, исключен из текста указанного федерального закона.
Этим же законодательным актом и определены новые порядок и сроки предоставления сведений страхователями.
Так, согласно пункту 1 статьи 11 Закона №27-ФЗ в редакции Закона №237-ФЗ, действующей с 1 января 2023 года, страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда по месту своей регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, - в налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В пункте 2 статьи 11 Закона №27-ФЗ в редакции Закона №237-ФЗ, действующей с 1 января 2023 года, определен перечень сведений и документов, которые страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе).
При этом в пунктах 3 - 6 статьи 11 Закона №27-ФЗ в действующей с 1 января 2023 года редакции установлены порядок и сроки предоставления страхователями сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту своей регистрации в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона №27-ФЗ.
В свою очередь, норма части 1 статьи 15.33.2 КоАП РФ носит бланкетный характер.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27 сентября 2016 года №2017-О, изменение (пересмотр) правил, несоблюдение которых образует объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных бланкетными диспозициями законодательства об административных правонарушениях, не может не оказывать влияния и на оценку противоправности соответствующего деяния, а потому положения части 2 статьи 1.7 КоАП Российской Федерации должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный Кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности.
Из системного анализа положений Закона №27-ФЗ, в редакциях, действовавшей до 1 января 2023 года и действующей с 1 января 2023 года, следует, что обязанность страхователей по представлению персонифицированных сведений о физических лицах не исключена.
В настоящее время сохраняет юридическую силу норма ч.1 ст. 15.33.2 КоАП Российской Федерации.
При этом Федеральному закону от 14.07.2022 №237-ФЗ не может быть придано значение закона, отменяющего административную ответственность за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.33.2 КоАП РФ, поскольку установление административной ответственности за ненадлежащее исполнение страхователем своих обязанностей, установленных ФЗ №27-ФЗ, может утратить свое правовое значение, поскольку будет предполагать освобождение от публично-правовой ответственности лиц, нарушающих требования ФЗ №27-ФЗ, после соответствующих изменений в этот закон по порядку и объему предоставляемых страхователем сведений, при том, что соответствующая публично-правовая ответственность изначально устанавливалась для обеспечения соблюдения интересов государства в области обязательного пенсионного страхования в системе действующего в Российской Федерации законодательства.
Помимо этого, с учетом иных изменений действующего законодательства, внесенных Федеральным законом от 14.07.2022 №237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 31.10.2022 №245п «Об утверждении единой формы «Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)» и порядка ее заполнения» утверждены формы и формат предоставляемых сведений в отношении зарегистрированного лица, а также порядок заполнения данной формы взамен формы «Сведения о застрахованных лицах» (СЗВ-М), которая ранее представлялась страхователями в ПФР ежемесячно.
Данные обстоятельства мировым судьей при рассмотрении дела не учтены.
Допущенные процессуальные нарушения носят существенный характер и не позволяют признать обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 КоАП РФ, законным и обоснованным, поскольку такое разрешение дела не отвечает задачам производства по делам об административных правонарушениях, установленным статьей 24.1 КоАП РФ.
В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что на момент рассмотрения жалобы должностного лица ОСФР по Мурманской области срок привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек (ДД.ММ.ГГГГ), полагаю необходимым постановление мирового судьи отменить, а дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела мировому судье следует принять меры к полному, всестороннему и объективному выяснению всех обстоятельств дела, разрешению его в соответствии с законом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1–30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
жалобу должностного лица Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области ФИО4 – удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района г. Мурманска, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района г.Мурманска, от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесенное в отношении должностного лица – директора ООО «АРХСТРОЙПРОЕКТ» ФИО1 по делу о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № Ленинского судебного района г. Мурманска.
Судья Ю.В. Мацуева